Автор: Шабалина Ольга Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Ямская СОШ
Населённый пункт: городской окуруг Домодедово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Возьми себе в пример героя
Тема: «Возьми себе в пример героя, иди за ним»
Предмет: внеклассное мероприятие
Учитель: Шабалина О.О.
Класс: 4
Единица содержания:
понимание термина "героический поступок" на примере подвигов детей и женщин во время
Великой Отечественной войны.
Цель:
обучающий аспект
уметь применять знания о событиях и подвигах детей и женщин в период Великой
Отечественной войны;
знать и понимать кто такой «герой», и какие поступки считаются героическими;
уметь пользоваться информационными источниками (текстами, файлами,
интернетом) для создания СТРАНИЦ КНИГИ ПАМЯТИ;
развивающий аспект
развивать аналитическое мышление при выборе исторических материалов для
аргументации примеров своей позиции;
развивать речь учащихся;
воспитывающий аспект
воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих сверстников в годы войны;
воспитывать этику взаимодействия в группе;
воспитывать интерес к изучению истории своей Родины;
воспитывать любовь к Родине, своему народу.
Этапы урока:
подготовка к активной учебно – познавательной деятельности (Пг);
применение знаний и способов действий (Пр);
итог на рефлексивной основе (Ит).
1
Конспект занятия.
Этап занятия
Деятельность учителя
Проверка готовности учащихся к занятию.
- Здравствуйте, дети. Я вас рада видеть.
- Сегодня на нашем открытом занятии присутствуют гости. Давайте
поприветствуем их.
Подготовка к
активной
учебно –
познавательной
деятельности
(Пг)
- А начнём занятие с выполнения задания, которое нам обозначит тему.
- Посмотрите на слайд.
Фото ЛИЧНОСТЕЙ…
Кутузов Михаил
Илларионович русский
генерал-фельдмаршал из
рода Голенищевых-
Кутузовых,
главнокомандующий во
время Отечественной
войны 1812 года
Георгий
Константинович Жуков
(советский военачальник.
Маршал Советского
Союза, четырежды Герой
Советского Союза),
Александр Васильевич
Суворов (великий
русский полководец,
военный теоретик,
национальный герой
России)
- Перед нами репродукции известных личностей. Постарайтесь их узнать.
Зачитываю:
русский генерал-фельдмаршал главнокомандующий во время
Отечественной войны 1812 года (Кутузов)
фильм о Суворове
- Вы догадались, кто это? Показываю на 3-е фото (Жуков….)
- А что объединяет этих людей? (они герои)
- «Кто для вас настоящий герой?» - такой вопрос мы решили задать людям,
работающим в нашей школе.
- Давайте посмотрим, что из этого получилось.
ролик
- Ребята, а кто для вас настоящий герой?
- Думаю, вы догадались, что тема нашего занятия посвящена героям.
Слайд
«Возьми себе в пример героя, иди за ним» - говорил
великий
русский
2
полководец А.В. Суворов
Девочка читает
… 22 июня 1941 года, воскресенье. Успешно сданы экзамены за четвёртый
класс. Даже получена похвальная грамота «За отличные успехи и примерное
поведение». Мне двенадцать лет. Вспоминаю своё детство, такое спокойное,
мирное…
(из книги «Рассказы о юных героях», Ирина Токмакова)
Ранним солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «война».
На экране: Светлой памяти всех ребят отдавших свою жизнь в борьбе с
фашизмом посвящается ...
Применение
знаний и
способов
действий (Пр)
Слайд
- Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые.
На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, ваших
ровесников.
- Пришел час – они совершили истинный подвиг. И мы не можем
не вспомнить имена юных патриотов
- Отдавая дань уважению героизму наших сверстников в годы войны,
восхищаясь их мужеством, мы решили создать книгу памяти «Возьми себе в
пример героя, иди за ним». Информация, которая вошла в книгу будет
частично представлена сейчас.
(Рассказы детей о пионерах)
(музыка «От героев былых времен»)
Ученик 1
… Идут года
Растёт парнишка.
Он меток, ловок
И смышлён.
Отцу помощник,
Друг мальчишкам
И не беда,
Что мал – зелён.
Годки наступят
Роковые.
Ты примешь свой
Последний бой.
Двадцатый век
Сороковые…
Чекалин Саша.
Наш герой.
3
Слайд
Слайд
Слайд
Саша Чекалин
Член партизанского отряда "Передовой" Тульской области. Однажды группа
партизан, в числе которых был и Саша Чекалин, устроили засаду у дороги на
город Лихвин (Тульская область). Вдали показалась автомашина. Прошла
минута - и взрыв разнес машину на части. За ней прошли и взорвались еще
несколько машин. Одна из них, переполненная солдатами, пыталась
проскочить. Но граната, брошенная Сашей Чекалиным, уничтожила и ее.
Когда фашисты схватили Чекалина,
то они
подвергли его
неслыханным пыткам, но ничего не добились. Утром 6 ноября, накануне
праздника 24-й годовщины Великого Октября. Он был казнен.
Перед смертью юный герой крикнул:
— Всех нас не перевешаете! Нас много! — и запел «Интернационал»
(включить).
Родина высоко оценила подвиг Саши Чекалина.
- Саше Чекалину присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Ученик 2
Мальчишка…
Он знал:
Наш народ
Победит,
Нацистскую нечисть
Сомнёт.
-Как звать тебя?
-Голиков.
Леонид.
Строчи,
Не смолкай,
Пулемёт…
Бушуют пожары,
И в клочья мосты,
И поезд летит
Под откос.
Мальчишка совсем…
А со взрослыми ты
Победу России
Принёс.
Лёня Голиков
Он собирал сведения о численности и вооружении врагов.
Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи
военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли
4
Слайд
Слайд
многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78
фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных
и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами.
- Леониду Голикову было присвоено высокое звание Героя Советского
Союза.
Ученик 3
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЮ!!!!!!!!
Звезда твоя где-то шептала.
Звезда твоя тихо умрет.
Любимая кукла узнала,
Подруга ее не придет.
Не будет, не будет подруги.
Одна где-то там по ночам.
На сердце и боль, и испуги.
И кукла заплакала там.
…
И в комнате снова пустынно.
И плакала, плакала мать.
Подруга с винтовкой едина.
Подруга ушла воевать.
Эдуард Мухаметзянов
Война застала ленинградку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она
приехала на каникулы. Там была создана подпольная комсомольско-
молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее
комитета. Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях,
распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один
десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное
задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе
схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но
убежать ей не удалось. Отважная юная партизанка была зверски замучена,
но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.-
Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Ученик 4
Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов. /В. Алексеев/
Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней
войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму
красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был
полностью уничтожен.
Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил
задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”.
Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на
5
Слайд
Слайд
врагов.
- Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Ученик 5
Мы вспомним о болях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин
Он, как при жизни, утверждает смело
“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.
Валя Котик вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой
ехал начальник жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из
строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик
награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану
Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым
скончался на руках товарищей.
- Валентину Котику присвоено высокое звание Героя Советского
Союза.
Вглядитесь в эти лица, запомните их, тех, кто отдал свои жизни за наше
светлое сегодня.
На экране Герои Советского Союза:
Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей,
Валя Котик, Саша Чекалин….
Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою…
Знает народ: пионеры – герои
Навечно остались в строю!
- В начале занятия вы высказали своё мнение «Кто для вас настоящий
герой»
- Можем ли мы уточнить, кто такой герой? Что мы можем ещё
добавить? (мнение детей)
В толковом словаре русского языка
Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости,
доблести, самоотверженности.
- Как вы думаете, что такое подвиг? (Мнение детей)
В толковом словаре русского языка
Подвиг – это действие, совершенное в трудных, опасных условиях;
героический поступок
- Подберите синонимы к слову ГЕРОИЗМ
(мужество, мужественность, смелость, бесстрашие, доблесть, отвага…)
- Как по–вашему, что такое мужество? (Обсуждение)
- От какого слова оно произошло?
- В годы Великой Отечественной войны мужеством обладали не только
6
мужчины, но и женщины.
Умирая, не умрет герой —
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!
О героизме
Муса Джалиль
- Ребята, я предлагаю пополнить книгу памяти новыми ИМЕНАМИ. И
сегодня подготовить информацию о женщинах – героях.
-Книгу памяти, которую подготовили вы, мы разместим в сетевом проекте
«НАША ПОБЕДА».
- Эта КНИГА останется в школьном музее. Представьте, через несколько лет
ваши дети будут читать и гордиться, что авторами этой книги являются их
родители.
- Подумайте, а для чего мы это делаем?
- Для дальнейшей работы мы разделимся на группы.
Воспитатель делит класс на 3 группы, каждой группе даётся карта-
инструкция, по которой они работают определённое время, затем
выступают перед классом.
- Назовите правила работы в группе?
- Какая схема подходит к вашей работе?
- Время выполнения 15 минут.
- Если вы закончите раньше, покажите свою готовность.
Физминутка на глаза.
1 группа – МАРИНА РАСКОВА
2 группа – НАДЕЖДА ПОПОВА
3 группа – ЛИДИЯ ЛИТВЯК
Выступление групп.
- В России много героев, которые действительно спасли мир. Помните про
это.
- В этой войне наш народ совершил настоящий подвиг. Много бойцов не
вернулось с фронта живыми. Мы склоняем головы перед величием подвига
русского солдата. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою
жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу жизнь. Прошу всех
встать!
МЕТРОНОМ.
Итог на
рефлексивной
основе (Ит).
- Сегодня мы с вами говорили о героизме, мужестве, подвиге…
- Как вы думаете, можно ли в наше время совершить подвиг?
- Вспомните, в самом начале занятия я вам показала ролик
«Кто для вас настоящий герой?».
7
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
- Попробуйте закончить следующее предложение:
- Я знаю, кто такой герой. Герой – это …
- Тот, кто совершил подвиг,
проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию;
- человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости;
- победитель, храбрый воин.
Ученики.
1.
О чем мечтают дети?
2.
У нас мечта одна:
3.
Пусть будет на планете
Мир добрый, как весна!
4.
Мир в каждом доме, в каждой стране!
5.
Мир – это май на планете!
6.
Мир – это солнце на нашей Земле!
7.
Мир нужен взрослым и детям!
В Семерпин
- Наше занятие закончено.
- Поблагодарим друг друга за работу.
- Спасибо за работу!
Приложение 1
Информационная карта группы «МАРИНА РАСКОВА»
1.
Откройте на рабочем столе папку «Марина Раскова»
2.
Подготовьте группой краткое выступление о Марии Расковой по предложенным
вопросам:
- фото, даты жизни
- героический поступок
- награды
- память (книги, фильмы, памятники )
Информационная карта группы «НАДЕЖДА ПОПОВА»
1.
Откройте на рабочем столе папку «НАДЕЖДА ПОПОВА»
2.
Подготовьте группой краткое выступление о Надежде Поповой по предложенным
вопросам:
- фото, даты жизни
- героический поступок
- награды
- память (книги, фильмы, памятники )
Информационная карта группы «ЛИДИЯ ЛИТВЯК»
8
1.
Откройте на рабочем столе папку «Лидия Литвяк»
2.
Подготовьте группой краткое выступление о Лидии Литвяк по предложенным
вопросам:
- фото, даты жизни
- героический поступок
- награды
- память (книги, фильмы, памятники )
9