Напоминание

Удивительный мир природы

Автор: Ирина Ивановна Митрошина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 81"
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОКУЗНЕЦК
Наименование материала: Методическая разработка классного часа для 2 класса
Тема: Удивительный мир природы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Классный час во 2 классе

Конспект занятия для 2 класса на тему: «Удивительный мир природы»

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном;

вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и

потребность в сохранении природных богатств.

Оборудование: словарь Ожегова, ,презентация.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя

- Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте несколько загадок.

Загадки

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь.)

- Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер,

похолодание или потепление? (Можно узнать по радио, телевидению, из газет.)

- Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают

за погодой и сообщают прогноз погоды.)

(Вывешивается табличка со словом «синоптик».)

- Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова: Синоптик -

специалист по прогнозированию погоды».

- А как вы думаете, есть ли природные синоптики?

(Выслушиваются высказывания детей.)

-Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют

растениями и животными синоптиками. Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы

сегодня познакомимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут предсказывать

погоду и рыбы.

(Учитель показывает иллюстрации по ходу беседы.)

-Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том

числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из

таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы

сегодня не раз еще удивитесь, потому что наш классный час так и называется «Удивительный

мир природы».

Животные-синоптики

- Отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)

- Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.)

-Да, в этом чудо-домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы - верные предсказатели погоды.

Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если

они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

- О ком речь в следующей загадке?

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

-Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает

готовиться к ночлегу - прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

- О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

А жильцов в нем - миллион. (Муравьи.)

-Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в

муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу

муравьиные домики-пирамидки.

- Еще одна загадка.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк! (Паук.)

-Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки - тоже синоптики, особенно

крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается

ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки

предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается

кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно

сказать, что дождя не будет.

- О ком говорится в следующей загадке?

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

-Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему?

Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.

Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем

выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание

кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары

перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились

народные приметы.

Паук усиленно плетет сети - к сухой погоде.

Паук забился в угол - к ветру.

Лягушки расквакались - к непогоде.

Муравьи прячутся в гнезда - к грозе.

Ласточки летают низко - перед дождем.

На кустах акации много пчел - перед дождем.

Растения-синоптики

- Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им

вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая

кувшинка.

Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь?

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

На нем платок пуховый,

Всегда слететь готовый. (Одуванчик.)

-Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед

дождем «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который

предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес,

пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги,

надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в

природе.

Игра «Спорим»

Учитель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы не спорим!», если

они согласны с утверждением, или

«Спорим-спорим!», если не согласны. Много читать не надо, чтобы игра не затягивалась.

Осенью идут дожди. («Мы не спорим!»)

Ждет весна нас впереди. («Мы не спорим!»)

Целый день мели метели. («Спорим-спорим!»)

Птицы с юга прилетели. (…)

Лист кленовый опадает.

Ландыш белый расцветает.

Яблоки в саду поспели.

В роще соловьи запели.

Мы капусту посолили.

И каток водой залили.

На полях лежит туман.

В огороде – лишь бурьян.

И каникулы всех ждут.

День Победы тут как тут.

Загорать пойдем гурьбою.

Ждет экзамен нас с тобою.

Дни становятся длиннее.

Скоро будет холоднее.

Лужи стали замерзать.

Птицы стали улетать.

Без конфет нам трудно очень.

Скоро осень, между прочим.

Обману я вас сейчас.

Вы ошиблись много раз.

- Молодцы. А теперь ответьте, какое отношение наша игра имеет к миру природы. (Ответы

учеников.)

Подведение итогов

-Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых,

животных и растениях - наших верных друзьях и помощниках.

Учитель благодарит учеников за активность и в краткой беседе закрепляет знания. Можно

предложить второклассникам привести примеры народных примет о погоде.