Автор: Ирина Ивановна Митрошина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 81"
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОКУЗНЕЦК
Наименование материала: Методическая разработка классного часа для 2 класса
Тема: Удивительный мир природы
Классный час во 2 классе
Конспект занятия для 2 класса на тему: «Удивительный мир природы»
Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном;
вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и
потребность в сохранении природных богатств.
Оборудование: словарь Ожегова, ,презентация.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя
- Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте несколько загадок.
Загадки
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь.)
- Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер,
похолодание или потепление? (Можно узнать по радио, телевидению, из газет.)
- Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают
за погодой и сообщают прогноз погоды.)
(Вывешивается табличка со словом «синоптик».)
- Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова: Синоптик -
специалист по прогнозированию погоды».
- А как вы думаете, есть ли природные синоптики?
(Выслушиваются высказывания детей.)
-Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют
растениями и животными синоптиками. Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы
сегодня познакомимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут предсказывать
погоду и рыбы.
(Учитель показывает иллюстрации по ходу беседы.)
-Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том
числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из
таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы
сегодня не раз еще удивитесь, потому что наш классный час так и называется «Удивительный
мир природы».
Животные-синоптики
- Отгадайте загадку.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.)
- Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.)
-Да, в этом чудо-домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы - верные предсказатели погоды.
Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если
они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.
- О ком речь в следующей загадке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
-Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает
готовиться к ночлегу - прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.
- О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
А жильцов в нем - миллион. (Муравьи.)
-Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в
муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу
муравьиные домики-пирамидки.
- Еще одна загадка.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук.)
-Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки - тоже синоптики, особенно
крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается
ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки
предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается
кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно
сказать, что дождя не будет.
- О ком говорится в следующей загадке?
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
-Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему?
Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.
Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем
выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание
кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары
перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились
народные приметы.
Паук усиленно плетет сети - к сухой погоде.
Паук забился в угол - к ветру.
Лягушки расквакались - к непогоде.
Муравьи прячутся в гнезда - к грозе.
Ласточки летают низко - перед дождем.
На кустах акации много пчел - перед дождем.
Растения-синоптики
- Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им
вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая
кувшинка.
Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь?
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
На нем платок пуховый,
Всегда слететь готовый. (Одуванчик.)
-Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед
дождем «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который
предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес,
пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги,
надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в
природе.
Игра «Спорим»
Учитель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы не спорим!», если
они согласны с утверждением, или
«Спорим-спорим!», если не согласны. Много читать не надо, чтобы игра не затягивалась.
Осенью идут дожди. («Мы не спорим!»)
Ждет весна нас впереди. («Мы не спорим!»)
Целый день мели метели. («Спорим-спорим!»)
Птицы с юга прилетели. (…)
Лист кленовый опадает.
Ландыш белый расцветает.
Яблоки в саду поспели.
В роще соловьи запели.
Мы капусту посолили.
И каток водой залили.
На полях лежит туман.
В огороде – лишь бурьян.
И каникулы всех ждут.
День Победы тут как тут.
Загорать пойдем гурьбою.
Ждет экзамен нас с тобою.
Дни становятся длиннее.
Скоро будет холоднее.
Лужи стали замерзать.
Птицы стали улетать.
Без конфет нам трудно очень.
Скоро осень, между прочим.
Обману я вас сейчас.
Вы ошиблись много раз.
- Молодцы. А теперь ответьте, какое отношение наша игра имеет к миру природы. (Ответы
учеников.)
Подведение итогов
-Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых,
животных и растениях - наших верных друзьях и помощниках.
Учитель благодарит учеников за активность и в краткой беседе закрепляет знания. Можно
предложить второклассникам привести примеры народных примет о погоде.