"Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ 03. Методическое обеспечение процесса физического воспитания"

Автор: Тимошина Анна Алексеевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Муромский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Муром, Владимирская обл.
Наименование материала: Методические указания
Тема: "Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ 03. Методическое обеспечение процесса физического воспитания"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методические указания

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

для студентов специальности 49.02.01 Физическая культура

по ПМ 03. Методическое обеспечение процесса физического воспитания

МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы

учителя физической культуры
2015
Методические указания по ПМ 03. Методическое обеспечение процесса физического воспитания МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя физической культуры по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 49.02.01 Физическая культура Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно- исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа проводится с целью: - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; - углубления и расширения теоретических знаний; - формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; - развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; - формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; - формирования общих и профессиональных компетенций - развитию исследовательских умений.

Пояснительная записка
Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по ПМ 03. Методическое обеспечение процесса физического воспитания МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя физической культуры раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности и уровня подготовки студентов по специальности 49.02.01 Физическая культура.
Цели и задачи профессионального модуля – требования к

результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно- методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся; изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам физической культуры, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов; оформления портфолио педагогических достижений; презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений; участия в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания;
уметь:
анализировать образовательные стандарты и примерные программы; определять цели и задачи, планировать физическое воспитание обучающихся в образовательном учреждении; осуществлять планирование с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности; определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; адаптировать имеющиеся методические разработки; готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты; с помощью руководителя определять дели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области физического воспитания детей, подростков и молодежи; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем; оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
теоретические основы методической деятельности в области физического воспитания детей, подростков и молодежи; теоретические основы, методику планирования физического воспитания и требования к оформлению соответствующей документации; особенности современных подходов и педагогических технологий физического воспитания; концептуальные основы и содержание примерных программ по физической культуре; педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды физического воспитания; источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта; логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию; основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются: - уровень освоения учебного материала; - уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - уровень сформированности общеучебных умений; - уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; - обоснованность и четкость изложения материала; - уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное; - уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия; - уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее. -
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы
Наименование разделов, тем УД Вид внеаудиторной самостоятельной работы
Раздел ПМ 1. Разработка учебно-методических комплектов и материалов

на основе образовательного стандарта.
- Анализ нормативной и методической документации по физической культуре одной из школ (по выбору студента). Сообщение - Изучение методических рекомендаций по разработке учебных программ и календарно- Методические рекомендации
тематических планов. - Разработка рабочей программы по физической культуре. (класс по выбору студента) Сообщение - Разработка календарно-тематического плана по физической культуре.(класс по выбору студента) Рабочая программа - Планирование деятельности учителя физической культуры по самообразованию и самовоспитанию. Календарно- тематический план - Составление рекомендаций по созданию циклограмм педагогических работников физической культуры образовательного учреждения. Методические рекомендации - Составление календарных планов воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию, их анализ и обсуждение. Календарный план - Изучение требований к предметно - развивающей среде физического воспитания в образовательном учреждении. Сообщение - Отчет по теме «Формы планирования физкультурной работы в образовательном учреждении». Отчет - Планирование работы по физическому воспитанию с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально- психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности. План
Раздел ПМ 2. Систематизация и оценка педагогического опыта,

образовательных технологий и оформление педагогических разработок.
- Самооценка студентом своей компетентности в области современных педагогических технологий. Анализ - Создание методической продукции по физическому воспитанию школьников. Методические указания - Поиск в сети Интернет методических материалов по темам: «Портфолио учителя физической культуры», «Обобщение педагогического опыта учителя физической культуры». Папка с методическими материалами
Раздел ПМ3. Осуществление проектной и исследовательской

деятельности в области физического воспитания
- Создание и оформление портфолио педагогических достижений. Портфолио педагогических достижений - Оформление отчета по педагогической практике. Отчет - Подготовка презентаций педагогических Презентация
разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений (тема по выбору студента). - Составление рекомендаций для учителей физической культуры по организации проектной деятельности. Методические указания
Работа с литературой
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Существует несколько методов работы с литературой. Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются. Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными. Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект. План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме. Преимущество плана состоит в следующем. Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения. Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании. В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное. В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.
Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы , а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного. Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному. Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме. Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во- первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования. Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация. Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются. Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Подготовка сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 5-7 минут. Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели. Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией). Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10- 15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%). Требования к основному тезису выступления: - фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; - суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; - мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия. План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров. В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами: - Вызывает ли мое выступление интерес? - Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных? - Смогу ли я закончить выступление в отведенное время? При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию.
Подготовка презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов
адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5- минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки: 1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: ▪ объем текста на слайде – не больше 7 строк; ▪ маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов; ▪ отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках; ▪ значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации. Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов. 2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: - выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию; - использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации); Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком. Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах. Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже). Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой. Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть.
Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом. Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне. Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста..."). Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление. Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации. После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами: - удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?); - к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории? - не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления? После подготовки презентации необходима репетиция выступления. Критерии оценки презентации: 1. Содержательный критерий правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет 2. Логический критерий стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность 3. Речевой критерий использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности;
фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. 4. Психологический критерий взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания 5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации
Методические указания
При составлении методических указаний следует обращать внимание на отличие данного жанра учебно-методического издания от методических рекомендаций. При этом в качестве основного отличия выступает характер материала — если материал носит характер требования, предполагает неукоснительное соблюдение рекомендуемых норм, пропорций, размеров, алгоритма действия и др., то жанр определяется как методические указания. Как правило, составление методических указаний необходимо для подготовки студентов к лабораторным работам, практическим занятиям, проведения расчетов, чертежей и т. п. Ниже представлена структура некоторых разновидностей методических указаний. Примерная структура методических указаний: титульный лист; оборотная сторона титульного листа; содержание; предисловие; литература.
Методические рекомендации
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам- организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций. Структура методических рекомендаций Методические рекомендации как вид методической продукции включают: титульный лист; аннотацию; сведения об авторе (авторах); пояснительную записку; содержание; список рекомендуемой литературы по данной теме; приложения (при необходимости). Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций 1. На титульном листе должны быть обозначены: название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности); фамилия, имя, отчество автора; название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации); название города; год составления. 2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о: сути рассматриваемых вопросов; предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования); источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе, какого опыта разработаны данные методические рекомендации); возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации). Внизу второго листа помещаются сведения об авторе. 3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию: обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.); краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.); обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области. 4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике: описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов); дать советы по решению: организационных вопросов; материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности. 5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников. 6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов и т.д.
Рабочая программа учебного предмета
Рабочая программа отдельного учебного предмета, курса является составной частью основной общеобразовательной программы, обязательной для выполнения в полном объеме, и предназначенной для реализации
требований ФГОС к содержанию и результатам образования обучающихся по конкретному предмету, курсу (далее Рабочая программа). Цель Рабочей программы – обеспечение содержания и достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Задачи Рабочей программы: - конкретизировать содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом требований ФГОСов, целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся; - представить практическую реализацию федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета, курса; - конкретизировать планируемые образовательные результаты по предмету, курсу в индикаторах их достижения. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один экземпляр хранится у учителя, второй сдается ответственному в общеобразовательном учреждении за ведение номенклатуры дел. Рабочая программа имеет следующую структуру:  титульный лист;  пояснительная записка;  личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;  содержание учебного предмета, курса, модуля и т.д.;  тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; - перечень обязательных контрольных и диагностических работ;  описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы;  лист внесения изменений. Содержание Рабочей программы учебного предмета: Разделы Рабочей программы Содержание разделов Рабочей программы Титульный лист (приложение №1) - полное наименование учредителя образовательного учреждения; - п олное наименование образовательного учреждения (тип образовательного учреждения); - грифы согласования программы профессиональным объединением учителей образовательного учреждения (или муниципальным профессиональным объединением учителей) и заместителем директора по УВР; - гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения с указанием даты и номера приказа; - наименование учебного предмета, для изучения которого разработана программа; - образовательная область, включающая данный учебный предмет; - указание ступени и параллели, на которой изучается предмет; - сроки реализации программы; - фамилия, имя, отчество, должность разработчика(ов) Рабочей
программы; - наименование города или населенного пункта; - год составления программы Пояснительная записка - библиографический список программ (примерной, авторской), на основе, которой разработана Рабочая программа; - обоснование выбора УМК; - цель и задачи обучения предмету; - ценностные ориентиры содержания учебного предмета; - общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий; - количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа; - информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование; - используемая в тексте программы система условных обозначений ( при наличии) Планируемые результаты - подробное описание базовых личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами их усвоения; - подробное описание повышенного уровня усвоения личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами их усвоения (выделяются курсивом) Содержание тем учебного курса - перечень и название разделов учебного предмета и видов учебной деятельности; - количество часов необходимое для изучения раздела Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся - перечень разделов и тем, последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - вид занятий (теоретические или практические); - виды и формы учебной деятельности обучающихся; - количество и темы контрольных работ Перечень обязательных контрольных и диагностических работ; -перечень обязательных контрольных и диагностических работ, проводимых в течение срока реализации программы Описание материально- технического и учебно- методического обеспечения Рабочей программы - библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - цифровые образовательные ресурсы; - Интернет-ресурсы; - литература, рекомендованная для учащихся; - литература, использованная при подготовке программы; - др. Содержание Рабочей программы курса внеурочной образовательной деятельности: Разделы Рабочей программы Содержание разделов Рабочей программы Титульный лист - полное наименование учредителя образовательного учреждения; - п олное наименование образовательного учреждения (тип
образовательного учреждения); - грифы согласования программы профессиональным объединением учителей образовательного учреждения (или муниципальным профессиональным объединением учителей) и заместителем директора по ВР; - гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения с указанием даты и номера приказа; - наименование учебного курса, для изучения которого разработана программа; - указание ступени и параллели, на которой изучается курс; - сроки реализации программы; - фамилия, имя, отчество, должность разработчика(ов) курса; - наименование города или населенного пункта; - год составления программы Пояснительная записка - библиографический список примерной (авторской) программы, на основе, которой разработана Рабочая программа курса (если такая программа имеется); - информация о возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; - информация о назначении программы курса; - цели, задачи, принципы, на которых строится данная программа курса; - ценностные ориентиры содержания курса; - обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм, средств организации внеурочной деятельности и режим занятий; - сведения о распределение часов по годам обучения; - формы представления результатов (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.); - используемая в тексте программы система условных обозначений Планируемые результаты - описание уровней воспитательных результатов внеурочной образовательной деятельности; - личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися. Содержание тем курса внеурочной деятельности - краткое описание разделов курса, с указанием применяемых форм внеурочной деятельности и почасовое распределение по каждому классу Тематическое планирование - перечень разделов и тем, последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - формы внеурочной деятельности Описание материально- технического и учебно- методического обеспечения Рабочей программы - библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - цифровые образовательные ресурсы; - Интернет-ресурсы; - литература, рекомендованная для учащихся; - литература, использованная при подготовке программы; - др. Оформление Рабочей программы
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. Тематическое планирование представляется в виде таблицы. Список литературы в алфавитном порядке, с указанием библиографических данных.
Портфолио достижений
Портфолио достижений - комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента. Создание портфолио достижений - творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности за время обучения в колледже. Функции по формированию портфолио достижений возлагаются на студента. Основная цель формирования портфолио достижений - анализ и представление значимых результатов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно- образовательного роста студента. Портфолио достижений позволяет накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений студента в процессе его обучения. Портфолио достижений является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует: - мотивации к образовательным достижениям; -обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных и общекультурных компетентностей; - выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей, умения представить себя и результаты своего труда: - повышению конкурентоспособности будущего специалиста: - организованной системной диагностике профессионально-личностного развития; - реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального самосовершенствования и саморазвития, выстроить свой образовательный маршрут; - дальнейшему трудоустройству выпускника. Для преподавателя портфолио достижений позволяет: - выступить в качестве эксперта в оценке достижений студента;
- учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной; - наметить перспективные линии развития студента в соответствии с его достижениями. Для работодателя портфолио достижений позволяет: - составить представление о конкурентоспособности специалиста при отборе на вакантную должность; - осуществлять индивидуальный подход; - наметить перспективные линии развития специалиста. Портфолио достижений дополняет основные контрольно-оценочные средства знаний, принятые в колледже, и позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетентностей студента, но и уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде. Портфолио достижений создается в течение всего периода обучения в колледже. Завершается его формирование вместе с завершением обучения. Портфолио достижений в дальнейшем служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др. Портфолио достижений позволяет студенту, профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда. 2. Структура электронного портфолио достижений студента 1. ФИО студента (фото) 2. Специальность (направление подготовки) квалификация 3. Представление студента (приветствие) 4. Автобиография 5. Мое отношение к профессии 6. Достижения в результате освоения основной образовательной программы. 7. Достижения в научно-исследовательской деятельности.
Составлении календарно-тематического планирования
Календарно-тематическое планирование является обязательным нормативным документом, регулирующим деятельность учителя по реализации содержания программы учебного предмета. Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем для учебного курса по учебному предмету и классу в соответствии с учебной программой и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Задачами составления календарно-тематического планирования являются: - определение места каждой темы в годовом курсе и места каждого урока в теме;
- определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса; - выделение в учебном курсе проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, сформулированных ФГОС с целью конкретизации результатов деятельности учащихся; - формирование рациональной системы работы по вооружению обучающихся системой знаний, умений и навыков по предмету. Степень разработанности предметного планирования является критерием профессиональной компетентности учителя. Календарно-тематическое планирование составляется в электронном виде. На титульном листе планирования указываются: - полное наименование образовательного учреждения; - гриф рассмотрения и согласования планирования уроков на заседании школьных предметных методических объединений, номер протокола заседания и дата рассмотрения; - Ф.И.О. руководителя методического объединения; - гриф согласования календарно-тематического планирования заместителем директора школы по УВР; - гриф утверждения планирования директором школы; - Ф.И.О. учителя — составителя календарно-тематического планирования с указанием должности; - учебный год, на который составлен поурочный план. В центре титульного листа делается запись: «Календарно-тематическое планирование по _____ (указывается предмет) для ____ класса (параллели)». В случае если планирование составлено для одного класса, указывается конкретный класс (например, 5а), если для нескольких классов в одной параллели — указывается параллель (например, 5-е классы). Пояснительная записка включает в себя сведения: - об учебной программе, на основе которой составлено планирование; -о количестве учебных часов, на которое рассчитано планирование; - о количестве часов для прохождения практической и контрольной части (в том числе о количестве административных работ); - об используемом учебно-методическом комплекте и дополнительной литературе по форме: - название учебника; - автор учебника; - издательство, год издания. В учебно-методический комплект могут входить учебник, рабочая тетрадь, и т.п. Календарно-тематическое планирование оформляется в табличном виде и имеет следующее содержание: 1. номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показа соответствия количества часов используемой программы учебного курса и учебного плана;
2. дата урока; 3. общее название темы; количество часов, отведенных на изучение данной темы; 4.элементы содержания . Отбор элементов содержания осуществляется на основе ФГОС (примерной программы при отсутствии государственного образовательного стандарта по учебному предмету, элективному курсу, предметному модулю). Элементы содержания определяются в соответствии с учебной программой. 5. требования к уровню подготовки обучающихся , которые формулируются в деятельностной форме (перечень проверяемых умений и познавательных действий). Формулировка должна соответствовать элементам содержания. 6. при проведении занятий с ИКТ-поддержкой: - программное обеспечение - описание деятельности с ним 7. домашнее задание
Оформление основного раздела поурочного планирования
№ урока Дата Тема урока Код элемента содержани я Элемент содержания Код требовани я Требования к уровню подготовки ИКТ-поддержка Домаш- нее задание Програм- мное обеспечени е Описание деятельност и
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы
Основные источники: 1. Бережнова Е.В. Основы учебно- исследовательской деятельности студентов/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с. 2. Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу/ Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 96 с. 3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - Издательский центр «Академия», 2010. – 264 с. 4. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский - 2-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 174с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В., М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с. 6. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 635 с. Дополнительные источники: 1. Двейрина О.А. Учебно-исследовательская работа студента по дисциплине «Теория и методика физической культуры»: Учеб.-метод. пособие / О. А. Двейрина ; СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2003. - 84 с. 2. Методическое объединение учителей физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности: организация работы, рекомендации / авт- сост. Л.Г.Андреева. - Волгоград: Учитель, 2010.-159 с. 3. Тихомиров "Л.Ф. Школьникам о здоровом образе жизни.- Ярославль: «Ремдер».-, 2003.- 96 с. 3. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.В. Моложавенко; под ред. Н.М. Борытко - 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320с. 4. Настольная книга Учителя физкультуры Авт. Сост. Н 32 Г.И. Погадаев; Предисл.. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова.-2-е изд., перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 2000. - 496 с. 5. Погадаев Г.И. Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь общеобразовательного учреждения/ Г.И. Погадаев. – М.: Дрофа, 2005. – 80 с. 6. Попов В.И. Практикум по теории и методике физической культуры : учеб.- методическое пособие /В. И. Попов, С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им.П.Ф.Лесгафта. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.:, 2006. -108 с. 7. Педагогические технологии/ Авт. – сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. 8. Савостьянов А.И. Физическое здоровье школьника. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2006. - 96с. 9. Сборник нормативных документов. Физическая культура / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. - 3-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2007. - 103 с. 10.Справочник учителя физической культуры/ авт. - сост. П.А. Киселев, СБ. Киселева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 239 с. 11.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное собрание, 1998. – 256 с. 12.Смиронов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей/ А.В. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с. 13.Телешов С.В., Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. М.: Каро, 2009. - 160 с. 14.Физическая культура: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев.- 10 изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2010.-176с.