Авторы: Маринина Елена Анатольевна, Шигапова Рушания Харисламовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "Детский сад №1 "Росинка"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, г. ЛАНГЕПАС
Наименование материала: Сценарий развлечения
Тема: "День осеннего равноденствия"
Развлечение
«День осеннего равноденствия»
Цель: развитие интереса к традициям русского народа, привитие детям нрав-
ственно-эстетических ценностей.
Оборудование: костюмы для героев (День, Ночь, Лесовичок), маски (солнце, луна)
по количеству детей, музыкальное сопровождение, «Чудесный мешочек», фишки (день,
ночь), канат, конус – 2шт., муляжи (овощи, фрукты), мягкие модули – ориентиры, листья,
корзина – 2 шт.
Ход развлечения.
Воспитатель:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года…?
Дети: Осенью зовётся. Садятся на стульчики.
Стук в дверь, выходит под музыку Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте ребята! Догадались, кто я такой? (Ответы детей).
На лесной опушке
В маленькой избушке
Живу я, старичок,
Старичок-лесовичок.
Любит старичок лесной
Огород свой под сосной.
У меня всегда в порядке
Урожай растет на грядке!
Я пришёл к вам не случайно, сегодня ведь не просто осенний день, давно-давно на
Руси, в этот день – день осеннего равноденствия праздновали Новый год. А что такое день
осеннего равноденствия вы знаете? Ответы детей.
Лесовичок: В этот день, день равен ночи и с этого дня солнечное время будет
уменьшаться, а темное увеличиваться. На Руси говорили, что после Дня урожая ночь на-
чинает двигаться «лошадиными прыжками», а не «куриными шажками». Ребята, а как вы
думаете, какой вариант передвижения более эффективный? Ответы детей. А проверить
это можно поиграв в игру – эстафету «Куриными шажками - лошадиными прыжка-
ми». (В помещении, где проводят игру, делают две разметки «старт» и «финиш». Дети де-
лятся на 2 команды с помощью «Чудесного мешочка». Участники каждой команды вы-
страиваются колонной. Первый игрок двигается к ориентиру лошадиными прыжками, где
стоит корзина с овощами и фруктами, берет фрукт или овощ, а затем возвращается к своей
команде, чтобы передать эстафету следующему игроку, куриными шажками. Второй иг-
рок повторяет все манипуляции и передает эстафету следующему. Побеждает та команда,
которая справится с поставленной задачей быстрее. Важно! За правильностью выполне-
ния лошадиных прыжков и куриных шажков наблюдает ведущий. Если им было замечено
нарушение, игрок возвращается к старту и заново преодолевает дистанцию «к ориентиру
и
назад
к
старту»),
День:
До чего хорош денек!
Веет легкий ветерок.
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!
Ночь:
Вечерами землю укрывает мгла,
Ночь на синем небе звёздочку зажгла.
Озорная звёздочка! Яркие лучи!
Путнику дорогу освети в ночи.
День:
С добрым утром,
С ясным днем,
Вот как славно мы живем!
Ночь:
Ночь темна, ночь хороша,
Сладкие сны дарит она.
День:
Я самый главный…
Ночь:
Нет, я самая главная…
День:
Нет, я…
Начинается спор, Лесовичок этот спор останавливает
Лесовичок: Прогоните споры прочь, равны сегодня День и Ночь. Это вам я дока-
жу, поиграв с вами в игру «Ворота День и Ночь». (День и Ночь берутся за руки, подни-
мая их вверх, чтобы образовать ворота. Задача детей быстро пройти в эти ворота, пока они
не закрылись. На ком ворота закрываются, выбывает из игры. Отходит в сторону и вытас-
кивает из «Чудесного мешочка» фишку «День» или «Ночь». Первый этап игры заканчива-
ется, когда все игроки выберут фишки, в зависимости от своего выбора, занимают сторону
Дня или Ночи, и проводится второй этап игры, перетягивание каната).
Лесовичок: Ну вот, День и Ночь, убедились, что вы сегодня равны?
Воспитатель. Молодцы ребята помогли помирится Дню и Ночи. А вы знали, что
на Руси день осеннего равноденствия не просто праздник. В это время крестьяне наводили
порядок.
Лесовичок: А у меня в огороде проказник ветерок разбросал все осенние листоч-
ки.
День: Лесовичок, не расстраивайся, мы тебе с ребятами поможем, соберём все ли-
стья.
Под музыку День и Ночь с детьми убирают листья.
Воспитатель: Молодцы. Хорошие хозяева и хозяйки у нас в группе. А еще в празд-
ники люди собирались вместе, играли, водили хороводы, пели. Сейчас мы с вами поигра-
ем в народную игру «Ручеек». (Выбирается водящий, остальные делятся на пары, жела-
тельно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и под-
нимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в
другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему чело-
века за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает
там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ру-
чейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее.
Лесовичок: А так-же, важной частью праздника были хороводы.
Дети и герои встают в круг и водят хоровод.
Воспитатель: Ну вот, наш праздник подошел к концу, но мы не прощаемся с вами
День и Ночь, а говорим до свидания, и до встречи на празднике весеннего равноденствия.
Ночь и День: До свиданья ребята, до скорой встречи. Нам пора на небо продол-
жать освещать всю землю. Машут рукой и уходят.
Лесовичок: До свидания. Машет рукой и уходит.