Авторы: Пешкова Елена Александровна, Антонова Мария Фёдоровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Талажская СШ"
Населённый пункт: д. ПОВРАКУЛЬСКАЯ
Наименование материала: статья
Тема: АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация: в статье проанализированы особенности адаптации детей раннего возраста в период
начала посещения детского сада. Ключевые слова: семья, дошкольное образовательное
учреждение, адаптация, партнерские отношения, ранний возраст, стресс. Прибытие ребёнка в
дошкольное орган сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам
жизни, и вовсе не все дети благополучно с ней справляются. Отрывание от дома и близких, приём
с новыми взрослыми, детьми могут стать для ребёнка сильным психическим шоком.
Посодействовать ребёнку и родителям в адаптационный момент можно через реализацию плана
игровых детско-родительских адаптационных встреч, которые представляет собой целостный
набор средств, приёмов и методов, комплекс которых способствует лучшему повышению
адаптационных возможностей детей и содействует снятию напряжённого состояния.
Специалистами ДОУ вместе с родителями в течение двух недель проводятся игровые сеансы с
детьми (игры-забавы, игры-сюрпризы, фольклорный материал и музыкальные игры), игры с
мыльными пузырями, использованы элементы телесноориентированной терапии,
театрализованные, хороводные и пальчиковые игры, а также релаксационные упражнения и
продуктивная деятельность [2, с 56]. Временами в первое время чадо даже в присутствии
близкого человека не хочет устанавливать связь с педагогами и детьми. В таком случае родителям
предлагают некоторое время понаблюдать за действиями педагогов, во время которого, нужно
заострять добросердечное отношение педагогов, интересные моменты, как весело играют, какие
увлекательные игрушки дают детям. Через какое-то время ребёнок сам начинает увлекаться
окружающим, позывает близкого человека за собой – начинают вместе с родителями
анализировать игрушки, орудовать с ними, участвовать в совместных играх. Вот этот интерес к
новому и должны поддержать родные. Родителям дается установка, что их роль содержится не
только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребёнка, но и в том, чтобы помочь
установить эмоциональный контакт с воспитателем, познакомить ребёнка с окружающим, чтобы
он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых. Многократное местонахождение вместе
с мамой или другим близким человеком снимает у ребёнка неуверенность, испуг перед
неизвестным, что побуждает его к независимому исследованию обстановки и обращению к
воспитателю и его действиям [1, с 16]. Ребёнок инициирует посещать детский сад самостоятельно
по 2–3 часа в день. На этом этапе воспитатель проводит наблюдения за эмоциональным
состоянием детей и фиксирует результаты в адаптационных листах, а также работая в тесном
сотрудничестве с родителями обсуждает их в ежедневных беседах с родителями. Постепенно
возрастает местонахождение ребёнка в детском саду с включением его во все режимные
моменты. Опираясь на то, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются
настроение, самочувствие ребёнка, аппетит, в заключительную очередь – сон.