Автор: Калугина Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №25 г. Сольцы"
Населённый пункт: Новгородская область г. Сольцы
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Маленький исследователь"
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 25 г. Сольцы»
Программа дополнительного образования
по познавательному направлению
«Маленький исследователь»
(для детей 6-7 лет)
Составитель:
Калугина Ольга Юрьевна
2021
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
кружка «Маленький исследователь» для обучающихся 6-7 лет разработана в
соответствии с нормативными документами Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа познавательной направленности «Маленький исследователь»
ознакомительного уровня. Данный уровень является подготовительным
этапом и направлен на развитие познавательных интересов через поисково-
исследовательскую деятельность.
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,
огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации
имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск
знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным
руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического
взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в
качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой)
деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту
истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении
всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования в той
или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной
деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с
ним.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически.
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на
познание мира, он хочет его познавать.
Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает
исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы
психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе
саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного
исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены
репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее
и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально
отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту
деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется,
проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в
поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят
пробный характер
А
ктуальность.
Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности
характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит
цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и
развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на
познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее
и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда
являются осознанными и более прочными.
В процессе экспериментирования
обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и
явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям
старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения
решения, подтверждения или опровержения собственных представлений,
управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок
выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными
способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их
познания и освоения.
Данный опыт ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимость и индивидуальность.
Новизна
В данной программе
обучение организовано по законам проведения
научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск.
В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить
жажду познания. Ведущей является – практическая деятельность детей,
прямое участие в экспериментах, фиксации и презентации результата.
Педагогическая целесообразность программы
Программа сформирована в соответствии с основными принципами,
определёнными Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования.
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными
и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность
реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач ,
развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет
детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных
повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности
ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее
развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный
комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные
особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных
возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой
детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия»,
узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения
дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности,
инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить
ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить
решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой
работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Практическая значимость.
Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы,
развивает
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
классификацию,
обобщения),
стимулирует
интеллектуальную
активность
и
любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала
по ознакомлению с природными явлениями
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка
происходит:
обогащение представлений об окружающем мире,
развитие познавательной инициативы (любознательности),
освоение культурных форм упорядочения опыта: причинно-
следственные связи, пространственные и временные отношения.
Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического
и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам
«типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям
активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные
связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.
Отличительные особенности программы
Направленность на развитие личности ребенка.
Приоритет программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека,
с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к
решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и
умеющего отстаивать его.
Нацеленность на дальнейшее образование.
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса,
стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему
обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.);
понимание того, что всем людям необходимо получать образование.
Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных
ценностей.
Содержание педагогической работы строится на основе понимания и
осознания психофизиологических особенностей дошкольников
(«ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям,
поискам и т.д.).
Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-
познавательной деятельности рассматривается в единстве с
развитием творческого начала и овладением структурой
деятельности.
Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа»,
«Физические явления», «Рукотворный мир» с направлениями развития
познавательно-исследовательской деятельности детей.
Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня
интеллектуально-личностного, творческого развития детей
(самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической
деятельности, способности переносить действия с одного содержания на
другое, способности к моделированию, умения видеть явления и
предметы в перспективе).
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий по 30
минут, согласно нормам СанПиН 2.4.4.3172-14для обучающихся
дошкольного возраста.
Основными формами организации детского экспериментирования являются:
наблюдения, экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием
опытно – экспериментальной деятельности, с использованием
мультимедийного сопровождения, проекты.
Формы занятий: по количеству детей – фронтальные, индивидуальные, по
особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятия-
опыты, лабораторные работы (деятельность в мини-лаборатории), по
дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические
занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, интегрированные
занятия.
Методы и приемы:
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой
деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- поручения, действия.
Срок реализации программы:
Срок реализации образовательной программы – 1 год,32 часа учебных
занятий.
Адресат программы:
Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет, проявляющих интерес к
исследовательской деятельности. На обучение по программе принимаются
все желающие, без предъявления требований к начальным знаниям.
Цель программы:
развитие познавательной активности, любознательности и инициативности
дошкольников посредством организации опытно - экспериментальной
деятельности.
Задачи:
- создать в дошкольной образовательной организации развивающую
предметно – пространственную среду способствующую организации опытно
– экспериментальной деятельности дошкольников;
- развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез,
классификация, сравнение, обобщение);
- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно –
исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, при отборе
способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении
в деятельности.
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования:
знакомить детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость,
сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.)
- поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять
детскую любознательность.
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении опытов и экспериментов.
В результате реализации данной программы у детей:
- Будет сформирован положительный интерес к играм-экспериментам,
улучшение речевого развития.
- Расширятся представления о физических явлениях и физических свойствах
предметов окружающего мира.
- Будут сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для
детского экспериментирования.
- Дети будут принимают активное участие в совместной деятельности с
взрослым, и в самостоятельном познании мира.
- Будут развиты такие личностные качества как: ответственность,
уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение
друг к другу, умение работать вместе.
К концу учебного года предполагается овладение детьми, следующими
знаниями, умениями и навыками:
Ребенок знает
Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
Правила охраны природы;
Правила личной безопасности;
Графические и практические способы фиксирования результатов
наблюдений
Имеет представление
о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
о приспосабливании растений к условиям жизни;
о свойствах металла;
о построении простейших гипотез
предвидеть последствия действий, выполняемых впервые
Умеет
выслушивать инструкции и запоминать;
проводить элементарные исследования и эксперименты;
уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при
коллективном труде;
формулировать выводы, делать небольшие заключения
Формы проведения итогов реализации программы
• Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их
родителям.
• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Учебно-тематический план на год
N п\п
Содержание программы
теория
практика
1
Вводное
1
2
Свойства песка
«Песочная страна»
« Цветной песок»
«Волшебное сито»
3
3
Свойство воды
«Какая бывает вода?»
«Форма воды»
«Вода растворитель»
«Путешествие капельки»
«Ледяные шары»
1
4
4
Свойства воздуха
«Воздух расширяется»
«Воздух повсюду»
«Воздух работает"
3
5
«Сила тяготения»
1
6
«Умные предметы»
«Хитрости инерции»
1
1
7
Почему горят фонарики
1
8
Лед
«Почему не тонут айсберги»
1
9
Звук
«О пищалке»
«Как сделать звук громче?»
1
1
10
Магнит
«Ловись рыбка и мала. и велика»
«Фокусы с магнитом»
2
11
«
Что отражается в зеркале?»
«Мир ткани»
«Солнце дарит нам тепло и свет».
«Почему в космос летают на ракете?
1
3
12
«Может ли растение дышать?»
«Что выделяет растение?»
«Что выделяет растение?»
1
2
13
Откуда взялись острова?
Как происходит извержение вулкана?
Как появляются горы?
Как образуются метеоритные кратеры?
1
3
Всего занятий
7
25
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год
Тема
Цель
Формы и методы работы
Октябрь
Вводное
«В гостях у
Знайки»
Уточнить
представление
о
том,
кто
такие
учёные,
познакомить
с
понятиями
«наука», «гипотеза» о способе
познания мира-эксперимента,
о
назначении
детской
лаборатории;
дать
представление
о
культуре
поведения
в
детской
лаборатории.
1.Беседа с детьми об учёных.
2. Объяснить, что понятия «наука» и
«гипотеза».
3. Рассказать о детской лаборатории и
культуре, правилах поведения.
4. Практическая работа:
- Игра «нюхаем, пробуем, слушаем,
видим, ощущаем».
- Опыт «может ли вода подниматься».
5. Итоги.
«Песочная
страна»
Выделить
свойства
песка:
сыпучесть,
рыхлость,
из
мокрого песка можно лепить;
познакомить
со
способом
изготовления
рисунка
из
песка.
1.Беседа с детьми.
2. Напомнить правила техники
безопасности при проведении опытов.
3. Практическая работа:
- Рассматривание песка с помощью
лупы.
- Опыт: «сыпучесть песка»
- Лепим из влажного песка.
4.Объясненить и показать, как
нарисовать рисунок сухим песком.
5. Итоги.
6 Выставка рисунков: «Песочная
страна»
Цветной песок
Познакомить
детей
со
способом
изготовления
цветного
песка;
научить
пользоваться тёркой.
1.Беседа с детьми.
2. Правила техники безопасности при
проведении опытов.
3. Практическая работа:
Объяснить и показать, как
пользоваться тёркой.
- Игра «Следы на песке»
- Опыт: «разноцветный песок»
4. Итоги
Волшебное
сито
Познакомить
детей
со
способом отделения песка от
камешков и мелкой крупы от
крупной
с
помощью
сита;
развивать самостоятельность.
1.Беседа с детьми.
2.Правила техники безопасности.
3.Показать, как с помощью сита
отделить камешки от песка.
4.Практическая работа:
- Сюрпризный момент
- Опыт: «Песчаный конус»
5.Итоги.
Ноябрь
Какая бывает
вода?
Уточнить представления детей
о
свойствах
воды;
познакомить
с
принципом
работы
пипетки;
развивать
умение
действовать
по
алгоритму,
разгадывать
1.Беседа с детьми.
2.Напомнить правила поведения в
лаборатории.
3.Объяснить и показать, как
пользоваться пипеткой.
4.Практическая работа:
элементарный кроссворд.
- Кроссворд.
- Опыт: «можно ли перенести воду в
соломинке».
- Игра «Кто больше перенесёт воды
пипеткой»
5.Итоги
Форма воды.
Выявить, что вода принимает
форму сосуда, в который она
налита.
1.Беседа с детьми.
2.Напомнить правила поведения в
лаборатории.
3.Практическая работа:
- Опыт «может ли вода иметь форму?»
- Игра «узнай и назови»
4.Итоги
Вода –
растворитель.
Очищение
воды.
Выявить
вещества,
которые
растворяются
в
воде;
познакомить
со
способом
очистки
воды
–
фильтрованием;
закрепить
знания
о
правилах
безопасного
поведения
при
работе
с
различными
веществами.
1.Беседа с детьми.
2.Объяснить и показать, как можно
очистить воду.
3.Правила поведения в лаборатории.
4.Практическая работа:
- Опыт: «Что растворяется в воде?»
- Опыт: «Фильтрование воды».
5.Итоги
Путешествие
Капельки.
Познакомить
детей
с
круговоротом воды в природе,
объяснить причину выпадения
осадков в виде дождя и снега;
расширить
представление
детей
о
значении
воды;
умение
работать
в
группе,
договариваться,
учитывать
мнение партнёра, доказывать
правильность своего мнения.
1.Беседа с детьми.
2. Показ и рассказ по схеме:
«Круговорот воды в природе».
3.Правила поведения в лаборатории.
4.Практическая работа:
- Опыт: «Как появляется пар»
- Опыт: «Домашнее облако».
5.Итоги
Декабрь
Воздух
Расширить
представления
детей о свойствах воздуха;
познакомить
детей
с
чашечными
весами;
познакомить детей с историей
изобретения
воздушного
шара.
1.Беседа с детьми.
2.Объяснить, как пользоваться
чашечными весами.
3.Рассказать об изобретении
воздушного шара.
4.Напомнить правила поведения в
лаборатории.
5.Практическая работа:
- Опыт: «Воздух расширяется».
-Игра: «Узнай по запаху»
6.Итоги.
Воздух
повсюду.
Обнаружить
воздух
в
окружающем пространстве и
выявить
его
свойство-
невидимость.
1.Беседа с детьми.
2.Напомнить правила поведения в
лаборатории.
3.Практическая работа:
- Игровое упражнение: «Почувствуй
воздух».
- Опыт: «Воздух сжимается».
- Эксперимент: «Яйцо в бутылке».
4.Итоги..
Воздух
работает.
Дать детям представление о
том, что воздух может двигать
предметы.
1.Беседа с детьми.
2.Правила поведения в лаборатории.
3.Практическая работа:
- Опыт: «Свойства воздуха»
- Эксперимент: «Вертящиеся спирали».
4.Итоги.
Ледяные шары.
Дать детям представление о
свойствах воды, льда
1.Беседа с детьми.
2.Правила поведения при проведении
опытов.
3.Практическая работа:
- Опыт: «Свойства воды»
- Эксперимент: «Цветные шары».
4.Итоги
Январь
Сила тяготения.
Дать детям представление о
существовании
невидимой
силы-силы тяготения, которая
притягивает
предметы
и
любые тела к Земле.
1.Беседа с детьми.
2.Объяснить, что такое глобус.
3.Правила поведения в лаборатории.
4.Практическая работа:
- Опыт: «Почему все предметы
падают?»
- Схематично зарисовать.
5.Итоги
Упрямые
предметы.
Познакомить
детей
с
физическим
свойством
предметов-инерцией;
развивать умение фиксировать
результаты наблюдения.
1.Беседа с детьми.
2.Напомнить правила поведения в
лаборатории.
3.Практическая работа:
- Эксперимент: «Медведь в машине»
- Фокус: «Упрямая монета»
4.Итоги
Хитрости
инерции.
Познакомить детей с фокусом
основанном
на
физическом
явлении-инерции;
показать
возможность
практического
использования
инерции
в
повседневной жизни.
1.Беседа с детьми.
2.Вспомни правила поведения в
лаборатории.
3.Практическая работа:
- Фокус со стаканом воды и листом
бумаги.
- Эксперимент: «Как отличить сырое
яйцо от варёного»
4.Итоги
Почему горит
фонарик?
уточнить представления детей
о значении электричества для
людей,
познакомить
с
батарейкой
–
хранителем
электричества
и способом
использования
лимона
в
качестве батарейки
1.Беседа с детьми.
2.Помни правила поведения в
лаборатории.
3.Практическая работа:
- «Волшебный лимон»
4.Итоги.
Февраль
Замёрзшая
вода-лёд.
Почему не
тонут айсберги?
Уточнить представления детей
о
свойствах
льда;
дать
представление об айсбергах,
их опасности для судоходов.
1.Беседа с детьми.
2.Рассматривание иллюстраций с
изображением айсбергов.
3.Вспомнить сказку «Заюшкина
избушка».
4.Практическая работа:
- опыт со льдом.
- Игра «Арктическое морское
путешествие»
5.Итоги
О «дрожалке» и
«пищалке»
Познакомить
детей
с
понятием
«звук»,
выявить
причину возникновения звука-
дрожание предметов.
1.Беседа с детьми.
2.Правила поведения в лаборатории.
3.Практическая работа:
- Эксперимент: «Что слышим?»
- Изготовление спичечного телефона.
4.Итоги
Как сделать
звук громче?
Обобщить
представление
детей о физическом явлении-
звуке.
1.Беседа с детьми.
2.Правила поведения в лаборатории.
3.Практическая работа:
- Опыт с линейкой, проволокой.
- Изготовление рупора.
4.Итоги.
Свет и тень.
Познакомить с образованием
света
от
предметов,
установить сходство тени и
объекта, создать с помощью
теней образы.
1.Беседа с детьми.
2.Правила поведения в лаборатории.
3.Практическая работа:
- Игра «Теневой театр»
- Показ знакомой сказки.
4.Итоги
Март
Ловись, рыбка,
и мала, и
велика.
Выяснить
способность
магнита
притягивать
некоторые предметы.
1.Беседа с детьми.
2.Правила поведения в лаборатории.
3.Практическая работа:
- Магнитная игра «Рыбалка»
- Эксперимент «Притягивает- не
притягивает»
- Задание «проведи линию к магниту от
предмета, который к нему
притягивается».
4.Итоги
Фокусы с
магнитом
Выделить предметы,
взаимодействующие с
магнитом.
1.Беседа с детьми
2.Правила поведения в лаборатории.
3.Практическая работа:
= Фокус «Разборчивый гусь»
- Фокус «Могут ли звери сами
двигаться?»
- Эксперимент «Достань иголку из
воды не замочив руки»
4.Итоги
Что отражается
в зеркале?
Познакомить
детей
с
понятием «отражение»; найти
предметы,
способные
отражать.
1.Беседа с детьми.
2.Вспомни правила поведения в
лаборатории.
3.Практическая работа:
- Что ты видишь в зеркале?
- Задание «Найди и обведи все
предметы, в которых можно увидеть
отражение»
4.Итоги
Солнце дарит
нам тепло и
свет.
Помочь понять о том, что
Солнце является источником
тепла и света; познакомить с
понятием «Световая энергия»,
показать степень ее
поглощения разными
предметами, материалами.
1.Беседа с детьми
2.Объяснить, какие бывают источники
света.
3.Напомнить правила поведения в
лаборатории.
4.Практическая работа:
- «Бумажный змей»
-« Какие предметы нагреваются»
5.Подведение итогов.
Апрель
Мир ткани
Познакомить
с
названиями
тканей; формировать умение
сравнивать
ткани
по
их
свойствам;
понимать,
что
характеристики
обусловливают
способ
использования
ткани
для
пошива одежды.
1.Беседа с детьми.
2.правила безопасного обращения с
ножницами.
3.Практическая работа:
-Рассмотреть различные кусочки ткани.
- Эксперимент «Свойства ткани»
4.Подведение итогов.
Почему в
космос летают
на ракете?
Уточнить представления детей
о
принципе
работы
реактивного
двигателя,
о
значении воздуха для полёта
самолёта.
1.Беседа с детьми.
2.Рассматривание иллюстраций.
3.Правила поведения в лаборатории:
- Эксперимент с шариком.
- Изготовление коллажа «Всё что
летает».
4. Подведение итогов.
Может ли
растение
дышать?
Выявить
потребность
растения в воздухе, дыхании.
Понять,
как
происходит
процесс дыхания у растений.
1.Беседа с детьми.
2.Правила поведения в лаборатории.
3.Практическая работа:
- Опыт «Сквозь лист»
- Опыт «Нужен ли корешкам воздух?»
4.Подведение итогов
Что выделяет
растение?
Установить,
что
растение
выделяет
кислород.
Понять
необходимость дыхания для
растений.
1.Беседа с детьми.
2.Правила поведения в лаборатории.
3.Практическая работа:
- Опыт «Во всех ли листьях есть
питание»
- Опыт «Что выделяет растение?»
4.Наблюдение за растением 1-2 дня.
Подведение итогов.
Май
Откуда взялись
острова?
Познакомить
детей
с
понятием
«остров»,
причинами его образования.
1.Беседа с детьми.
2.Показ книги «Мой первый атлас».
3.Объяснить, что такое остров.
4.Практическая работа:
- Изготовление модели «Морское дно»
5.Подведение итогов.
6.Домашнее задание.
Как происходит
извержение
вулкана?
Познакомить
детей
с
природным
явлением-
вулканом,
причиной
его
извержения.
1.Беседа с детьми.
2.Объяснить, что такое вулкан.
3.Показ иллюстраций.
4.Напимнить правила поведения в
лаборатории.
5.Практическая работа:
- Изготовление раствора для лавы.
- Испытание вулкана.
6.Итоги
Как появляются
горы?
Познакомить
детей
с
причиной
образования
гор;
научить
самостоятельно
изготавливать солёное тесто.
1.Беседа с детьми.
2.Показ мнемотаблицы опыта
«Извержение вулкана».
3.Объяснить, как появляются горы.
4.Практическая работа:
- Изготовление солёного теста.
- Макет горы.
5.Подведение итогов.
Как образуются
метеоритные
кратеры?
Смоделировать
с
детьми
метеоритный кратер; уточнить
представление
детей
о
Солнечной системе.
1.Беседа с детьми.
2.Показ карты «Солнечная система».
3.Объяснить, что такое Солнечная
система, метеоритный кратер
4.Напомнить правила поведения в
лаборатории.
5.Практическая работа:
-Алгоритм действий «Метеоритный
кратер»
- Изготовление метеоритного кратера.
6.Итоги.
Методическое обеспечение программы
1. Построение предметно-развивающей среды в группе
«Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок
познавай-ка».
2.
Подбор методической литературы, создание картотек опытов и
экспериментов.
3. Обучающие познавательные занятия.
4. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
5.
Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами
областей:
социально-коммуникативная,
познавательная,
речевая,
художесвенно-эстетическая.
Для успешной реализации данной программы необходимо соответствующее
оснащение.
• приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы,
компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло,
металл разного объема и формы;
• природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья,
шишки, листья, мох, семена;
• утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы,
винтики:
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
• красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные
палочки, мерные ложки, резиновые груши;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло,
сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
• завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения,
название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем
проведен эксперимент;
• сделать знаки, разрешающие или запрещающие.
• специальная одежда (халаты, фартуки);
• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
• карточки-схемы для проведения эксперимента.
Система оценки результатов освоения программы:
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика)
проводится 3 раза в год:
• Входная (вводная) диагностика – в начале учебного года (3-4я неделя
сентября);
• Промежуточная (текущая) диагностика – в середине учебного года
(3-4я неделя января);
• Итоговая диагностика – в конце учебного года (4-я неделя мая).
Педагогическая диагностика и методики результативности программы.
Приложения №2
Список используемой литературы
1. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший
дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010.
2. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -
М - 2011.
3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников – М.: Мозаика-синтез,2012 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ
«Сфера», 2005.
5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для
дошкольников/ О.В. Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2004
6. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты
в детском саду. Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ
«Сфера», 2004.
7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для
среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство- Пресс"
(2015)
9. Н.А.Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
10. Интернет – ресурсы