Напоминание

"Маленький исследователь"

Автор: Калугина Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №25 г. Сольцы"
Населённый пункт: Новгородская область г. Сольцы
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Маленький исследователь"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 25 г. Сольцы»

Программа дополнительного образования

по познавательному направлению

«Маленький исследователь»

(для детей 6-7 лет)

Составитель:

Калугина Ольга Юрьевна

2021

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

кружка «Маленький исследователь» для обучающихся 6-7 лет разработана в

соответствии с нормативными документами Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.

№ 1726-р);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября

2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа познавательной направленности «Маленький исследователь»

ознакомительного уровня. Данный уровень является подготовительным

этапом и направлен на развитие познавательных интересов через поисково-

исследовательскую деятельность.

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,

огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации

имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск

знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным

руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического

взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в

качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой)

деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту

истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении

всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования в той

или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной

деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с

ним.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые

сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически.

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на

познание мира, он хочет его познавать.

Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает

исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы

психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе

саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного

исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены

репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая

деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее

и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально

отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту

деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется,

проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в

поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят

пробный характер

А

ктуальность.

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности

характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит

цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и

развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на

познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая

деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее

и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда

являются осознанными и более прочными.

В процессе экспериментирования

обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и

явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям

старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения

решения, подтверждения или опровержения собственных представлений,

управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок

выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными

способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их

познания и освоения.

Данный опыт ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его

неповторимость и индивидуальность.

Новизна

В данной программе

обучение организовано по законам проведения

научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск.

В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить

жажду познания. Ведущей является – практическая деятельность детей,

прямое участие в экспериментах, фиксации и презентации результата.

Педагогическая целесообразность программы

Программа сформирована в соответствии с основными принципами,

определёнными Федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования.

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными

и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной

психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность

реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и

непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности

педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач ,

развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет

детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных

повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,

обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности

ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее

развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный

комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные

особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных

возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности

взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой

детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия»,

узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения

дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности,

инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить

ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить

решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой

работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Практическая значимость.

Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы,

развивает

мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

классификацию,

обобщения),

стимулирует

интеллектуальную

активность

и

любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала

по ознакомлению с природными явлениями

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка

происходит:

обогащение представлений об окружающем мире,

развитие познавательной инициативы (любознательности),

освоение культурных форм упорядочения опыта: причинно-

следственные связи, пространственные и временные отношения.

Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического

и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам

«типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям

активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные

связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.

Отличительные особенности программы

Направленность на развитие личности ребенка.

Приоритет программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека,

с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к

решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и

умеющего отстаивать его.

Нацеленность на дальнейшее образование.

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса,

стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему

обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.);

понимание того, что всем людям необходимо получать образование.

Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных

ценностей.

Содержание педагогической работы строится на основе понимания и

осознания психофизиологических особенностей дошкольников

(«ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям,

поискам и т.д.).

Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-

познавательной деятельности рассматривается в единстве с

развитием творческого начала и овладением структурой

деятельности.

Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа»,

«Физические явления», «Рукотворный мир» с направлениями развития

познавательно-исследовательской деятельности детей.

Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня

интеллектуально-личностного, творческого развития детей

(самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической

деятельности, способности переносить действия с одного содержания на

другое, способности к моделированию, умения видеть явления и

предметы в перспективе).

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий по 30

минут, согласно нормам СанПиН 2.4.4.3172-14для обучающихся

дошкольного возраста.

Основными формами организации детского экспериментирования являются:

наблюдения, экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием

опытно – экспериментальной деятельности, с использованием

мультимедийного сопровождения, проекты.

Формы занятий: по количеству детей – фронтальные, индивидуальные, по

особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятия-

опыты, лабораторные работы (деятельность в мини-лаборатории), по

дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические

занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, интегрированные

занятия.

Методы и приемы:

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой

деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- поручения, действия.

Срок реализации программы:

Срок реализации образовательной программы – 1 год,32 часа учебных

занятий.

Адресат программы:

Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет, проявляющих интерес к

исследовательской деятельности. На обучение по программе принимаются

все желающие, без предъявления требований к начальным знаниям.

Цель программы:

развитие познавательной активности, любознательности и инициативности

дошкольников посредством организации опытно - экспериментальной

деятельности.

Задачи:

- создать в дошкольной образовательной организации развивающую

предметно – пространственную среду способствующую организации опытно

– экспериментальной деятельности дошкольников;

- развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез,

классификация, сравнение, обобщение);

- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно –

исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, при отборе

способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении

в деятельности.

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования:

знакомить детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость,

сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.)

- поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять

детскую любознательность.

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

проведении опытов и экспериментов.

В результате реализации данной программы у детей:

- Будет сформирован положительный интерес к играм-экспериментам,

улучшение речевого развития.

- Расширятся представления о физических явлениях и физических свойствах

предметов окружающего мира.

- Будут сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для

детского экспериментирования.

- Дети будут принимают активное участие в совместной деятельности с

взрослым, и в самостоятельном познании мира.

- Будут развиты такие личностные качества как: ответственность,

уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение

друг к другу, умение работать вместе.

К концу учебного года предполагается овладение детьми, следующими

знаниями, умениями и навыками:

Ребенок знает

Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);

Правила охраны природы;

Правила личной безопасности;

Графические и практические способы фиксирования результатов

наблюдений

Имеет представление

о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;

о приспосабливании растений к условиям жизни;

о свойствах металла;

о построении простейших гипотез

предвидеть последствия действий, выполняемых впервые

Умеет

выслушивать инструкции и запоминать;

проводить элементарные исследования и эксперименты;

уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при

коллективном труде;

формулировать выводы, делать небольшие заключения

Формы проведения итогов реализации программы

• Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их

родителям.

• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

Учебно-тематический план на год

N п\п

Содержание программы

теория

практика

1

Вводное

1

2

Свойства песка

«Песочная страна»

« Цветной песок»

«Волшебное сито»

3

3

Свойство воды

«Какая бывает вода?»

«Форма воды»

«Вода растворитель»

«Путешествие капельки»

«Ледяные шары»

1

4

4

Свойства воздуха

«Воздух расширяется»

«Воздух повсюду»

«Воздух работает"

3

5

«Сила тяготения»

1

6

«Умные предметы»

«Хитрости инерции»

1

1

7

Почему горят фонарики

1

8

Лед

«Почему не тонут айсберги»

1

9

Звук

«О пищалке»

«Как сделать звук громче?»

1

1

10

Магнит

«Ловись рыбка и мала. и велика»

«Фокусы с магнитом»

2

11

«

Что отражается в зеркале?»

«Мир ткани»

«Солнце дарит нам тепло и свет».

«Почему в космос летают на ракете?

1

3

12

«Может ли растение дышать?»

«Что выделяет растение?»

«Что выделяет растение?»

1

2

13

Откуда взялись острова?

Как происходит извержение вулкана?

Как появляются горы?

Как образуются метеоритные кратеры?

1

3

Всего занятий

7

25

Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год

Тема

Цель

Формы и методы работы

Октябрь

Вводное

«В гостях у

Знайки»

Уточнить

представление

о

том,

кто

такие

учёные,

познакомить

с

понятиями

«наука», «гипотеза» о способе

познания мира-эксперимента,

о

назначении

детской

лаборатории;

дать

представление

о

культуре

поведения

в

детской

лаборатории.

1.Беседа с детьми об учёных.

2. Объяснить, что понятия «наука» и

«гипотеза».

3. Рассказать о детской лаборатории и

культуре, правилах поведения.

4. Практическая работа:

- Игра «нюхаем, пробуем, слушаем,

видим, ощущаем».

- Опыт «может ли вода подниматься».

5. Итоги.

«Песочная

страна»

Выделить

свойства

песка:

сыпучесть,

рыхлость,

из

мокрого песка можно лепить;

познакомить

со

способом

изготовления

рисунка

из

песка.

1.Беседа с детьми.

2. Напомнить правила техники

безопасности при проведении опытов.

3. Практическая работа:

- Рассматривание песка с помощью

лупы.

- Опыт: «сыпучесть песка»

- Лепим из влажного песка.

4.Объясненить и показать, как

нарисовать рисунок сухим песком.

5. Итоги.

6 Выставка рисунков: «Песочная

страна»

Цветной песок

Познакомить

детей

со

способом

изготовления

цветного

песка;

научить

пользоваться тёркой.

1.Беседа с детьми.

2. Правила техники безопасности при

проведении опытов.

3. Практическая работа:

Объяснить и показать, как

пользоваться тёркой.

- Игра «Следы на песке»

- Опыт: «разноцветный песок»

4. Итоги

Волшебное

сито

Познакомить

детей

со

способом отделения песка от

камешков и мелкой крупы от

крупной

с

помощью

сита;

развивать самостоятельность.

1.Беседа с детьми.

2.Правила техники безопасности.

3.Показать, как с помощью сита

отделить камешки от песка.

4.Практическая работа:

- Сюрпризный момент

- Опыт: «Песчаный конус»

5.Итоги.

Ноябрь

Какая бывает

вода?

Уточнить представления детей

о

свойствах

воды;

познакомить

с

принципом

работы

пипетки;

развивать

умение

действовать

по

алгоритму,

разгадывать

1.Беседа с детьми.

2.Напомнить правила поведения в

лаборатории.

3.Объяснить и показать, как

пользоваться пипеткой.

4.Практическая работа:

элементарный кроссворд.

- Кроссворд.

- Опыт: «можно ли перенести воду в

соломинке».

- Игра «Кто больше перенесёт воды

пипеткой»

5.Итоги

Форма воды.

Выявить, что вода принимает

форму сосуда, в который она

налита.

1.Беседа с детьми.

2.Напомнить правила поведения в

лаборатории.

3.Практическая работа:

- Опыт «может ли вода иметь форму?»

- Игра «узнай и назови»

4.Итоги

Вода –

растворитель.

Очищение

воды.

Выявить

вещества,

которые

растворяются

в

воде;

познакомить

со

способом

очистки

воды

фильтрованием;

закрепить

знания

о

правилах

безопасного

поведения

при

работе

с

различными

веществами.

1.Беседа с детьми.

2.Объяснить и показать, как можно

очистить воду.

3.Правила поведения в лаборатории.

4.Практическая работа:

- Опыт: «Что растворяется в воде?»

- Опыт: «Фильтрование воды».

5.Итоги

Путешествие

Капельки.

Познакомить

детей

с

круговоротом воды в природе,

объяснить причину выпадения

осадков в виде дождя и снега;

расширить

представление

детей

о

значении

воды;

умение

работать

в

группе,

договариваться,

учитывать

мнение партнёра, доказывать

правильность своего мнения.

1.Беседа с детьми.

2. Показ и рассказ по схеме:

«Круговорот воды в природе».

3.Правила поведения в лаборатории.

4.Практическая работа:

- Опыт: «Как появляется пар»

- Опыт: «Домашнее облако».

5.Итоги

Декабрь

Воздух

Расширить

представления

детей о свойствах воздуха;

познакомить

детей

с

чашечными

весами;

познакомить детей с историей

изобретения

воздушного

шара.

1.Беседа с детьми.

2.Объяснить, как пользоваться

чашечными весами.

3.Рассказать об изобретении

воздушного шара.

4.Напомнить правила поведения в

лаборатории.

5.Практическая работа:

- Опыт: «Воздух расширяется».

-Игра: «Узнай по запаху»

6.Итоги.

Воздух

повсюду.

Обнаружить

воздух

в

окружающем пространстве и

выявить

его

свойство-

невидимость.

1.Беседа с детьми.

2.Напомнить правила поведения в

лаборатории.

3.Практическая работа:

- Игровое упражнение: «Почувствуй

воздух».

- Опыт: «Воздух сжимается».

- Эксперимент: «Яйцо в бутылке».

4.Итоги..

Воздух

работает.

Дать детям представление о

том, что воздух может двигать

предметы.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Опыт: «Свойства воздуха»

- Эксперимент: «Вертящиеся спирали».

4.Итоги.

Ледяные шары.

Дать детям представление о

свойствах воды, льда

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения при проведении

опытов.

3.Практическая работа:

- Опыт: «Свойства воды»

- Эксперимент: «Цветные шары».

4.Итоги

Январь

Сила тяготения.

Дать детям представление о

существовании

невидимой

силы-силы тяготения, которая

притягивает

предметы

и

любые тела к Земле.

1.Беседа с детьми.

2.Объяснить, что такое глобус.

3.Правила поведения в лаборатории.

4.Практическая работа:

- Опыт: «Почему все предметы

падают?»

- Схематично зарисовать.

5.Итоги

Упрямые

предметы.

Познакомить

детей

с

физическим

свойством

предметов-инерцией;

развивать умение фиксировать

результаты наблюдения.

1.Беседа с детьми.

2.Напомнить правила поведения в

лаборатории.

3.Практическая работа:

- Эксперимент: «Медведь в машине»

- Фокус: «Упрямая монета»

4.Итоги

Хитрости

инерции.

Познакомить детей с фокусом

основанном

на

физическом

явлении-инерции;

показать

возможность

практического

использования

инерции

в

повседневной жизни.

1.Беседа с детьми.

2.Вспомни правила поведения в

лаборатории.

3.Практическая работа:

- Фокус со стаканом воды и листом

бумаги.

- Эксперимент: «Как отличить сырое

яйцо от варёного»

4.Итоги

Почему горит

фонарик?

уточнить представления детей

о значении электричества для

людей,

познакомить

с

батарейкой

хранителем

электричества

и способом

использования

лимона

в

качестве батарейки

1.Беседа с детьми.

2.Помни правила поведения в

лаборатории.

3.Практическая работа:

- «Волшебный лимон»

4.Итоги.

Февраль

Замёрзшая

вода-лёд.

Почему не

тонут айсберги?

Уточнить представления детей

о

свойствах

льда;

дать

представление об айсбергах,

их опасности для судоходов.

1.Беседа с детьми.

2.Рассматривание иллюстраций с

изображением айсбергов.

3.Вспомнить сказку «Заюшкина

избушка».

4.Практическая работа:

- опыт со льдом.

- Игра «Арктическое морское

путешествие»

5.Итоги

О «дрожалке» и

«пищалке»

Познакомить

детей

с

понятием

«звук»,

выявить

причину возникновения звука-

дрожание предметов.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Эксперимент: «Что слышим?»

- Изготовление спичечного телефона.

4.Итоги

Как сделать

звук громче?

Обобщить

представление

детей о физическом явлении-

звуке.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Опыт с линейкой, проволокой.

- Изготовление рупора.

4.Итоги.

Свет и тень.

Познакомить с образованием

света

от

предметов,

установить сходство тени и

объекта, создать с помощью

теней образы.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Игра «Теневой театр»

- Показ знакомой сказки.

4.Итоги

Март

Ловись, рыбка,

и мала, и

велика.

Выяснить

способность

магнита

притягивать

некоторые предметы.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Магнитная игра «Рыбалка»

- Эксперимент «Притягивает- не

притягивает»

- Задание «проведи линию к магниту от

предмета, который к нему

притягивается».

4.Итоги

Фокусы с

магнитом

Выделить предметы,

взаимодействующие с

магнитом.

1.Беседа с детьми

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

= Фокус «Разборчивый гусь»

- Фокус «Могут ли звери сами

двигаться?»

- Эксперимент «Достань иголку из

воды не замочив руки»

4.Итоги

Что отражается

в зеркале?

Познакомить

детей

с

понятием «отражение»; найти

предметы,

способные

отражать.

1.Беседа с детьми.

2.Вспомни правила поведения в

лаборатории.

3.Практическая работа:

- Что ты видишь в зеркале?

- Задание «Найди и обведи все

предметы, в которых можно увидеть

отражение»

4.Итоги

Солнце дарит

нам тепло и

свет.

Помочь понять о том, что

Солнце является источником

тепла и света; познакомить с

понятием «Световая энергия»,

показать степень ее

поглощения разными

предметами, материалами.

1.Беседа с детьми

2.Объяснить, какие бывают источники

света.

3.Напомнить правила поведения в

лаборатории.

4.Практическая работа:

- «Бумажный змей»

-« Какие предметы нагреваются»

5.Подведение итогов.

Апрель

Мир ткани

Познакомить

с

названиями

тканей; формировать умение

сравнивать

ткани

по

их

свойствам;

понимать,

что

характеристики

обусловливают

способ

использования

ткани

для

пошива одежды.

1.Беседа с детьми.

2.правила безопасного обращения с

ножницами.

3.Практическая работа:

-Рассмотреть различные кусочки ткани.

- Эксперимент «Свойства ткани»

4.Подведение итогов.

Почему в

космос летают

на ракете?

Уточнить представления детей

о

принципе

работы

реактивного

двигателя,

о

значении воздуха для полёта

самолёта.

1.Беседа с детьми.

2.Рассматривание иллюстраций.

3.Правила поведения в лаборатории:

- Эксперимент с шариком.

- Изготовление коллажа «Всё что

летает».

4. Подведение итогов.

Может ли

растение

дышать?

Выявить

потребность

растения в воздухе, дыхании.

Понять,

как

происходит

процесс дыхания у растений.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Опыт «Сквозь лист»

- Опыт «Нужен ли корешкам воздух?»

4.Подведение итогов

Что выделяет

растение?

Установить,

что

растение

выделяет

кислород.

Понять

необходимость дыхания для

растений.

1.Беседа с детьми.

2.Правила поведения в лаборатории.

3.Практическая работа:

- Опыт «Во всех ли листьях есть

питание»

- Опыт «Что выделяет растение?»

4.Наблюдение за растением 1-2 дня.

Подведение итогов.

Май

Откуда взялись

острова?

Познакомить

детей

с

понятием

«остров»,

причинами его образования.

1.Беседа с детьми.

2.Показ книги «Мой первый атлас».

3.Объяснить, что такое остров.

4.Практическая работа:

- Изготовление модели «Морское дно»

5.Подведение итогов.

6.Домашнее задание.

Как происходит

извержение

вулкана?

Познакомить

детей

с

природным

явлением-

вулканом,

причиной

его

извержения.

1.Беседа с детьми.

2.Объяснить, что такое вулкан.

3.Показ иллюстраций.

4.Напимнить правила поведения в

лаборатории.

5.Практическая работа:

- Изготовление раствора для лавы.

- Испытание вулкана.

6.Итоги

Как появляются

горы?

Познакомить

детей

с

причиной

образования

гор;

научить

самостоятельно

изготавливать солёное тесто.

1.Беседа с детьми.

2.Показ мнемотаблицы опыта

«Извержение вулкана».

3.Объяснить, как появляются горы.

4.Практическая работа:

- Изготовление солёного теста.

- Макет горы.

5.Подведение итогов.

Как образуются

метеоритные

кратеры?

Смоделировать

с

детьми

метеоритный кратер; уточнить

представление

детей

о

Солнечной системе.

1.Беседа с детьми.

2.Показ карты «Солнечная система».

3.Объяснить, что такое Солнечная

система, метеоритный кратер

4.Напомнить правила поведения в

лаборатории.

5.Практическая работа:

-Алгоритм действий «Метеоритный

кратер»

- Изготовление метеоритного кратера.

6.Итоги.

Методическое обеспечение программы

1. Построение предметно-развивающей среды в группе

«Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок

познавай-ка».

2.

Подбор методической литературы, создание картотек опытов и

экспериментов.

3. Обучающие познавательные занятия.

4. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.

5.

Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами

областей:

социально-коммуникативная,

познавательная,

речевая,

художесвенно-эстетическая.

Для успешной реализации данной программы необходимо соответствующее

оснащение.

• приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы,

компас, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло,

металл разного объема и формы;

• природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья,

шишки, листья, мох, семена;

• утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы,

винтики:

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

• красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;

• медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные

палочки, мерные ложки, резиновые груши;

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло,

сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;

• завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения,

название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем

проведен эксперимент;

• сделать знаки, разрешающие или запрещающие.

• специальная одежда (халаты, фартуки);

• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

• карточки-схемы для проведения эксперимента.

Система оценки результатов освоения программы:

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика)

проводится 3 раза в год:

• Входная (вводная) диагностика – в начале учебного года (3-4я неделя

сентября);

• Промежуточная (текущая) диагностика – в середине учебного года

(3-4я неделя января);

• Итоговая диагностика – в конце учебного года (4-я неделя мая).

Педагогическая диагностика и методики результативности программы.

Приложения №2

Список используемой литературы

1. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010.

2. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -

М - 2011.

3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников – М.: Мозаика-синтез,2012 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты

для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ

«Сфера», 2005.

5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для

дошкольников/ О.В. Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2004

6. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты

в детском саду. Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ

«Сфера», 2004.

7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для

среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство- Пресс"

(2015)

9. Н.А.Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»

10. Интернет – ресурсы