"Питание и здоровье"

Автор: Еленская Наталья Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДОД ДЮЦ УКМО
Населённый пункт: г.Усть-Кут, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Питание и здоровье"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Еленская Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования, объединения «Химия и медицина»,
Лазаренко Наталья Викторовна,
методист МОУ ДОД ДЮЦ УКМО г.Усть-Кут Занятие проводится в теме «Питание и здоровье» для учащихся третьего года обучения (10 класс). Ребята делают контрольную закупку минеральных вод, знакомятся с их свойствами, историей использования, выполняют лабораторную работу «Качественный анализ минеральной воды».
Тема:
Что есть в минеральной воде?
Форма
: Контрольная закупка.
Цель:
Выявить причинно - следственную связь между составом и свойством минеральной воды.
Задачи:
1.Систематизировать знания о минеральной воде, химическом составе, свойствах, применении. 2.Развивать логическое мышление и интерес к естественным наукам. 3 Воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия:

1.Организационный момент

Педагог:
Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Что есть в минеральной воде?» и мы отправляемся в магазин «Алко», чтобы сделать контрольную закупку минеральных вод, которые имеются в ассортименте, для того чтобы систематизировать знания о минеральной воде, химическом составе, свойствах и применении.
1. 1. Отборочный тур
Учащиеся покупают минеральные воды: «Талая», «Ессентуки-4», «Хан – Куль», «Гелиос». Придя в класс, участники дегустации в одноразовые стаканы, пронумерованные бирками, разливают воду. Делают дегустацию, т.е. пробуют на вкус, рассматривают на прозрачность и образование осадков на дне стакана. Понравившуюся воду отмечают в бланк маркером. При этом отдать свое предпочтение можно только 1 раз.
1.2.Подсчет голосов
В дегустации приняли участие 20 человек. Места распределились следующем образом: 1. Стакан под № 1 («Ессентуки- 4») - 9 учащихся; 2. Стакан под № 4 («Талая») - 7 учащихся. 3. Стакан под № 3 («Гелиос») - 3 участника; 4 Стакан под № 2 («Хан – Куль») -1 участник;
Результат: лидерами признаны стаканы под № 1и 4. Эти минеральные воды проходят в полуфинал.
2.Усвоение знаний

2.1. Рубрика «Историческая справка»

Педагог:
Ребята вы попробовали на вкус разные минеральные воды, а какие воды можно отнести к минеральным? Об этом нам расскажет рубрика «Историческая справка». Учащийся делает мини-сообщение «Историческая справка».
Ответ учащихся:
Чистую воду в древности называли эликсиром жизни. Древние греки верили, что свою богатырскую силу Геракл обрел, выкупавшись в волшебном источнике Кавказа. Греки в античные времена сооружали у целебных источников святилища. Именно в Греции археологами обнаружены развалины древней водолечебницы, построенной примерно в VI веке до н.э. Остатки древних бань встречаются и на Кавказе. Начало изучения минеральных вод в России было положено Петром I. В 1717 году царь издал указ, предписывающий «искать в нашем отечестве ключевых вод», которые можно использовать от разных болезней. Во время Екатерины II по инициативе Ломоносова были разработаны планы 3-х больших экспедиций по изучению богатств русской земли, в том числе минеральных вод Врачи в XVIII и XIX веках часто рекомендовали лечение «на водах» людям страдающим желудочно- кишечными расстройствами, ревматизмом, артритом и множеством других хронических заболеваний.
2.2.Рубрика «Медицинская справка»
Учащиеся делает мини – сообщение «Минеральная вода». Минеральная вода – это талая вода, полученная из многовековых ледников, которые подтаивают в своих нижних слоях, и вода, пройдя сквозь толщи пород, обогащается необходимыми солями и минералами. Минеральные воды делятся на три основные группы: столовые, лечебно – столовые, лечебные. 1. Столовые – меньше 2 г/л. Её можно пить хоть каждый день без всякого вреда для здоровья. К этой группе относятся «Селивановская», «Ессентуки – 20». Купить их можно в любом крупном супермаркете. 2. Лечебно – столовая (2-10 г/л). Это уже лечебно – столовая жидкость. Её тоже можно пить без назначения врача, но и без фанатизма, то есть – внимание! – время от времени. К этой группе относятся: «Боржоми», «Нарзан», «Талая». Приобрести их можно в магазине, аптеке. 3. Лечебная – до 20 г/л, а иногда 50 г/л солей. К ним же относятся и те, в которых высокое содержание биологически активных элементов вроде мышьяка, бора, железа и другие. Лечебные воды, среди которых «Баталинская», «Новонжевская», пьют только под чутким присмотром врача, 2
курсами в дозированном количестве. Они в свободную продажу обычно не поступают – только по рецепту. При всем разнообразии веществ – а это почти вся таблица Менделеева! – «погоду» - делают 6 составляющих: натрий, кальций, магний, хлор, сульфат и гидрокарбонат. И у каждого – своя медицинская специализация. К примеру, гидрокарбонатные воды помогают организму усваивать микро и макроэлементы, стимулируют окислительные процессы. Они рекомендованы людям, ведущим активный образ жизни, в том числе спортсменам, но противопоказаны при гастрите. Сульфатные помогают бороться с болезнями печени, желчевыводящих путей, их назначают, при диабете и окислении. Однако они могут препятствовать усвоению кальция и поэтому их не советуют пить детям и подросткам. Хлорные воды нормализуют обмен веществ, налаживают работу желудка, однако их нельзя пить гипертоникам. Чтобы при покупке минеральной воды не ошибиться, обязательно изучайте этикетки на бутылках – там есть информация и о составе и о показаниях к применению. Соленый вкус – у воды с большим содержанием хлорида натрия, горьковатый – у минералки, насыщенной сульфатом магния.
2.3. Рубрика «Статистические данные»

Педагог:
Сегодня Россия переживает в буквальном смысле слова минеральный бум. По данным Госкомстата, в России в настоящее время зарегистрировано свыше 700 наименований минеральной воды. Однако по объемам потребления минеральной воды на душу населения мы существенно отстаем от развитых стран. По статистике, на среднего европейца сегодня приходится 100л минеральной воды в год. Так, австриец выпивает ежегодно 72 - л, француз – 80л, итальянец – 116л, немец - 129 л минеральной воды в год, а на россиянина – 47л. Впрочем, это вдвое больше, чем во времена Советского Союза. В России переход к рыночной экономике привел к резкому росту продаж бутылочной минеральной воды во всех областях и автономных республиках. Например, в Хабаровском крае в разлив идет вода почти двухсот местных источников. За 10 лет производство увеличилось в 20 раз. Конечно, в воде из источников больше пользы, но, невозможно всю жизнь провести на курорте.
2.4. Рубрика «Ценная информация»
Учащиеся делают сообщение « Классические методы разлива воды». 1. Классический – вода поступает из источника по трубе отводку, фильтруется, насыщается СО2 и разливается в бутылки (стекло, пластмассовые бутылки). 98% активности соприкосалась с воздухом она наиболее дорогая.100% активности вода недр, которая, нигде не соприкасалась. 3
2. Классический с натяжкой – вода перевозится автотранс или железнодорожными цистернами до разливочного предприятия. 50% активности. 3. Из концентрата или выпаривания солей. Минерализованная в ней 0% активности. Эта вода утоляет жажду и только («Мертвая вода»). Стопроцентную биологическую активность имеет «живая», как говорят специалисты, вода из источника, которая, нигде не соприкоснувшись с воздухом, бьет из ключа прямо в подставленный курортником стаканчик. Если вы видите надпись ГОСТ 13273 -88 или ТУ-9185; то перед вами природная минеральная вода. ГОСТ принят в 1988 году.
3.Выполнение лабораторной работы «Определение качественного состава

минеральной воды».

Полуфинал
Все 4 стаканчика проходят практический опыт. Стаканы под № 1 и 4 борются за первое место, а стаканы под № 2 и3 проходят экспертизу вне конкурса. Работа проходит по инструктивным карточкам « Что есть в минеральной воде?» Опыт № 1. К 5мл раствора пробы минеральных вод добавляется 10% хлорида бария. Результат: Во всех пробах появилась белая муть. Вывод это подтверждает присутствие в воде сульфат – иона. Опыт № 2. К новой пробе минеральных вод добавляется 1-2 капли раствора нитрита серебра. Результат: Во всех пробах появился белый осадок. Вывод это подтверждает наличие хлор – иона. Опыт № 3. К новой пробе минеральных вод добавляется несколько капель 10% раствора ацетата свинца. Результат: Пробы не потемнели. Вывод: Вода качественная солей тяжелых металлов нет. А также были проверены этикетки. На этикетках должно быть указано: *Газированная вода или негазированная; *Питьевая или минеральная (и уточнение: столовая, лечебно – столовая или лечебная); *Группа воды в зависимости от основных содержащихся в ней солей; *Количество содержание ионов и номер скважины, названия источника. Итог: Проверка показала, что на этикетках «Талая», «Ессентуки -4», «Хан – Куль» указаны все требования, на этикетке «Гелиос» отсутствует названия источника.
4.Результат исследования. Финал
4
Согласно результатам полуфинала, места в финале распределились следующем образом: 1 место стакан №1 – минеральная вода «Ессентуки – 4» 2 место стакан №4 – минеральная вода «Талая»; Не смотря на то, что за стакан № 3 отдано 3 голоса, на этикетке не указано месторождение, поэтому 3 место занимает стакан №4 – минеральная вода «Хан – Куль». 4 место стакан № 3 – минеральная вода «Гелиос».
5. Проверка понимания нового учебного материала

Рубрика «Вопрос – ответ»
Вопрос: Наличие, каких ионов вы обнаружили в результате исследования? Ответ: Сульфат-иона и хлор – иона. Вопрос: Как называется наука, которая изучает влияние минеральных вод на организм? Ответ: Бальнеология. Вопрос: Наличие, какого иона придает горький вкус минеральной воде? Ответ: Ион сульфат магния.
6.Подведение итогов

Педагог:
На основе выше изложенного материала я раздаю вам
Рекомендации при покупке минеральной воды
*Покупая минеральную воду, внимательно изучите этикетку. На ней должны быть сведения о номере скважины, название источника, химический состав и назначение воды. *Важный показатель качества – информация о том, где вода разливалась по бутылкам. Если из источника, это означает, что в ней сохранен максимум минеральных солей и биологически активных веществ. *Искусственная минеральная вода схожа по составу с натуральными аналогами, однако полностью воспроизвести в лаборатории природный состав невозможно, и это не может не сказаться.
Список литературы:
1.Кузнецов И. Вода из бутылки // Экология и жизнь.- 2008. - №9. 2.Лившиц С. Живая – минеральная // Здоровье.- 2008. - №6. 3.Лившиц С. Природы мудрые слова.- И.: Вост –Сиб, 1992. 4.Мошкин В. Сказки о живой и мертвой воде //Основы безопасности жизнедеятельности.- 2001.- №12. 5

Приложение 1
Бланк дегустации № п п
Участники дегустации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 № 1 + + + + + + + + + 6
№ 2 + № 3 + + + № 4 + + + + + + + 7