Напоминание

"Технология изготовления мягкой игрушки "ЕЖИК"

Автор: Тимошина Ольга Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДОД ДЮЦ УКМО
Населённый пункт: город Усть-Кут, Иркутской области
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Технология изготовления мягкой игрушки "ЕЖИК"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное образовательное учреждение. Дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр. Усть-Кутского муниципального образования.
Методическое пособие
По теме: «Технология изготовления мягкой игрушки « ЕЖИК»» Тимошина Ольга Алексеевна, педагог дополнительного образования. Усть-Кут 2015

Содержание
1. Пояснительная записка 2. Технологическая карта 3. Инструменты материалы 4. Список приложений 5. Список используемой литературы

Пояснительная записка
Цель пособия - помощь в проведении занятий по изготовлению мягкой игрушки на уроках технологии в младших классах, в объединениях дополнительного образования по изготовлению мягкой игрушки, самостоятельным изготовлением игрушки детьми в содружестве с родителями Данное методическое пособие предназначено педагогам дополнительного образования, работающих с детьми 1-4 классов в творческих объединениях по изготовлению мягкой игрушки, преподавателям технологии в школе, в группе продленного дня. Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов декоративно – прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушка всегда сопутствовала человеку. Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи, Китая и других стран. Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки – куклы, сшитой из лоскутов ткани, меха. В дореволюционной России сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек, многие из них сохранились и успешно развиваются в наше время. Старейшим центром в Подмосковье был Троице – Сергиев Посад, ныне город Загорск. Этот район стал ведущим по производству кустарных игрушек. Русскими мастерами – игрушечниками создана целая галерея ярких образов старой Руси. Промысел резных игрушек одновременно развивался и в деревне Богородской (ныне с. Богородское Загорского района Московской области) принадлежащей Троице – Сергиевскому монастырю. Игрушечный промысел здесь существовал уже в XVII века и был тесно связан с производством игрушек в Троице – Сергиевом Посаде. Со временем под влиянием местных талантливых резчиков в селе Богородском сформировались свои художественные традиции, сложился своеобразный стиль резьбы. Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная матрешка. Слава ее разнеслась по всему миру. По-разному украшают матрешек в Загорске, Семенове, Полховском – Майдане. Всем пришлась по душе веселая русская матрешка. Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться. Наиболее ценные черты народной игрушки – яркая образность, добродушный юмор, чувство материала бережно сохраняются и находят воплощение в новых образах игрушки. Современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям, она исчезла из игр детей. Сегодня народная игрушка входит в жизнь как одно из ярких явлений декоративно – прикладного искусства, как сувенир, украшение современного интерьера.
В данном методическом пособии речь пойдет о мягкой игрушке – самоделке, которая имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Самодельная игрушка из ткани и мехового лоскута все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих игрушек завоевали симпатии детей и взрослых. Часто, украшая интерьер, игрушки помимо декоративной функции выполняют и декоративно – унитарную функцию. Например, настенные игрушки с карманом для хранения щеток, расчесок и других бытовых мелочей, игрушки – сумки, напольные игрушки – коврики, игрушки – подушки и другие. Особую выразительность приобретают игрушки, выполненные из яркой ткани в сочетании с синтетическим мехом. Разнообразие декоративной отделки, отказ от натуралистического решения образа, нарушение привычных пропорций, условная трактовка формы, с одной стороны помогают выявить характер игрушки, сделать ее более забавной, живой, с другой – придают ей сходство с лучшими образцами народной игрушки. Научить детей всему этому, вызвать у них интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач детского объединения « Рукоделие». В образовательной программе «Рукоделие» есть раздел «Мягкая игрушка», в которой дети по лекалам изготавливают мягкие игрушки – самоделки, которые имеют большое значение в творческом развитии ребенка. Работа с детьми над изготовлением мягкой игрушки является одной из форм эстетического воспитания подрастающего поколения. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, как его собственное произведение становится особенно привлекательной, вещь над которой он трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Данное методическое пособие разработано мною для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно работать над изготовлением данной игрушки. Методическое пособие апробировано на занятиях в детском объединении «Рукоделие». Результат - учащиеся легко справляются с изготовлением мягкой игрушки.




Инструменты и оборудование


ИНСТРУМЕНТЫ:

1.
Ножницы
2.
Игла
3.
Мел
4.
Простой карандаш
5.
Колышек
МАТЕРИАЛЫ:

1.
Искусственный мех
2.
Несыпучая ткань ( драп, сукно, фетр)
3.
Бусинки (для глаз, носа)
4.
Нитки ( в цвет ткани)
5.
Вата, синтепон (для набивки)
ДЕТАЛИ ИГРУШКИ:

1.
Туловище 2дет.
2.
Клин (животик) 1дет.
3.
Лапки 2дет.
4.
Мордочка 2дет. Смотреть приложение № 2




Технологическая карта

Описание работы Графическое изображение 1 .Обвести детали туловища мелом на искусственном мехе с изнаночной стороны, соблюдая симметричность деталей (зеркальное отображение) 2.2
аб
Обвести детали мордочки лапок и деталь клина (3) на ткань с изнаночной стороны соблюдая для парных деталей симметричность. 4. Сделать припуски на шов 0,3см на деталях туловища, клина, мордочки. 6.7.8. Вырезать детали туловища, клина, мордочки по припускам на шов, а детали лапок по линии обводки. 9. Сложите детали лицевыми сторонами внутрь и сшейте половинки туловища (мех искус.) швом «через край»
10. Пришить по изнаночной стороне клин к туловищу ежа, швом «через край» (1) Сначала с одной стороны туловища от
а
до
б
, а потом с другой, оставив отверстие для набивки (1а) 11. Соединить детали туловища по верхнему шву спинки швом «через край» от
в
до
а,
совмещая швы в точке
в
по изнаночной стороне ткани и от точки
в
до
б
соединив детали мордочки. 12. Вывернуть сшитую форму игрушки на лицевую сторону тщательно выправляя в углах (носик, спинка) 13. Набить синтепоном (ватой) форму игрушки заполнив весь объем равномерно, без комочков. 14. Зашить отверстие потайным швом. 15. Закрепить нить внизу основы туловища и несколькими стежками потайного шва пришейте лапки ежа. 16. Карандашом наметить место для глаз ежа. 17. Пришивание глаз, носа
(бусинки) Закрепите без узелка нитку на макушке, (см.приложение № 3) сделайте маленький стежок и выведите иглу в том месте, где намечен глаз. Сделайте в этой точке маленький стежок и выведите иголку с ниткой в точку носа. Обязательно захватите немного набивки между иглой и тканью, слегка натяните ткань. Наденьте бусинку носа (3а), снова сделайте маленький стежок на месте носа, вернитесь вновь в точку глаза и опять нить слегка натяните (3б) у вас получилась ямка на месте глаза и небольшая щечка около носа. Пришейте глаз (см. приложение № 3) Повторите операцию для другого глаза. 18. Расчешите мех, игрушка готова.
Приложения

1. Лекала выкроек игрушек. 2. Фотография игрушки. 3. Инструкционная карта. 4. Технология изготовления швов. 5. Правила техники безопасности при работе ножницами, иглой и булавками.
Инструкционная карта
«Пришивание бусины» 1. Карандашом наметить место пришивания бусин. 2. Отмерить нитку для работы, сложить вдвое, вдеть в ушко иглы. 3. Закрепить нитку петлей в месте отметки карандашом. ( рис. 1 – 4) 4. Пропустить иглу через отверстие бусины, вывести иглу (рис. 5) 5. Ввести иглу в ткань под бусиной небольшим стежком (рис. 6) 6. Закрепить бусину 4 – 5 стежками (рис. 7)
Инструкционная карта

«Технология изготовления швов» 1. Шов «через край» (рис.1) применяется при сшивании деталей из искусственного и натурального меха. Он предупреждает выпадение нитей на срезах, обеспечивает прочность и аккуратность в работе. По отношению к изделию нить укладывается витками. Для прочности проколы следует делать как можно чаще. Для выполнения строчек косых стежков иглу вводят сверху (рис.2) Строчку прокладывают справа налево и слева направо, частота стежков 3-4 на 10мм длина стежков 5-7мм. Расстояние проколов от среза детали 3-5мм шов выполняется х/б не лощенными нитками. 1. Шов «потайной» (подшивочный) (рис.1)
Применяется при подшивке края изделия, зашивания отверстия игрушек. Для выполнения потайного шва (рис.2) вначале подгибают края детали внутрь и заметывают швом «вперед иголку», а затем подшивают. Стежки делают, захватывая иглой одновременно два слоя ткани. Иглой нужно захватывать у внутреннего края 2-3 нити, чтобы проколы иглы не были видны на лицевой стороне изделия. «Правила техники безопасности при работе ножницами, иглой и булавкой» 1. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего. 2. Передавать ножницы, держа их за сомкнутые лезвия. 3. Хранить ножницы в определенном месте-подставке или в рабочей коробке. 4. Хранить иглы, булавки в определенном месте-игольнице, в подушечке. 5. Шить с наперстком. 6. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
Список литературы
1. «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах» А.В. Ефимова г. Москва «Просвещение» 19787г. 2. «Мягкие игрушки, куклы и марионетки» Илс Грейс г. Москва «Просвещение» 1979г. 3. «Мягкая игрушка» Т.М. Золина. Т.И. Иванова. г. Москва ЭКСМО г. С – Петербург «Терция» 2007г. 4. «Основы швейного производства» 8 -9класс
А.Т. Труханова В.В. Исаев Е.В. Рейнова г. Москва «Просвещение» 1989г. 5. «Обслуживающий труд» 5 класс. А.Я. Лабзина Е.В. Васильченко Л.Н. Кузнецова г. Москва «Просвещение» 1982г. 6. «Азбука мастерства» Т.Н. Преснякова г. Москва «Академкнига» 2005г. 7. «Уроки творчества» Н.А. Цирулин Т.Н. Преснякова Издательство «Учебная литература» 2004г.