"Использование современных приемов и методов при слуховом анализе музыкальных произведений на занятиях музыкальной литературы "

Автор: Лазаренко Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДОД ДЮЦ УКМО
Населённый пункт: г.Усть-Кут, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование современных приемов и методов при слуховом анализе музыкальных произведений на занятиях музыкальной литературы "
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Лазаренко Наталья Викторовна,
педагог - дополнительного образования, МОУ ДОД ДЮЦ УКМО, г. Усть-Кут
Мастер – класс: «Использование современных приемов и методов при

слуховом анализе музыкальных произведений на занятиях музыкальной

литературы »

Цель
: Познакомить с современными приемами слухового анализа музы - кального произведения. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задатки твор - ческих способностей присущи любому нормальному ребенку. Нужно лишь рас - крыть их и развить. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство педагога. Творчество на занятии музыкаль - ной литературы, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно – поисковую музыкальную практику. Но тем оно и ценно, что учащиеся сами открывают что–то новое, ранее им неизвестное в мире музыки. Поэтому я ста - ла внедрять в свою работу современные дидактические приемы по слуховому анализу музыкального произведения направленные: - на развитие детского творчества; - умение выразительно, красиво, оригинально передавать яркие музыкальные образы в услышанном произведении; - умение быстро и легко находить цветовые гаммы для передачи музыкально – образных характеристик. В преподавании музыкальной литературы при слуховом анализе использу - ются в основном традиционные методики. Так, изучение музыкального произ - ведения начинается: с рассказа педагога о содержании, об элементах музыкаль - ного языка произведения, его форме, особенностей мелодии и гармонии, по - каз тем и фрагментов. Затем звучит музыкальное произведение, в котором уче - ник должен услышать все то, что рассказал учитель. На своих занятиях при слуховом анализе музыкальных произведений я использую современные педа -
гогические приемы, для того чтобы воспитать любовь к музыке, направленную на развитие активности восприятия музыкальных произведений и высказыва - ния учащимися собственного мнения по прослушанным произведениям. С не - которыми наработками я вас познакомлю.
Ход мастер - класса
Самый сложный этап в формировании музыкальных знаний это слуховой анализ. Предлагаю таблицу «
Слуховой анализ музыкального произведения
».
Цель:
Активизировать самостоятельное мышление учащихся при слуша - нии музыкального произведения.
Оборудование
: таблица, ручка, магнитофон или фортепиано.
Функции
: обучающая, коммуникативная. Этот метод можно использовать при знакомстве с произведением, при сравнении 2-х или нескольких, т.е. на разных этапах занятия.
Ход
:
Тема
: Симфония №5 Л.Бетховен
Вопрос
: «С помощью, каких элементов музыкальной речи создается образ вели- кой победной музыки?» По ходу звучания музыки учащиеся заполняют самостоятельно таблицу. По оконча - нии звучания выслушиваются ответы, опираясь на записи.
название

комп

ози-

тор

Выразительные средства в музыке
Симфо- ния №5,1 ч. Л. Бетхо- вен Дина- мика Характер Темп Регист р Испол- нение Муз. форма: P, F, PP, FF Героиче- ский, дра- матиче- ский бы- стро с огнем ниж- ний, сред- ний симфо- ниче- ский ор - кестр форма со - натного аллегро 2
Метод «
Банк исторических фактов»
(тематическая папка по темам) Это один из методов, который полезно использовать при слушании музы - ки. Учащиеся из предложенной педагогам литературы находят мини – расска - зы о создании произведений. Например: Тема: Симфония №5 Л.Бетховен. Де - виз всего жизненного пути композитора Л. Бетховена - «Через борьбу – к побе - де!». Лейтмотив, Симфония №5 состоящая из 4 –х драматических нот ( сы- грать на фортепиано ) ритмически соответствуют букве V в азбуке Морзе, ко - торая была изобретена спустя полстолетия. Во время Второй мировой войны эти 4 ноты стали музыкальным призывом « V значит Виктория – победа. Таким образом, у ребят пополняется багаж знаний, появляется интерес к услышанно - му произведению, приучаются к поисковой деятельности, и пополняется вклад в
Банк исторических фактов
. После того, как мы сделали теоретический анализ, мы передаем свое отно - шение к музыке. Очень удобно использовать метод «Монотипия», который я применяю в
упражнении «Изображение образа через услышанную музыку».
( Монотипия в переводе с греческого «Моно» - один, «Типус» - отпечаток. ) Упражнение активизирует фантазию учащихся, связывает воедино зрительное и слуховое образное воображение, вырабатывает слушательные навыки.
Цель
: Передать свои мысли, образы, навеянные музыкой посредством цветово - го восприятия музыки.
Оборудование:
Краски, кисточки, бумага, баночка с водой, стекло.
Функции:
обучающая, развлекательная, релаксация.
Ход
: Метод ведется следующем образом: слушаем музыку Эдварда Грига «Пер Гюнт» в течение 3-5 минут в расслабленном состоянии, затем начинаем накла - дывать краски на стекло. Здесь не предлагается никакого условия объекта рисо - вания, т.е. включается фантазия, воображение. Вы можете рисовать - * \. Когда рисунок нарисован, мы делаем отпечаток на бумаге. Целесообразно делать отпе- чаток с закрытыми глазами аккуратно и спокойно. У нас получится «шедевр» - единственный и неповторимый. При помощи него мы можем определить, какое настроение навеяло на каждого из нас, прозвучавшая музыка. Анализируем, ка - 3
кую цветовую гамму использовали, что чувствовали. Сравниваем результаты по таблице.
Название цвета

Обозначение
красный возбуждение оранжевый несет тепло желтый приятное ощущение разрядки зеленый успокаивает коричневый болезненное состояние сиреневый грусть синий тревожность Еще один подобный
прием
, который разнообразит занятие по музыкаль - ной литературе – «
Копилка чувств».

Цель
: Активизировать процесс слушания музыки, и выяснить какие чувства и настроение несет человеку музыка.
Оборудование
: Таблица «Копилка чувств».
Ход:
После прослушивания свои чувства фиксируются в таблицу .
настроение

композитор

произведение
грусть радость мечтательность Героические чувства Трагические чувства Раздумье о жизни Шутливое настроение Ощущение сказочности и нереальности Волнение Занимаясь проблемой слухового анализа музыкального произведения, я нашла исследования специалистов - психологов, которые занимаются составле - нием музыкальных рецептов, так как существует предпочтение того или иного музыкального произведения. Это связано с нашей эмоциональной памятью и индивидуальными особенностями. При слушании они предлагают использовать следующую подборку произведений. Мы слушаем эти произведения и действи - тельно они помогают. 4
Для снижения раздражительности разочарования, депрессии Бетховен «Лунная соната» Бах «Кантата №2» Прокофьев «Соната ре мажор» Для уменьшения чувства тревоги, Неуверенности в благополучном конце происходящего Шопен «Прелюдии» и «Мазурки» Штраус «Вальсы» Рубинштейн «Мелодия» Для поднятия общего жизненного тонуса: улучшения самочувствия и настроения, повышения актив - ности Бах «Прелюдия и фуга ре минор» Чайковский «Симфония №6» Лист «Венгерская рапсодия №2» Используя, предложенные мною современные приемы при слуховом ана - лизе произведения, учащиеся к выпускному классу без особого труда могут определить стиль, век, произведения, разобраться в форме, определить музы - кальный образ. В конце своего мастер – класса я хочу процитировать слова Д. Шостаковича: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее».
Список литературы:
1. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита – пресс, 2009. 2. Гульянц Е. Музыкальная азбука для детей. - М.: Аквариум, 2009. 3. Кленов А.С. Я познаю мир.- М.: АСТ, 2010. 4. Конькова Е.А. Музыкальная энциклопедия. - М.: Олма – Пресс, 2011. 5. Никитин Ю. Музыка. -С.: Русич, 2012. 6. Юдина Е.И. Мой первый учебник по творчеству.- М.: Аквариум, 2012. 5