Напоминание

" Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОО"

Автор: Нигматуллина Умида Анваровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Чернышевский детский сад "Тамчы"
Населённый пункт: Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Наименование материала: Проектная работа для воспитателей ДОО по теме: "ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
Тема: " Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проектная работа

Для воспитателей ДОО по теме

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ

ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Тема проекта: « Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОО»

1

Содержание проекта

1. Введение…………………………………………………………………………………………………..3

2. Актуальность проекта……………………………………………………………………………….4

3. Цели проекта…………………………………………………………………………………………….6

4. Задачи проекта………………………………………………………………………………………….6

5. Ожидаемые результаты проекта……………………………………………………………..7

6. Сроки разработки и реализации проекта………………………………………………..9

7. Планирование проекта (Календарный план)..……………………………….………16

8. Технологическая (практическая) часть…..……………………………………………….17

9. Заключение………………………………………………………………………………………………18

10.Список литературы………………………………………………………………………………….19

2

Мы каждый день растём, меняя роль,

И испытанья, каждый, переносим.

Пусть заберёт песок печаль и боль,

Пусть пробудит ответы и вопросы.

(А. Островкая )

Введение

Песо

́

чная терапи

́

я — один из методов психотерапии, возникший в

рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим

собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на

бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе

и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность

прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою

психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

3

Пояснительная записка.

1.Основная информация о программе

1.1.

Актуальность и значимость программы

Дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно одна из

наиболее уязвимых категорий детей. Получение знаний, умений и навыков

является

их

неотъемлемым

законодательно

закрепленным

правом

и

основополагающим

условием

успешной

социализации,

обеспечения

полноценного

участия

в

жизни

общества,

эффективной

самореализации

в

доступных видах социальной деятельности.

Выстраивая

коррекционную

работу

с

детьми

с

ОВЗ

достаточно

эффективным методом зарекомендовала себя песочная терапия.

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной

«самотерапии» известен с древних времен. Сегодня игра с песком становится

все

более

популярной

в

психологической,

в

психотерапевтической

и

педагогической практике. В песочнице создается дополнительный акцент на

тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и

развивающих

заданий

в

песочницу

дает

дополнительный

эффект.

С

одной

стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой

стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных

процессов. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми,

начиная

с

3-х

летнего

возраста.

Метод

позволяет

решать

ряд

проблем,

возникающих у детей с ОВЗ.

Песочная

терапия

объединяет

массу

упражнений,

направленных

на

общую

релаксацию,

снятие

двигательных

стереотипов

и

судорожных

движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить

свои самые

глубокие

эмоциональные

переживания,

он

освобождается

от

страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной

терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

4

В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для

развития

психики

ребенка.

Во-первых,

они

стабилизируют

эмоциональное

состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической

чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе

и

проговаривать

свои

ощущения,

помогают

ребёнку

чувствовать

себя

защищённым, в комфортной для него среде.

Так

закладывается

база

для

дальнейшего

формирования

навыков

позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность,

что

способствует

развитию

сюжетно-ролевой

игры

и

коммуникативных

навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают

потенциальные

возможности

ребенка

с

ОВЗ,

развивая

его

творческий

потенциал и фантазию.

Работая

с

такими

детьми,

я

использую

различные

инновационные

технологии.

Очень

интересной

и

эффективной

педагогической

технологией

является песочная терапия. Притягательность данной технологии заключается в

том,

что

комплексное

развитие

личности

ребенка

происходит

через

игру,

близкую

и

понятную

ему.

Игры

с

песком

использую

в

качестве

вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его

сенсомоторные

навыки,

снизить

эмоциональное

напряжение,

повысить

познавательную активность. Песочная терапия привлекает внимание своей

яркостью, необычностью, оригинальностью.

5

Цель и задачи программы

ЦЕЛЬ:

Создание

естественной

стимулирующей

среды,

в

которой

ребенок

чувствует

себя

комфортно

и

защищено,

проявляя

творческую

активность.

Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета,

целостного

восприятия),

памяти,

внимания,

мышления,

воображения,

пространственных

представлений.

Совершенствование

навыков

и

умений

практического

общения,

используя

вербальные

и

невербальные

средства.

Развитие

фантазии,

наглядно-образного

мышления,

словесно-логического

мышления, творческого мышления, побуждая детей к активным действиям и

концентрации

внимания,

способствуя

проявлению

эмпатии.

Снижение

психофизического напряжения, актуализация эмоций.

Задачи программы:

Образовательные:

1.

Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом

развития сюжета

2.

Обучить умению отвечать на вопросы

3.

Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

4.

Учить выстраивать композиции на песке по образцу

5.

Закрепить представления об окружающем мире

Развивающие:

1.

Развивать фантазию, воображение.

2.

Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

3.

Развивать у детей интеллектуальные способности.

4.

Развивать творческие способности.

5.

Развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память,

внимание.

6.

Развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-

кинестетической чувствительности.

7.

Развитие коммуникативных навыков, установки на положительное

отношение к себе.

6

8.

Развитие наглядно-образного, творческого и критического мышления.

9.

Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие

лучшему взаимопониманию в процессе общения

Воспитательные:

1.

Воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком,

снижение психофизического напряжения,

2.

Воспитывать

актуализацию

эмоций

через

закрепление

положительного

психологического состояния ребенка.

3.

Воспитывать

нравственные

качества

по

отношению

к

другим,

совершенствовать

навыки

позитивной

коммуникации,

внимательное

отношение к коллективу.

4.

Воспитывать желание заниматься, работать над собой, быть

целеустремленным.

5.

Воспитывать эстетический и художественный экус.

6.

Корректировать нежелательные черты характера и поведения.

Психотерапевтические:

1.

Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.

2.

Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса

манипулировании с песком.

3.

Гармонизировать психоэмоциональное состояние воспитанников.

4.

Учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.

5.

Осуществлять отдельные диагностические процедуры личности ребенка в

процессе.

1.2.Ожидаемые результаты и социальный эффект

Моим результатом стало изучение функционирования эмоционально-волевого

состояния у детей с ОВЗ и ЗПР, разработка и активное использование

эффективной коррекционно-развивающую программу по работе с детьми,

внедрение в профессиональную практику элементов песочной терапии.

7

Опыт работы с детьми показал положительные результаты использования

песочной терапии:

− удалось наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

− достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает

чувства, эмоции ребенка;

− помочь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;

− оказать положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные

процессы, творческие способности ребенка;

− вызвать положительные эмоции (радость, удивление), снизить негативные

проявления(страх, агрессия, тревожность), уменьшить проявления отрицательных

эмоций (злость, гнев, обида);

− ребенок стал учиться понимать себя, других людей, окружающий мир;

- помогает стимулировать фантазию ребёнка, позволяя ему понять свое

внутренние я.

Следует отметить, что достижение оптимальных результатов невозможно без

тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями. Игры с

песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому

родители могут использовать песочницу в развивающих и обучающих играх.

Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее

органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт,

знакомят с событиями и законами окружающего мира. Кинетический живой

песок (песок, который движется) представляет смесь кварцевого песка и

силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Это

инновационный материал для творчества и игр, учебного и образовательного

процесса. Он обладает удивительными свойствами — отлично держит любую

форму, гораздо пластичнее обычного песка. Играть им можно прямо в группе и

дети от него в восторге. Очень увлекательное и необычное занятие — насыпушки

из цветного песка или по-другому песочная фреска. Детям очень нравится делать

такие сувениры. Эти поделки просты в изготовлении и незатратны. И конечно же

песочный планшет, где ребята проводят свободное время. Опыт подтверждает

правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка,

8

помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в

голове всю доносимую до него информацию».

Перспективы дальнейшего развития проекта

Образовательные эффекты песочной игры тесно связаны с образовательной

областью «Познавательное развитие», которая реализуется через следующие

направления:

- Сенсорное развитие;

- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной

(конструктивной) деятельности;

- Формирование элементарных математических представлений;

- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Возможности использования песочной терапии с дошкольниками неограниченны.

Это дает детям реализовать свои фантазии, фрустрировать свои чувства, это

предоставляет им возможность становится личностью исходя из своих

индивидуальных особенностей. Поэтому нужно

- в дальнейшем организовать такое пространство, в котором взаимодействовали в

игре все дети (здоровые и с различными отклонениями в развитии);

- включить в педагогический процесс разнообразные формы и методы работы с

песком, пополнение сенсорного пространства в группе;

- разработать игры, в процессе которых развиваются психические функции:

анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия;

- создать методическую копилку: «Дидактические игры на развитие сенсорных

эталонов».

1.3. Сроки разработки и реализации проекта

Продолжительность проекта: средней продолжительности ( 1-2 месяца)

Сроки реализации проекта: сентябрь-ноябрь.

1 этап. Подготовительный

9

Подбор и изучение литературы.

Составление плана деятельности.

Подбор игр с песком для работы с детьми раннего возраста.

2 этап. Основной

Разработка картотеки игр с песком для детей раннего возраста.

Использование игр с песком в работе с детьми.

Индивидуальные занятия с детьми, испытывающими трудности в

адаптации с использованием метода песочной терапии.

3 этап. Заключительный

Анализ уровня адаптированности детей.

Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Подведение итогов.

Корректировка планов работы с адаптационными группами.

10

1.4.Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках

программы

Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет.

2. Реализация программы

Работа по программе рассчитана на разные возрастные группы с учетом их

возрастных

и

психофизических

особенностей,

уровнем

сформированнием

представлений.

Методы работы:

Словесные (рассказ, беседа, объяснение)

Игры - коммуникации, проективные игры, познавательные игры

Рисование песком

Элементы сказкотерапии

Музыкальное сопровождение

Форма деятельности:

Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю индивидуально,

либо с малой группой детей (в зависимости от тяжести диагноза и имеющихся

нарушений). Длительность занятий зависит от возраста.

11

Работа проводится в двух направлениях:

1. Усвоение теоретических знаний;

2. Формирование практических навыков.

12

Методы и приемы песочной терапии:

1 Исследовательская, практическая деятельность

Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками,

пульверизаторами, кисточками).

Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

2.

Игровая деятельность

Обыгрывание ситуаций (Ветер; проливной дождь...).

Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное

место...).

3.

Словесные методы

Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства, как справиться с грустью).

Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?).

Чтение произведений литературы (сказки, стихи).

4.

Наглядные методы

Показ игрушек (жители леса, здания, сказочные персонажи...). Рассматривание

картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание

помощи другу, создание водоема...).

Моделирование (сооружение моста, строительство домов).

В процессе

работы

были использованы

сказки, которые

получили свое отражение в песочной терапии.

Погружение детей в сказку предполагает определенную последовательность

обсуждения событий.

При организации песочной терапии учитываются следующие принципы

работы:

1 .Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует

себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого

подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка. Формулируется

инструкция к играм в сказочной форме.

13

Исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются

фантазии и творческий подход.

2.

Реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с

героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной работы, важно

учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития,

которые испытывают дети. Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от

нормально-развивающихся сверстников:

• часто

снижен

темп

речемыслительной

деятельности,

для

них

характерна повышенная утомляемость;

• у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;

• нарушения тонких движений;

• нарушения равновесия;

• проблемы зрительно-пространственной координации.

Таким

образом,

при

проведении

коррекционных

занятий,

возникла

необходимость включения следующих упражнений:

• дыхательных упражнений;

• упражнений для глаз;

• двигательных упражнений;

• упражнении на развитие познавательных процессов.

Общие условия организации песочной терапии

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных

предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В песочной

терапии

существует

следующая

классификация

предметов,

используемых

в

процессе создания:

• наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);

• жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);

• посуда;

14

• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);

• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);

• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);

• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски

дерева, металла, семена, перья и пр.);

• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези;

Формы И варианты песочной терапии определяются особенностями

конкретного

ребёнка

с

ОВЗ,

специфическими

задачами

и

её

продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими

целями: с целвю диагностики, с целью оказания первичной психологической

помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного

психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала

себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-

развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

1.

Создание

естественной

стимулирующей

среды,

в

которой

ребёнок

чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка;

формулируется

инструкция

к

играм

в

сказочной

форме;

исключается

негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и

творческий подход

2.

«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур

и

пр.

Реализация

этого

принципа

позволяет

сформировать

и

усилить

положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность

ребенка в происходящем

3.

Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с

героями

сказочных

игр.

На

основе

этого

принципа

осуществляется

взаимный

переход

воображаемого

в

реальное

и

наоборот.

Например,

оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает

15

выход из ситуации, но и

16

реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он

«не деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Подготовка и проведение занятия условно делится на 7 этапов:

1. Подготовка.

2.

Ритуал входа. Установка на внимательное слушание. На этом этапе можно

использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки.

3.Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми игрушек для

вхождения их в игровое пространство.

4.

Возникновение конфликта

и

трудностей.

Детям

предлагается

разрешить

конфликт и помочь героям сказки.

5.

Выполнение заданий и специальных упражнений.

6.

Подведение итогов.

7.

Ритуал выхода.

Завершая

работу

в

песочнице,

ребятишки

разбирают

свои

постройки,

расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок.

2.2 Результаты работы в рамках реализации программы

Как показала практика использование песочной терапии даёт положительные

результаты.

По результатам проведенной работы в рамках песочной терапии с детьми

с ОВЗ были получены следующие результаты:

1 .Повысилась мотивация детей к занятиям.

2.

Улучшились межличностные взаимоотношения детей в группе сверстников.

3.

Повысилась самооценка детей.

4.

Снизился уровень проявления тревожности.

5.

Ребенок стал увереннее проявлять себя в различных видах деятельности.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать

17

коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим

радость открытий и удовольствие детям. Он успешно применим с детьми с

ограниченными возможностями здоровья.

Казалось

бы,

всё

очень

просто

-

ребёнок

строит

что-то

из

песка,

без

сожаления

разрушает

созданные

им

самим

творения,

и

снова

строит...

Но

именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что

было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое.

Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению

нового опыта.

2.3.Календарно-тематическое планирование программы

дополнительного образования «Песочная фантазия» на квартал

Возраст детей 3-7лет

Тема

Количество часов

1 месяц

обучения

1

неделя

1 час/ 2 занятия

Знакомство с песком и с правилами

поведения в песочнице.

30 мин

Знакомство со свойствами сухого песка и

влажного

30 мин

2

неделя

1 час/ 2 занятия

«Следы на песке»

30 мин

«Пересыпаем -копаем - насыпаем»

ЗОмин

3

неделя

1 час/ 2 занятия

«Времена года»

30 мин

«Рисуем погоду»

30 мин

4

неделя

1 час/ 2 занятия

«Сад и огород, что там растет?»

30 мин

«Урожай»

30 мин

Итого

4 часа/8 занятий

2 месяц

обучения

1

неделя

1 час/ 2 занятия

18

«Угадай на ощупь»

30 мин

«Найди клад»

30 мин

2

неделя

1 час/ 2 занятия

«Я и моя семья...»

30 мин

Сюжетно-ролевая игры

30 мин

3

неделя

1 час/ 2 занятия

«Мой родной город

30 мин

«Транспорт»

30 мин

4

неделя

1 час/ 2 занятия

«Я и моё настроение».

30 мин

«В мире эмоций»

30 мин

Итого

4 часа/8 занятий

3 месяц

обучения

1

неделя

1 час/ 2 занятия

«В мире природы»

30 мин

«Домашние животные»

30 мин

2

неделя

1 час/ 2 занятия

«Дикие животные»

30 мин

«Подводный мир»

30 мин

3

неделя

1 час/ 2 занятия

«Мир птиц»

30 мин

«Перелетные птицы»

30 мин

4

неделя

1 час/ 2 занятия

«Космос»

30 мин

«Моя планета-Земля.

Береги свою планету»

30 мин

Итого

4 часа/ 8 занятий

Итого за весь курс

обучения

12 часов/ 24 занятия

Технологическая (практическая) часть:

Практическая и теоретическая значимость проекта:

1. Тематический план занятий по коррекции эмоционального развития детей с

нарушениями речи средствами песочной терапии.

2. Мастер-класс для воспитателей «Песочная терапия в коррекционно-

развивающей работе с детьми»

19

3. Картотека игр и упражнений с песком для воспитателей и

родителей.

4. Презентация проекта на педсовете в ДОУ.

20

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что я планирую не останавливаться на

достигнутых результатах. В дальнейшем буду продолжать вести плодотворную

работу

по

использованию

кинетического

песка

в

сенсорном

развитии

дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается

наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая

возрастная

ступень

становится

благоприятной

для

дальнейшего

нервно-

психического и всестороннего воспитания дошкольника.

21

ЛИТЕРАТУРА:

1.

Зинкевич

-

Евстегнеева

Т.

Д.

Психотерапия

зависимостей.

Метод

сказкотерапии. - СПб.: Речь. 2010. - 176 с. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. “Путь

к Волшебству”. СПб., 1998 3. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М.

Чудеса

на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010.-340 с. 4. Киселева

М. В. Арт- терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. -

160 с. 5. Кузуб Н.В. , Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация

педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста.

Методическое

пособие

для

воспитателей

и

психологов

дошкольных

учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61с. 6. Сакович Н.А. Технология

игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с. 7. Пичугина И.И.

Интерактивная песочница: методическое пособие. - Челябинск: ИП Мякотин

И.В.,2016.-52с.

22

23

• -* ■*’

*' . .tJ ..‘j

Л -

-A

**

4

vi

_ ■-

M

.

< i

24