Автор: Нигматуллина Умида Анваровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Чернышевский детский сад "Тамчы"
Населённый пункт: Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Наименование материала: Проектная работа для воспитателей ДОО по теме: "ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
Тема: " Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОО"
Проектная работа
Для воспитателей ДОО по теме
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ
ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Тема проекта: « Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОО»
1
Содержание проекта
1. Введение…………………………………………………………………………………………………..3
2. Актуальность проекта……………………………………………………………………………….4
3. Цели проекта…………………………………………………………………………………………….6
4. Задачи проекта………………………………………………………………………………………….6
5. Ожидаемые результаты проекта……………………………………………………………..7
6. Сроки разработки и реализации проекта………………………………………………..9
7. Планирование проекта (Календарный план)..……………………………….………16
8. Технологическая (практическая) часть…..……………………………………………….17
9. Заключение………………………………………………………………………………………………18
10.Список литературы………………………………………………………………………………….19
2
Мы каждый день растём, меняя роль,
И испытанья, каждый, переносим.
Пусть заберёт песок печаль и боль,
Пусть пробудит ответы и вопросы.
(А. Островкая )
Введение
Песо
́
чная терапи
́
я — один из методов психотерапии, возникший в
рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим
собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на
бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе
и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность
прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою
психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
3
Пояснительная записка.
1.Основная информация о программе
1.1.
Актуальность и значимость программы
Дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно одна из
наиболее уязвимых категорий детей. Получение знаний, умений и навыков
является
их
неотъемлемым
законодательно
закрепленным
правом
и
основополагающим
условием
успешной
социализации,
обеспечения
полноценного
участия
в
жизни
общества,
эффективной
самореализации
в
доступных видах социальной деятельности.
Выстраивая
коррекционную
работу
с
детьми
с
ОВЗ
достаточно
эффективным методом зарекомендовала себя песочная терапия.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной
«самотерапии» известен с древних времен. Сегодня игра с песком становится
все
более
популярной
в
психологической,
в
психотерапевтической
и
педагогической практике. В песочнице создается дополнительный акцент на
тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и
развивающих
заданий
в
песочницу
дает
дополнительный
эффект.
С
одной
стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой
стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных
процессов. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми,
начиная
с
3-х
летнего
возраста.
Метод
позволяет
решать
ряд
проблем,
возникающих у детей с ОВЗ.
Песочная
терапия
объединяет
массу
упражнений,
направленных
на
общую
релаксацию,
снятие
двигательных
стереотипов
и
судорожных
движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить
свои самые
глубокие
эмоциональные
переживания,
он
освобождается
от
страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной
терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.
4
В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для
развития
психики
ребенка.
Во-первых,
они
стабилизируют
эмоциональное
состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической
чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе
и
проговаривать
свои
ощущения,
помогают
ребёнку
чувствовать
себя
защищённым, в комфортной для него среде.
Так
закладывается
база
для
дальнейшего
формирования
навыков
позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность,
что
способствует
развитию
сюжетно-ролевой
игры
и
коммуникативных
навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают
потенциальные
возможности
ребенка
с
ОВЗ,
развивая
его
творческий
потенциал и фантазию.
Работая
с
такими
детьми,
я
использую
различные
инновационные
технологии.
Очень
интересной
и
эффективной
педагогической
технологией
является песочная терапия. Притягательность данной технологии заключается в
том,
что
комплексное
развитие
личности
ребенка
происходит
через
игру,
близкую
и
понятную
ему.
Игры
с
песком
использую
в
качестве
вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его
сенсомоторные
навыки,
снизить
эмоциональное
напряжение,
повысить
познавательную активность. Песочная терапия привлекает внимание своей
яркостью, необычностью, оригинальностью.
5
Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ:
Создание
естественной
стимулирующей
среды,
в
которой
ребенок
чувствует
себя
комфортно
и
защищено,
проявляя
творческую
активность.
Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета,
целостного
восприятия),
памяти,
внимания,
мышления,
воображения,
пространственных
представлений.
Совершенствование
навыков
и
умений
практического
общения,
используя
вербальные
и
невербальные
средства.
Развитие
фантазии,
наглядно-образного
мышления,
словесно-логического
мышления, творческого мышления, побуждая детей к активным действиям и
концентрации
внимания,
способствуя
проявлению
эмпатии.
Снижение
психофизического напряжения, актуализация эмоций.
Задачи программы:
Образовательные:
1.
Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом
развития сюжета
2.
Обучить умению отвечать на вопросы
3.
Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
4.
Учить выстраивать композиции на песке по образцу
5.
Закрепить представления об окружающем мире
Развивающие:
1.
Развивать фантазию, воображение.
2.
Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
3.
Развивать у детей интеллектуальные способности.
4.
Развивать творческие способности.
5.
Развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память,
внимание.
6.
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-
кинестетической чувствительности.
7.
Развитие коммуникативных навыков, установки на положительное
отношение к себе.
6
8.
Развитие наглядно-образного, творческого и критического мышления.
9.
Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие
лучшему взаимопониманию в процессе общения
Воспитательные:
1.
Воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком,
снижение психофизического напряжения,
2.
Воспитывать
актуализацию
эмоций
через
закрепление
положительного
психологического состояния ребенка.
3.
Воспитывать
нравственные
качества
по
отношению
к
другим,
совершенствовать
навыки
позитивной
коммуникации,
внимательное
отношение к коллективу.
4.
Воспитывать желание заниматься, работать над собой, быть
целеустремленным.
5.
Воспитывать эстетический и художественный экус.
6.
Корректировать нежелательные черты характера и поведения.
Психотерапевтические:
1.
Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.
2.
Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса
манипулировании с песком.
3.
Гармонизировать психоэмоциональное состояние воспитанников.
4.
Учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
5.
Осуществлять отдельные диагностические процедуры личности ребенка в
процессе.
1.2.Ожидаемые результаты и социальный эффект
Моим результатом стало изучение функционирования эмоционально-волевого
состояния у детей с ОВЗ и ЗПР, разработка и активное использование
эффективной коррекционно-развивающую программу по работе с детьми,
внедрение в профессиональную практику элементов песочной терапии.
7
Опыт работы с детьми показал положительные результаты использования
песочной терапии:
− удалось наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
− достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает
чувства, эмоции ребенка;
− помочь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;
− оказать положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные
процессы, творческие способности ребенка;
− вызвать положительные эмоции (радость, удивление), снизить негативные
проявления(страх, агрессия, тревожность), уменьшить проявления отрицательных
эмоций (злость, гнев, обида);
− ребенок стал учиться понимать себя, других людей, окружающий мир;
- помогает стимулировать фантазию ребёнка, позволяя ему понять свое
внутренние я.
Следует отметить, что достижение оптимальных результатов невозможно без
тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями. Игры с
песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому
родители могут использовать песочницу в развивающих и обучающих играх.
Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее
органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт,
знакомят с событиями и законами окружающего мира. Кинетический живой
песок (песок, который движется) представляет смесь кварцевого песка и
силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Это
инновационный материал для творчества и игр, учебного и образовательного
процесса. Он обладает удивительными свойствами — отлично держит любую
форму, гораздо пластичнее обычного песка. Играть им можно прямо в группе и
дети от него в восторге. Очень увлекательное и необычное занятие — насыпушки
из цветного песка или по-другому песочная фреска. Детям очень нравится делать
такие сувениры. Эти поделки просты в изготовлении и незатратны. И конечно же
песочный планшет, где ребята проводят свободное время. Опыт подтверждает
правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка,
8
помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в
голове всю доносимую до него информацию».
Перспективы дальнейшего развития проекта
Образовательные эффекты песочной игры тесно связаны с образовательной
областью «Познавательное развитие», которая реализуется через следующие
направления:
- Сенсорное развитие;
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной
(конструктивной) деятельности;
- Формирование элементарных математических представлений;
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Возможности использования песочной терапии с дошкольниками неограниченны.
Это дает детям реализовать свои фантазии, фрустрировать свои чувства, это
предоставляет им возможность становится личностью исходя из своих
индивидуальных особенностей. Поэтому нужно
- в дальнейшем организовать такое пространство, в котором взаимодействовали в
игре все дети (здоровые и с различными отклонениями в развитии);
- включить в педагогический процесс разнообразные формы и методы работы с
песком, пополнение сенсорного пространства в группе;
- разработать игры, в процессе которых развиваются психические функции:
анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия;
- создать методическую копилку: «Дидактические игры на развитие сенсорных
эталонов».
1.3. Сроки разработки и реализации проекта
Продолжительность проекта: средней продолжительности ( 1-2 месяца)
Сроки реализации проекта: сентябрь-ноябрь.
1 этап. Подготовительный
9
Подбор и изучение литературы.
Составление плана деятельности.
Подбор игр с песком для работы с детьми раннего возраста.
2 этап. Основной
Разработка картотеки игр с песком для детей раннего возраста.
Использование игр с песком в работе с детьми.
Индивидуальные занятия с детьми, испытывающими трудности в
адаптации с использованием метода песочной терапии.
3 этап. Заключительный
Анализ уровня адаптированности детей.
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Подведение итогов.
Корректировка планов работы с адаптационными группами.
10
1.4.Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках
программы
Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет.
2. Реализация программы
Работа по программе рассчитана на разные возрастные группы с учетом их
возрастных
и
психофизических
особенностей,
уровнем
сформированнием
представлений.
Методы работы:
•
Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
•
Игры - коммуникации, проективные игры, познавательные игры
•
Рисование песком
•
Элементы сказкотерапии
•
Музыкальное сопровождение
Форма деятельности:
Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю индивидуально,
либо с малой группой детей (в зависимости от тяжести диагноза и имеющихся
нарушений). Длительность занятий зависит от возраста.
11
Работа проводится в двух направлениях:
1. Усвоение теоретических знаний;
2. Формирование практических навыков.
12
Методы и приемы песочной терапии:
1 Исследовательская, практическая деятельность
Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками,
пульверизаторами, кисточками).
Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
2.
Игровая деятельность
Обыгрывание ситуаций (Ветер; проливной дождь...).
Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное
место...).
3.
Словесные методы
Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства, как справиться с грустью).
Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?).
Чтение произведений литературы (сказки, стихи).
4.
Наглядные методы
Показ игрушек (жители леса, здания, сказочные персонажи...). Рассматривание
картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание
помощи другу, создание водоема...).
Моделирование (сооружение моста, строительство домов).
В процессе
работы
были использованы
сказки, которые
получили свое отражение в песочной терапии.
Погружение детей в сказку предполагает определенную последовательность
обсуждения событий.
При организации песочной терапии учитываются следующие принципы
работы:
1 .Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует
себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого
подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка. Формулируется
инструкция к играм в сказочной форме.
13
Исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются
фантазии и творческий подход.
2.
Реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с
героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной работы, важно
учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития,
которые испытывают дети. Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от
нормально-развивающихся сверстников:
• часто
снижен
темп
речемыслительной
деятельности,
для
них
характерна повышенная утомляемость;
• у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
• нарушения тонких движений;
• нарушения равновесия;
• проблемы зрительно-пространственной координации.
Таким
образом,
при
проведении
коррекционных
занятий,
возникла
необходимость включения следующих упражнений:
• дыхательных упражнений;
• упражнений для глаз;
• двигательных упражнений;
• упражнении на развитие познавательных процессов.
Общие условия организации песочной терапии
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных
предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В песочной
терапии
существует
следующая
классификация
предметов,
используемых
в
процессе создания:
• наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
• жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);
• посуда;
14
• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);
• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);
• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);
• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски
дерева, металла, семена, перья и пр.);
• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези;
Формы И варианты песочной терапии определяются особенностями
конкретного
ребёнка
с
ОВЗ,
специфическими
задачами
и
её
продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими
целями: с целвю диагностики, с целью оказания первичной психологической
помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного
психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала
себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-
развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Педагогические принципы, положенные в основу программы:
1.
Создание
естественной
стимулирующей
среды,
в
которой
ребёнок
чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность
для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка;
формулируется
инструкция
к
играм
в
сказочной
форме;
исключается
негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и
творческий подход
2.
«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур
и
пр.
Реализация
этого
принципа
позволяет
сформировать
и
усилить
положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность
ребенка в происходящем
3.
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с
героями
сказочных
игр.
На
основе
этого
принципа
осуществляется
взаимный
переход
воображаемого
в
реальное
и
наоборот.
Например,
оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает
15
выход из ситуации, но и
16
реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он
«не деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Подготовка и проведение занятия условно делится на 7 этапов:
1. Подготовка.
2.
Ритуал входа. Установка на внимательное слушание. На этом этапе можно
использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки.
3.Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми игрушек для
вхождения их в игровое пространство.
4.
Возникновение конфликта
и
трудностей.
Детям
предлагается
разрешить
конфликт и помочь героям сказки.
5.
Выполнение заданий и специальных упражнений.
6.
Подведение итогов.
7.
Ритуал выхода.
Завершая
работу
в
песочнице,
ребятишки
разбирают
свои
постройки,
расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок.
2.2 Результаты работы в рамках реализации программы
Как показала практика использование песочной терапии даёт положительные
результаты.
По результатам проведенной работы в рамках песочной терапии с детьми
с ОВЗ были получены следующие результаты:
1 .Повысилась мотивация детей к занятиям.
2.
Улучшились межличностные взаимоотношения детей в группе сверстников.
3.
Повысилась самооценка детей.
4.
Снизился уровень проявления тревожности.
5.
Ребенок стал увереннее проявлять себя в различных видах деятельности.
Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать
17
коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим
радость открытий и удовольствие детям. Он успешно применим с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Казалось
бы,
всё
очень
просто
-
ребёнок
строит
что-то
из
песка,
без
сожаления
разрушает
созданные
им
самим
творения,
и
снова
строит...
Но
именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что
было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое.
Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению
нового опыта.
2.3.Календарно-тематическое планирование программы
дополнительного образования «Песочная фантазия» на квартал
Возраст детей 3-7лет
Тема
Количество часов
1 месяц
обучения
1
неделя
1 час/ 2 занятия
Знакомство с песком и с правилами
поведения в песочнице.
30 мин
Знакомство со свойствами сухого песка и
влажного
30 мин
2
неделя
1 час/ 2 занятия
«Следы на песке»
30 мин
«Пересыпаем -копаем - насыпаем»
ЗОмин
3
неделя
1 час/ 2 занятия
«Времена года»
30 мин
«Рисуем погоду»
30 мин
4
неделя
1 час/ 2 занятия
«Сад и огород, что там растет?»
30 мин
«Урожай»
30 мин
Итого
4 часа/8 занятий
2 месяц
обучения
1
неделя
1 час/ 2 занятия
18
«Угадай на ощупь»
30 мин
«Найди клад»
30 мин
2
неделя
1 час/ 2 занятия
«Я и моя семья...»
30 мин
Сюжетно-ролевая игры
30 мин
3
неделя
1 час/ 2 занятия
«Мой родной город
30 мин
«Транспорт»
30 мин
4
неделя
1 час/ 2 занятия
«Я и моё настроение».
30 мин
«В мире эмоций»
30 мин
Итого
4 часа/8 занятий
3 месяц
обучения
1
неделя
1 час/ 2 занятия
«В мире природы»
30 мин
«Домашние животные»
30 мин
2
неделя
1 час/ 2 занятия
«Дикие животные»
30 мин
«Подводный мир»
30 мин
3
неделя
1 час/ 2 занятия
«Мир птиц»
30 мин
«Перелетные птицы»
30 мин
4
неделя
1 час/ 2 занятия
«Космос»
30 мин
«Моя планета-Земля.
Береги свою планету»
30 мин
Итого
4 часа/ 8 занятий
Итого за весь курс
обучения
12 часов/ 24 занятия
Технологическая (практическая) часть:
Практическая и теоретическая значимость проекта:
1. Тематический план занятий по коррекции эмоционального развития детей с
нарушениями речи средствами песочной терапии.
2. Мастер-класс для воспитателей «Песочная терапия в коррекционно-
развивающей работе с детьми»
19
3. Картотека игр и упражнений с песком для воспитателей и
родителей.
4. Презентация проекта на педсовете в ДОУ.
20
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что я планирую не останавливаться на
достигнутых результатах. В дальнейшем буду продолжать вести плодотворную
работу
по
использованию
кинетического
песка
в
сенсорном
развитии
дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается
наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая
возрастная
ступень
становится
благоприятной
для
дальнейшего
нервно-
психического и всестороннего воспитания дошкольника.
21
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Зинкевич
-
Евстегнеева
Т.
Д.
Психотерапия
зависимостей.
Метод
сказкотерапии. - СПб.: Речь. 2010. - 176 с. 2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. “Путь
к Волшебству”. СПб., 1998 3. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М.
Чудеса
на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010.-340 с. 4. Киселева
М. В. Арт- терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. -
160 с. 5. Кузуб Н.В. , Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация
педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста.
Методическое
пособие
для
воспитателей
и
психологов
дошкольных
учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61с. 6. Сакович Н.А. Технология
игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с. 7. Пичугина И.И.
Интерактивная песочница: методическое пособие. - Челябинск: ИП Мякотин
И.В.,2016.-52с.
22
23
‘
• -* ■*’
*' . .tJ ..‘j
Л -
-A
**
4
vi
_ ■-
M
.
< i
24