"Технологическая карта открытого занятия"

Автор: Письменная Ирина Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУДО города Нижневартовска "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологическая карта открытого занятия"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Разработчик: Письменная И.В., методист музыкального отдела
Технологическая карта открытого занятия

по программе «Фортепиано» первого года обучения, раздел №7

Цель
сформировать у обучающихся представление о музыкальных жанрах.
Задачи
1. Познакомить с понятием музыкальный жанр. 2. Выявить различия музыкальных жанров (песня, танец, марш). 3. Вовлечь обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность. 4. Воспитывать интерес к музыке и личностные качества обучающихся: прилежание, добросовестность.
Тема модуля и

количество часов

на каждую тему
Тема блока «Музыкальные жанры» (всего 6 часов) 1 занятие «Песня» (2 часа); 2 занятие «Танец» (2 часа); 3 занятие «Марш» (2 часа).
Вид занятия
Изучение нового материала
Методы, приёмы

и формы работы

на занятии
словесный, наглядный, частично-поисковый; индивидуальная
Используемые

педагогические

технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Межпрепдметны

е связи
История, литература, искусство
Планируемый

результат

Предметные результаты

УУД
Познакомить с понятием музыкальные жанры; формировать представление о песне, танце, марше.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ произведений по жанрам; находить ответы на вопросы; делать выводы на основании полученных знаний (результатов).
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологические высказывания.
Регулятивные:
определять и формулировать цель занятия с помощью педагога; планировать своё действие в соответствии
с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
1 занятие «Песня» (2 часа)

Цель
Формировать у обучающихся представления о песне как музыкальном жанре. № УЭ Учебный материал (деятельность педагога) Управление обучением (деятельность обучающихся) Контроль 1. оргмомент Цель: установление положительного контакта 1.0. 1.1. Готовность к занятию. - Здравствуй, я рада видеть тебя на сегодняшнем занятии. Эмоциональный настрой. Предлагает прикрепить разноцветные нотки (жёлтые, зелёные, синие) в зависимости от настроения. Приветствует педагога. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Отмечает своё настроение. Экран настроения «Нотный стан». 2. подготовка к занятию Цель: мотивация на дальнейшую деятельность обучающегося и подготовка сознательному усвоению нового материала 2.1. - Мир музыки удивителен. Понять его может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто стремиться к познанию, и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке - музыкальном, который ты и осваиваешь. - кто пишет, сочиняет (придумывает) музыку? - что необходимо знать, чтобы записать или исполнить музыку? Звучит музыкальный отрывок песни «По малину в сад пойдём» Ответы на вопрос педагога Наблюдение за ответом обучающегося 3. актуализация знаний Цель - подведение 3.0. 3.1. Проблемный вопрос, ситуация… Музыка - это искусство, она бывает разной. - как ты думаешь, какая музыка сейчас Рассуждения обучающегося
к теме и цели учебного занятия. прозвучала? 4. объяснение учебного материала Цель – сообщение теоретических сведений о средствах выразительности 4.1. Песня – простой и доступный вид музыки, который объединяет поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни бывают разные, их можно разделить на композиторские (профессиональные) и народные. - что значит народные песни? - что значит композиторские (профессиональные) песни? Работа над понятиями: - штрихи: способ извлечения звука (от способа звукоизвлечения зависит характер музыки); - динамические оттенки (нюансы): оттенки силы звука. -темп: скорость звучания. Демонстрация выполнения практического задания. Наблюдение
Цель
Исполнение произведения «По малину в сад пойдём» (песня) 5. творческая практическая деятельность Цель – усвоение новых знаний и способов действий: ознакомление обучающегося с видом музыкального жанра «Песня» 5.1. Работа над произведением (р.н.п. «По малину в сад пойдём») Выполнение задания в соответствии с текстом; - Передать характер песни средствами выразительности (штрихи, динамические оттенки, темп). Проверка по образцу. 6. контроль Цель - проверка 6.1. Применение карточек (средства выразительности) по уровню Выполнение задания. Проверка по нотному тексту и технике исполнения.
знаний сформированности системы качества знаний. 7. рефлексия Цель - подведение итогов занятия 7.1. Рефлексия содержания учебного материала. - Комментирует работу обучающегося и даёт оценку его деятельности. - предлагает дать самооценку своей деятельности через определение цвета настроения в виде нотки; - благодарит за работу. Синквейн, «пять пальцев» и др. Итоги рефлексии
2 занятие «Танец» (2 часа)

Цель
Формировать у обучающихся представления о танце как музыкальном жанре. № УЭ Учебный материал (деятельность педагога) Управление обучением (деятельность обучающихся) Контроль 1. оргмомент Цель: установление положительного контакта 1.0. 1.1. Готовность к занятию. - Здравствуй, рада видеть тебя на занятии. Эмоциональный настрой. Предлагает прикрепить разноцветные нотки (жёлтые, зелёные, синие) в зависимости от настроения. Приветствует педагога. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Отмечает своё настроение. Экран настроения нотный стан. 2. подготовка к занятию Цель: мотивация на дальнейшую деятельность обучающегося и подготовка сознательному усвоению нового материала 2.1. Музыку любят все, без неё просто невозможно представить жизнь, она окружает человека с детства. - какую музыку любишь ты? - над каким музыкальным жанром мы работали на прошлом занятии? - какая бывает музыка? Звучит музыкальный отрывок музыкального произведения «танец» (Слонов Ю. «Весёлая игра») Ответы на вопрос педагога Наблюдение за ответами детей 3. актуализация знаний 3.0. 3.1. Проблемный вопрос, ситуация… - какой характер у музыки? Рассуждения обучающегося
Цель - подведение к теме и цели учебного занятия. - что та услышал в этом произведении? 4. объяснение учебного материала Цель – сообщение теоретических сведений о средствах выразительности (штрихи, динамические оттенки, темпы) 4.1. Что делают музыканты, когда играют музыку? Они извлекают звуки из своих музыкальных инструментов. Один и тот же звук можно извлечь по-разному, разными способами. Можно «пропеть» звук, «уколоть», «подчеркнуть». Эти различные способы звукоизвлечения называются штрихами. От способа звукоизвлечения во многом зависит характер музыки, а значит и те образы, которые создают штрихи. Штрихи не только выразительны сами по себе, они часто служат для усиления других средств выразительности. Демонстрация выполнения практического задания. Выполнение задания Наблюдение
Цель
Исполнение произведения «Весёлая игра» (танец) 5. творческая практическая деятельность Цель – усвоение новых знаний и способов действий: ознакомление обучающегося с видом музыкального жанра «Танец» 5.1. Работа над произведением (Слонов Ю. «Весёлая игра») Выполнение задания в соответствии с текстом; - Передать характер песни средствами выразительности (штрихи, динамические оттенки, темпы). Проверка по образцу (по тексту). 6. контроль и проверка знаний 6.1. Применение карточек (средства выразительности) по уровню сформированности системы качества знаний. Выполнение задания Проверка по нотному тексту и технике исполнения.
7. рефлексия Цель - подведение итогов занятия 7.1. Рефлексия содержания учебного материала - Комментирует работу обучающегося и даёт оценку его деятельности. - предлагает дать самооценку своей деятельности через определение цвета настроения в виде нотки или кружочка; - благодарит за работу. Синквейн, «пять пальцев» и др. Итоги рефлексии
3 занятие «Марш» (2часа)

Цель
Формировать у обучающихся представления о марше как музыкальном жанре. № УЭ Учебный материал (деятельность педагога) Управление обучением (деятельность обучающихся) Контроль 1. оргмомент Цель: установление положительного контакта 1.0. 1.1. Готовность к занятию. - Здравствуй, рада видеть тебя на сегодняшнем занятии. Эмоциональный настрой. Предлагает прикрепить разноцветные нотки или кружочки (жёлтые, зелёные, синие) в зависимости от настроения. Приветствует педагога. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Отмечает своё настроение. Экран настроения нотный стан. 2. подготовка к занятию Цель: мотивация на дальнейшую деятельность обучающегося и подготовка сознательному усвоению нового материала 2.1. - Как ты думаешь, почему люди любят музыку? Музыка отражает состояние человека и сопровождает человека по всей его жизни. Она помогает человеку от начала, и по сей день. Звучит музыкальный отрывок музыкального произведения «марш» (Королькова И. «Барабан») Ответы на вопрос педагога Наблюдение за ответом ребёнка 3. актуализация знаний Цель - подведение к теме и цели 3.0. 3.1. Проблемный вопрос, ситуация… - что ты услышал в этом произведении? - как ты думаешь, какой музыкальный жанр мы будем изучать? Рассуждения обучающегося
учебного занятия. 4. объяснение учебного материала Цель – сообщение теоретических сведений о средствах выразительности (штрихи, динамические оттенки, темпы) 4.1. Марш – музыкальный жанр, он отличается строго размеренным темпом, чётким ритмом, мужественным, героическим характером. Под него удобно размеренно и ритмично ходить, маршировать. Звучит музыкальный отрывок музыкального произведения «марш» (Королькова И. «Барабан») Выразительность музыки сродни человеческому голосу. Нежные ласковые слова произносятся тихо, команды и призывы – громко. Как человеческий голос музыка может «кричать» и «шептать». Эти нюансы композиторы обозначают в нотах. - какие оттенки просятся у этой музыки? Марш хочется сыграть громко, призывно, а колыбельную песню тихо и нежно, всё это динамические оттенки. Динамические звуки могут даже создавать впечатление передвижения звука. Например, если музыка начинается тихо, ели слышно, а потом становится всё громче и громче, то кажется, что музыка звучит где-то далеко, а потом постепенно приближается. Вот какие возможности динамических оттенков в музыке. Демонстрация выполнения практического задания. Выполнение задания Наблюдение
Цель:
Исполнение произведения «Барабан» (марш) 5. творческая практическая деятельность Цель – усвоение 5.1. Работа над произведением (Королькова И. «Барабан») Выполнение задания в соответствии с текстом; - Передать характер марша средствами Проверка по образцу. Работа в парах сменного состава.
новых знаний и способов действий: ознакомление обучающегося с видом музыкального жанра «Марш» выразительности (штрихи, динамические оттенки, темпы). 6. контроль и проверка знаний 6.1. Применение карточек (средства выразительности) по уровню сформированности системы качества знаний. Выполнение задания Проверка по нотному тексту и технике исполнения.
Цель
Обобщение полученных знаний; выступление на ДЮФ 7. рефлексия Цель - подведение итогов 7.1. Рефлексия содержания учебного материала - Комментирует работу обучающегося и даёт оценку его деятельности. - предлагает дать самооценку своей деятельности через определение цвета настроения в виде нотки. - благодарит за работу. Синквейн, «пять пальцев» и др.
Итоги рефлексии.
Предполагаемые результаты:
Личностные:
обладают первичными умениями оценки своей деятельности и ответов на основе заданных критериев.
Регулятивные:
оценивают свою работу на занятии, адекватно воспринимают высказывания педагога носящие оценочный характер.
Коммуникативные
: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, исполнять произведение на публике.