"Декоративный натюрморт в графике"

Автор: Кобец Екатерина Олеговна
Должность: преподаватель истории искусства, рисунка, живописи и композиции
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская художественная школа г. Хабаровска"
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Декоративный натюрморт в графике"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Открытый урок преподавателя МБОУ ДО «Детская художественная

школа г. Хабаровска» Кобец Екатерины Олеговны по предмету «Рисунок» на тему

«Декоративный натюрморт. Графика»
(Тема рассчитана на три урока).
Технологическая карта открытого урока по теме «Декоративный натюрморт. Графика»

Урок № 1
Предмет, класс Рисунок, I класс Преподаватель Кобец Екатерина Олеговна Тема урока Декоративный натюрморт. Графика. № урока по теме № 1. Этап построения предметов на плоскости листа (работа на тонированной бумаге). Цель урока Повторение понятий «композиция», «натюрморт» и «декоративный натюрморт в графике». Построение натюрморта на плоскости листа, компоновка. Задачи урока Обучающие Развивающие Воспитательные -Разобраться, чем отличается декоративный натюрморт в графике от реалистического натюрморта. -Обобщить и закрепить имеющиеся знания о композиции и пропорциях. -Закрепить и обобщить знания о построении предметов на плоскости бумаги. -Развивать навыки рисования, внимание, наблюдательность, мышление, зрительную память. -Развитие визуальной культуры личности учащегося через натюрморт, как жанр изобразительного искусства. -Воспитывать стремление к самообразованию. -Формировать потребность в достижении успеха в работе, путем собственных поставленных задач, выбора правильного метода и анализа своей работы в группе. Тип урока комбинированный. Метод урока  Наблюдение, сравнение, анализ.  Объяснительно – иллюстративный. Оборудование  Для учителя: бумага, фломастер, ноутбук, мультимедиа-оборудование, презентация в программе Power Point, подбор репродукции на диске.  Для учащихся: тонированный картон формата А3, карандаш М2, В2, ластик, маркер черный, разной толщины, фломастер черный и цветной (цвет любой).
Наглядно-демонстрационный материал:
Собственное наглядное пособие (основные элементы графики). Репродукции художников Альтдорфера и Ван Гога. Собственное наглядное пособие «Поэтапное выполнение натюрморта». Ход урока Этапы урока Функции и виды деятельности преподавателя Формы и виды деятельности учащихся
Организационная часть 3 мин. - Здравствуйте дети! Сегодня нас ждет интересное задание! Ученики настраиваются на положительный лад. Готовят свои рабочие места, расставляют мольберты напротив постановки, приготавливают материалы. Актуализация 17 мин. Учитель: «Ребята вы уже должны знать, что такое композиция. Кто может мне ответить?» Учитель: «Что вы мне можете сказать о натюрморте? Что такое натюрморт?» Учитель: «А что такое декоративный натюрморт? И чем он отличается от реалистического?» Учитель: «Отлично, вы хорошо освоили понятия композиция и декоративный натюрморт, а теперь я расскажу вам про основные элементы графики». Свою речь подкрепляю визуальным рядом компьютерных слайдов презентации. Ученик: «Соединение в единое целое нескольких разных частей, в основе которого лежит идея». Ученик: «Расположение на поверхности бумаги изображаемого предмета». Ученик: «Натюрморт-это изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве». Ученик: «Декоративный натюрморт отличается использованием заливки чистым цветом, использование узоров и изменение форм предметов».
Сообщение новых знаний 20 мин. Из теоретического и практического опыта прошлого в изобразительном и прикладном искусстве принято выделять четыре элемента графики: линию, штрих, пятно и точку. 1. Линия. Основной графический элемент - линия, с помощью которой определяются границы форм от окружающего ее пространства. Линия используется разной толщины, так как может передавать пространственность, чем ближе к нам, тем толще линия 2. Штрих. Штрих всегда соседствует с линией и редко используется самостоятельно. Изображения, где доминирует штрих, называются штриховыми. Многие мастера изобразительного искусства блестяще владели штрихом и виртуозно применяли его. Среди них: Альтдорфер 1480-1538 гг., Регенсбург. Немецкий живописец, гравер, рисовальщик; Ван Гог 1853- 1890 гг. нидерландский живописец , рисовальщик (показ слайдов презентации). 3. Пятно. Использование пятна в графике приходит к искусству силуэта - черный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне, причем количество белого и черного регулируется самим художником. 4. Точка Точечное изображение строится на основе точек разной величины. Это след от точечного прикосновения пером, кистью, маркером и другими художественными инструментами к поверхности. Ученики внимательно слушают и выясняют, каким образом при помощи основных элементов графики можно выполнить графическое произведение.
Практическая работа 70 мин.  Посмотрим внимательно на натюрморт.  Из каких предметов он состоит?  Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт?  Как в нашем случае располагаем лист? В ходе урока, я отмечаю, что они могут начать рисовать маркером с драпировки или петуха, но при этом, не оставаясь на месте переходить от драпировки к петуху и обратно, чтобы предметы не слились с фоном. Также отметила что бы они отходили от мест, и смотрели из далека как выглядит их работа, для лучшего видения своих ошибок. Также, оговариваю, что они должны продумать свою работу на два или три хода вперед. После того как учащиеся прослушали информацию об основных элементах графики, они выполняют небольшое задание на формате А4, затем после завершения, возвращаются в класс, и приступают к основной работе на тонированном картоне.  Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально.  Измерив способом визирования ширину и высоту, понимаем, что лист необходимо расположить вертикально (высота натюрморта больше ширины).  Сначала наметим драпировки.  Определим размещение основных элементов на формате. Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими.  Наметим крайние верхние, нижние и боковые точки предметов, и затем проведем линии симметрии. После можете вводить формы будущих предметов в геометрические тела круг или квадрат и прорисовка формы предметов, которые можно изменять. Домашнее задание 3мин. Выполнить 3 наброска бытовых предметов, используя водном из них линию и точку, в другом пятно, в третьем штрих.
Рефлексия 7 мин. В конце занятия, индивидуально был проведен анализ работ учеников, мы просмотрели все детали и обсудили дальнейшие действия в «декоративном натюрморте», каждый ученик попытался самостоятельно выявить свои ошибки, если не получалось, то я, направляла к месту этой проблемы на работе. Прежде чем закончится наше занятие, давайте обсудим сегодняшние работы. Что нужно исправить, и что надо доделать на следующем занятии, что у вас хорошо получилось сделать? В конце занятия учащиеся должны хорошо освоить основные виды графики, и способы их применения на практике. До окончания урока, работы учащихся выставляются для общего анализа. Проходит поиск деталей, которые следует исправить или завершить в работе учеников. Дети попытаются самостоятельно поставить себе цели в задании на следующий урок, как завершение своей работы. После анализа и постановки целей дети прибирают свои рабочие места и прощаются с учителем.
Организация перемены:
делаю три переменки по 10 мин. после каждых 40 мин. занятия. Во время первой перемены, пока проветривается аудитория, спускаемся в холл и делаем небольшую зарядку для тела и глаз. Во время второй и третей переменки играем в игру «Крокодил» или «Живой натюрморт»
Технологическая карта открытого урока по теме «Декоративный натюрморт. Графика»

Урок № 2
Предмет, класс Рисунок, I класс Преподаватель Кобец Екатерина Олеговна Тема урока Декоративный натюрморт. Графика. № урока по теме № 2. Детализация и стилизация штрихов и узоров. Цель урока Закрепить знания об основных элементах графики на практике. Задачи урока Обучающие Развивающие Воспитательные -Познакомиться с понятием «орнамент». -Развивать аналитические способности, логику, мелкую моторику, умение выделять главное. -Способствовать формированию чувства прекрасного. Тип урока комбинированный. Метод урока объяснительно - иллюстративный. Оборудование  Для учителя: бумага, фломастер, ноутбук, мультимедиа-оборудование, подбор репродукции на диске.  Для учащихся: тонированный картон формата А3, карандаш М2, В2, ластик, маркер черный, разной толщины, фломастер черный и цветной (цвет любой).
Наглядно-демонстрационный материал:
Собственное наглядное пособие (основные элементы графики). Репродукции художников Альтдорфера и Ван Гога.
Ход урока Этапы урока Функции и виды деятельности преподавателя Формы и виды деятельности учащихся Организационная часть 3 мин. - Доброе утро! Вы продолжаете работу «декоративный натюрморт в графике», также я расскажу вам о понятии «орнамент», и познакомлю с «хохломской росписью». Готовят рабочий материал и рассаживаются по местам. Сообщение новых знаний 20 мин. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно- орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Учитель: А теперь давайте посмотрим на наш натюрморт, и вы мне скажете, какой узор там присутствует. Учитель: А как вы думаете к какому виду росписи эти узоры относятся? (подсказка к ответу была дана в начале занятия) Учитель: Ты правильно ответил (а)! Думаю, многие не раз уже встречали посуду с такой росписью! Учитель: А вы знаете, что - Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово- золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект Ученики, просматривая мультимедийные файлы и слайды презентации, включаются в оживленный диалог, активно отвечают и обосновывают свое мнение. Ученик: Ягода, листья, трава. Ученик: Относится к «Хохломской росписи»!
массивности. Традиционные орнаменты Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и другие звери. Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень, в которую мастера из окрестностей привозили свои изделия. Практическая работа 84 мин. Учитель: - Прежде чем вы приступите к работе, я выдам вам листы формата А4 для выполнения небольшого задания. Учитель: Вы видите, что лист разделен на три части, попробуйте нарисовать в каждом квадрате узор который вы сможете применить в своей главной работе. Используйте не просто линию, или штрих, а совмещайте, и как бы сливайте их вместе для получения узора. В итоге этот узор может пригодиться для декорирования петуха или расписной дощечки или может даже на драпировку. После выполнения узоров на листах А4 , обсуждения и анализа, ученики продолжают выполнять свой «декоративный натюрморт в графике» на бумаге, с учетом своих ошибок, в деталях штрихах, ищут решение этих проблем, завершают детализацию в работе, применяя сделанные заготовки узоров. Многие из учащихся завершают композиционное построение, возводят предметы в геометрические тела, прорисовывают линии петуха, стакана, расписной доски и дорабатывают узоры. Для примера им я выдала работы художников. Которые лежат на столе, их они могут посмотреть, тихонько подойдя и не отвлекая других. В дальнейшей работе, постепенно, дети приступают к нанесению цвета, при помощи маркера или фломастера. Домашнее задание 3 мин. Найти информацию о других видах русских народных промыслов (Жостово, Городец, Палех и др.) Рефлексия 10 мин. -Ребята после завершения своих узоров на бумаге подойдите и встаньте полукругом к выставленным работам на полу. -Давайте сейчас проанализируем В ходе коллективного самоанализа, дети задают себе задачи, и выясняют правильный подход к выполнению главной работы. А также, выясняют новые способы решения проблем в ходе дальнейшей своей работе.
работы, и выясним, где можно было добавить небольшие элементы, или может, есть что-то лишнее в ваших работах, и какие вы видите ошибки? - Умничка! Ученик: - На некоторых работах фон и петух сливаются, это можно исправить: если это пятно, то рядом можно сделать густую штриховку, или линию но не просто прямой а, к примеру в виде дуги.
Организация перемены:
делаю три переменки по 10 мин. после каждых 40 мин. занятия. Во время первой перемены, пока проветривается аудитория, спускаемся в холл и делаем небольшую зарядку для тела и глаз. Во время второй и третей переменки играем в игру «Крокодил» или «Живой натюрморт»
Технологическая карта открытого урока по теме «Декоративный натюрморт. Графика»

Урок № 3
Предмет, класс Рисунок, I класс Преподаватель Кобец Екатерина Олеговна Тема урока Декоративный натюрморт. Графика № урока по теме № 3. Обобщение знаний об основных элементах графики. Цель урока Завершить работу «декоративного натюрморта в графике». Задачи урока Обучающие Развивающие Воспитательные -Обобщить и закрепить полученные знания об основных элементах графики. -Развить внимательность, мышление, зрительную память, мелкую моторику. -Способствовать развитию эстетической отзывчивости. Тип урока -Нестандартный -Работа по группам Метод урока  Объяснительно - иллюстрированный  Информационный Оборудование Для учителя: Ноутбук, мультимедиа - оборудование, подбор фотографий на диске. Для учащихся: Маркер черный, разной толщины, фломастер черный и цветной (цвет любой), бумага А4 формата, карандаш простой М2, В2, ластик.
Наглядно-демонстрационный материал:
Фотографии Чарли Чаплина, фильм с Чарли Чаплином «A day's pleasure». Музыка «Charles Chaplin Beckmann Cello». Ход урока Этапы урока Функции и виды деятельности преподавателя Формы и виды деятельности учащихся Организационная часть 3 мин. - Доброе утро ребята! - Проходят на места, готовят свой материал, вешают работы на мольберты и приступают к работе. Актуализация 10 мин. Учитель: Какие основные элементы графики вы знаете? Учитель: Правильно! А что вы можете с ними сделать? Учитель: Да вы все хорошо освоили! Ученик: Линия, точка, штрих и пятно. Ученик: Мы можем совмещать их вместе, и придавать им разные формы. Сообщение новых знаний 10 мин. Учитель: А теперь давайте вернемся в прошлое, а именно в то время, когда кино было не только черно-белым, но, и немым. Учитель: Как вы думаете, кто изображен на фотографиях, которые я сейчас вам показываю? Сопровождаю Ученик: Чарли Чаплин! Прежде чем учитель расскажет о задании,
объяснение слайдами презентации Power Point. Учитель: Правильно! Это Чарли Чаплин. Его полное имя
Чарльз

Спенсер Чаплин,
английский кинорежиссер и актер.



ученики делятся на две группы. Каждая из групп должна коллективно выбрать, как изобразить Чарли Чаплина на бумаге, при помощи основных элементов графики. Во время задания играет музыка «Charles Chaplin Beckmann Cello». Практическая работа 84 мин. Затем, я включаю им небольшой отрывок одного из фильмов с участием Чарли Чаплина. Затем проходит коллективное обсуждение просмотренного сюжета. Каждая из групп приступает к выполнению творческого задания. По окончанию времени дети останавливаются, и рассказывают свой сюжет в работе. I-я группа
II-я группа После коллективного обсуждения получившихся работ, ребята возвращаются за свои мольберты и доделывают свою постановку, просматривают работы издалека, и ищут незавершенные детали. Домашнее задание 3 мин. На листе формата А4 выполнить по памяти портрет Чарли Чаплина, используя только линию. Рефлексия 10 мин. В конце урока делаем просмотр готовых работ учащихся. Мы коллективно обсуждаем, кто и как хорошо освоил основные элементы графике на практике. Каких ошибок могли избежать, и как это можно было сделать. Также выделяются особые детали в работах учеников, как самый оригинальный способ применения цвета на бумаге или тонированном картоне. В конце урока, дети прибирают свои рабочие места.

Организация перемены:
делаю три переменки по 10 мин. после каждых 40 мин. занятия. Во время первой перемены, пока проветривается аудитория, спускаемся в холл и делаем небольшую зарядку для тела и глаз. Во время второй и третей переменки играем в игру «Крокодил» или «Живой натюрморт»





Анисифорова Татьяна Лисиин Анастасия

Туфанов Дмитрий