Напоминание

Использование игровых приёмов в приобщении детей к чтению книг

Автор: Резник Зоя Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ 34 ДО 1
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПОДОЛЬСК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование игровых приёмов в приобщении детей к чтению книг







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование игровых приемов в приобщении детей к чтению книг

Резник Зоя Аркадьевна, воспитатель

МОУ СОШ 34 ДО1

Никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы

ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа. Приобщение детей к

литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в

большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском

саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с

самого рождения. В последнее время ярко прослеживается снижение

читательского интереса к хорошей содержательной книге. Детей стала

привлекать литература, не требующая размышления, напряжения душевных

сил. Любимыми героями являются не литературные персонажи, а герои

мультфильмов и комиксов.

Научить ребенка любить книгу, видеть в ней верного друга, советчика

во всех делах – задача работающих с детьми.

Огромная

роль

в

приобщении

дошкольников

к

художественной

литературе принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.

Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в

которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения

удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Однако игра – это еще и обучающая игра.

Главная особенность игр в том, что дети играют, не подозревая, что

осваивают новые знания, овладевают навыками действий с определенными

предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Много радости доставляет детям игра в детское домино «Герои сказок

Пушкина», составление разрезных картинок (пазлов) с изображением сюжета

из знакомых детям сказок («Дюймовочка», «Конек – Горбунок»). В играх

«Айболит», «Золотой ключик» используется игровое поле, через которое

проходит извилистый путь с числовыми обозначениями. Дети играют с

помощью фишек и счетного кубика, который указывает, на какой отрезок

пути может продвинуться фишка.

Использование

средств

наглядности

стимулирует

мыслительную

деятельность

детей,

включает

в

активную

работу,

помогает

детям

восстановить в памяти прочитанный текст. Много игр можно провести,

используя иллюстрации к сказкам

.

При знакомстве детей со структурой повествования можно предложить

игру «Что сначала, что потом?». Цель игры - учить детей располагать

картинки в порядке развития сюжета.

Игра «Книжки заболели» учит детей видеть и исправлять неточности в

тексте, определять последовательность высказывания. В игре все книжки в

уголке книг «заболели», все в них перепуталось: вместо начала конец и,

наоборот; в сказке о «Красной Шапочке» появляется Колобок и т.д.

Сказочные герои просят у детей помощи. Если ребята определят, где в сказке

начало, а где конец; найдут неточности в тексте и сами исправят их, то все

книжки в сказке станут здоровы. А помогут всем замечательные картинки.

Близка к этой работе игра «Сказочные клубочки». Воспитатель задает

вопрос: «Сколько сказок свернулось в клубок?». «Жили – были дед и баба, и

была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка Ряба яичко. Положила его баба

на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не

может» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

Игра «Телефон» проводится с целью закрепления умения выделять

структурные части рассказа или сказки и соединять их в единое целое.

Педагог предлагает детям сесть полукругом или в линию, затем сообщает об

интересной

игре

«Телефон».

По

телефону

участники

игры

будут

рассказывать друг другу сказки. Рассказывая, можно остановиться в любом

месте

и

предложить

продолжить

собеседнику.

Педагог

следит

за

правильностью

пересказа.

Если

кто-то

ошибся,

телефон

«ломается».

Продолжить игру можно лишь тогда, когда дети выяснят и устранят причину

«поломки». В игре может принимать участие любое количество детей.

Среди старших дошкольников популярны игры с иллюстрациями

«Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?», «В мире сказок». Увидев

рисунок с изображением животного в игре «Кто в какой сказке живет», дети

называют произведения, в которых можно «встретиться» с этим животным

(Лиса – «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и заяц», «Лиса и тетерев»

и другие). Эта игра дает возможность поразмышлять над характерами

персонажей в различных сказках: ведь в сказках «Лиса и заяц», «Кот, петух и

лиса» лиса злая, хитрая и ловкая обманщица, а в сказке «Козьма

Скоробогатый» лисичка – мудрая и преданная помощница.

Игры «Вспомни прозвище», «Скажи наоборот» и «Назови красиво»

помогают ребятам постичь красоту и выразительность русской речи,

обогащают

словарный

запас.

В

игре

«Вспомни

прозвище»

ребята

припоминают, какими прозвищами наделяются животные в сказках (лисичка

- сестричка, лиса - рыжая краса, волк - волчище - серый хвостище, зайчик -

побегайчик, зайчишка - трусишка). В игре «Назови красиво» дошкольники

подбирают синонимы к характеристикам героев сказок (в сказке «Заюшкина

избушка» зайка - трусишка, жалкий, слабый; лиса - хитрая, обманщица,

плутовка; петух - храбрый, удалец). Игра «Скажи наоборот» закрепляет

знания об антонимах, учит концентрировать внимание. Взрослый предлагает

подобрать слова с противоположным значением и, по эти словам, угадать

настоящее название

сказки («Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах», «Рассказ о

простой курочке» - «Сказка о золотом петушке», «Один из Молоково»-

«Двое из Простоквашино», «Знайка в лунной деревне» - «Незнайка в

Солнечном городе»).

Для

игры

в

«Волшебный

телевизор»,

дошкольники

вместе

с

воспитателем

склеивают

свои

иллюстрации

к

сказкам

в

ленты

-

«диафильмы», которые и демонстрируются по «телевизору». В игре

закрепляется умение воспроизводить сюжет.

Педагог предлагает детям посмотреть телевизор: «Ребята, этот телевизор

не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и вы увидите и услышите

знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук.

Показ продолжится только в том случае, если мы с вами вспомним, о чем

идет речь и озвучим произведение».

В игре «Отгадай сказку» сюжет воспроизводится при помощи игрушек.

Ребенок самостоятельно отбирает необходимые игрушки и показывает

сценку из любой знакомой ему сказки. Все остальные дети должны отгадать

сказку, рассказать, о чем она. Впоследствии правила игры усложняются.

Ребенок должен придумать свою сказку или рассказ и показать сценки при

помощи игрушек. (с родителями).

Ценными и интересными для старших детей являются

игры, в

содержании,

игровых действиях которых имеется элемент соревнования в

точности, быстроте, сообразительности: «Разложи открытки по порядку»,

«Узнай сказку по отрывку», «Сделай правильный выбор» (из лежащих на

подносе игрушек - животных выбираются персонажи сказки «Зимовье

зверей»),

«Сказочная

почта»

(зачитываются

телеграммы,

присланные

сказочными персонажами), «Следствие ведут знатоки» или «Посылка от К.И.

Чуковского» (по предметам определяется произведение автора, содержание,

забавные эпизоды).

Интерес к произведениям литературы, к фольклору поддерживается

играми «Угадай героя по описанию», «Смелые и ловкие», «Кто сказал?»

(узнают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов), «Узнай книгу по

обложке», «Угадай сказку по трём словам» (Алёнушка, козлёнок, колодец -

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), «Узнай автора на портрете»

(среди портретов четырех писателей, известных детям, находят нужный). Эти

и подобные игры требуют от детей припоминания и применения знаний,

усвоенных на занятиях. За правильный ответ ребенок получает фишку,

победителем становится ребенок, набравший большее количество фишек.

Особая роль отводится творческим заданиям: придумать продолжение

сказки; домыслить судьбу литературных героев; сочинить устное письмо

герою литературного произведения и ответ на него. Можно объединить

героев разных литературных произведений в одно произведение, например,

сочинить сказку, в которой героями являются Буратино, Кот в сапогах и

Красная Шапочка.

Содержание игры-предположения заключается в том, что перед детьми

ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего

действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что произойдет, если

все сказочные герои станут жить рядом с нами?», «Кого бы из сказочных

героев ты выбрал в друзья?», «Что бы я сделал, если бы...», «Кем бы из

героев книг я хотел бы быть и почему?» и др.

Детям нравятся игры - загадки. В игре «Отгадай сказку по загадке» дети

находят ответ к загадке «Хвост узорами, сапоги со шпорами», а затем

называют сказки, в которых живет этот герой («Заюшкина избушка»,

«Петушок – золотой гребешок»).

Для проведения игры «Сказки – загадки» необходим набор картинок –

перепутаниц, на которых известные сказочные герои находятся не в своих

сказках.

Такие

картинки

являются

своеобразными

викторинами,

проверяющими осведомленность детей, знание ими сказочных сюжетов.

Ребята должны доказать, вспоминая сказку, что художник ошибся, нарисовав

со стрелой на болоте не лягушку, а курочку Рябу.

Ритмы и рифмы фольклорных потешек, прибауток, считалок, поэзия

народных

сказок

приобщают

дошкольников

к

художественным

произведениям. Помочь полюбить поэзию, научить подбирать рифмы к

ритмическим строчкам, сочинять стихи призваны игры «По рифме вспомни

стихотворение» (бычок-бочок, хозяйка-зайка), «Угадай пропущенное слово»

в стихах, «Доскажи словечко». Взрослый произносит строчку стихотворения,

не договаривая последнее слово, а предлагая на выбор 2-3 картинки, по

которым ребенок выбирает конец. Например, я так мечтал иметь свой…

(дом, лопата, парашют, солнце), и чтоб уютно было в нем.

Игра не только поддерживает активный интерес дошкольников к

художественной литературе, но имеет и большое образовательное значение.