Автор: Резник Зоя Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ 34 ДО 1
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПОДОЛЬСК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование игровых приёмов в приобщении детей к чтению книг
Использование игровых приемов в приобщении детей к чтению книг
Резник Зоя Аркадьевна, воспитатель
МОУ СОШ 34 ДО1
Никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы
ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа. Приобщение детей к
литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в
большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском
саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с
самого рождения. В последнее время ярко прослеживается снижение
читательского интереса к хорошей содержательной книге. Детей стала
привлекать литература, не требующая размышления, напряжения душевных
сил. Любимыми героями являются не литературные персонажи, а герои
мультфильмов и комиксов.
Научить ребенка любить книгу, видеть в ней верного друга, советчика
во всех делах – задача работающих с детьми.
Огромная
роль
в
приобщении
дошкольников
к
художественной
литературе принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в
которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения
удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Однако игра – это еще и обучающая игра.
Главная особенность игр в том, что дети играют, не подозревая, что
осваивают новые знания, овладевают навыками действий с определенными
предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Много радости доставляет детям игра в детское домино «Герои сказок
Пушкина», составление разрезных картинок (пазлов) с изображением сюжета
из знакомых детям сказок («Дюймовочка», «Конек – Горбунок»). В играх
«Айболит», «Золотой ключик» используется игровое поле, через которое
проходит извилистый путь с числовыми обозначениями. Дети играют с
помощью фишек и счетного кубика, который указывает, на какой отрезок
пути может продвинуться фишка.
Использование
средств
наглядности
стимулирует
мыслительную
деятельность
детей,
включает
в
активную
работу,
помогает
детям
восстановить в памяти прочитанный текст. Много игр можно провести,
используя иллюстрации к сказкам
.
При знакомстве детей со структурой повествования можно предложить
игру «Что сначала, что потом?». Цель игры - учить детей располагать
картинки в порядке развития сюжета.
Игра «Книжки заболели» учит детей видеть и исправлять неточности в
тексте, определять последовательность высказывания. В игре все книжки в
уголке книг «заболели», все в них перепуталось: вместо начала конец и,
наоборот; в сказке о «Красной Шапочке» появляется Колобок и т.д.
Сказочные герои просят у детей помощи. Если ребята определят, где в сказке
начало, а где конец; найдут неточности в тексте и сами исправят их, то все
книжки в сказке станут здоровы. А помогут всем замечательные картинки.
Близка к этой работе игра «Сказочные клубочки». Воспитатель задает
вопрос: «Сколько сказок свернулось в клубок?». «Жили – были дед и баба, и
была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка Ряба яичко. Положила его баба
на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не
может» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).
Игра «Телефон» проводится с целью закрепления умения выделять
структурные части рассказа или сказки и соединять их в единое целое.
Педагог предлагает детям сесть полукругом или в линию, затем сообщает об
интересной
игре
«Телефон».
По
телефону
участники
игры
будут
рассказывать друг другу сказки. Рассказывая, можно остановиться в любом
месте
и
предложить
продолжить
собеседнику.
Педагог
следит
за
правильностью
пересказа.
Если
кто-то
ошибся,
телефон
«ломается».
Продолжить игру можно лишь тогда, когда дети выяснят и устранят причину
«поломки». В игре может принимать участие любое количество детей.
Среди старших дошкольников популярны игры с иллюстрациями
«Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?», «В мире сказок». Увидев
рисунок с изображением животного в игре «Кто в какой сказке живет», дети
называют произведения, в которых можно «встретиться» с этим животным
(Лиса – «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и заяц», «Лиса и тетерев»
и другие). Эта игра дает возможность поразмышлять над характерами
персонажей в различных сказках: ведь в сказках «Лиса и заяц», «Кот, петух и
лиса» лиса злая, хитрая и ловкая обманщица, а в сказке «Козьма
Скоробогатый» лисичка – мудрая и преданная помощница.
Игры «Вспомни прозвище», «Скажи наоборот» и «Назови красиво»
помогают ребятам постичь красоту и выразительность русской речи,
обогащают
словарный
запас.
В
игре
«Вспомни
прозвище»
ребята
припоминают, какими прозвищами наделяются животные в сказках (лисичка
- сестричка, лиса - рыжая краса, волк - волчище - серый хвостище, зайчик -
побегайчик, зайчишка - трусишка). В игре «Назови красиво» дошкольники
подбирают синонимы к характеристикам героев сказок (в сказке «Заюшкина
избушка» зайка - трусишка, жалкий, слабый; лиса - хитрая, обманщица,
плутовка; петух - храбрый, удалец). Игра «Скажи наоборот» закрепляет
знания об антонимах, учит концентрировать внимание. Взрослый предлагает
подобрать слова с противоположным значением и, по эти словам, угадать
настоящее название
сказки («Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах», «Рассказ о
простой курочке» - «Сказка о золотом петушке», «Один из Молоково»-
«Двое из Простоквашино», «Знайка в лунной деревне» - «Незнайка в
Солнечном городе»).
Для
игры
в
«Волшебный
телевизор»,
дошкольники
вместе
с
воспитателем
склеивают
свои
иллюстрации
к
сказкам
в
ленты
-
«диафильмы», которые и демонстрируются по «телевизору». В игре
закрепляется умение воспроизводить сюжет.
Педагог предлагает детям посмотреть телевизор: «Ребята, этот телевизор
не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и вы увидите и услышите
знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук.
Показ продолжится только в том случае, если мы с вами вспомним, о чем
идет речь и озвучим произведение».
В игре «Отгадай сказку» сюжет воспроизводится при помощи игрушек.
Ребенок самостоятельно отбирает необходимые игрушки и показывает
сценку из любой знакомой ему сказки. Все остальные дети должны отгадать
сказку, рассказать, о чем она. Впоследствии правила игры усложняются.
Ребенок должен придумать свою сказку или рассказ и показать сценки при
помощи игрушек. (с родителями).
Ценными и интересными для старших детей являются
игры, в
содержании,
игровых действиях которых имеется элемент соревнования в
точности, быстроте, сообразительности: «Разложи открытки по порядку»,
«Узнай сказку по отрывку», «Сделай правильный выбор» (из лежащих на
подносе игрушек - животных выбираются персонажи сказки «Зимовье
зверей»),
«Сказочная
почта»
(зачитываются
телеграммы,
присланные
сказочными персонажами), «Следствие ведут знатоки» или «Посылка от К.И.
Чуковского» (по предметам определяется произведение автора, содержание,
забавные эпизоды).
Интерес к произведениям литературы, к фольклору поддерживается
играми «Угадай героя по описанию», «Смелые и ловкие», «Кто сказал?»
(узнают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов), «Узнай книгу по
обложке», «Угадай сказку по трём словам» (Алёнушка, козлёнок, колодец -
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), «Узнай автора на портрете»
(среди портретов четырех писателей, известных детям, находят нужный). Эти
и подобные игры требуют от детей припоминания и применения знаний,
усвоенных на занятиях. За правильный ответ ребенок получает фишку,
победителем становится ребенок, набравший большее количество фишек.
Особая роль отводится творческим заданиям: придумать продолжение
сказки; домыслить судьбу литературных героев; сочинить устное письмо
герою литературного произведения и ответ на него. Можно объединить
героев разных литературных произведений в одно произведение, например,
сочинить сказку, в которой героями являются Буратино, Кот в сапогах и
Красная Шапочка.
Содержание игры-предположения заключается в том, что перед детьми
ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего
действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что произойдет, если
все сказочные герои станут жить рядом с нами?», «Кого бы из сказочных
героев ты выбрал в друзья?», «Что бы я сделал, если бы...», «Кем бы из
героев книг я хотел бы быть и почему?» и др.
Детям нравятся игры - загадки. В игре «Отгадай сказку по загадке» дети
находят ответ к загадке «Хвост узорами, сапоги со шпорами», а затем
называют сказки, в которых живет этот герой («Заюшкина избушка»,
«Петушок – золотой гребешок»).
Для проведения игры «Сказки – загадки» необходим набор картинок –
перепутаниц, на которых известные сказочные герои находятся не в своих
сказках.
Такие
картинки
являются
своеобразными
викторинами,
проверяющими осведомленность детей, знание ими сказочных сюжетов.
Ребята должны доказать, вспоминая сказку, что художник ошибся, нарисовав
со стрелой на болоте не лягушку, а курочку Рябу.
Ритмы и рифмы фольклорных потешек, прибауток, считалок, поэзия
народных
сказок
приобщают
дошкольников
к
художественным
произведениям. Помочь полюбить поэзию, научить подбирать рифмы к
ритмическим строчкам, сочинять стихи призваны игры «По рифме вспомни
стихотворение» (бычок-бочок, хозяйка-зайка), «Угадай пропущенное слово»
в стихах, «Доскажи словечко». Взрослый произносит строчку стихотворения,
не договаривая последнее слово, а предлагая на выбор 2-3 картинки, по
которым ребенок выбирает конец. Например, я так мечтал иметь свой…
(дом, лопата, парашют, солнце), и чтоб уютно было в нем.
Игра не только поддерживает активный интерес дошкольников к
художественной литературе, но имеет и большое образовательное значение.