Напоминание

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Автор: Чуйкова Екатерина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ШКола № 998
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ВОКРУГ НАС»

начального общего образования

уровень общего образования

СОСТАВИТЕЛЬ: учитель начальных классов

Чуйкова Екатерина Анатольевна

Москва, 2019-2020 г.

Оглавление.

1.

Пояснительная записка.

3

2.

Содержание программы.

4 - 7

3.

Планируемые результаты обучения.

8 - 9

1

Пояснительная записка

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного,

эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика

средствами курса окружающего мира. Программа кружка «Мир вокруг нас»

позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все

вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении

формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам,

экологическую культуру. Программа кружка «Мир вокруг нас» строится с учетом

приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая

структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе,

обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между

2

теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с

предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений,

обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает

возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся,

вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов,

формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне

в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести

дискуссию,

отстаивать

свою

точку

зрения;

развить

природные

задатки

и

способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и

здоровью человека.

Содержание

программы

носит

личностно

ориентированный,

деятельный

и

развивающий характер.

Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 часу. Срок

реализации программы - 1 год обучения рассчитан на 34 часа.

Содержание программы

Содержание

программы

носит

личностно

ориентированный,

деятельный

и

развивающий характер.

Делает акцент не только на приобретение необходимых

знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному искусству, но и на развитие

личности, творческой сущности ребенка.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших

школьников и представляет им возможность и работать на уровне повышенных

требований, развивая учебную мотивацию.

Вводное занятие(1) Окружающий нас мир.

Знакомство с миром природы.

3

Человек - часть природы (3 часа)

Что такое природа? Живая и неживая природа. 1 час.

Правила сбора растений. Знакомство с правилами засушивания растений под прессом

и в пучках. 1 час.

Круговорот воды в природе. 1 час.

Радуга. Воздух-невидимка. Солнце. 1 час.

Значение растений в жизни человека (8 часов)

Деревья хвойные и лиственные.1 час.

Осенний лес. Дерево осенью. 1 час.

Дерево зимой. Кустарники. 1 час

Растения леса. Растения луга. 1 час.

Грибы. 1 час.

Растения огорода. 1 час.

Розы и астры. Ваза с цветами на столе. 1 час.

Братья наши меньшие (6 часов)

Хомяки. Особенности их содержания. 1 час.

Еж в живом уголке. 1 час.

Дикие животные. 1 час.

Домашние животные. 1 час.

Животные тундры и тайги. Редкие и исчезающие. 1 час.

Животные пустыни и степи. 1 час.

Пернатые друзья (3 часа)

Кто такие птицы? 1 час.

Комнатные птицы. 1 час.

Забота человека о птицах. 1 час.

Водное царство (6 часов)

Жители болота. 1 час.

Киты. Дельфины. Акулы. Рассказ о китах, акулах и дельфинах. 2 часа.

Экзотические виды рыб. 1 час.

Кораблик. 1час.

Морское дно. 1 час.

Чудо на подоконнике (3 часа)

Комнатные растения. Растения пустыни в квартире. 1 час.

Субтропики на подоконнике. 1 час.

Тропические растения в нашем доме. Бегония. 1 час.

Интерьерный дизайн (4 часа)

Комнатные горшочки. 1 час.

Цветы. Вазы. 1 час.

Пасхальные фантазии. 1 час.

Итоговое занятие. 1 час.

Итоговая работа по курсу (1)

Подготовка выставки поделок из природного материала. Инсценирование сказки

Г.К.Андерсена «Ель».

4

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

1 ч

2

Человек - часть природы

3 ч

3

Значение растений в жизни

8 ч

4

Братья наши меньшие

6 ч

5

Пернатые друзья

3 ч

6

Водное царство

6 ч

7

Чудо на подоконнике

3 ч

8

Интерьерный дизайн

3 ч

9

Итоговый урок

1 ч

Итого

34 ч

2 класс

Тема

Дата проведения

По

плану

По факту

Человек - часть природы – 4 ч

1.

Что такое природа? Живая и неживая природа. Беседа. Рассказ о природе

живой и неживой. Восприятие рассказа учителя. Формирование

представления о живой и неживой природе.

2.

Правила сбора растений. Беседа, практическое занятие. Экскурсия по

сбору растений. Правила засушивания растений. Засушивание растений

под прессом и в пучках. Знакомство с правилами засушивания растений

под прессом и в пучках. Формирование знаний о правилах засушивания

3.

Круговорот воды в природе. Беседа, практическое занятие. «Волшебница

вода» Аппликация из бумаги. Выполнение аппликации из

бумаги. Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги.

4.

Радуга. Воздух-невидимка. Солнце. Беседа, практическое

занятие. Аппликация из бумаги. «Бабочка». Монотипия. Выполнение

аппликации из бумаги. Формирование умения выполнения аппликаций из

бумаги.

Значение растений в жизни- 8 ч

5.

Цветочный ковер. Беседа, практическое занятие. Аппликация из бумаги.

«Ромашки», «Земляника» Выполнение аппликации из

бумаги. Формирование умения выполнения аппликаций из бумаги.

6.

Деревья хвойные и лиственные. Экскурсия. Рассказ о хвойных и

лиственных деревьях. Восприятие информации получаемой от

учителя. Формирование знаний о хвойных и лиственных деревьях.

7.

Осенний лес. Дерево осенью. Беседа, практическое занятие. Рассказ об

5

осеннем лесу. Аппликация из бумаги. Коллективная работа. Формирование

умения работать в коллективе при создании аппликаций.

8.

Дерево зимой. Кустарники. Беседа, практическое занятие. Техника рваной

бумаги. Обучение техники рваной бумаги. Формирование навыка

использования техники рваной бумаги.

9.

Растения леса. Растения луга. Беседа. Флористика. Лесные травы. Луговые

цветы.

10.

Грибы. Практическое занятие.

Помощь при составлении аппликации. Аппликация из пластилина.

11.

Растения огорода. Практическое занятие. Помощь при составлении

аппликации. Аппликация из бумаги. Садим и солим.

12.

Розы и астры. Ваза с цветами на столе. Практическое занятие. Помощь при

изготовлении объемной поделки. Объемная бумагопластика.

Братья наши меньшие -6 ч

13.

Хомяки. Особенности их содержания. Беседа, практическое

занятие. Рассказ о хомяках, условиях их содержания. Объемная

бумагопластика. «Мышь»

14.

Еж в живом уголке. Практическое занятие. Помощь в создании поделки из

пластилина и шишек. Создание поделки из пластилина и шишек.

15.

Дикие животные. Практическое занятие. Помощь в создании масок. Маски.

Волк, заяц, медведь. Объемная бумагопластика. Маски.

16.

Домашние животные. Практическое занятие. Помощь в создании

аппликации. Аппликация из пуха и перьев.

17.

Животные тундры и тайги. Редкие и исчезающие. Практическое

занятие. Помощь в создании аппликации. Аппликация (Манка + гуашь).

Леопард, тигр.

18.

Животные пустыни и степи. Практическое занятие. Объяснение приемов

использования техники жатой бумаги. Помощь при создании поделки.

Поделка. Техника жатой бумаги. Черепаха.

Пернатые друзья- 3 ч

19.

Кто такие птицы? Перелетные птицы. Зимующие птицы. Беседа,

практическое занятие. Рассказ о перелетных и зимующих птицах. Создание

коллажа. Синица. Дятел. Голубь.

20.

Комнатные птицы. Беседа, практическое занятие. Рассказ о комнатных

птицах. Поделка. Техника жатой бумаги. Попугай.

21.

Забота человека о птицах. Беседа, практическое занятие. Рассказ о том, как

люди заботятся о птицах. Изготовление кормушки для птиц.

Водное царство – 6 ч

22.

Жители болота. Беседа, практическое занятие. Рассказ о лягушках.

Лягушка. Аппликация из семян.

6

23.

Киты. Дельфины. Акулы.

Беседа, практическое занятие.

Аппликация из бумаги.

24.

Рассказ о китах, акулах и дельфинах. Аппликация из пластилина.

25.

Экзотические виды рыб. Беседа, практическое занятие. Рассказ об

экзотических видах рыб. Вуалехвост (золотая рыбка). Бумагопластика.

26.

Кораблик. Практическое занятие. Помощь в конструировании из бумаги.

Аппликация. Конструирование из бумаги.

27.

Морское дно. Практическое занятие. Помощь в конструировании.

Аппликационная флористика. Рыбка из целых форм листа.

Чудо на подоконнике- 3 ч

28.

Комнатные растения. Растения пустыни в квартире. Беседа, практическое

занятие. Рассказ о комнатных растениях, помощь в создании аппликаций.

Аппликация из пластилина. Аппликация из бумаги. Колючая семейка.

29.

Субтропики на подоконнике. Беседа, практическое занятие. Рассказ о

комнатных растениях, помощь в создании аппликаций. Аппликация из

бумаги.

30.

Тропические растения в нашем доме. Бегония. Беседа, практическое

занятие. Рассказ о комнатных

растениях, помощь в создании аппликаций.

Бумагопластика. Бальзамин. Аппликация + пластилин.

Интерьерный дизайн – 3 ч

31.

Комнатные горшочки. Практическое занятие. Помощь при декорировании

цветочных горшков. Декорирование цветочных горшков. Пластилин +

семена и косточки.

32.

Цветы. Вазы. Практическое занятие. Помощь при изготовлении поделки.

Бумагопластика + полиэтилен. Пластиковые бутылки.

33.

Пасхальные фантазии. Практическое занятие. Помощь при изготовлении

поделки. Игрушки из яичной скорлупы.

34.

Итоговое занятие.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты:

осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение

природы;

осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей

российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране,

7

выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и

культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской

жизни;

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого

и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей,

религий России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов

России;

уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и

принятия базовых общечеловеческих ценностей;

расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя

освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной

ценности;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных

норм,

требующих

для

своего

выполнения

развития

этических

чувств,

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы

и социуме;

установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную

помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и

мотивация к творческому труду.

Метапредметные результаты:

способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную

деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно)

закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней

жизни человека;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и

сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения

культуры в городе (селе) и др.);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего

мира.

Предметными результаты:

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,

процессов

и

явлений,

характерных

для

природной

и

социальной

действительности (в пределах изученного);

сформированность

целостного,

социально-ориентированного

взгляда

на

окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,

культур и религий;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим

школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области

естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

8

умение

наблюдать,

фиксировать,

исследовать

(измерять,

сравнивать,

классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов,

от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления

окружающего

мира;

выделять

характерные

особенности

природных

и

социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры,

истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей,

идеалов, норм;

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в

окружающем мире природы и социума;

овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами

нравственного

поведения

в

мире

природы

и

людей,

нормами

здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном

наследии России, в её современной жизни;

понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и

культуре России;

понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров

национальных свершений, открытий, побед.

Список литературы:

1.Макушина, А. Е. Конструирование интеллект-карт при изучении окружающего

мира / А. Е. Макушина, Е. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2018. – № 3. – С. 9–12.

2. Пизов, А. В. Использование литературных текстов на кроках окружающего мира :

Экологическое образование / А. А. Пизов, О. С. Бекиш // Начальная школа. – 2014. – №

8. – С.64–68.

9

3. Царева, С. Е. Учебная деятельность и умение учиться в современных условиях /

С. Е. Царева // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 13–17.

10