Напоминание

"Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Автор: Шотова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №83
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Формирование читательской компетентности младших школьников в

условиях реализации ФГОС»

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального

общего образования, чтение рассматривается как средство, способствующее

личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе,

решающее

задачу

воспитания

ответственного,

инициативного

и

компетентного

гражданина.

В

названных

документах

признается

необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций,

основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания

текста, овладения техникой чтения.

Базовым

гуманитарным

предметом

для

формирования

читательской

компетентности являются уроки литературного чтения, на которых можно

решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов

задачи развития младшего школьника.

На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются

проблемы приобщения школьников к чтению такими учёными, как: Ш.А.

Амонашвили, А.Г. Асмолов, Т.Г. Галактионова, Н.Н. Светловская и др.

Именно

в

первом

десятилетии

жизни

формируется

читательская

деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге

активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В

начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя,

умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать

с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика

литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что

делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности

младших школьников.

Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно

воспринимают

и

осознают

сущность

прочитанного,

что

требует

совершенствования и изменения подходов к организации читательской

деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования

основ читательской компетентности.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие

читательских

универсальных

умений

младших

школьников,

что

подтверждает актуальность данной темы как важной проблемы обучения и

целесообразность формирования основ читательской компетентности в

начальном звене общеобразовательной школы.

По

данным

итоговой

диагностики

за

2

класс

были

выявлены проблемы: умение ориентироваться в структуре текста, выделять

и кратко передавать основную мысль абзаца. Умение заполнять таблицу,

используя необходимую информацию из исходного текста. Таким образом, у

учащихся не сформированы основы читательской компетентности.

Рассмотрим поэтапное обучение читательской самостоятельности.

Процесс

эффективного

педагогического

руководства

по

становлению

читателя младшего школьного возраста строится по этапам. Этапы связаны

не только с возрастом учащихся: они определяются уровнем общеязыковой и

специальной читательской подготовки, которой владеют дети.

Учёные выделяют Этапы обучения читательской самостоятельности

п/п

Этапы обучения

Годы

бучения

1.

Подготовительный

этап

обучения

читательской

самостоятельности

1 класс

2.

Начальный этап обучения читательской самостоятельности

2 класс

3.

Основной этап обучения читательской самостоятельности

3 класс

4.

Заключительный

этап

обучения

читательской

самостоятельности

4 класс

Каждый из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к

учебному

материалу,

методикой

работы

и

организацией

учебной

деятельности учащихся, структурой занятия (урока). На всех уроках

осуществляется взаимодействие форм, приемов обучения чтению.

На подготовительном и начальном этапах у детей были заложены основы

читательской

самостоятельности,

формировался

тип

правильной

читательской деятельности. В 3 и 4 классах знания, умения и навыки

совершенствуются, учащиеся способны работать с книгой и текстом

художественного произведения самостоятельно. Подробнее остановимся на

основном этапе.

Цель основного этапа – формирование желания и умения читать книги по

собственному выбору. Таким образом, на основном этапе (3 класс) учитель

отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со

своими

возможностями

и

потребностями,

и

читать,

пользуясь

приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а так же

сосредотачивает

внимание

детей

на

умении

вчитываться

в

текст

произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует

привычку читать способом изучающего чтения.

Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением

книги

с

читателем.

Книга

через

текст

беседует

с

ним,

передавая

заключенную в ней информацию. Обучая детей чтению как озвучиванию

чужой речи, учителю необходимо научить и чтению-общению с книгой,

формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской

деятельности.

Доказано,

что

общение

с

книгой

или

произведением

имеет

свои

закономерности и этой работе нужно целенаправленно учить, поэтапно

формируя читательские умения и читательскую самостоятельность.

Читательская

самостоятельность

предполагает

овладение

учеником

правильным типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над

произведением: видеть в нем собеседника, отличать произведения друг от

друга; осознанно делать свой выбор; учиться правильно, бегло, сознательно и

выразительно прочитывать его; осознавать, запоминать текст, понимать и

представлять прочитанное; воссоздавать и переживать; оценивать как текст,

так и себя в роли читателя.

В качестве механизмов, посредством которых происходит формирование

основ компетентностного чтения, выступают педагогические технологии.

На

уроках

литературного

чтения

ведущей

является

технология

формирования типа правильной читательской деятельности. Технология

продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с любым типом

текста.

Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание

предстоящего

чтения)-

определение

смысловой,

тематической,

эмоциональной направленности текста.

Второй этап: работа во время чтения текста: после первичного чтения,

выявление

совпадений

первоначальных

предположений

учащихся

с

содержанием и эмоциональной окраской прочитанного; при повторном

чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст,

комментирование чтение.

Третий этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение

прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями;

творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской

деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

На уроках литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной

деятельности создаются проблемно-поисковые ситуации, настраивающие

всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. А также

даются задания на развитие читательской компетентности. Например,

«Тонкие и толстые вопросы» учат детей размышлять о прочитанном,

высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей

повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы

по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети

вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при

чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы

толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью

показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами,

пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выделяются в

тексте синим цветом. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети,

если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом

словаре самостоятельно.

Любимой формой работы стало для детей создание картинного плана по

прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности

каждого. При этом авторы планов демонстрировали умения проследить за

ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

Для достижения положительных результатов работы на практическом этапе

стала использовать приёмы из пособия Галактионовой Т.Г. «Учимся

успешному чтению»

«Азбука смысла» (все слова на буквы алфавита из текста).

«Живые буквы» - портрет героя (К каждой букве имени героя книги

придумай подходящее ему качество, запиши слова).

«Саквояж героя» или «Рюкзак героя» (Выбери из прочитанной

книги героя. Подумай, какие предметы могли бы находиться в его

саквояже (рюкзаке, чемодане), если бы он отправлялся в путешествие.

Собери (нарисуй, сделай) и покажи своим друзьям. Пусть они угадают,

о каком герое идёт речь.)

«Синквейн» Это

прием,

позволяющий

развивать

способности

резюмировать

информацию,

излагать

сложные

идеи,

чувства

и

представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это

быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Форма тестового контроля позволяет упростить процедуру проверки

планируемых

качественных

результатов

при

обучении

любому

предмету

в

начальной

школе.

В

данном

пособии

к

каждому

литературному тексту подобраны вопросы разных уровней сложности

в форме тестовых заданий. Задания уровня А направлены на выяснение

понимания смысла прочитанного произведения. Задания уровня В – на

понимание причинно-следственных связей сюжетной линии, а также на

элементарный языковой анализ. Часть С предполагает выявление

умения школьников находить ответы на вопросы непосредственно в

литературном

тексте,

выражать

своё

мнение

о

прочитанном

произведении в виде мини-сочинения.

Формирование универсальных учебных действий.

В тренажёре предлагаются тексты для чтения с заданиями с целью проверки

смыслового понимания рассказов учениками. Задания к каждому тексту

имеют разные уровни сложности, и это даёт возможность каждому

школьнику осуществить выбор посильных для него. Основной акцент сделан

на формирование УУД: умения работать с предъявленной информацией,

выделять главную мысль, понимать скрытый смысл текстов, составлять план

к рассказу, соотносить сведения, содержащиеся в рассказах с таблицами и

диаграммами.

В заключении хотелось бы сказать, что процесс приобщения учащихся к

чтению,

формирование

читательской

компетентности,

воспитание

квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой

внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий

стойкую потребность в регулярном чтении.

В результате я бы хотела видеть читающего учащегося, который владеет

необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного

самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную

деятельность. Чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной

деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы

специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной

работы с текстами.

Все

вышеперечисленные

качества

будут

непременно

способствовать

социальной адаптации в обществе, гражданской активности. Работа в данном

направлении будет продолжена и в следующем году.