Авторы: Петрова Екатерина Николаевна, Клыпутенко Виктория Владимировна
Должность: студент и кандидат педагогических наук, доцент
Учебное заведение: "Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого" Институт непрерывного педагогического образования
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыка пересказа у первоклассников с моторной алалией"
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования
_____________________________________________________________
Кафедра психологии
Доклад
Научно-исследовательской работы
«Формирование навыка пересказа у первоклассников с моторной
алалией»
Студент группы 9701зо
Е. Н. Петрова
«18» октября 2023 г.
Полноценная речь ребёнка – это и средство повышения познавательной
деятельности, уровня коммуникабельности и способ достижения наилучшей
социальной адаптации, а в конечном итоге путь к развитию его как личности.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает
ребенку
устанавливать
связи
с
окружающими
людьми,
определяет
и
регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием
для развития его личности. Данная функция реализуется в двух основных
формах общения – диалоге и монологе. К началу обучения в школе
большинство детей овладевают необходимыми речевыми умениями, но есть
отдельная категория детей, которые не способны в полной мере овладеть
связной речью в норме. К таким относятся и дети с моторной алалией.
Исследователи Т. Н. Бессонова [5], Р. Е. Левина [24], отмечают, что
развитие связной речи у детей с моторной алалией представляет собой более
сложный и длительный процесс, нежели у детей с нормальным речевым
развитием. Также теоретический анализ литературы показал, что вопросы,
непосредственно связанные с формированием связной речи в процессе
обучения пересказу, разработаны недостаточно. Определение особенностей
навыка пересказа у детей младшего школьного возраста с моторной алалией, а
также
правильный
выбор
путей
и
направлений,
методов
и
средств
коррекционной работы является одной из главных задач, реализация которой
поможет учителю вывести учащихся на нужный уровень развития речи.
Таким образом, данная проблема является актуальной в настоящее время
и определила выбор темы нашего исследования:
«
Особенности навыка
пересказа учащихся младшего школьного возраста с моторной алалией».
Объект исследования: навыки пересказа учащихся младшего школьного
возраста с моторной алалией.
Предмет исследования: процесс развития навыка пересказа учащихся с
моторной алалией.
Цель исследования: создание программы коррекционной работы по
развитию навыка пересказа учащихся с моторной алалией.
Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены
следующие задачи:
-
изучить теоретические основы формирования навыка пересказа
учащихся младшего школьного возраста с моторной алалией;
- подобрать диагностику обследования навыка пересказа учащихся с
моторной алалией;
- провести диагностику
уровня
навыка пересказа учащихся с
моторной алалией;
- проанализировать
результаты диагностического обследования
и
разработать программу коррекционной работы по развитию навыка пересказа
учащихся с моторной алалией.
В
качестве методов исследования нами были выбраны анализ и
обобщение теоретических источников психолого-педагогической литературы,
изучение
практического
опыта,
наблюдение,
беседа
и
статистическая
обработка данных.
Изучив
теоретические
основы
формирования
навыка
пересказа
учащихся младшего школьного возраста с моторной алалией предо мной,
стояла цель - изучение особенностей навыка пересказа детей младшего
школьного возраста с моторной алалией. Для этого мне нужно было подобрать
методики для проведения обследования и подвести результаты данного
обследования.
Одной из главных задач речевого развития младших школьников
является задача развития связной речи посредством навыка пересказа. Оценка
актуального уровня развития навыка пересказа учащихся проводится по
показателям,
которые
были
сформулированы
на
основе
изучения
теоретической
и
методической
литературы,
а
также
адаптированной
образовательной
программы
муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения «Средняя школа п. Парфино».
Таким образом, при определении уровня развития навыка пересказа
учащихся 1 класса с моторной алалией мы использовали следующие критерии:
- использование в зависимости от контекста, краткой или развернутой
формой связного высказывания: в монологе, диалоге;
-активное
пользование
разными
способами
связи
слов
внутри
предложения,
между
предложениями
и
между
частями
высказывания,
соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец);
-
наличие
в
высказывании
средств,
передающих
видовременные
глагольные
формы
(использует
времена
глаголов,
а
также
глаголы
совершенного и несовершенного вида).
- наличие лексики, обозначающей время, место, образ действия.
-
умение
самостоятельно
составлять
разные
типы
связных
высказываний: (монологических и диалогических), соблюдая при этом логику
изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая
для доказательства веские аргументы и точные определения.
Уровни
развития
навыка
пересказа
детей
с
моторной
алалией
распределялись по полученным детьми баллами.
Методика диагностики навыка пересказа младших школьников с
моторной алалией включала в себя задание на пересказ текста (знакомой
сказки
или
короткого
рассказа)
для
изучения
соблюдения
логики
повествования и наличия трех структурных частей (начала, середины,
окончания);
Задание пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа) для
изучения соблюдения логики повествования и наличия трех структурных
частей (начала, середины, окончания).
Цель: выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему
и простой по структуре литературный текст.
Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа
полно без наличия смысловых пропусков, повторов.
Для этого я использовала знакомую детям сказку «Теремок». Текст
произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась
установка на пересказ. При анализе составленных пересказов особое внимание
обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых
пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения,
а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями,
частями рассказа.
Таблица 1
Оценка уровня выполнения задания по пересказу текста
Уровень
выполнения
задания
Анализ результатов
Оценка
в баллах
Высокий
Если пересказ составлен самостоятельно, полностью
передается содержание текста
4 балла
Средний
Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения,
стимулирующие вопросы), но полностью передается
содержание текста
3 балла
Недостаточный
Отмечаются
пропуски
отдельных
моментов
действия или целого фрагмента
2 балла
Низкий
Пересказ составлен по наводящим вопросам,
связность изложения нарушена
1 балл
Неадекватный
Задание не выполнено
0
баллов
Проанализировав результаты проделанной диагностической работы, мы
определили уровни развития навыка пересказа детей младшего школьного
возраста с моторной алалией, что нашло свое качественное отражение в
таблице 2.
Таблица 2
Уровни развития навыка пересказа детей младшего школьного возраста
с моторной алалией в ходе констатирующего этапа эксперимента
Уровни
Количество детей
Количество детей в %
Высокий
2 человека
17%
Средний
2 человека
17%
Низкий
8 человек
66%
Обобщив материал по изучению особенностей навыка пересказа детей
младшего школьного возраста с моторной алалией, я сделала следующие
выводы:
– дети с моторной алалией испытывают значительные затруднения в
овладении навыка пересказа;
- в целом беден словарный запас;
- нами было выявлено, что у учащихся имеются трудности в понимании
и
самостоятельного
продуцирования/репродуцирования
текста
повествовательного характера;
- дети с моторной алалией мало используют в речи распространенные
предложения;
- в речи детей видовременные глагольные формы (времена глаголов, а
также глаголы совершенного и несовершенного вида), лексика, обозначающая
время, место, образ действия, выразительная лексика: эпитеты, сравнения,
образные выражения присутствуют в недостаточном количестве;
-для большинства детей с моторной алалией характерно использование
простых форм предложений;
- дети допускают большое количество пауз в пересказе;
- часто прибегают к помощи педагога.
- задания по составлению связного высказывания вызывают у детей с
моторной алалией определенные сложности, дети быстро утомляются,
начинают отвлекаться, так как требуют со стороны детей больших умственных
усилий.
Проанализировав результаты, полученные в ходе исследования,
можно отметить, что уровень развития навыка пересказа учащихся с моторной
алалией крайне низок и требует серьезной работы над ним. Исходя из этого
было принято апробировать программу
коррекционной
работы
формированию навыка пересказа учащихся младшего школьного возраста с
моторной алалией с использованием мнемотаблиц, где предо мной встали
следующие задачи:
-разработать и провести программу коррекционной работы по
развитию
навыка пересказа учащихся 1 класса с моторной алалией;
- провести повторное диагностическое обследование по выявлению
особенностей развития навыка пересказа учащихся 1 класса с моторной
алалией;
- проанализировать результаты проделанной работы.
Экспериментальная
программа
была
разработана
на
основе
рекомендаций Т.А. Ткаченко [41], а также с учетом выявленных при
диагностике особенностей навыка пересказа детей с моторной алалией.
Работа с учащимися первого класса с моторной алалией проходила в три
этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе я разработала план, на основе которого была
организована
деятельность
с
детьми.
Мною
было
запланировано
10
коррекционных занятий. Длительность одного занятия – 25-30 минут.
Также
на
подготовительном
этапе
мы
организовали
работу
по
ознакомлению учащихся с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в
качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен
начать, чем продолжить и уточнить свой пересказ, а также как его завершить.
Работу
проводила
по
подгруппам
по
6
человек.
В
процессе
подготовительной работы детям прочитывался рассказ 1-2 раза. После этого
детям задавались вопросы по содержанию в этот же момент ребёнок может
выбирать подходящие картинки, представленные в таблице. все объекты,
перечисленные в тексте, можно обвести (либо заклеить стикером, положить
сверху монетку, камушек и пр.). либо можно разобрать текст на вопросы и
только после этого выбрать картинки. После, как дети ответили на вопросы,
прочитывался текст ещё раз. после этого ребёнок пересказывал рассказ, а
картинки были зрительной опорой для воспроизведения текста. Таким
образом, дети активно включались в работу по пересказу рассказа.
В основном этапе моей работы мною была проведена система
коррекционных занятий по развитию навыка пересказа с использованием
мнемотаблиц. Каждое занятие было посвящено конкретной лексической теме,
занятия проводились 2 раза в неделю.
При проведении коррекционных занятий я использовала педагогический
принцип «От простого – к сложному». На первом и втором занятии дети
только учились работать с мнемотаблицами, осваивали принципы работы с
ними. Затем я усложняла содержание занятий, давая более сложный текст для
пересказа.
В процессе проведения системы коррекционных занятий учащимся
предлагались игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, на
формирование грамматического строя речи. Я учитывала, что методика
обучению навыка пересказа находится во взаимосвязи с работой над другими
сторонами
речевого
развития.
Большое
внимание
при
совместном
рассказывании мы уделили интонации, жестам, мимике, т. к. эти средства
выразительности речи помогали учащимся понять предлагаемую схему
высказывания,
смысл
предложения.
Общение
с
педагогом
во
время
составления пересказа, взаимодействие с ним и поддержка и помощь со
стороны педагога значительно повысило интерес младших школьников с
моторной алалией к занятиям, им хотелось получить одобрение взрослого,
хорошую оценку своих усилий.
В процессе работы я отметила, что мнемотаблицы способствовали
развитию умений детей планировать пересказ и воспроизводить его в
логичном порядке, у учащихся
расширился не только словарный запас, но и
багаж знаний.
В результате использования мнемотаблиц у учащихся с
моторной алалией появлялось желание пересказывать – дети понимали, что
это совсем не трудно. Проведя работу по развитию навыка пересказа детей
младшего школьного возраста с моторной алалией, я пришла к выводу о том,
что данный процесс эффективен при использовании в коррекционной работе
мнемотаблиц, а следовательно, я могу предположить, что условие гипотезы
верно.