Автор: Такмакова Алёна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №169"
Населённый пункт: Красноярский край, город Зеленогорск
Наименование материала: конспект внеклассного занятия
Тема: "Петровские корабли"
Воспитательное занятие в 1 классе.
«Петровские корабли»
Цель: познакомить детей с созданием русского флота.
Задачи:
Образовательные:
- поддерживать интерес детей к истории своей Родины;
- продолжать знакомить детей с исторической личностью- Петром I.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных процессов и творческого
воображения;
- пополнять словарный запас, развивать речь дошкольников;
Воспитательные:
- формировать у учащихся устойчивый интерес к истории и культуре России.
Словарная работа: знакомство с новыми словами «ботик», «палуба»,
«верфь», «экспонат», «архитектура», «судостроитель».
Материалы
и
оборудование:
карточки
с
изображением
грузовых,
пассажирских и военных кораблей, иллюстрация строительства кораблей; карабль
из бумаги , фотография Петра I, заготовки для изготовления корабликов, ёмкость
для воды.
Ход внеклассного события :
Вход в класс по билетам. (Слайд 1)
Учитель:
Ребята, кто знает,что такое Родина? (Предполагаемые ответы детей: Родина
это край, где мы родились и живем, это наш город, это наш дом и семья).
Правильно. Родина- это все то, что нас окружает - улица, дом, в котором вы
живете, парки и скверы, достопримечательности и памятники архитектуры.
Показывает портрет Петра1
- Ребята, а вы знаете чей это портрет? (Ответы детей)
Сегодня мне хочется рассказать о великом человеке, который вошел в историю
России - это царь Петр I.
2022 год был юбилейный -350 лет прошло с рождения этого великого человека.
Когда-то очень давно, в царской семье родился мальчик, которого назвали
Петрушей. В свободное от учения время любил он играть в солдатики. У маленького
царевича было много товарищей, потому что он принимал играть всех мальчиков,
которые приходили к нему: и бедных, и богатых, и знатных, и простых. Учил их
маршировать, строить игрушечные крепости. «Забавляется наш царевич со своими
потешными», — говорил народ. «Потешными» называли его товарищей.
С самого детства его окружали различные игрушки, но самыми любимыми были
старые модели кораблей. Когда он их рассматривал, ему казалось, что он стоит на
палубе и смотрит в подзорную трубу в бурную даль океана. Будучи 12-летним
мальчиком, Пётр вместе с братом обнаружил в амбаре царской резиденции старый
английский ботик – парусную лодку. Юный Петр I поручил восстановить судно и
пустил его на воду. У русских тогда таких лодок не было и уж, конечно, не было
настоящих морских кораблей, а Петру очень хотелось, чтобы они были.
Очень Петру хотелось иметь свой морской флот, т. е. много кораблей. А как
их строить, никто не знает. И поехал царь учиться корабельному делу за границу.
Так было положено начало «потешной флотилии», из которой позднее вырос и
русский флот. Через много лет корабли стали первой и самой сильной любовью
Петра I. А старой модели парусника – ботик он дал гордое имя «дедушка русского
флота». И темой нашего воспитательного события сегодня будет «Петровские
корабли».
Вот такие корабли строили при Петре I. Дети рассматривают картинки кораблей.
(Слайд 4)
Учитель: Чтобы больше узнать о Петре1 и о его судостроительном деле,мы
отправимся c вами на виртуальную экскурсию, но чтобы узнать куда, надо отгадать
загадку:
В нём предметы старины
До сих пор сохранены.
Любознательный народ
Посмотреть на них идёт. (Музей)
Учитель
:
молодцы, правильно отгадали загадку.
Учитель
:
чтобы познакомимся с историей создания Петром I русского флота,
сегодня мы совершим экскурсию, которая будет проходить в музее «Петровские
Корабли» в городе Воронеже.В музеях выставляют различные предметы на
всеобщее обозрение. Их называют – экспонатами.
«Я страну свою люблю,
Знать о ней я всё хочу
Машина времени включается
И в путешествие мы отправляемся»
Мы оказались в городе Воронеж.
видео музей
-Ребята в каком музеи мы с вами побывали?
-В каком городе он находится?
Ребята, Петр I выбрал для строительства военного флота город Воронеж, потому что
он стоял на берегу реки Воронеж. Неподалеку росли многовековые дубы и сосны,
которые служили материалом для строительства судов. Здесь находились залежи
железной руды, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. Тысячи
жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота. Стук топоров
стоял с утра до вечера. Петр I сам руководил строительством. (Показ
иллюстрации).Для строительства кораблей Петром I была заложена
судостроительная верфь. Ребята, а что такое верфь? (Предполагаемый ответ детей:
верфь – место для строительства и ремонта кораблей).
«Я страну свою люблю,
Знать о ней я всё хочу
Машина времени включается
И обратно в класс возвращаемся.
Сегодня мы говорим о кораблях петровской эпохи. Давайте рассмотрим
поближе макет корабля и скажем, из каких частей он состоит. Покажите на своих
моделях кораблей
Нос, канаты, борта, палуба, мачта.
-Ребята, как вы думаете, кто управляет кораблем? (Ответы детей)
Вы хотели бы побывать в роли капитанов.
Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем.
Подвижная игра «Капитаны»
На полу кладется корабль среднего размера. Дети должны размещаться на
«корабле» свободно.
Под слова учителя дети ходят вокруг корабля:
Плывет, плывет кораблик
В далекие края,
Кто капитан кораблика?
Дети:
Конечно, это я! (под эти слова они становятся на корабль.)
Корабль сворачивается в два раза. Теперь на этом корабле должна поместиться вся
команда.
Учитель: Ребята, Наш класс как единый дружный корабль.
Давайте вспомним, какие бывают корабли по своему назначению? (Предполагаемый
ответ детей: грузовые, пассажирские, военные). А чем они отличаются?
(Предполагаемый ответ детей: грузовые корабли – перевозят грузы, пассажирские –
людей, военные – охраняют границы).
Дидактическая игра «Отправь судно в свой порт»
Дети делят картинки судов на грузовые, пассажирские и военные. (Сверяют с
образцом на слайде)
А сейчас каждый из вас построит свой корабль. Из маленьких конвертов достаньте
цветные паруса. Каждый из вас выберет только один цвет, который отражает его
настроение.(делают кораблик).
А теперь предлагаю отправит наши корабли в далекое путешествие по волнам.
(Под мою команду , все вместе опускаем корабли на воду )
Дыхательное упражнение «Плывет кораблик»-
Дети под слова воспитателя пускают корабли по воде.
Звучит спокойная музыка.
Учитель:
По синему морю кораблик плывет,
Дует легкий ветерок.
- Сегодня мы с вами совершили путешествие в прошлое и узнали историю морского
флота России.
- Вот такой флот из кораблей у нас получился.
-
Ребята, давайт давайте вспомним , кто является осноположником морского
флота?
Какие главные части корабля вы знаете ?
А в каком городе есть музей, где можно подробно узнать о «петровских
кораблях»?