Автор: Карпухина Виктория Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№40 детский сад "Цветик-семицветик"
Населённый пункт: ГО Богданович
Наименование материала: статья
Тема: В чём заключается польза в использовании приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи?
В чём заключается польза в использовании приёмов мнемотехники
в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи?
Одним из главных и основополагающих условий всестороннего и полноценного
развития детей на протяжении дошкольного возраста является грамотная, логически
выстроенная красивая речь. Как правило, именно на протяжении дошкольного возраста
складываются оптимальные и наиболее благоприятные условия для формирования
связной и правильной речи.
Какие же могут быть речевые проблемы у детей дошкольного возраста?
В большинстве случаев девочки и мальчики дошкольного возраста уже должны
полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все
происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные
словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями.
Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами: неумение
составлять
длинные,
сложноподчиненные
предложения
–
речь
ребенка
состоит
исключительно из простых, лаконичных предложений; ребенок не может самостоятельно
сформулировать логически правильное и завершенное предложение; минимальный,
бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка;
дошкольник
не
может
самостоятельно
формулировать
вопросы
и
отвечать
на
поставленные вопросы; дошкольник не может строить правильные логические выводы и
утверждения.
Для исправления таких речевых трудностей часто применяется мнемотехника, которая
получила широкое распространение среди многих специалистов.
Давайте познакомимся с историей возникновения этого слова «мнемотехника».
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.
Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Считается, что
термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый
сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал,
разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал
этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью,
основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Слово
мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. (Богиня Мнемозина — это
персонифицированная память по своему происхождению.) На Руси тоже использовалась
мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были
придуманы с мнемонической целью. « А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол)
Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси
слово твердо и т.д.» Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает
запоминание, улучшает запоминание информации. Ближе к нашему времени мнемоника
изучалась параллельно с исследованиями психологов. Так, в 80 годы 19 века, немецкий
психолог Герман Эббингауз, представитель ассоциативной психологии, поставил задачу
изучать память сепаратно, отделив ее от логического мышления; для этого он придумал
мнемонические способы запоминания бессмысленных слов типа «дер», «сар», «лим» и
прочее.Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше
время интерес к ней пропал? Ничего подобного. В советский период в нашей стране эту
тему изучали лишь отдельные ученые – психологи: А.Р.Лурия, Л. С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, П.И.Зинченко. К сожалению, у советских методистов, дидактов, учителей
«мнемоприемы»
относились
к
разряду
«противоречащих
осознанному
научному
освоению учебного материала». Поэтому учителя не афишировали свои «искусственные
запоминания», быть может, по этой причине до сих пор нет хорошей мнемонической
копилки «классических приемов». Начиная с конца 80 -х годов стали выходить в свет
издания,
которые
наряду
с
занимательным
материалом
содержали
и
элементы
мнемотехники. В конце 90 –х только некоторые авторы уже осознанно стали выделять
мнемоматериал наряду с другими. И эти уникальные находки по крупицам разбросаны в
книгах, журналах, на уроках учителей – словесников. Как правило, это небольшие по
объему книги или статьи в методических изданиях.
Так, что же обозначает «мнемотехника» в современном энциклопедическом
словаре? Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания,
означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих
объем
памяти
путем
образования
искусственных
ассоциаций.
Действительно,
мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно
записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в
техническом
плане
и
делает
возможным
не
только
фиксацию
в
памяти
последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать
любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой: списки
телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы,
сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых
сведений и т.п. По мнению логопедов, дефектологов для того, чтобы помочь ребёнку в
ускоренном темпе усваивать новую информацию и развиваться, научиться логически
излагать свои мысли, красочно и интересно рассказывать о себе и окружающем мире
применяются специально созданные приемы и коммуникативные методики. И одним из
таких приемов является использование мнемотаблиц для развития речи у детей
дошкольного
возраста.
Основной
смысл
применения
мнемотаблицы
для
детей
заключается в следующем – для определения конкретного слова или словосочетания
используется конкретное изображение (картинка, символ), при помощи которого
происходит
схематическая
зарисовка
слова.
Тщательно
изучая
представленные
изображения, ребенок ускоренными темпами может запоминать и воспроизводить
текстовый материал, что помогает развитию речи для дошкольников.
Итак, интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды
мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых
представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда
чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания,
которые можно сформировать, как и любые другие навыки. использование мнемотаблиц
в
развитии
речи
детей
получило
достаточно
широкое
распространение
среди
специалистов и педагогов. Применение данной технологии позволяет значительно
облегчить процесс обучения детей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы
развития детской речи. Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные
зрительные
схемы,
дети
учатся
строить
грамматически
правильные,
логически
завершенные,
последовательные
и
точные
тексты,
насыщенные
разнообразными
уточняющими деталями. Мнемотехника применяется давно во многих областях.
Мнемотехника,
как
приём
развития
речи
дошкольников
–
это
популярная
и
распространенная методика, действие которого направлено на улучшение процедуры
запоминания материала, развитие ассоциативного мышления красивой и грамотной
связной речи.
.