Напоминание

В чём заключается польза в использовании приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи?

Автор: Карпухина Виктория Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№40 детский сад "Цветик-семицветик"
Населённый пункт: ГО Богданович
Наименование материала: статья
Тема: В чём заключается польза в использовании приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи?







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В чём заключается польза в использовании приёмов мнемотехники

в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи?

Одним из главных и основополагающих условий всестороннего и полноценного

развития детей на протяжении дошкольного возраста является грамотная, логически

выстроенная красивая речь. Как правило, именно на протяжении дошкольного возраста

складываются оптимальные и наиболее благоприятные условия для формирования

связной и правильной речи.

Какие же могут быть речевые проблемы у детей дошкольного возраста?

В большинстве случаев девочки и мальчики дошкольного возраста уже должны

полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все

происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные

словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями.

Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами: неумение

составлять

длинные,

сложноподчиненные

предложения

речь

ребенка

состоит

исключительно из простых, лаконичных предложений; ребенок не может самостоятельно

сформулировать логически правильное и завершенное предложение; минимальный,

бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка;

дошкольник

не

может

самостоятельно

формулировать

вопросы

и

отвечать

на

поставленные вопросы; дошкольник не может строить правильные логические выводы и

утверждения.

Для исправления таких речевых трудностей часто применяется мнемотехника, которая

получила широкое распространение среди многих специалистов.

Давайте познакомимся с историей возникновения этого слова «мнемотехника».

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.

Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Считается, что

термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый

сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал,

разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал

этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью,

основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Слово

мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. (Богиня Мнемозина — это

персонифицированная память по своему происхождению.) На Руси тоже использовалась

мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были

придуманы с мнемонической целью. « А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол)

Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси

слово твердо и т.д.» Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает

запоминание, улучшает запоминание информации. Ближе к нашему времени мнемоника

изучалась параллельно с исследованиями психологов. Так, в 80 годы 19 века, немецкий

психолог Герман Эббингауз, представитель ассоциативной психологии, поставил задачу

изучать память сепаратно, отделив ее от логического мышления; для этого он придумал

мнемонические способы запоминания бессмысленных слов типа «дер», «сар», «лим» и

прочее.Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше

время интерес к ней пропал? Ничего подобного. В советский период в нашей стране эту

тему изучали лишь отдельные ученые – психологи: А.Р.Лурия, Л. С. Выготский, А.Н.

Леонтьев, П.И.Зинченко. К сожалению, у советских методистов, дидактов, учителей

«мнемоприемы»

относились

к

разряду

«противоречащих

осознанному

научному

освоению учебного материала». Поэтому учителя не афишировали свои «искусственные

запоминания», быть может, по этой причине до сих пор нет хорошей мнемонической

копилки «классических приемов». Начиная с конца 80 -х годов стали выходить в свет

издания,

которые

наряду

с

занимательным

материалом

содержали

и

элементы

мнемотехники. В конце 90 –х только некоторые авторы уже осознанно стали выделять

мнемоматериал наряду с другими. И эти уникальные находки по крупицам разбросаны в

книгах, журналах, на уроках учителей – словесников. Как правило, это небольшие по

объему книги или статьи в методических изданиях.

Так, что же обозначает «мнемотехника» в современном энциклопедическом

словаре? Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания,

означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих

объем

памяти

путем

образования

искусственных

ассоциаций.

Действительно,

мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно

записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в

техническом

плане

и

делает

возможным

не

только

фиксацию

в

памяти

последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать

любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой: списки

телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы,

сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых

сведений и т.п. По мнению логопедов, дефектологов для того, чтобы помочь ребёнку в

ускоренном темпе усваивать новую информацию и развиваться, научиться логически

излагать свои мысли, красочно и интересно рассказывать о себе и окружающем мире

применяются специально созданные приемы и коммуникативные методики. И одним из

таких приемов является использование мнемотаблиц для развития речи у детей

дошкольного

возраста.

Основной

смысл

применения

мнемотаблицы

для

детей

заключается в следующем – для определения конкретного слова или словосочетания

используется конкретное изображение (картинка, символ), при помощи которого

происходит

схематическая

зарисовка

слова.

Тщательно

изучая

представленные

изображения, ребенок ускоренными темпами может запоминать и воспроизводить

текстовый материал, что помогает развитию речи для дошкольников.

Итак, интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды

мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых

представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда

чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания,

которые можно сформировать, как и любые другие навыки. использование мнемотаблиц

в

развитии

речи

детей

получило

достаточно

широкое

распространение

среди

специалистов и педагогов. Применение данной технологии позволяет значительно

облегчить процесс обучения детей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы

развития детской речи. Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные

зрительные

схемы,

дети

учатся

строить

грамматически

правильные,

логически

завершенные,

последовательные

и

точные

тексты,

насыщенные

разнообразными

уточняющими деталями. Мнемотехника применяется давно во многих областях.

Мнемотехника,

как

приём

развития

речи

дошкольников

это

популярная

и

распространенная методика, действие которого направлено на улучшение процедуры

запоминания материала, развитие ассоциативного мышления красивой и грамотной

связной речи.

.