Напоминание

Программа логоритмического кружка "Говоруша"

Автор: Оконешникова Людмила Викторовна
Должность: логопед
Учебное заведение: Логопедический кабинет "Два логопеда"
Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха Якутия
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: Программа логоритмического кружка "Говоруша"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

2

Содержание

1.

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка….....................................................................3

1.2

Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы…4

1.3

Принципы и подходы к формированию программы.........................5

1.4Анатомо-физиологические особенности и психолого-педагогическая

характеристика детей среднего дошкольного возраста…....................6

1.5

Характеристика детей с общим недоразвитием речи.......................7

1.6Планируемые результаты освоения программы детьми среднего

дошкольного возраста..............................................................................8

2.

Содержательный раздел

2.1

Содержание психолого-педагогической работы................................9

2.2

Интеграция с другими направлениями развития детей......................9

2.3

Методы и приѐмы работы с детьми на занятиях кружка.................10

2.4

Структура организации образовательного процесса........................10

3.

Организационный раздел

3.1

Условия реализации программы..........................................................27

3.2

Список литературы................................................................................29

3

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа логоритмического кружка

«Говоруша» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6

лет),

является

нормативным

документом

и

условием

реализации

образовательной программы МБДОУ детского сада №8 «Родничок».

Дополнительная образовательная

программа (далее Программа) разработана на основе следующих нормативных

документов:

1.

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»;

2.

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования, приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;

3.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая

2013 г. № 26 об образовании СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно –

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных образовательных организаций»;

4.

Устав МБДОУ детского сада

5.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352с.

6.

Образовательной программы МБДОУ детского сада №8 «Родничок»;

Программа определяет цель, задачи, содержание, технологию и организацию

кружковой

работы

в

условиях

работы

дошкольного

образовательного

учреждения.

Программа

характеризует

модель

психолого-педагогической

поддержки

позитивной социализации, индивидуализации и развития личности детей

старшего дошкольного возраста.

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной

психологии и дошкольной педагогики, выстроено по принципу развивающего

образования, целью которого является развитие ребёнка, и обеспечивает

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Программа реализуется в форме логоритмического кружка «Говоруша» с

детьми старшей группы компенсирующей направленности.

Актуальность программы в том, что занятия в кружке направлены на

коррекцию речевого развития, формированию у ребенка уверенности в

себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств, творческих

задатков, а также координации движений, ловкости и гибкости.

4

К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков.

У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в

анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости

речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и

т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.

Логопедическая

ритмика

помогает

решать

оздоровительные,

образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка:

совершенствование его речи, овладение коммуникативными навыками,

совершенствование двигательных функций и умение ориентироваться в

окружающем мире.

Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной

педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и

речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию

напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми

нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой

представляет

собой

целостный

воспитательно-образовательный

и

коррекционный процесс.

1.2.Цель и задачи реализуемой программы

Цель: Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и

коррекции у детей с речевыми отклонениями двигательной сферы в сочетании

со словом и музыкой.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать речевое дыхание;

развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;

развивать тонкие движения пальцев рук;

развивать фонематическое восприятие;

формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;

формировать грамматический строй и связную речь.

Образовательные задачи:

обогащать словарный запас детей по лексическим темам;

развивать пространственные представления;

развивать переключаемость и координацию движений;

развивать ритмическую выразительность;

развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;

развивать коммуникативные умения и навыки;

развивать умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-

творческие способности

5

Оздоровительные задачи:

укреплять костно-мышечный аппарат;

формировать правильную осанку, походку;

развивать координацию движений и моторных функций.

Воспитательные задачи.

Воспитание

личностных

качеств,

чувства

коллективизма,

умения

соблюдать правила и т.д.

Воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.

1.3 Принципы организации занятий:

При разработке рабочей программы учитывались основные принципы

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования, утвержденного приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

1.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится

активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом

образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

2.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных

отношений;

3.

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4.

Сотрудничество Организации с семьей;

5.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

и государства;

6.

Формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности;

7.

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,

требований, методов возрасту и особенностям развития);

8.

В коррекционной работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья учитываются особенности развития и

специфические

образовательные потребности каждой категории детей.

6

1.4 Возрастные особенности психофизиологического развития детей

старшего дошкольного возраста.

7

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями

мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают

равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с

мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится

более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую

похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые

формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны

упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету;

выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется

ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов.

Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять

задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое

стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать

простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается

предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети

могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при

этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане

совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены

Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им

предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и

спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство

ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или

бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его собенности,

как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать

небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной

сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать

в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и

дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют

голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.

Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются

словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при

взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с

взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за

пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим

становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в

8

процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она

вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого,

для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их

повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость

представляет собой возрастной феномен.

Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика,

что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной

расточительности». Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной

деятельностью своих воспитанников с учетом, проявляемой ими

индивидуальности, предупреждении случаев гипердинамии и активизации тех,

кто предпочитает «сидячие» игры.

1.5 Характеристика детей с общим недоразвитием речи

К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в

развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее

недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной

невозможности соединить слова во фразы или от произнесения вместо слов

отдельных

звукоподражательных

комплексов

до

развѐрнутой

речи

с

элементами фонетико – фонематического и лексико – грамматического

несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов

языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Неполноценная

речевая

деятельность

накладывает

отпечаток

на

формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой

сфер.

Отмечается

недостаточная

устойчивость

внимания,

ограниченные

возможности его распределения. Они забывают сложные инструкции, элементы

и последовательность заданий. Детям с ОНР присуще и некоторое отставание в

развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией

движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением

скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при

выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в

воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным

параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его

составные части. Отмечаются недостаточная координация пальцев, кисти руки,

недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание

на одной позе.

1.6 Планируемые результаты освоения программы детьми старшего

дошкольного возраста.

 Сформированность

знаний

по

лексическим

темам,

расширение

словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно

составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать

необычные окончания знакомых сказок, песен.

9

 Сформированность

умений

ритмично

выполнять

движения

в

соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер,

образ.

 Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

 Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для

улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж

лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

 Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной

выразительности

речи,

правильного

речевого

и

физиологического

дыхания.

 Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном

направлении, перестраиваться в колонны и шеренги.

 Способность координировать движения в мелких мышечных группах

пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

 Улучшение

показателей

слухового,

зрительного,

двигательного

внимания, памяти.

 Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих

способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями

(дети внимательно слушают музыку, активно поют, танцуют, играют на

музыкальных инструментах, сочиняют танцевальные и общеразвивающие

движения).

2. Содержательный раздел.

2.1

Содержание психолого-педагогической работы.

Логоритмика полезна всем детям. Это мощное вспомогательное средство для

эффективной работы по коррекции различных нарушений речи.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребѐнка,

совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение

ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых

заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий

оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме

происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой,

10

дыхательной,

речедвигательной.

В

ход

занятий

вводятся

элементы

психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

2.2

Интеграция с другими направлениями развития детей.

Социально-

коммуникативн

ое развитие

создание на занятиях педагогических ситуаций и

ситуаций морального выбора, развитие нравственных

качеств, поощрение проявлений смелости,

находчивости, творческой активности и пр.,

побуждение детей к

самооценке и оценке действий и поведения сверстников

Познавательн

ое развитие

активизация мышления детей (через систему заданий по

определѐнной

теме,

специальные

упражнения

на

ориентировку в пространстве, подвижные игры и

упражнения, закрепляющие знания об окружающем

мире (имитация движений животных, птиц, действий

людей разных профессий и др.), просмотр и обсуждение

презентаций по лексическим темам, дидактические

игры

на развитие слухового, зрительного, двигательного

внимания, памяти.

Физическ

ое

развитие

логоритмические упражнения, беседы о здоровом

образе жизни, дыхательные, артикуляционные и

пальчиковые гимнастики, упражнения на

координацию движения,

строения и перестроения, оздоровительные

упражнения для горла, для улучшения осанки,

самомассаж,

психогимнастические этюды на напряжение и

расслабление мышц тела.

Художественн

о- творческое

развитие

слушание музыки, ритмическая гимнастика, игры и

упражнения под музыку, танцы; развитие артистических

способностей в музыкальных этюдах, игра на

музыкальных инструментах, пропевание звуков.

2.3

Методы и приемы обучения на занятиях кружка.

Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных

методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы

подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала,

речевого и общего развития ребенка.

Наглядно-зрительные;

приёмы, обеспечивающие тактильно-мышечную наглядность с

применением различного инвентаря;

словесные приёмы;

практические.

11

2.4

Структура организации образовательного пространства.

12

Продолжительность реализации программы – 1 год с детьми 5-6 лет

(старшая группа). В зависимости от речевых особенностей детей

материал может быть сокращён или дополнен.

Режим занятий: занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий не более 20 минут.

Методические особенности организации занятий по логоритмике.

Коррекционно-образовательная работа осуществляется поэтапно:

I этап – подготовительный.

Создание благоприятных условий для логоритмических занятий.

Формирование слухового и зрительного внимания.

Развитие голоса, звукообразования и певческих навыков.

Развитие чувства ритма.

Развитие общей и мелкой моторики.

Обогащение пассивного и активного словаря.

Коррекция эмоционально-личностной сферы.

Воспитание координации движений и ориентировки в пространстве.

II этап – формирование первичных произносительных умений и навыков.

Укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Развитие звуковысотности и силы голоса.

Развитие фонематического восприятия.

Закрепление навыков релаксации для снятия эмоционального и

физического напряжения.

III

этап – формирование коммуникативных умений и навыков.

Закрепление двигательных умений, ручной моторики.

Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения

и ассоциативно-образного мышления.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие речевой моторики.

Формирование правильного употребления звуков в спонтанной речи.

Формирование лексико-грамматических категорий.

Накопление активного и пассивного словаря.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и

имеют принцип игрового обучения.

I водная часть: 3-5 минут.

13

В этой части широко используется упражнения такие как: повороты,

наклоны, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения

направления и темпа движения. Музыкально-ритмические упражнения в

подготовительной

части

направлены

на

тренировку

внимания,

памяти,

ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.

Включает в себя:

- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и

ритма движений;

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- упражнения на развитие координации движений, регуляции

мышечного тонуса.

II основная часть: от 10-12 минут.

Включает в себя:

Артикуляционные упражнения

полезны в любом возрасте, так как четкая

артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения

для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие

ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения

навыком

письма.

Работа

над

артикуляцией

позволяет

уточнить

правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей,

губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика

корректирует нарушения речевого дыхания,

помогает

выработать

диафрагмальное

дыхание,

а

также

продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На

логоритмических занятиях совместно с логопедом ОУ и по рекомендации

врача-педиатра используются:

1.

упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

2.

выработка продолжительного речевого выдоха,

3.

тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и

артикуляционной систем.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла

развивают

основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в

качестве

профилактики

простудных

заболеваний.

На

занятиях

используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только

развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки

школьников.

Упражнения на развитие внимания и памяти

развивают все виды памяти:

зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,

способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки

обязательны на каждом занятии. С их помощью

автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные

движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и

слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

14

Речевые

игры

могут

быть

представлены

в

различных

видах:

ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком,

игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных

инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование

простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки,

прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию

игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры

развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации

сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в

ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов

развивает память, внимание, мышление,

эмоциональную

отзывчивость

и

музыкальный

слух;

укрепляется

голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Процесс

развития

певческих

способностей

у

детей

с

речевыми

нарушениями направлен не только на формирование их художественной

культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и сказки.

Науке давно известно, что развитие

подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,

развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему

речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных

занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка

звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур,

оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание

текста игры.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах

развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает

внимание,

память,

а

также

остальные

психические

процессы,

сопровождающие

исполнение

музыкального

произведения.

Кроме

известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с

детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах –

«шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных

различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках»

из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из

мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды.

Очень часто у детей маловыразительная мимика,

жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или

скованными.

Мимические

и

пантомимические

этюды

развивают

мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек),

пластичность

и выразительность

движений

детей,

их

творческую

фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в

себе,

возможность

точнее

управлять

своим

телом,

выразительно

передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми

эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры

формируют у детей умение увидеть в другом

человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы

15

общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в

общем кругу.

Подвижные

игры,

хороводы,

физминутки

тренируют

детей

в

координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту

реакции

на

смену

движений.

Эти

игры

воспитывают

чувство

коллективизма,

сопереживания,

ответственности,

приучают

детей

выполнять правила игры.

III заключительная часть до 3 минут.

Включает в себя:

- упражнения на восстановления дыхания;

- спокойные виды ходьбы;

- упражнения на релаксацию.

При составлении тематического плана выделяются следующие

направления работы:

развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические,

ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на

развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на

формирование, развитие и отработку правильного физиологического и

речевого дыхания

развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения,

направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических

мышц

развитие общей моторики – динамические игры и упражнения,

направленные

на

развитие

и

коррекцию

общих

двигательных

и

координаторных функций

развитие мелкой моторики -

пальчиковые игры и упражнения с

речевым сопровождением или использованием различных предметов,

направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «ГОВОРУША»

16

Тема

занят

ия

Задачи

Музыкальн

ый

материал

занятия

Дополнитель

ный

материал

1

.

Давай

те

знаком

ится

Познакомить детей с работой

кружка.

Выявить уровня речевой

подготовленности детей средней

группы.

Формировать правильное дыхание и

естественное звучание голоса;

умение допевать фразу до конца.

Весѐлая

логорит

мика»

Е.Желез

нова

-

2

.

Ягоды.

Закрепить знания детей о ягодах и

их пользе. Расширить знания детей

по теме с помощью просмотра

презентации.

Ввести активный словарь детей

названия ягод, витаминов.

Расширить знания детей о пользе

витаминов, здорового питания.

Учить детей правильно пропевать

сочетания двух гласных звуков

[АУ], [УА].

Формировать правильное дыхание и

естественное звучание голоса;

умение допевать фразу до конца.

Развивать координации движений в

мелких мышечных группах пальцев

рук и кистей с помощью

пальчиковых сказок.

Воспитывать у детей привычку к

здоровому питанию, образу жизни.

«Ходим,

ходим,

стоп».

CD

Весѐлая

логорит

мика»

Е.Желез

нова

Хоровод «На

горе-то

калина»

«По

малину в

сад

пойдѐм»

«Калинка-

малинка»

Презентац

ии – ягоды

– «Ягодка»

(песенка)

3

.

Грибы

.

Закреплять знания детей о

съедобных и несъедобных грибах.

Расширить знания детей по теме с

помощью просмотра презентации.

Формировать правильное дыхание и

естественное звучание голоса;

умение допевать фразу до конца.

Совершенствовать технику ходьбы

скользящего шага.

Развивать мелкую и общую

моторику детей пальчиковых и

«Ходим,

ходим,

стоп».

CD Весѐлая

логоритмик

а»

Е.Железнов

а.

«Грибок»

CD «Ах, вы,

«Мы пошли в

лесочек,

Мы нашли

грибочек,

А грибочек

маленький,

А грибочек

красненький,

Он под

деревом

сидит

17

подвижных играх.

Развивать коммуникативные навыки

детей в процессе музицирования на

детских музыкальных

инструментах.

сени!»

И на нас

глядит». –

Логоритмик

а.

«По грибы»

сл. и муз. Л.

Абелян

4

.

Осень.

Сентябрь

.

Закреплять знания детей об осени,

как времени года.

Закреплять знания, умения и навыки

по лексической теме «Осень».

Формировать правильное речевое и

физиологическое дыхание.

Развивать силу голоса в

упражнениях и играх.

Развивать певческие навыки детей

посредством разучивания

фонематических и оздоровительных

упражнений.

«Мой

зонтик».

CDПальчи

ковые

песенки-

игры

«Пять

весѐлых

поросят»

Е.Железнова

.

«Осень

наступила»,

«Скворушка

»,

«Осень

спросим»

CD

«Здравству

й, осень

золотая»

«Песенк

а кота

Леопольд

а»

Б.Савель

ев-

М.

Пляцковский

(Дождик

босиком…)

«Осенняя

песнь»

П.Чайков

ский

«Дождь» - под

музыку

изобразить,

как падает

дождь на

траву, на

деревья, как

дети

надевают

сапоги,

прыгают

через лужи,

убегают от

дождя.

«Он

пришѐл» (-

так было в

мире

всегда… За

безмятежны

м летом

Осень

приходит

следом…)

«Разноцветн

ая игра»-

танец с

18

зонтиками.

CD №4, 34

5

.

Овощи.

Закрепить знания детей по теме.

Расширить знания детей по теме с

помощью просмотра презентации.

Закрепить знания детей о сезонных

работах на огороде.

Расширить знания детей о пользе

витаминов, здорового питания.

Развивать силу и модуляцию голоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки.

Развивать мелкую и общую

моторику детей пальчиковых и

подвижных играх.

Развивать коммуникативные навыки

детей в процессе музицирования на

детских музыкальных

инструментах.

Развивать творческие способности

детей в музицировании на

музыкальных инструментах.

Воспитывать у детей любовь к

природе.

Воспитывать у детей привычку к

здоровому образу жизни,

положительное отношение к

окружающему миру, самому себе.

«Осень

наступила»,

«Урожай».

CD

«Здравству

й, осень

золотая»

«Пугало»

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Анто

шка»

В.Шаин

ский-

Ю.Энтин

хоровод

«Огород»

6

.

Фрукты.

Закрепить знания детей по теме.

Расширитьзнания детей о пользе

витаминов, здорового питания.

Развивать силу и модуляцию голоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение

выполнять движения танцев в

соответствии с характером музыки.

Развивать певческие навыки детей

посредством разучивания

фонематических и оздоровительных

упражнений.

Воспитывать у детей любовь к

«Пугало»

«Лимпопо».

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Во саду ли в

огороде» обр.

Римского-

Корсакова

«Яблочко»

(матросский

танец)

«Мы делили

апельсин»

19

природе.

Воспитывать у детей привычку к

здоровому образу жизни,

положительное отношение к

окружающему миру, самому себе.

7

.

Деревья.

Закрепить знания детей по теме.

Развивать мелкую и общую

моторику детей пальчиковых и

подвижных играх.

Развивать коммуникативные навыки

детей в процессе музицирования на

детских музыкальных

инструментах.

Развивать творческие способности

детей в музицировании на

музыкальных инструментах.

«Лягушата

»,

«Лимпопо».

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Во поле

берѐза

стояла»

русская

народная

песня

«То берѐзка,

то рябина»

«Скворушка»

«Люди-

деревья» -

под музыку

изобразить

дерево (руки

подняты

вверх над

головой):

подул ветер,

дерево

качается,

листья

кружатся и

падают на

землю.

«В лесу

родилась

ѐлочка…»

8

.

Осень.

Октябрь.

Закрепить знания детей об овощах и

фруктах в дидактической игре.

Закреплять знания, умения и навыки

по лексической теме «Осень».

Формировать у детей правильное

речевое дыхание, укреплять

дыхательную мускулатуру при

помощи специальных упражнений.

Выучить с детьми комплексы

оздоровительных упражнений.

Развивать у детей умение

согласовывать движения с

ритмичным проговариванием

текста.

«Осень

наступила»,

«Скворушка

»,

«Урожай»,

«Осень

спросим».

CD

«Здравству

й, осень

золотая»

«Здравствуй,

осень!»,

«Листья

жѐлтые»

СД1, №29;

«Кленовый

лист» СД2,

№57;

«Непогода».

«Листья

золотые»

сл.Н.Найдѐн

овой, муз.

А.Кузнецова

«Разноцветн

20

ая игра

»-танец с

зонтиками.

Хоровод

9

.

Домашн

ие

животны

е.

Закрепить знание детей о домашних

животных и их детенышах.

Развивать навыки двигательных

импровизаций под текст.

Развивать мимику детей и

пантомимику. Воспитывать

правильное речевое дыхание.

Развивать мелодико-интонационные

и просодические компоненты,

творческую фантазию и

воображение.

Воспитывать у детей чувство

ответственности за своих питомцев.

«В

гнѐздышке»,

«В лесу»,

«Пять

поросят».

CDПальчик

овые

песенки-

игры

«Пять

весѐлых

поросят»

Е.Железнова

.

«Лошадка»

CD «Ах, вы,

сени!».

«Человек

собаке

друг»,

«Люси»,

«Кто

пасѐтся на

лугу»,

«Умная

собачка

Соня»

И.Ефремов-

Т.Усачѐва,

«33 коровы».

«Пропала

собака»

«Фермером

Макдоналдс

был….»

(американск

ая песенка)

1

0.

Дикие

животны

е.

Закрепить знания детей о диких

животных и их детенышах.

Закрепить умение использовать в

речи простые предлоги.

Развивать у детей эмоциональную

отзывчивость на прослушанную

музыку, желание музицировать на

музыкальных инструментах.

Закреплять умение согласовывать

движения со словами.

Развивать коммуникативные навыки

в речевых и подвижных играх.

Воспитывать у детей любовь к

природе, животным.

«Медвежат

а»,

«Охотник и

заяц»,

«У

жирафов»,

«Зайка».

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

».

«Десять

зайцев»,

«Мишка».

CDПальчик

овые

песенки-

игры

«Пять

весѐлых

поросят»

Е.Железнова

«Песня

Красной

Шапочки»,

«Баю-

баюшки-

баю» (с.20

«Детские

песни»)

М.Глинки

«Заяц»

«Зайки серые

сидят» сл.

В.Антоновой

, муз.

Г.Финаровск

ого

«Когда мои

друзья со

мной»

М.Танич

«Ап! И

тигры у ног

моих

21

.

сели….»

«Охотник и

заяц» - CD

«Развивалоч

ки»

1

1.

Осень.

Ноябрь.

Закреплять знания, умения и навыки

по лексической теме «Осень».

Формировать у детей правильное

речевое дыхание, укреплять

дыхательную мускулатуру при

помощи специальных упражнений.

Развивать силу и модуляцию голоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки. Закреплять

умение согласовывать движения со

словами.

Развивать коммуникативные

навыки в речевых и подвижных

играх.

Воспитывать у детей любовь к

природе, животным.

«Осень

наступила»,

«Скворушка

»,

«Урожай»,

«Осень

спросим».

CD

«Здравству

й, осень

золотая»

«Журавли».

CD Весѐлая

логоритмик

а»

Е.Железнова

«Разноцветн

ая игра» --

танец с

зонтиками.

«Кап-кап –

на

дорожки…»

- CD 10

№8

1

2.

Домашн

ие

птицы.

Закрепить знания детей по теме.

Систематизировать у детей знания о

домашних птицах.

Развивать силу и модуляцию голоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки. Развивать

певческие навыки детей

посредством разучивания

фонематических и оздоровительных

упражнений.

Закреплять умение согласовывать

движения со словами.

Развивать коммуникативные навыки

в речевых и подвижных играх.

Воспитывать у детей любовь к

природе, животным.

«Две

курицы»,

«Пять

утят».

CDПальчик

овые

песенки-

игры

«Пять

весѐлых

поросят»

Е.Железнова

.

«Петушок»

(прибаутка)

,

«Белые

гуси»,

«Курочка».

CD «Ах, вы,

сени!».

«Два весѐлых

гуся»,

«Танец

маленьких

утят»

«Цыплята»

сл.

Т.Волгиной,

муз.

А.Филиппен

ко.

«Птичник»

муз. К. Сен-

Санса

22

1

3.

Дикие

птицы.

Закреплять знания детей о

перелетных птицах. Расширить

знания детей по теме с помощью

просмотра презентации.

Формировать навыки

выразительных и ритмичных

танцевальных движений.

Развивать речевое и

физиологическое дыхание детей в

дыхательных упражнениях.

Развивать певческие навыки детей

посредством разучивания

фонематических и оздоровительных

упражнений.

Воспитывать у детей любовь к

природе, животным.

«Утята»

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Червяки»

CDПальчик

овые

песенки-

игры

«Пять

весѐлых

поросят»

Е.Железнова

.

«Песенка

кукушки»

CD

«Каникулы»

М.Протасов

«Ворон-

чѐрное

крыло»

Р.Вильданов-

А.Файнберг

«Скворушка»

1

4.

Рыбы.

Закрепить знания детей по теме.

Систематизировать знания детей о

рыбах рек и морей.

Развивать у детей умение

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки. Развивать

певческие навыки детей

посредством разучивания

фонематических и оздоровительных

упражнений.

Закреплять умение согласовывать

движения со словами.

Развивать коммуникативные навыки

в речевых и подвижных играх.

Воспитывать у детей любовь к

природе, животным.

«Рыбки»,

«Ракушки».

CDПальчик

овые

песенки-

игры

«Пять

весѐлых

поросят»

Е.Железнова

.

«Рыбалка»

CD

«Песенки

детские-

деревенские

»

Л.Раздобар

ина..

«Любитель-

рыболов»,

«Рыбки

весело

резвятся

В чистой

тѐпленькой

реке. То

согнутся,

разогнутся,

То зароются

в песке». -

логоритмика

«Аквариум»

муз. К.Сен-

Санса

1

5.

Транспор

т.

Закрепить знания детей по теме.

Расширить

знания детей по теме с помощью

просмотра

презентации.

Закрепить знания детей о различных

видах транспорта.

Дать детям знания о правилах

«Автобус»

«Пора

начинать»

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Голубой

вагон»,

«Кручу,

кручу

педали»,

«Букет»,

«Пора в

23

безопасности на дороге.

Формировать у детей правильное

речевое дыхание, укреплять

дыхательную мускулатуру при

помощи специальных упражнений.

Развивать мелкую и общую

моторику детей пальчиковых и

подвижных играх.

Формировать координацию

движений пальцев и кистей рук с

помощью игрового массажа.

Развивать коммуникативные навыки

детей в процессе музицирования на

детских музыкальных

инструментах.

«Самолѐт»

CD «Ах, вы,

сени!».

путь-

дорогу», «Мы

едем, едем,

едем…»

CD «Весѐлая

логоритмика

» -

«Автобус».

1

6.

Зима.

Декабрь.

Формировать у детей правильное

речевое дыхание, укреплять

дыхательную мускулатуру при

помощи специальных упражнений.

Развивать силу и модуляцию голоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Развивать координации движений в

мелких мышечных группах пальцев

рук и кистей с помощью

пальчиковых сказок.

Развивать у детей умение

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки. Воспитывать у

детей любовь к природе, животным.

«Мороз»

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«В лесу

родилась

ѐлочка»,

«Песенка о

ѐлочке»,

хороводы к

празднику.

«Три белых

коня»

«Российский

дед Мороз»

CD №4, ч.1

№43

«Тик-так»

CD №4, ч.1

№46.

«Конькобеж

цы»

1

7.

Посуда.

Закрепить знания детей по теме.

Расширить знания детей по теме с

помощью просмотра презентации.

Развивать подвижность

артикуляционного аппарата,

просодических компонентов речи.

Формировать навыки

выразительных импровизационных

движений под музыку в

соответствии с характером

музыкального произведения.

Развивать чувство ритма, слуховое

и зрительное внимание.

Развивать силу и модуляцию голоса,

«Чай».

CDПальчик

овые

песенки-

игры

«Пять

весѐлых

поросят»

Е.Железнова

.

«Самовар»

Е.Птичкин-

М.Пляцковск

ий

«Антошка»

24

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки.

1

8.

Мебель.

Закрепить знания детей по теме

«Мебель». Расширить знания детей

по теме с помощью

просмотра презентации.

Разучить с детьми комплекс

оздоровительных упражнений для

горла, для формирования

правильной осанки.

Формировать навыки

выразительных импровизационных

движений под музыку в

соответствии с характером

музыкального произведения.

Развивать чувство ритма, слуховое

и зрительное внимание.

Развивать мелкую моторику

пальцев рук при помощи

специальных упражнений на

сжатие, растяжение и вращение

кистей рук.

Развивать у детей умение

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки.

Воспитывать трудолюбие.

«На диване»

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Маленькая

мышка»

CDПальчик

овые

песенки-

игры

«Пять

весѐлых

поросят»

Е.Железнова

.

«Мебель я

начну

считать:

Кресло,

стол, диван,

кровать,

Полка,

тумбочка,

буфет

Шкаф,

комод и

табуре

Много

мебели

назвал,

Десять

пальчиков

зажал.» -

логоритмика

.

Танец со

стульями

(«Ковбои»)

1

9.

Зима.

Январь.

Комнатны

е

растения.

Закрепить знания детей по теме.

Формировать у детей правильное

речевое дыхание, укреплять

дыхательную мускулатуру при

помощи специальных упражнений.

Развивать силу и модуляцию голоса,

слуховое

внимание,

темпо-

ритмическое восприятие.

Развивать координации движений в

мелких мышечных группах пальцев

рук и кистей с помощью

пальчиковых сказок.

Развивать у детей умение

выразительно читать

«Цветочек»

. CD

«Весѐлая

логоритмик

а»

«Мороз»

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Кактус»

CD

«Каникулы»

М.Протасов

«Кабы не

было зимы»

«Три белых

коня»

«Что нам

нравится

зимой» сл.

Л.Некрасово

й, муз.

Е.Тиличевой.

«Это будет

здорово»

CD4, ч.2

№49.

25

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки.

Воспитывать у детей любовь к

природе, животным.

«Белые

розы»,

«Городские

цветы»

2

0.

Инструме

нты.

Инвентар

ь.

Закрепить знания детей по теме.

Расширить

знания детей по теме с помощью

просмотра презентации.

Развивать силу и модуляциюголоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки.

Развивать мелкую и общую

моторику детей пальчиковых и

подвижных играх.

Развивать певческие навыки детей

посредством разучивания

фонематических и оздоровительных

упражнений.

Развивать коммуникативные навыки

детей в процессе музицирования на

детских музыкальных

инструментах.

Развивать творческие способности

детей в музицировании на

музыкальных инструментах.

«Лимпопо».

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Замок»

CDПальчик

овые

песенки-

игры

«Пять

весѐлых

поросят»

Е.Железнова

.

«Наша

пила»

(плясовая

песенка на

мотив «Как

у наших у

ворот»))

«Частушки

Бабок-

Ёжек»

«Весѐлый

музыкант»

(Я на

скрипочке

играю…)

«Наша пила»

(на мотив

«Как у

наших у

ворот»).

2

1.

Професси

и.

Закрепить знания детей о различных

профессиях.

Развивать коммуникативные навыки

детей в подвижной игре.

Развивать мелкую моторику

пальцев рук при помощи

специальных упражнений на

сжатие, растяжение и вращение

кистей рук. Развивать певческие

навыки детей посредством

разучивания фонематических и

оздоровительных упражнений.

Закреплять умение согласовывать

движения со словами.

Развивать коммуникативные

навыки в речевых и подвижных

«Дом».

CDПальчик

овые

песенки-

игры

«Пять

весѐлых

поросят»

Е.Железнова

.

«Мой папа -

бизнесмен»

CD

“Будущий

солдат»

Д.Трубачѐв,

«Песня о

капитане»,

«Нужно

спортом

заниматься»

А.Быка нов-

М.Пляцковск

ий

26

играх.

Воспитывать у детей уважение к

труду, представителям различных

профессий.

В.Трубачѐва

.

2

2.

Родина.

Отечество

.

Расширить знания детей по теме с

помощью просмотра презентации.

Закрепить знания детей о родном

крае, его населении, обычаях,

культуре.

Формировать мягкую атаку голоса

при произнесении гласных.

Развивать динамическую

координацию, четкость и точность

выполнения движений в заданном

темпе и ритме музыкального

сопровождения.

Развивать мелкую моторику

пальцев рук при помощи

специальных упражнений на

сжатие, растяжение и вращение

кистей рук. Воспитывать у детей

патриотические чувства, чувство

гордости за свою Родину, родную

Армию.

Воспитывать нравственно-

патриотические чувства детей.

Воспитывать у детей любовь к

Родине, уважение к традициям

народа. Воспитывать любовь к

своей малой родине, ее культуре.

«День

Победы»,

«Моя

Родина,

«Мы

шагаем как

солдаты»,

«Ветераны»

,

«О Родине»,

«Россия»

CD

“Будущий

солдат»

Д.Трубачѐв,

В.Трубачѐва

.

«Марш»

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

Марш,

«Вместе

весело

шагать»

М.Матусовс

кий.

«Солдатски

й марш» муз.

Р.Шумана

(соч.68 №2)

CD «Весѐлая

логоритмика

»:

Играем с

бубном,

Оркестр.

«Рыцарь»

CD4, ч.1

№3

«Песня

солдата»

CD4, ч.3

№14.

«Песенка про

папу»

CD

2

3.

Зима.

Февраль.

Закрепить знания детей по теме.

Формировать у детей правильное

речевое дыхание,

укреплять

дыхательную мускулатуру

при

помощи

специальных упражнений.

Развивать силу и модуляцию голоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Формировать умение детей

ритмично проговаривать текст и

одновременно выполнять

соответствующие движения.

Развивать у детей умение

расслабляться под звуки

релаксирующей музыки.

Развивать у детей умение

«Мороз»

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Играем в

снежки».

CD Весѐлая

логоритмик

а»Е.Ж

елезнова

«Зима» CD

«Ах,

вы, сени!»

Песни и

хороводы к

масленице.

«Три белых

коня»

«Зимнее

утро»

П.Чайковски

й

«Мы давно

блинов не

ели…»

27

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки.

Воспитывать у детей любовь к

природе, животным.

2

4.

Семья.

Закрепить знания детей по теме.

Расширить знания детей по теме с

помощью просмотра презентации.

Развивать мелкую и общую

моторику детей пальчиковых и

подвижных играх.

Развивать чувство ритма, слуховоеи

зрительное внимание.

Развивать у детей умение

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки.

Развивать мелкую моторику

пальцев рук при помощи

специальных упражнений на

сжатие, растяжение и вращение

кистей рук.

Развивать певческие навыки детей

посредством разучивания

фонематических и оздоровительных

упражнений.

Развивать коммуникативные навыки

детей в процессе музицирования на

детских музыкальных

инструментах.

Воспитывать у детей любовь к

своей семье, уважение к старшим.

«Мамины

помощники»

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Спортивна

я семья»

CD

“Будущий

солдат»

Д.Трубачѐв,

В.Трубачѐва

.

«Песня

Мамонтѐнка

»,

«Пусть

всегда будет

солнце»

«У кого всех

лучше мама?

– У меня, у

меня!

У кого добрее

мама?

– У меня, у

меня! У кого

всех краше

мама? – У

меня, у меня!

На кого

похожа

мама? – На

меня, на

меня!

2

5.

Весна.

Март.

Закрепление знаний об изменениях

в природе весной.

Развивать силу и модуляцию голоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Формировать умение детей

ритмично проговаривать текст и

одновременно выполнять

соответствующие движения.

Развивать у детей умение

расслабляться под звуки

релаксирующей музыки.

Развивать динамическую

«Зима

прошла»

CD «Ах, вы,

сени!».

«В траве

сидел

кузнечик»,

«Добрый

жук»

«Подснежни

к»

П.Чайковски

й

28

координацию, четкость и точность

выполнения движений в заданном

темпе и ритме музыкального

сопровождения.

Воспитывать у детей любовь к

природе, животным.

2

6.

Человек.

Закрепить знания детей по теме.

Расширить знания детей по теме с

помощью просмотра презентации.

Развивать силу и модуляциюголоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Развивать координации движений в

мелких мышечных группах пальцев

рук и кистей с помощью

пальчиковых сказок.

Разучить с детьми комплекс

самомассажа лица и шеи.

Развивать у детей умение

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки. Воспитывать у

детей доброжелательное отношение

к окружающим.

Воспитывать у детей привычку к

здоровому образу жизни,

положительное отношение к

окружающему миру, самому себе.

«Танец

червяков»,

«Мы

попрыгаем»

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Разминка»,

«Левая и

правая».

CDПальчик

овые

песенки-

игры

«Пять

весѐлых

поросят»

Е.Железнова

.

«Точка,

точка,

запятая…»

№078

«Любимые

песни

Лунтика

«Палка,

палка,

огуречек…»

№130

«Любимые

песни

Лунтика

«Если

нравится

тебе, то

делай

так…»

2

7.

Одежда.

Систематизировать знания детей о

различных видах одежды.

Дать детям знания классификации

одежды по сезону.

«Сказка о Маше-растеряше»

Дать детям знания классификации

одежды по сезону.

Разучить с детьми комплекс

игрового массажа.

Развивать способность изменять

голос по силе, высоте, тембру.

Развивать мелкую моторику

пальцев рук при помощи

специальных упражнений на

сжатие, растяжение и вращение

кистей рук.

Развивать динамическую

координацию, четкость и точность

«Лимпопо».

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Перчатка»

CDПальчик

овые

песенки-

игры

«Пять

весѐлых

поросят»

Е.Железнова

.

«Ходим в

шляпах».

CD

«Песня

Красной

Шапочки»,

«Воду в

тазик мы

налили

И одежду

замочили

Мылом

мылили,

стирали,

Хорошенько

полоскали. А

теперь всё

отожмём,

Хорошенечко

встряхнём.

Развесим на

29

выполнения движений в заданном

темпе и ритме музыкального

сопровождения.

Закреплять умение согласовывать

движения со словами.

Развивать коммуникативные навыки

в речевых и подвижных играх.

Воспитывать у детей привычку

соблюдать чистоту, бережное

отношение к своим

вещам.

«Весѐлая

логоритмик

а»

верёвку,

прищепкой

щёлкнем

ловко.

А подсохнет

– что

потом?

Всё погладим

утюгом.

Костюмиров

анные

танцы.

Муз. А.

Варламова

«Красный

сарафан»-

прослушиван

ие, пение

вокализов.

«Стирка

белья» -

танцевальн

ые

движения

2

8.

Космос.

Закрепить знания детей по теме.

Расширить знания детей по теме с

помощью просмотра презентации.

Развивать силу и модуляцию голоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Формировать умение детей

ритмично проговаривать текст и

одновременно выполнять

соответствующие движения.

Развивать у детей умение

расслабляться под звуки

релаксирующей музыки.

Развивать координацию движений и

ориентацию в пространстве при

ходьбе, выполнении танцевальных

движений.

Формировать умеренный темп речи,

силу и модуляцию голоса.

Развивать координации движений в

мелких мышечных группах пальцев

рук и кистей с помощью

пальчиковых сказок.

Считалочка

«Планеты»

Компьютер

-

презентаци

и- космос.

«Инопланет

янин» CD

«Кто

главней?»

Т.Пархомен

ко

«Белые

кораблики»,

«Облака»,

«Дуэт

Принцессы и

Трубадура»

Ген.

Гладков-

Ю.Энтин,

«Солнечный

зайчик»

Р.Вильданов-

А.Файнберг.

«Созвездие

Гончих

Псов» CD

№4, ч.1

№44.

«Солнце и

Звезда» CD

№4, ч.1 №45.

30

Развивать динамическую

координацию, четкость и точность

выполнения движений

в заданном

темпе и ритме музыкального

сопровождения.

Воспитывать у детей

патриотические чувства, уважение к

истории страны, к старшему

поколению.

2

9.

Обувь.

Закрепить знания детей по теме.

Расширить знания детей по теме с

помощью просмотра презентации.

Развивать силу и модуляцию голоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Развивать координации движений в

мелких мышечных группах пальцев

рук и кистей с помощью

пальчиковых сказок.

Развивать у детей умение

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки. Закреплять

умение согласовывать движения со

словами.

Развивать коммуникативные навыки

в речевых и подвижных играх.

«Лимпопо».

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

«Каблучки»

русская

народная

песня,

кадриль

3

0.

Весна.

Апрель.

Первоцве

ты.

Закрепление знаний об изменениях

в природе весной.

Формировать умение детей

ритмично проговаривать текст и

одновременно выполнять

соответствующие движения.

Развивать у детей умение

расслабляться под звуки

релаксирующей музыки.

Развивать динамическую

координацию, четкость и точность

выполнения движений в заданном

темпе и ритме музыкального

сопровождения.

Воспитывать у детей любовь к

природе, животным.

«Цветочек»

. CD

«Весёлая

логоритмик

а»

«Цветочек»

. CD

Пальчиковы

е песенки-

игры

«Пять

весёлых

поросят»

Е.Железнова

.

«Крылатые

качели».

«Песня

жаворонка»

П.Чайковско

го

«Подснежни

к»

П.Чайковски

й

3

1.

Домашн

ие

помощни

Закрепить знания детей по теме.

Расширить знания детей по теме с

помощью просмотра презентации.

«Пылесос»

Логоритмич

еская

«Колокола»

Е.Крылатов-

Ю.Энтин,

31

ки.

Формировать умение детей

ритмично проговаривать текст и

одновременно выполнять

соответствующие движения.

Развивать у детей умение

расслабляться под звуки

релаксирующей музыки.

Развивать силу и модуляцию голоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Развивать координации движений в

мелких мышечных группах пальцев

рук и кистей с помощью

пальчиковых сказок.

Развивать мелкую моторику

пальцев рук при помощи

специальных упражнений на

сжатие, растяжение и вращение

кистей рук. Развивать у детей

умение выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки. Развивать

чувство ритма, умение

самостоятельно менять движение в

соответствии со сменой

музыкального материала.

считалочка.

«Часики»

(Валерия).

Песни ко

Дню

Победы.

3

2.

Весна.

Май.

Насеком

ые.

Закрепление знаний об изменениях

в природе весной.

Развивать навыки двигательных

импровизаций под текст.

Развивать мимику детей и

пантомимику.

Воспитывать правильное речевое

дыхание.

Развивать чувство ритма, слуховое

и зрительное внимание.

Формировать координацию

движений пальцев и кистей рук с

помощью игрового массажа.

Закреплять умение согласовывать

движения

со словами.

Развивать коммуникативные навыки

в речевых и подвижных играх.

«Пчёлки»,

«Гусеница»,

«Цветочек»

. CD

Пальчиковы

е песенки-

игры

«Пять

весёлых

поросят»

«Улыбка»

В.Шаинский

-

М.Пляцковск

ий

3

3.

Здравств

уй, лето!

Закрепить знания детей по теме.

Расширить знания детей по теме с

«Ква-ква»,

«Лягушата

«Песенка о

лете»

32

помощью просмотра презентации.

Развивать силу и модуляцию голоса,

слуховое внимание, темпо-

ритмическое восприятие.

Формировать умение детей

ритмично проговаривать текст и

одновременно выполнять

соответствующие движения.

Развивать у детей умение

расслабляться под звуки

релаксирующей музыки.

Развивать у детей умение

выразительно читать

стихотворения, выполнять

движения танцев в соответствии с

характером музыки. Развивать

коммуникативные навыки детей в

подвижных играх.

Воспитывать у детей любовь к

природе, животным.

».

CD

«Аэробика.

Е.Железнова

»

Е.Крылатов-

Ю.Энтин

«Чунга-

чанга».

Перспективный план по взаимодействию с родителями

Мероприят

ия

Сроки

Консультации, беседы с родителями

Оформление стендов, разработка буклетов на темы:

«Речевые игры для детей 5 лет»;

«Речевые нормы для детей старшего дошкольного возраста»

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

«С пальчиками играем – речь развиваем»

«Развитие речевого дыхания»

«Учимся говорить правильно»

Открытый показ педагогической деятельности на день

открытых дверей.

Выступление на родительском собрании: «Как помочь

ребёнку научиться говорить правильно»

Совместная работа по изготовлению коррекционного

оборудования.

Выступление учителя-логопеда с фотоотчётом о

деятельности кружка «Говоруша» на конференции для

родителей

По запросу

в течение

года

апрель

октябрь

в течение

года

май

33

3 Организационный раздел

3.1 Условия реализации программы.

Требования к среде:

Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.

Большое внимание уделяется созданию условий для организации и ведения

логоритмического кружка «Говоруша».

Необходимо добиваться и следить за тем, чтобы музыкальный зал перед

занятием был убран влажным способом и проветрен.

Следует проверить количество и исправность спортивных предметов (мячей,

султанчиков, ленточек и т.д.).

Определить удобное и безопасное место для музыкального центра. Проверить

наличие музыкального материала для сопровождения упражнений, намеченных

на данное занятие.

Для выполнения программы разработаны:

• Перспективно-календарный план;

• конспекты занятий, конспекты ритмической гимнастики;

• банк презентаций с логоритмическими упражнениями

• картотеки словесных игр, чистоговорок, пальчиковых, дыхательных

и артикуляционных гимнастик.

Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра,

телевизора, ноутбука для просмотра и прослушивания ритмических

упражнений.

Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки;

Таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к

детским песенкам.

Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны,

погремушки, деревянные ложки.

Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки,

свирели.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим

звукорядами: металлофоны, колокольчики.

Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты,

многогранные палочки, султанчики.

Наглядный и дидактический материал по лексическим темам

(«Посуда», «Животные», «Обувь» и др.)

Диски с детскими песенками, диски с логоритмикой Е. Железновой

Требования к педагогу:

Логоритмические занятия проводит учитель-логопед и (или) совместно с

музыкальным руководителем.

34

Требования к одежде.

Единая форма группы для занятий физической культурой.

Единая форма подтягивает детей, помогает педагогу быстрее организовать

группу, имеет большое гигиеническое и воспитательное значение. Чтобы

добиться явки детей на занятие в единой форме, следует провести

предварительную беседу с детьми и родителями.

Требования к подбору музыки.

В кружке музыка является органической частью движений. Здесь музыка

выполняет ряд специальных функций, благодаря музыке занятия являются

эффективным средством эстетического воспитания и речевого развития.

Музыка помогает воспитывать чувства красоты движения, культуры поведения;

музыка имеет важное значение, при обучении движениям особенно при

воспитании выразительности и артистичности; музыка обладает большой силой

эмоционального воздействия, что усиливает эффект применения речевых

упражнений; благодаря музыкальному сопровождению создаются более

благоприятные условия для управления педагогическим процессом.

Поэтому на занятиях можно использовать разнообразное музыкальное

сопровождение (диски с эстрадной, классической, народной музыкой, детские

песни современных композиторов).

35

3.2 Список литературы

1.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр

«ВЛАДОС», 1996

2.

Волкова Г.А.

Логопедическая ритмика. – М., 2002.

3.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М.,

Просвещение, 1990

4.

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004

5.

Кольцова М.М.

Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

6.

Костылева Н.Ю.

Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.

7.

Кузнецова Е.В.

Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми

нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с

детьми 3-4 лет; - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002

8.

Левина Р.Е.

Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. –

М., 1966.

9.

Макарова Н.Ш.

Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на

основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

10.Метельская Н. Г.

100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008

11. Мухина А.Я.

Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

12.Слюсарь К.Н.

Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009

13.Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ.

36

Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007