"Технология ненавязчивого обучения, или Знания в подарок"

Автор: Гребнева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП
Населённый пункт: п. Фалёнки, Кировская область
Наименование материала: Педагогическая мастерская
Тема: "Технология ненавязчивого обучения, или Знания в подарок"
Дата публикации: 18.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Гребнева Елена Викторовна Технология ненавязчивого обучения, или Знания в подарок Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся. (Альберт Эйнштейн) Технологией ненавязчивого обучения я называю субъектно-ориентированную технологию. Особенностью этой технологии являются тщательно просчитанные «шаги» самих учащихся, которые сопровождаются педагогом в скрытой, ненавязчивой форме с учетом уровня сформированности субъектности ученика. В результате у учащегося формируется уверенность в том, что он все сделал и все понял сам. По существу, педагог не влияет на ученика и его деятельность, а создает условия для самостоятельного выбора и самоопределения. Это как никогда нужно именно сейчас, когда приоритетным для ученика становится умение обучаться, что позволит в будущем обретать необходимые знания умения в разных областях. Идея, гипотеза: Обучение в начальной школе может оказать существенное влияние на интеллектуальное развитие школьников, если будет успешно функционировать система работы по формированию индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся на основе педагогической поддержки. Задачи: создать условия для:  проявления и развития индивидуальности, личности ребенка;  возможности для ребенка удовлетворить свои интересы и потребности;  самостоятельной постановки учеником образовательных задач и поиска путей их решения;  предоставления права ребенку выбирать темп, объем работы, сложность, вид и способ, роль участия в образовательной деятельности;  диалогового, партнерского характера взаимодействия педагога и учащегося. В задачу педагога входит подбор средств, создание ситуаций выбора, ненавязчивая поддержка ученика в ситуациях затруднения через постановку наводящих вопросов, включение учащихся в целеполагание на всех этапах обучения, организация анализа и рефлексии.
Предлагаю рассмотреть несколько авторских методических приемов. Всегда стабильный положительный результат получается при применении собственной
методики ЛЕГО
(не путать с образовательными продуктами LEGO в ИКТ и детскими конструкторами). В данной методике несколько конструкторов. Схема работы «
Конструктора текстов»
(рис. 1) Таким образом, имея одинаковое начало, делая 3 выбора дальнейшего развития сюжета, мы получаем 8 вариантов текста. Например, выбираю следующую траекторию:
Текст 1 + Текст 2-а + Текст 3-б + Текст 4-г
Далее (рис. 2) приведен конкретный пример на рассказе «Петька, Колька и велосипед» собственного сочинения для учеников 2-3 класса. Все тексты собственные, если беру за основу готовый текст, отмечаю авторство (например, за основу взят рассказ М. Пришвина и т.д.), остальные сюжетные линии добавляю. Текст 1 Текст 2-а Текст 2-б Текст 3-а Текст 3-б Текст 3-в Текст 3-г Текст 4-а Текст 4-б Текст 4-в Текст 4-г Текст 4-д Текст 4-е Текст 4-ж Текст 4- з Выбор развития сюжета выбор выбор выбор выбор выбор выбор
Сейчас отдельные части текста даны вместе, в таблице, для прослеживания логики упражнения. На практике же существуют 3 варианта применения:  Тексты-карточки выдает учитель по выбору ребенка, либо ученик выбирает сам, ориентируясь по номерам и цвету  Текст оформлен в многослойный плотный блокнот, где ученик, делая выбор, перелистывает на нужную страницу  Текст оформлен в презентацию с гиперссылками, которые переносят на выбранное продолжение, домашняя страница переносит в начало текста, т. к. одной траекторией никто не обходится. Кроме отдельных карточек, на каждый текст есть 8 полноценных рассказов (версий) для желающих перечитать, что получилось. Важно! Чтобы сберечь Ваше время, я привожу текст не полностью, а лишь моменты выбора и некоторые концовки
Петька, Колька и велосипед (Текст 1)
Жили в большом селе Песковка два брата: Петр и Николай. Хотя так их никто и не называл. Ни мама, ни отец, ни бабушка Маня, у которой они, собственно, и жили все это лето. - Петька-а-а! Колька-а-а!!! – с утра уже баба Маня ребят ищет, за стол бы усадить непосед, накормить блинами со сметаной. Да где там! С утра на речке были, карасей наловили. Ну как, карасей….Двух и поймали, но кошке рыжей соседской хватило. Потом на опушку леса сбегали. Малины нынч-е-е! Какие уж тут блины, хотя и пироги, и блины у бабы Мани знатные выходили. А сейчас сидят мальчишки довольные на скамейке у калитки. Лениво переговариваясь, придумывают, чем бы еще интересным заняться? И вот тут-то и случилось то, из-за чего померкли их прежние незатейливые мальчишеские забавы. Они увидели….ЕГО! Красный металлик, передние и задние тормоза, 6 скоростей, он сиял и примагничивал взгляды всей улицы. Ну зачем соседу-студенту ТАКОЙ велосипед? Петька на цыпочках подошел к велосипеду, будто боясь, что он исчезнет. Пальцем осторожно коснулся блестящего звонка. Подбежал брат. - Дай прокатиться, а?- Колька сам не верил, что произнес это. - Брысь, мелюзга! Малы еще…. Как всегда, как картошку бабушке копать, так взрослые, 9 лет уже, а как на велосипеде …. Эх! С той поры жизнь братьев круто изменилась. Они только и говорили о своей несбыточной мечте.
Выбор развития сюжета. Как ты думаешь, мечта мальчиков осуществится, или не осуществиться?

Осуществится (Текст 2-а)

Не осуществится (Текст 2-б)
Прошел год. Снова приехали Петька с Колькой к бабе Мане. Уж и рада она была! Вот только внуков своих не узнала. Что такое? Послушные, вежливые, спрашивают, что сделать, чем помочь? - Ты только не вздумай, деньги им за грядки давать, - смеется их отец. - Как деньги? Это они, значит, воды мне натаскают- 50 рублей давай, а травы теленку принесут за 100? - Ну не выходит у них из головы тот велосипед, только он, говорят, и все
тут! Хотели подарить другой, попроще, нет, не надо! Тут мама в разговор вступила: - Прямо, как подменили детей, конфет-мороженного не покупают, копят. У соседей напросились машины мыть, двор метут, работнички!
Как ты думаешь, каким образом мечта осуществится: накопят

денег, или случиться чудо?

Как ты думаешь, какой способ выберут братья: украсть

велосипед или заработать?

Накопят денег сами

(Текст 3-а)

Случиться чудо

(Текст 3-б)

Украсть оставленный

велосипед (Текст 3-в)

Заработать

(Текст 3-г)
Дело, хоть и медленно, но продвигалось. Родители, сначала со смехом, потом с удивлением, а сейчас с восхищением, наблюдали за своими целеустремленными мальчишками. Петька с Колькой в очередной раз пересчитали свои «богатства» и снова задумались, где взять деньги? У родителей они брать наотрез отказывались. - Заработать хотите?- баба Маня хитро прищурилась, - Вон, сосед объявления расклеил на всех столбах «Пропала кошка», за вознаграждение. Жаль, кошка неграмотная, а то бы за такие деньги сама пришла. Но братья уже не слушали, стремглав слетели с крыльца, хлопнули калиткой. - Найдем, мы тут все закоулки знаем!!!
Как ты думаешь, имея эти

деньги, купят велосипед или

нет?

Как ты думаешь, найдут кошку

или нет?

Как ты думаешь, эти

переживания заставят вернуть

велосипед?

Как ты думаешь, смогут ли

братья продать эту пойманную

сотню воробьев?

Купят

Не купят

Найдут

Не найдут

Вернут

Не вернут

Смогут

Не смогут

(Текст 4-а) (Текст 4-б) (Текст 4-в) (Текст 4-г) (Текст 4-д) (Текст 4-е) (Текст 4-ж) (Текст 4-з) Через два часа, запыхавшиеся, но довольные, мальчишки передали беглянку соседу деду Ване, чей внук-студент так поразил воображение братьев своим спортивным велосипедом. - Спасибо, дорогие мои, -дед крепко прижимал к груди рыжую кошку. Один я остался, внук на два года уезжает за границу, на эту, как её… стажировку. А тут еще Муська потерялась… В глазах пожилого человека блеснули слезы, и ребята, как дед ни уговаривал, не могли взять обещанное «вознаграждение » Через два часа расстроенные мальчишки встретились на берегу речки. Это была их последняя надежда: соседская Муська любила ходить с ними на рыбалку. - Кис-кис,- звал Колька. -Ну, Мусечка, иди я тебе рыбки дам, - вторил ему Петька. -Эх, сорвались наши денежки… Вдруг их внимание привлек какой то короткий вскрик. Повернув головы на звук, они увидели пустую лодку, качавшуюся у берега. Не зря они проводили все
- Ну раз деньги не хотите, тогда вот! Колька и Петька быстро переглянулись. Дед вывел из гаража ЕГО! Красный металлик, 6 скоростей….. - Внук говорит, подари ребятне, зачем вещи ржаветь, не мне же на нем кататься. Было все как обычно: летний день, улыбающиеся родители, соседи, но было еще что- то, и это что-то называлось СЧАСТЬЕ! лето на речке и умели отлично плавать. Вытащив из воды ревущих малышей, трехлетних близнецов Машу-Сашу, они увидели, как к реке бежит их отец. На следующее утро к ним пришел участковый и родители близнецов. - Вы- молодцы! А это вам, так сказать, ценный подарок за спасение утопающих,- и показал куда-то в окно. - Какой подарок?- хором спросили мальчишки и выскочили на крыльцо. Новый велосипед из Даже, когда Колька и Петька стали уважаемыми Николаем Сергеевичем и Петром -Ты знаешь, Колька, - не отрывая взгляда от девчонки в окне Детского дома, сказал Петька, - А давай на Они пытались ловить воробьев руками, да где там! -Дверь сарая закрой! -крикнул Петька. Улетали сотни рублей, звонок, колеса, тормоза. Растерянные мальчишки
мечты превратился в реальность. А рядом мурлыкала рыжая Муська. Сергеевичем, им было стыдно за тот поступок из далекого детства. все деньги купим им игрушек. - Давай, ну его, этот велосипед….. встретились глазами и… захохотали. А в головах уже зрел новый план. Всегда интересен обмен мнений учеников после прочитанных версий. Каждый старается убедить, почему сюжет должен идти по его версии. Обсуждаются вечные темы: любви, предательства, эгоизма, толерантности. Учителю нужно только чуть корректировать процесс. Этот процесс самоутверждения уже интересен мне, как классному руководителю. Объем материала для осмысления велик, нужно помнить все линии. Такую работу начинаем на небольших по объему текстах с 1 класса, делаем 1-2 выбора, с небольшими частями (1-2 предложения). Следует отметить, что выбирать следует не героя, цвет или предмет. Поворот сюжета должен быть связан с моральным выбором героя. Данный метод «Конструктор текстов» отлично работает на всех уроках, незаменим во внеурочной деятельности как в начальной школе, так и среднем и старшем звене. Работаем фронтально, индивидуально, в парах и группах. Распространяя опыт, я убедилась в прекрасной тиражируемости данной методики, полностью или с небольшими изменениями. Востребован на физике, химии, географии. Пример самореализации ученика: урок математики, 1 текст - это условие задачи, первая линия выбора - 2 разных вопроса, вторая линия выбора – решу по действиям или решу числовым выражением, третья линия – хочу проверить ответ или нет. Не менее интересна работа с конструктором текстов в паре или группе: видна сформированность и индивидуальный прогресс в развитии коммуникативных навыков. Данное упражнение – прекрасный пример комплексного подхода к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования) Следующий прием я называю
«Привет из будущего».
Тщательно продумывая, анализируя учебный материал, я нахожу моменты, через которые мимоходом, как бы невзначай, можно заглянуть в будущее: я сообщаю то, что будет через неделю, месяц год. Называю неизвестные термины, факты, показываю новые приемы вычислений. Первый раз дети не обращают внимания, затем появляются любопытные. Фраза «Ну это вам не надо запоминать» заставляет запомнить раз и навсегда.
Пример самодиагностики (не знаю-хочу узнать - знаю): в 1 классе номер страницы, который нужно открыть, я пишу на доске и говорю: «Страница 25, это 2 десятка и 5 единиц» или «страница 140, это 14 десятков». Таким образом, когда мы во 2 классе подходит к понятию «разрядные слагаемые» проблем не возникает. Еще пример самоутверждения (все могут - и я смогу): в классе есть «специальные» часы, которые за день то отстают, то спешат. Дети вызываются их подвести к «реальному времени». Итог: ненавязчиво, на практике все дети понимают время за год до изучаемой темы. Хочу пояснить: этот прием необходим только для подготовки к трудным темам. В математике это, например, единицы измерения, некоторые виды задач, уравнения. В русском языке - орфография и т.д. Следующий прием
«Конструктор орфографического правила»
тоже относится к
методике ЛЕГО
и позволяет переводить информацию из одного вида в другой. Сконструированы все орфограммы, изучаемые в начальной школе. Работать с конструкторами детям очень интересно. Имея опору для сложных объяснений, ребенок не только видит алгоритм рассуждения или правила, но может осмыслить это через свои действия.  Правописание мягкого разделительного знака: ЛЮ –слияние, ЛЬЮ – разделяем, тянем в стороны – вот он разделительный 1. 2. 3. Все громоздкое, трудно воспринимаемое правило содержится в маленькой карточеке-гармошке.  Безударные гласные в корне слова, мобильная карточка 1. 2. 3. 4. 1 шаг. Вторая гласная - ударная, видна четко, безударная гласная - расплывчатая (е- и),
картинка леса для конкретизации смысла (не лиса!) 2-3 шаги. Чтобы проверить безударную гласную, надо подобрать такое родственное слово, чтобы безударная стала под ударение. Картинкой закрываем букву А, безударную - четкой Е. 4 шаг. Если под ударением слышится Е, значит в слове ЛЕСА (открываем картинку ЛЕС) пишем букву Е.  Парные согласные на конце слова, карточка – блокнот 1. 2. 3. 4. Это лишь несколько практических приемов и методик субъектно-ориентированной технологии. На данном этапе можно говорить об эффективности использования данной технологии. Некоторые результаты, касающиеся применения озвученных приемов: 1. Развитие познавательных интересов и инициативы школьника при чтении незнакомого текста только за 2 года, скорость чтения выше нормы- 100% учащихся. Уровни оценивания 1 класс (27 чел) 2 класс (22 чел.) 1. Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению. 22%. нет 2. Средний уровень: ребенок проявляет интерес к чтению , но инициатива в продолжении чтения другой траектории отсутствует. 60%. 36%. 3. Повышенный уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к чтению, сам выбирает вариант, настаивает на том, чтобы прочитать все варианты. 16%. 54%
4. Высокий уровень: ребенок пытается прогнозировать развитие сюжета, составляет свои простые тексты. 2% 10 % 2. Растет познавательный интерес. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой) ребенка 7-10 лет [1]. Название уровней учебно- познавательного интереса Уровень 1 класс 2 класс 3 класс 1.Отсутствие интереса. Не сформирован 4 % ---- ---- 2.Реакция на новизну. Только низкий 8%. ---- ----- 3. Любопытство. 8%. 5% ----- 4. Ситуативный учебный интерес. Удовлетворитель- ный 60% 60% 40% 5. Устойчивый учебно-познавательный интерес. Высокий 20% 35% 60% 3. Дети не боятся трудностей, любят задания повышенного уровня, при переходе в среднее звено выбирают классы с углубленным изучением предметов. 4. Большой процент участников интеллектуальных конкурсов. В 2013-2014 учебном году из школы только наш класс принял участие в Международной эвристической олимпиаде «Совёнок» для младших школьников Лучшая оценка данной работы прозвучала от моего ученика: «Вы нас не заставляете учиться, а просто дарите знания»
Литература: 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарский и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд.М.: Просвещение, 2010.