Автор: Кулагина Валерия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 162"
Населённый пункт: п. Лорис
Наименование материала: конспект
Тема: Такая разная бумага
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 162»
Конспект
игровой образовательной ситуации по теме:
«Такая разная бумага»
Разработала:
Кулагина Валерия Владимировна,
воспитатель
Краснодар, 2021
Возраст воспитанников, группа: 5-6 лет, группа общеразвивающей
направленности.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,познавательно –
исследовательскаяигровая,
двигательная.
Образовательные
области:
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель:
Формировать представление о значении деревьев в жизни людей, дать
представление о разнообразии бумаги.
Изготовление поделок из бумаги.
Задачи:
Формировать бережное отношение к природным ресурсам.
Развивать навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику
рук.
Развивать познавательную активность и исследовательские умения.
Воспитывать умения работать в коллективе.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа:
Дети с родителями знакомятся с физическими свойствами бумаги (толщина,
жесткость, непрозрачность, шероховатость и гладкость, влажность,
скручиваемость, яркость цвета)
Используемые материалы для создания игрового образовательного
пространства: использование мультимедийной доски для просмотра
презентации, цветная бумага, газета, салфетка, бумага для выпечки,
тетрадный лист, картон, бумажные листы по количеству детей.
«Введение в игровую ситуацию»
- Ребята, если вы отгадаете загадки, то поймете о чём мы сегодня с вами
будем беседовать.
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет.
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная….
-Сегодня мы с вами поговорим о бумаге. - Кто из вас заметил, что у нас
скопилось её очень бумаги ? Очень жалко с ней прощаться. – Может кто
подскажет, что можно сделать с ненужной бумагой, для того чтобы её не
выкидывать? Может ли она нам еще послужить, как думаете? Какие будут
идеи? (Ответы детей).
«Открытие детьми нового знания»
- Для того чтобы мы еще больше узнали о бумаге, предлагаю всем
познакомиться с историей её возникновения, ребята хотите узнать какие
виды бумаги существуют? (педагог организует просмотр, беседует с детьми
Слайд 1)
- Вместо бумаги древние люди использовали стены пещер, камни,
посуду, кору деревьев. Люди научились использовать наружную часть
березовой коры – бересту. (Слайд 2)
- Чаще всего для создания бумаги использовали деревья: ель, сосну,
березу, эвкалипт, тополь, каштан и другие. (Слайд 3)
- При помощи специальных машин дерево измельчают на мелкие
части, сдирают с дерева кору. Измельчают кору в щепки. Лесоматериалы
измельчают до крошки и смешивают с водой. Бумага на основе целлюлозы
непрочная, она используется только для создания газет. (Слайд 4)
- А белую бумагу так же делают из деревьев только при помощи
специальных добавок. Щепки сортируют по размеру на специальных ситах и
отправляют в варку. Варят щепки в специальных машинах. Бумажная каша,
так можно сказать, попадает в бумагодельную машину. (Слайд 5)
Бумажная кашица проходит по ленточному контейнеру часть
содержащейся в ней воды вытекает через отверстия. Бумажные волокна
начинают сплетаться друг с другом, образуя – рулонную ленту Сырая
бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают
воду, другие обогревают паром, и высушивают, третьи полируют. (Слайд 6)
- Так дерево пройдя через множество машин превращается в чистую,
ровную, белую бумагу. Бумага наматывается в огромный рулон. Затем
рулоны режут на листы разного размера. Бумажные рулоны отправляют по -
разным городам, где создаются новые книги, тетрадки, альбомы, раскраски,
открытки (Слайд 7)
- Сейчас я прочту вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и
запомните процесс изготовления бумаги, о котором говорится в
стихотворении.
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
«Затруднение в ситуации»
- Люди использует огромное количество бумаги. А представьте, что
может наступить время, когда на земле не останется деревьев. И если
исчезнут деревья, то наша жизнь изменится до неузнаваемости.
- Посмотрите, как выглядит местность, где вырублен весь лес. (картинка
вырубленного леса)
- Что будет, если с земли исчезнут деревья, ведь деревья нам дают не
только бумагу. - Правильно ребята, лес – это дом и источник пищи для
многих животных, птиц, насекомых; деревья вырабатывают кислород,
которым дышат люди и животные; деревья сохраняют полноводность рек;
деревья и растения, которые растут в лесу имеют лечебные свойства, из них
делают лекарства; лес является защитой от сильных ветров и ураганов; лес –
это стройматериалы, мебель, тепло (дрова) и т. д.
-Ребята вы заметили, что в в нашем центре исследований появилось
много разной бумаги разных видов, предлагаю с ней поближе познакомится,
прошу вас найти отличия и сходства (цветная бумага, газета, салфетка,
бумага для выпечки, тетрадный лист).
-Я слышала одно предположение о том, что бумага может звучать? -
Хотите мы вместе проверим это верно ли оно?
Опыт «Может ли бумага издавать звук?»
- Положите перед собой два тетрадных листа. Один сомните медленно,
а второй быстро. В каком случае издаваемой бумагой звук был громче? Звук
возникает от трения волокон бумаги друг о друга. Попробуйте смять разные
виды бумаги. - Какая бумага издает самый громкий звук?
Опыт
Проверьте, сколько раз можно сложить пополам каждый лист
(альбомный лист, цветная бумага, картон, газетный лист). Результаты
записываем. Какой вид бумаги можно сложить большее количество раз?
Влияет ли размер листа на количество сгибаний?
«Открытие детьми нового знания»
-Я знаю одну интересную игру хотите научу и вас в нее играть? Игра
называется «Волшебный сгиб». Бумажный лист можно сгибать в любом
месте, проведя лишь по сгибу пальчиками. Предлагаю детям сгибание листа
топливо
лекарства
место
отдыха
ягоды,
орехи
Что дает нам лес
бумагу
дрова
дом
растениям и
животным
источник
кислорода
бумаги по линиям, которые можно нарисовать заранее. Таким образом,
можно получить конверт для писем (а почтальон будет разносить письма
игрушкам), геометрические фигуры. Для завершения этой игры можно
смастерить бумажный самолетик, кораблик, лягушку и т.д.
«Рефлексия»
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный
опыт выполнения и достижения цели.
-Ребята, может ли случиться так, что все деревья срубят в лесу?
- Объясните нужно ли беречь бумагу! Значит использованную бумагу не
обязательно выкидывать! Кто из вас думает, что у бумаги есть вторая жизнь?
Всю использованную бумагу называют одним словом – макулатура.
- Так что такое макулатура? А ведь много бумаги просто выбрасывается-
это и старые журналы, которые уже прочитали, и различные коробки (от
техники, от конфет, от яиц, от обуви и т. д.) Это все вывозится с бытовым
мусором на свалку, где ее сжигают, тем самым загрязняя воздух или она
гниет с другим мусором. Значит, что нужно делать с макулатурой? Ребята,
мы с вами в следующий раз сами попробуем изготовить бумагу
из макулатуры. Педагог предлагает детям
с
об
и
рать макулатуру дома и в
садике. Скажу вам по секрету что 100 кг. макулатуры спасает жизнь 1 дереву.
Предлагаю вот такой девиз: макулатуру собираешь – дерево от вырубки
спасаешь!
Можно выучить стихи по теме «Береги бумагу и лес»! К примеру
***
Развивай в себе культуру,
Собирай макулатуру!
***
Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
(Н. Филимоненко )