Автор: Ушакова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Волосатовская СОШ
Населённый пункт: Д.Копнино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологический проект "Мы-защитники природы"
Проект «Мы защитники природы»
Ушакова Е.А.
Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Волосатовская средняя общеобразовательная школа
д.Копнино
Окружающий мир влияет на нравственное развитие ребёнка, так как его
природа
лежит
в
основе
детского
мышления,
чувств,
творчества.
В настоящее время экологическое образование является приоритетным
направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том
числе дошкольников. Именно в этот период начинается формирование
экологической
культуры
человека. Экологическое
образование
детей
дошкольного возраста способствует осознанию ребенком своего места в
окружающем мире, выработке основных навыков экологического поведения.
Задачи:
Формирование
системы
экологических
знаний,
доступных
пониманию ребёнка - дошкольника.
Создание условий экологического воспитания дошкольника.
Развитие эмоций к объектам природы.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению,
совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить
единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот
процесс
необходимую
ребёнку
особую
положительную
эмоциональную
окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу -
воспитать экологически грамотного человека.
Целью данного проекта является формирование экологической культуры
дошкольников, привлечение внимания детей и их родителей к охране
окружающей среды и бережному отношению к природе.
Срок реализации проекта: Проект является долгосрочным, реализуется
в течение 4 месяцев.
Участники проекта:
Дошкольники разновозрастной группы;
Родители;
Воспитатель.
1этап проекта «Мы защитники природы» - подготовительный
Изучение научно-теоретических основ роли экологических акций в
формировании бережного отношения к природе детей дошкольного возраста.
Работа
по
обогащению
предметно-развивающей
среды:
подбор
наглядного материала, подбор аудио материала, сбор гербария растений,
создание экологического уголка, пополнение уголка экспериментирования.
Работа с родителями: привлечение родителей к участию в проекте,
родительское собрание (круглый стол) «Что такое экологические акции и для
чего они нужны».
2этап проекта «Мы защитники природы» - основной-практический
Проект проходит в форме экологических акций (1 акция- 2 недели) (табл.
1).
Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное,
событийное мероприятие, действие для достижения какой-либо цели.
Цель проведения экологических акций: формирование экологической
культуры, сознания и мировоззрения детей и их родителей.
Таблица 1
План проведения экологических акций
№п/п
Период
Название акции
Цель
Мероприятия
1
С 18
сентября
по 1
октября
Мы бережем
природу!
Привлечение детей и
родителей к
бережному и
гуманному
отношению к природе
родной деревни,
формировать
ответственное
отношение к
окружающей среде
Показ мод «Мусорная
мода»
Расклейка листовок «Мы
за чистую деревню!»
Уборка территории
участка
Выпуск плаката «Берегите
природу!»
Экскурсии в природу
«Такую красоту нужно
беречь и охранять!»
Творческие работы детей
и их родителей из
природного материала
«Чудеса осенней
природы»
2
С 2
октября
по 15
октября
Батарейка,
сдавайся!
Привлечение
внимания детей и
родителей к
проблемам
окружающей среды,
помочь понять
необходимость
сортировать мусор и
сдавать токсичные
отходы, отмеченные
специальными
пиктограммами
Непосредственный сбор
использованных батареек;
Опрос родителей: -
Сколько батареек в вашей
семье и как вы их
утилизируете?
Конкурс рисунков
«Спасенные ежики»;
Просмотр мультфильмов;
Консультация для
родителей «Маленькая
батарейка и её вред для
природы»;
Оформление плаката
совместно с родителями
«Сдай батарейку - спаси
ежика»
Сочинение сказок на
тему «Спасем природу»
3
С 16
октября
по 29
октября
Мы бережем
воду
Привлечение детей и
родителей к
проблемам охраны
источников воды в
природе; воспитание
бережного отношения
к воде
Фотовыставка «Красивая
вода»
Листовки «Берегите воду»
Экологическая газета для
родителей «Вода-
источник жизни»
Опыты с водой
Познавательный досуг
«Путешествие капельки»
Зарисовка знака
«Закрывай покрепче кран,
чтоб не вытек океан»
4
С 30
октября
по 12
ноября
Подарим
книжке вторую
жизнь и спасем
дерево
Способствовать
бережному
отношению к природе
и прививать любовь к
книгам
Игра «Книжкина
больница»
Пополнение книжного
уголка экологическими
книгами
Изготовление книжек-
малышек на
экологическую тему
Сбор макулатуры
5
С13
ноября по
26 ноября
Поможем
пернатым
друзьям
Помочь зимующим
птицам пережить
холодный период,
привлечь внимание
детей и родителей к
судьбе пернатых
друзей.
Выпуск рекламного
плаката «Покормите птиц
зимой»
Изготовление кормушек
Оформление
фотовыставки «К нам
гости прилетали…»
Информационный
уголок «Как помочь
птицам пережить зиму»;
Мини-акция «С каждого
по зернышку» (сбор
корма для птиц)
6
С 27 по
10
декабря
Елочка -
зеленая
красавица
Привлечение
внимания детей и
родителей к проблеме
лесных ресурсов.
Охрана хвойных
деревьев в черте
деревни
Беседа с детьми
«Маленькой елочке
холодно зимой»
Папка – передвижка «5
преимуществ
искусственных ёлок перед
живыми».
Опрос родителей «Какая
ёлка будет на Новогоднем
празднике?»
Творческие работы
«Ёлочка- красавица всем
нам очень нравится»
Распространение буклетов
и листовок среди
родителей «Сохрани
елочку»
Экскурсия в лес
«Нарядим елочку к
празднику»
Изготовление елочных
игрушек из бросового
материала
3 этап проекта «Мы защитники природы» - заключительный
Рефлексивная беседа: Для чего нужно беречь и охранять природу?
Что нового узнали? Чем бы вы хотели еще помочь природе? Какая акция вам
больше всего запомнилась?
Встреча с родителями: обсуждение, обмен впечатлениями о
проделанной
работе,
подведение
итогов,
выявление
положительных
результатов.
Выводы по проекту
Таким образом: участие в акциях способствует формированию у детей
навыков экологической культуры, дети получают природоведческие знания,
учатся практическим действиям по охране природы. Формируется активная
жизненная позиция, экологически оправданное поведение и чувство любви к
природе,
стремление
сохранить
свою «малую» родину. Акции
служат
экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными
помощниками
в формировании
экологической культуры
дошкольников.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только
тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого
отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей. Любовь к
близким людям, к детскому саду, к родной деревне, родной природе, и родной
стране играет огромную роль в становлении личности.
Список литературы
1.Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия
развития, 2003.
2.Алексеева Е.Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. –
№ 7. – С. 15-20.
3.Бобылева Л.К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное
воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
4.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: «Детство-
пресс». 2001. 5.Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками: из
опыта [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. — 2002. — No7. —
С. 18 — 21.
6. Масленникова. О. М. «Экологические проекты в детском саду».
Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
7. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет М.:
Мозаика – Синтез, 2016 г.