"Работа над постановкой речи"

Автор: Шварц Инна Альбертовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР "Детский парк"
Населённый пункт: город Сарапул, Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка (из опыта работы руководителя детского театрального коллектива)
Тема: "Работа над постановкой речи"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Работа над постановкой речи
«Огромное большинство людей плохо, вульгарно пользуются речью в своей жизни. Однако они привыкли к ней, и не замечают своих недостатков». К.С.Станиславский. Понаблюдайте за речью ваших друзей. Присмотритесь к работе губ, челюсти говорящих. Вы заметите, что у многих губы вялые, пассивные, рот почти не раскрывается. Внимательно вслушайтесь в звучащие вокруг слова и реплики. Вы обнаружите, что люди в бытовой речи часто разрушают слова, «смазывают» начало слов, «глотают» окончания, «съедают» середину слова. У одних чаще выпадают из слов гласные звуки, у других – согласные. Для актёра, находящегося на сцене, это не приемлемо, это «режет» слух, сидящего в зале зрителя. Поэтому и существует особый раздел сценической речи «орфоэпия». В переводе с греческого «орфос» - правильно, «эпос» - речь, то есть нормы литературного (правильного) произношения. Русская устная речь имеет свои особенности и законы. Слова и звуки произносятся не так, как они пишутся. Орфоэпические нормы складывались исторически, и сложились к середине 19 века, в их основу лёг московский говор. Основные недостатки произношения: - акцент; - диалект; - вялость речи; - сквозьзубость; - проглатывание окончаний и слогов; - манерность речи. Большинство людей в повседневности говорит так, как им удобно, привычно, с минимальными затратами энергии. От этого слово, даже у взрослых людей, нередко вялое, пассивное, иной раз оно приобретает уродливую, искажённую форму. Например, слово «всё равно» - сирано, серно, сино. Слово «потому что» - пу шта, ту шта, му шта. Слово «понимаете» - памаити, паняити, паити, маити. Вот ещё примеры того, как звучат речевые недостатки и изъяны в тексте произведений Л.Н.Толстого: …..его выходка сию минуту должна была «скорбить» человека. ……я тот час понял, что не «постаил» бы себя в такое положение. …..Нехлюдов «сышёл» с «крильца» и подошёл к «ыкну» девичьей. …он не мог отступиться и «дыгнал» её ещё раз.
….В «либви» между «мыжчиной» и женщиной бывает всего одна минута, «кыгда» «либовь» эта «дыходит» до «свыево» зенита. Конечно, удобнее сказать «тичка» или «пичка», чем птичка, «скорушка» вместо скворушка, или «я просто зерь такой», а надо бы «я просто зверь такой». (Можно пример Камеди-Клаб. Слова, которые произносят молодые люди в Москве.)  «Кадела?» - как дела?  «Када» - когда.  «Тада» - тогда.  «Сёня» - сегодня.  «Зара» - завтра.  «Чира» - вчера.  «Терь» - теперь.  «Поа?» - понял?  «Прямаще» - прямо вообще.  «Сршена» - совершенно.  «Иссесина» - естественно. Если такие недостатки терпимы в обычной речи, то в речи, звучащей со сцены они просто не позволительны! Для того чтобы исправить недостатки речи нужно не одно занятие. Для этого необходим курс занятий не только по орфоэпии, но и на постановку правильного дыхания, дикции, речевого слуха, силы голоса, а также работа над правильной артикуляцией. И вот несколько упражнений, которые пригодятся перед выходом на сцену. Работать с голосом можно начинать только после 10 часов, так как до этого времени голос «спит» и «работать» в полную силу не может. Дыхание играет немаловажную роль в постановке голоса. Правильным дыханием считается смешанно-диафрагматическое (полное) дыхание. Оно отличается от других типов дыхания активной работой всей дыхательной мускулатуры, способствует постановке мощной силы голоса. Брюшное дыхание наблюдается у мужчин, грудное дыхание у женщин. Эти два типа дыхания не позволяют развивать на их основе речевой голос, а также его силу. Упражнения на дыхание: 1. Вдох – выдох. 2. «Собачка». 3. «Свеча». 4. «Торт» - задуваем свечи.
5. «Здрассте». 6. «Как на горке на пригорке жили 33 Егорки». Следующий этап подготовки голоса это артикуляционная гимнастика. Для тех органов, которые участвуют в образовании речи. Основные органы это – губы, язык, челюсти. - упражнения для губ; - упражнения для языка; - упражнения для челюсти. - «Лушка задуй свечку!». Следующим необходимым этапом разогрева голоса является работа голоса в трёх резонаторах (нижний, средний, верхний) Имеется ввиду акустический резонатор. Упражнения: 1. Гудим в трёх резонаторах. 2. «Самолёт». 3. «Краской крашу я карниз». 4. «Этажи». Когда разогреты дыхательные мышцы и мышцы органов речи, можно приступать к работе над дикцией, то есть работе со словом, соблюдая все орфоэпические правила. Работа начинается, прежде всего, с гласными звуками, где существует основной звукоряд:
И – Э – А – О – У – Ы.
- проговариваем слова с данными гласными; - упражнение «Кто дальше?»; - упражнение «Ешь!» - «Не хочу!»; - упражнение «Новости нашего двора». (В парах – тройках). Одновременно в работе с гласными звуками добавились согласные звуки. Отточить согласные звуки помогут упражнения: - «пильщики» (З-С); - «рубим дрова» (Д-Т); - «бадминтон» (Б-П); - «надуваем-сдуваем воздушный шар» (С-Ш). Далее идёт работа над силой голоса. Работа над силой голоса, равно как и со звуками должна строиться на утрированном произношении звуков, то есть активной работе органов речи. Упражнение «Снежки» со звукорядом, со скороговоркой. Работа со скороговорками.
Упражнение «Сплетня» с одной скороговоркой. (Часть скороговорки передаётся по творческому полукругу в одну сторону, вторая её часть возвращается обратно. «Карл у Клары украл кораллы…. – Клара у Карла украла кларнет». Упражнение можно изменить, дав каждому участнику «полукруга» по скороговорке. Упражнение «Глухие телефоны» со скороговоркой. Оценивается правильность переданной и полученной в конце творческого полукруга скороговорки. Упражнение можно изменить, выбрав двух ведущих и разделив «полукруг» пополам. Передаётся одна и та же скороговорка в разных направлениях, оценивается скорость и правильность полученной в конце скороговорки. Одним из интересных упражнений на дикцию можно рассматривать игру на одном из каналов ТВ, когда в тексте проговариваются только гласные звуки. Разбившись на группы можно предложить такую игру взяв за основу распространённые вопросы, задаваемые при знакомстве, или строчки из песен. Работа над стихотворным текстом или прозой на сцене должна строиться, опираясь на законы русской речи: - логические ударения (ударное слово); Как правило, и чаще всего это глаголы. - речевые такты и паузы; - интонационный рисунок знаков препинания. Использование микрофона на сцене ограничивает действие актёра, это характерно скудностью мизансцен и их статичностью, поэтому актёр всегда должен работать над силой голоса его подачей, «посылом».