Автор: Кузнецов Леонид Сергеевич
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Лучик"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "ФУТБОЛ В ДЕТСКОМ САДУ"
Консультация для родителей «Футбол в детском саду»
ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ФУТБОЛ В ДЕТСКОМ САДУ»
Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии
современного дошкольника. Дошкольный возраст - это возраст, в котором
закладываются основы здоровья, физического развития, формируются
двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических
качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме
заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность
внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического
воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном
возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Вместе с тем
детям дошкольного возраста не рекомендуется заниматься спортом в прямом
смысле этого слова, т.е. осуществлять подготовку и участие детей в
спортивных соревнованиях с целью достижения высоких результатов. Но
отдельные элементы действия в спортивных играх и упражнениях, элементы
соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Футбол — спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие
действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего
дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею. Материал
данного пособия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в
футбол представляет собой синтез методики спортивной школы
(адаптированный к условиям ДОУ) и игровой специфики дошкольного
учреждения. Таким образом, посредством разнообразных игр, игровых
упражнений, заданий, эстафет дошкольники обучатся азам игры в футбол в
условиях дошкольного учреждения, а также в секции футбола детско-
юношеской спортивной школы.
Футбол — игра с мячом. В играх и действиях с мячом дошкольники
совершенствуют навыки большинства основных движений. Вместе с тем
игры с мячом — это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе игр дети
упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в
корзину, ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударам по цели и на
дальность с места и с разбега, но также и в ходьбе, беге, прыжках. Все эти
движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это
способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умений
самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Так как
у них еще слабо развита способность к точным движениям, любые действия с
мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах
проведения благоприятно влияют на физическое развитие и
работоспособность ребенка. Разнообразные спортивные упражнения
позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей,
укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-
сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его
функциональный эффект.
Благодаря спортивным упражнениям дети овладевают техникой выполнения
движений, отдельными тактическими комбинациями спортивной игры,
требующей взаимодействия участников, выдержки, решительности,
смелости. Посредством игр и игровых упражнений дети будут учиться
управлять не только своими движениями, но и эмоциями в разнообразных
условиях, в различных игровых ситуациях.
Футбол - игра коллективная, а в играх коллективного характера нередко
возникают конфликты, споры между детьми, разрешать которые дети будут
учиться также в ходе игр. Игры и упражнения с мячом развивают навыки
поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские
взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные
возможности детского организма. Ведь двигательные навыки,
сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для их
дальнейшего совершенствования в школе, облегчают овладение более
сложными движениями, позволяют в дальнейшем достигать высоких
результатов в спорте. Развитие общей выносливости и физических качеств,
таких как ловкость, быстрота, координация движений, двигательная реакция,
ориентация в пространстве, обучение двигательным умениям и навыкам
будут способствовать укреплению здоровья детей старшего дошкольного
возраста в целом.
Возрастные особенности и физические возможности детей, специфика
работы дошкольного учреждения определяют, как специфические методы
обучения, так и форму проведения занятий по обучению детей игре в футбол.
В зависимости от того, насколько будут учтены возрастные особенности и
физические возможности дошкольников, упражнения могут давать
различные результаты в оздоровительном, воспитательном и
образовательном отношении.
Цель занятий со спортивными играми в ДОУ - ознакомление детей с
определенным видом игры и основами ее техники.
Задача обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста
заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные
особенности ребенка, целенаправленно развивать и совершенствовать
качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных
физических и психических усилий.
Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном
учреждении - это ее эмоциональная направленность. Ведь положительный
эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья,
предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у
детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений,
подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда «забывают» о
времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности,
дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно
скорее. Так формируются осознанный интерес и мотивация к занятиям не
только футболом, но и физкультурой в целом.
В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным
играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий
эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и
спортивные упражнения.
Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов, среди
которых принципы доступности и индивидуального подхода играют
значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно
сложными для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход
достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от
уровня усвоения учебного материала каждым ребенком, а также при учете
реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение
технике проводится постепенно, путем усложнения условий выполнения
движений.
Обучение дошкольников игре в футбол целесообразно разделить на три
этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе главными задачами являются: повышение общей
физической подготовленности; совершенствование общей выносливости;
улучшение техники бега; улучшение состояния здоровья и прежде всего
деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Реализация
этого этапа осуществляется в повседневной жизни дошкольников
посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулках, во
время самостоятельной двигательной деятельности детей, непосредственно
во время физкультурных занятий и спортивных развлечений. Данный этап во
временном отношении может длиться от нескольких месяцев до полу года и
более.
Основной этап — этап непосредственного обучения игре в футбол.
Основная и наиболее эффективная форма обучения дошкольников игре в
футбол — занятия, которые целесообразно проводить в форме физкультурно-
оздоровительного кружка под названием, например, «Веселый мяч», «Юный
футболист» или «Школа мяча» и т.п. Футбольные элементы могут быть
также включены в программный обучающий материал по физвоспитанию на
протяжении учебного года. Длительность таких занятий составляет 25-30
минут.
Содержание основного обучающего этапа представлено в конспектах
занятий, приведенных ниже.
Наличие трехчастной формы занятий (вводная часть, основная,
заключительная) позволяет педагогу рационально распределить учебно-
тренировочный материал.
Для каждого занятия определяются оздоровительные, образовательные и
воспитательные задачи.
Вводная часть — это разминка, целью которой является подготовка
организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. В
содержание вводной части могут входить различные виды ходьбы (на носках,
на пятках, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, с
высоким подниманием колен, с захлестом голени назад, с хлопком под
коленом и т.п.) и бега (в колонне по одному, с перестроением в пары,
«змейкой», по диагонали, бег в сочетании с другими движениями, спиной
вперед, с поворотом вокруг себя по сигналу и т.п.), а также прыжки,
подскоки, упражнения дыхательной гимнастики и подвижные игры.
Продолжительность вводной части для старших дошкольников - до 3-4
минут.
Таким образом, упражнения вводной части занятия являются подводящими
упражнениями к изучению движений в основной части занятия.
Содержание основной части занятия разнообразно. Она начинается с
небольшого комплекса общеразвивающих упражнений или подвижной игры.
В этой части занятия сочетаются более интенсивные упражнения с менее
интенсивными, чем и обеспечивается оптимальный уровень физической и
умственной нагрузки на организм старшего дошкольника. Движения
подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, а также
повышающие функциональное состояние организма. Комплекс
общеразвивающих упражнений (далее ОРУ) можно разучить и выполнять в
течение 4-5 занятий, не более. Согласованное выполнение уже разученных и
усвоенных движений позволит детскому организму подготовиться к
освоению новой нагрузки, а педагогу - наиболее рационально и эффективно
распределить их силы при выполнении основных видов движений.
Как показывает практика, при обучении дошкольников техническим азам
игры в футбол целесообразно использовать так называемые подводящие
упражнения, т.е. движения, сходные по структуре с главными элементами
техники того или иного движения. Например, при обучении удару по мячу
внутренней стороной стопы подводящими могут стать упражнения
имитационного характера этого же движения; при обучении остановки мяча
подошвой - прокатывание вперед-назад мяча подошвой, стоя на месте, и т.п.
Упражнения в футболе дети выполняют как правой, так и левой ногой.
Вместе с тем необходимо обеспечить осознанное освоение детьми
упражнений и не ограничивать их в творчестве. А этот аспект будет
достигнут тогда, когда ребенок будет знать, когда и при каких условиях он
сможет применить полученные умения и навыки. Например, старшие
дошкольники, освоившие элементарную технику игры в футбол в детском
саду, будут способны сыграть в эту игру в команде старших по возрасту
детей в школе, дома во дворе или где-либо на отдыхе и т.п.
Продолжительность основной части - до 20 минут.
Таким образом, разнообразная и увлекательная по содержанию основная
часть занятия позволит педагогу реализовать поставленные задачи.
В заключительной части занятия необходимо привести организм ребенка в
относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать:
ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на
расслабление и релаксацию, спокойная игра и т.п. Продолжительность
заключительной части составляет 4-5 минут.
Заключительный этап - этап совершенствования технических,
элементарных тактических навыков игры в футбол, т.е. непосредственно сам
футбольный матч. С детьми дошкольного возраста длительность
футбольного матча составляет 25 минут с учетом 5-минутного перерыва для
отдыха и расслабления. Перед каждой игрой необходима разминка,
состоящая из упражнений, уже знакомых детям.
Футбольный матч двух команд, состоящих из детей одной или двух групп
детей старшего дошкольного возраста, целесообразно включать в программу
Дня здоровья, спортивного праздника, в совместные с родителями
физкультурно-оздоровительные мероприятия и т.д. Все занятия данного
этапа проводятся на улице.
Дошкольникам необходимо знать элементарные правила игры в футбол:
- перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон или
начального удара. Мяч ставится на землю в центре поля;
- игроки команды стремятся забить как можно больше голов в ворота
соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила
игры;
- футбол - игра двух команд, и в каждой команде - до 5-7 игроков, один из
которых капитан;
-соблюдение правил игры и продолжительность матча контролирует судья;
-мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот, а
также во время игры были соблюдены все правила;
-в футболе все действия с мячом игроки выполняют ногами;
-правом брать мяч в руки обладают вратарь и игрок, выполняющий
вбрасывание;
-футбол — игра коллективная, и игроки относятся друг к другу с уважением,
несмотря на дух соперничества и желание победить.
ЭЛЕМЕНТЫ ФУТБОЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Техническое совершенствование данных движений будет достигаться
посредством выполнения следующих упражнений, включенных в
содержание занятий.
Передвижение игроков по площадке:
различные виды бега («змейкой»; бег с изменением темпа по команде
(ускорение, замедление); спиной вперед; со сменой направляющего; в
колонне по одному с перестроением в пары по сигналу; с препятствиями; в
чередовании с другими движениями; обегая предметы и т.п.);
различные виды прыжков, подскоки;
подвижные игры «Ловишки», «Пятнашки», «Заморожу» и т.п.
Удары по мячу:
носком ноги по неподвижному мячу в стену с расстояния 2,5-3,5 м с места;
носком ноги в ворота шириной 2-2,5 м с расстояния 3-4 м с места;
5-6 ударов подряд на точность с расстояния 2-4 м в уменьшенные ворота
(1,5-1,7 м) без вратаря;
с разбега по неподвижному мячу в стену;
передача мяча друг другу носком ноги, стоя в паре (тройке), с места;
по команде коснуться носком центра мяча, лежащего неподвижно;
игровое упражнение «Снайпер»;
пяткой: подбежав с расстояния 2-3 м к 5-6 мячам, лежащим на одной линии,
выполнить поочередные удары по ним;
пяткой по неподвижно лежащему мячу в ворота шириной 2,5 м с расстояния
2,5-3 м;
передача мяча в паре, ударяя пяткой (расстояние между партнерами – 2-2,5
м);
передача мяча пяткой, стоя по обе стороны дуги (ворот);
игровое задание «Кто быстрее»;
серединой подъема (имитация удара по мячу);
с места по неподвижному мячу в стену с расстояния 3-4 м;
с места (с разбега) по неподвижно лежащему мячу с целью попасть в предмет
(расстояние до предмета - 2-3 м);
(с постепенным увеличением силы удара) с места (с разбега) по
неподвижному мячу в стену (3-4 м);
отбивая мяч от пола, посылать его через натянутый шнур (высота шнура - 20
см);
по цели, нарисованной на стене, после передачи мяча партнером (взрослым);
внешней стороной стопы (выполнить 6-8 ударов, имитируя удары по мячу с
разбега);
отметив мелом соответствующую часть подъема, выполнить 8-10 ударов по
мячу в стену (по предмету) с места (с разбега);
внутренней стороной стопы («щечкой»);
по мячу с места (с разбега) в стену (расстояние – 3-4 м);
ударив по мячу с места (с разбега), попасть через шнур (высотой 20 см) в
стену;
после передачи мяча партнером ударить по мячу и попасть в цель (или
предмет) с расстояния 2,5-3 м;
передача мяча от водящего игрокам, стоящим по кругу;
мячом по предмету, который размещен в центре круга (диаметр круга – 4-5
м), игроками, стоящими по периметру круга.
Остановка (прием) мяча ногой:
остановка катящегося мяча подошвой ноги: передача мяча в парах (тройках)
любым способом, и остановка подошвой ноги;
передача мяча от водящего, находящегося в центре круга, игрокам,
образующим этот круг.
Ведение мяча ногой:
по прямой (10 м) попеременно то правой, то левой ногой;
по начерченной прямой линии (Юм) попеременно то правой, то левой ногой;
по извилистой линии;
между предметами (медболы, кегли и т.п.), обводя их;
по коридору (шириной 2 м и длиной 10 м), постепенно уменьшая его
ширину;
произвольное ведение мяча любым способом.
Финты (уход с мячом в сторону от соперника):
в паре с тренером, а по мере усвоения техники - с другим игроком;
пронося ногу над мячом, другой ногой подтолкнуть его на ход.
Отбор мяча:
игровое упражнение «Ну-ка отними!» в паре с тренером;
игровое упражнение «Горячий мяч» (по принципу «Горячей картошки» -
только ногами).
Вратарская техника:
ловля высоколетящего мяча в прыжке (перебрасывание мяча руками друг
другу);
ловля мяча, стоя в паре (тройке) на расстоянии 2-3 м;
ловля мяча, брошенного через сетку, натянутую выше роста детей на 20 см;
ловля мяча во время бега попарно (расстояние в паре - 2,5-3 м);
подбрасывание и ловля мяча двумя руками, стоя на месте и с продвижением
вперед;
бег с прыжком в высоту (игровое упражнение «Дотронься до
колокольчика»);
ловля и отбивание высоколетящего мяча в стороне от ворот (игроки
поочередно бросают вратарю мяч руками из разных точек с от 2 до 4 м, затем
игроки выполняют подачу ногами любым известным им способом).
ловля мяча, летящего на уровне груди (игроки подают мяч вратарю сначала
руками - игровое упражнение «Горячая картошка»: вратарю во время ловли
мяча необходимо подпрыгнуть вверх так, чтобы мяч оказался на уровне
живота, - затем ногами);
ловля низколетящего мяча (перемещаясь боком с одной стороны
гимнастической скамейки к другой, отбивать ладонями брошенный тренером
мяч с расстояния 2,5-3 м);
из и. п. - полуприсед с сомкнутыми ногами, ладони обращены навстречу
мячу отбивать мяч, брошенный водящим;
прием катящегося мяча (перемещаться вдоль линии и отбивать ладонями, с
широко расставленными пальцами, катящиеся мячи, которые поочередно
посылают игроки ногами с расстояния 3-4 м);
бросок мяча двумя руками: из-за головы;