Напоминание

ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "ФУТБОЛ В ДЕТСКОМ САДУ"

Автор: Кузнецов Леонид Сергеевич
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Лучик"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "ФУТБОЛ В ДЕТСКОМ САДУ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для родителей «Футбол в детском саду»

ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ФУТБОЛ В ДЕТСКОМ САДУ»

Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии

современного дошкольника. Дошкольный возраст - это возраст, в котором

закладываются основы здоровья, физического развития, формируются

двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических

качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме

заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность

внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического

воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном

возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Вместе с тем

детям дошкольного возраста не рекомендуется заниматься спортом в прямом

смысле этого слова, т.е. осуществлять подготовку и участие детей в

спортивных соревнованиях с целью достижения высоких результатов. Но

отдельные элементы действия в спортивных играх и упражнениях, элементы

соревнования не только возможны, но и целесообразны.

Футбол — спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие

действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего

дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею. Материал

данного пособия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в

футбол представляет собой синтез методики спортивной школы

(адаптированный к условиям ДОУ) и игровой специфики дошкольного

учреждения. Таким образом, посредством разнообразных игр, игровых

упражнений, заданий, эстафет дошкольники обучатся азам игры в футбол в

условиях дошкольного учреждения, а также в секции футбола детско-

юношеской спортивной школы.

Футбол — игра с мячом. В играх и действиях с мячом дошкольники

совершенствуют навыки большинства основных движений. Вместе с тем

игры с мячом — это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе игр дети

упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в

корзину, ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударам по цели и на

дальность с места и с разбега, но также и в ходьбе, беге, прыжках. Все эти

движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это

способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умений

самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Так как

у них еще слабо развита способность к точным движениям, любые действия с

мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.

Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах

проведения благоприятно влияют на физическое развитие и

работоспособность ребенка. Разнообразные спортивные упражнения

позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей,

укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-

сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его

функциональный эффект.

Благодаря спортивным упражнениям дети овладевают техникой выполнения

движений, отдельными тактическими комбинациями спортивной игры,

требующей взаимодействия участников, выдержки, решительности,

смелости. Посредством игр и игровых упражнений дети будут учиться

управлять не только своими движениями, но и эмоциями в разнообразных

условиях, в различных игровых ситуациях.

Футбол - игра коллективная, а в играх коллективного характера нередко

возникают конфликты, споры между детьми, разрешать которые дети будут

учиться также в ходе игр. Игры и упражнения с мячом развивают навыки

поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские

взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные

возможности детского организма. Ведь двигательные навыки,

сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для их

дальнейшего совершенствования в школе, облегчают овладение более

сложными движениями, позволяют в дальнейшем достигать высоких

результатов в спорте. Развитие общей выносливости и физических качеств,

таких как ловкость, быстрота, координация движений, двигательная реакция,

ориентация в пространстве, обучение двигательным умениям и навыкам

будут способствовать укреплению здоровья детей старшего дошкольного

возраста в целом.

Возрастные особенности и физические возможности детей, специфика

работы дошкольного учреждения определяют, как специфические методы

обучения, так и форму проведения занятий по обучению детей игре в футбол.

В зависимости от того, насколько будут учтены возрастные особенности и

физические возможности дошкольников, упражнения могут давать

различные результаты в оздоровительном, воспитательном и

образовательном отношении.

Цель занятий со спортивными играми в ДОУ - ознакомление детей с

определенным видом игры и основами ее техники.

Задача обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста

заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные

особенности ребенка, целенаправленно развивать и совершенствовать

качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных

физических и психических усилий.

Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном

учреждении - это ее эмоциональная направленность. Ведь положительный

эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья,

предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у

детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений,

подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда «забывают» о

времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности,

дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно

скорее. Так формируются осознанный интерес и мотивация к занятиям не

только футболом, но и физкультурой в целом.

В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным

играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий

эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и

спортивные упражнения.

Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов, среди

которых принципы доступности и индивидуального подхода играют

значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно

сложными для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход

достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от

уровня усвоения учебного материала каждым ребенком, а также при учете

реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение

технике проводится постепенно, путем усложнения условий выполнения

движений.

Обучение дошкольников игре в футбол целесообразно разделить на три

этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе главными задачами являются: повышение общей

физической подготовленности; совершенствование общей выносливости;

улучшение техники бега; улучшение состояния здоровья и прежде всего

деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Реализация

этого этапа осуществляется в повседневной жизни дошкольников

посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулках, во

время самостоятельной двигательной деятельности детей, непосредственно

во время физкультурных занятий и спортивных развлечений. Данный этап во

временном отношении может длиться от нескольких месяцев до полу года и

более.

Основной этап — этап непосредственного обучения игре в футбол.

Основная и наиболее эффективная форма обучения дошкольников игре в

футбол — занятия, которые целесообразно проводить в форме физкультурно-

оздоровительного кружка под названием, например, «Веселый мяч», «Юный

футболист» или «Школа мяча» и т.п. Футбольные элементы могут быть

также включены в программный обучающий материал по физвоспитанию на

протяжении учебного года. Длительность таких занятий составляет 25-30

минут.

Содержание основного обучающего этапа представлено в конспектах

занятий, приведенных ниже.

Наличие трехчастной формы занятий (вводная часть, основная,

заключительная) позволяет педагогу рационально распределить учебно-

тренировочный материал.

Для каждого занятия определяются оздоровительные, образовательные и

воспитательные задачи.

Вводная часть — это разминка, целью которой является подготовка

организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. В

содержание вводной части могут входить различные виды ходьбы (на носках,

на пятках, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, с

высоким подниманием колен, с захлестом голени назад, с хлопком под

коленом и т.п.) и бега (в колонне по одному, с перестроением в пары,

«змейкой», по диагонали, бег в сочетании с другими движениями, спиной

вперед, с поворотом вокруг себя по сигналу и т.п.), а также прыжки,

подскоки, упражнения дыхательной гимнастики и подвижные игры.

Продолжительность вводной части для старших дошкольников - до 3-4

минут.

Таким образом, упражнения вводной части занятия являются подводящими

упражнениями к изучению движений в основной части занятия.

Содержание основной части занятия разнообразно. Она начинается с

небольшого комплекса общеразвивающих упражнений или подвижной игры.

В этой части занятия сочетаются более интенсивные упражнения с менее

интенсивными, чем и обеспечивается оптимальный уровень физической и

умственной нагрузки на организм старшего дошкольника. Движения

подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, а также

повышающие функциональное состояние организма. Комплекс

общеразвивающих упражнений (далее ОРУ) можно разучить и выполнять в

течение 4-5 занятий, не более. Согласованное выполнение уже разученных и

усвоенных движений позволит детскому организму подготовиться к

освоению новой нагрузки, а педагогу - наиболее рационально и эффективно

распределить их силы при выполнении основных видов движений.

Как показывает практика, при обучении дошкольников техническим азам

игры в футбол целесообразно использовать так называемые подводящие

упражнения, т.е. движения, сходные по структуре с главными элементами

техники того или иного движения. Например, при обучении удару по мячу

внутренней стороной стопы подводящими могут стать упражнения

имитационного характера этого же движения; при обучении остановки мяча

подошвой - прокатывание вперед-назад мяча подошвой, стоя на месте, и т.п.

Упражнения в футболе дети выполняют как правой, так и левой ногой.

Вместе с тем необходимо обеспечить осознанное освоение детьми

упражнений и не ограничивать их в творчестве. А этот аспект будет

достигнут тогда, когда ребенок будет знать, когда и при каких условиях он

сможет применить полученные умения и навыки. Например, старшие

дошкольники, освоившие элементарную технику игры в футбол в детском

саду, будут способны сыграть в эту игру в команде старших по возрасту

детей в школе, дома во дворе или где-либо на отдыхе и т.п.

Продолжительность основной части - до 20 минут.

Таким образом, разнообразная и увлекательная по содержанию основная

часть занятия позволит педагогу реализовать поставленные задачи.

В заключительной части занятия необходимо привести организм ребенка в

относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать:

ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на

расслабление и релаксацию, спокойная игра и т.п. Продолжительность

заключительной части составляет 4-5 минут.

Заключительный этап - этап совершенствования технических,

элементарных тактических навыков игры в футбол, т.е. непосредственно сам

футбольный матч. С детьми дошкольного возраста длительность

футбольного матча составляет 25 минут с учетом 5-минутного перерыва для

отдыха и расслабления. Перед каждой игрой необходима разминка,

состоящая из упражнений, уже знакомых детям.

Футбольный матч двух команд, состоящих из детей одной или двух групп

детей старшего дошкольного возраста, целесообразно включать в программу

Дня здоровья, спортивного праздника, в совместные с родителями

физкультурно-оздоровительные мероприятия и т.д. Все занятия данного

этапа проводятся на улице.

Дошкольникам необходимо знать элементарные правила игры в футбол:

- перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон или

начального удара. Мяч ставится на землю в центре поля;

- игроки команды стремятся забить как можно больше голов в ворота

соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила

игры;

- футбол - игра двух команд, и в каждой команде - до 5-7 игроков, один из

которых капитан;

-соблюдение правил игры и продолжительность матча контролирует судья;

-мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот, а

также во время игры были соблюдены все правила;

-в футболе все действия с мячом игроки выполняют ногами;

-правом брать мяч в руки обладают вратарь и игрок, выполняющий

вбрасывание;

-футбол — игра коллективная, и игроки относятся друг к другу с уважением,

несмотря на дух соперничества и желание победить.

ЭЛЕМЕНТЫ ФУТБОЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Техническое совершенствование данных движений будет достигаться

посредством выполнения следующих упражнений, включенных в

содержание занятий.

Передвижение игроков по площадке:

различные виды бега («змейкой»; бег с изменением темпа по команде

(ускорение, замедление); спиной вперед; со сменой направляющего; в

колонне по одному с перестроением в пары по сигналу; с препятствиями; в

чередовании с другими движениями; обегая предметы и т.п.);

различные виды прыжков, подскоки;

подвижные игры «Ловишки», «Пятнашки», «Заморожу» и т.п.

Удары по мячу:

носком ноги по неподвижному мячу в стену с расстояния 2,5-3,5 м с места;

носком ноги в ворота шириной 2-2,5 м с расстояния 3-4 м с места;

5-6 ударов подряд на точность с расстояния 2-4 м в уменьшенные ворота

(1,5-1,7 м) без вратаря;

с разбега по неподвижному мячу в стену;

передача мяча друг другу носком ноги, стоя в паре (тройке), с места;

по команде коснуться носком центра мяча, лежащего неподвижно;

игровое упражнение «Снайпер»;

пяткой: подбежав с расстояния 2-3 м к 5-6 мячам, лежащим на одной линии,

выполнить поочередные удары по ним;

пяткой по неподвижно лежащему мячу в ворота шириной 2,5 м с расстояния

2,5-3 м;

передача мяча в паре, ударяя пяткой (расстояние между партнерами – 2-2,5

м);

передача мяча пяткой, стоя по обе стороны дуги (ворот);

игровое задание «Кто быстрее»;

серединой подъема (имитация удара по мячу);

с места по неподвижному мячу в стену с расстояния 3-4 м;

с места (с разбега) по неподвижно лежащему мячу с целью попасть в предмет

(расстояние до предмета - 2-3 м);

(с постепенным увеличением силы удара) с места (с разбега) по

неподвижному мячу в стену (3-4 м);

отбивая мяч от пола, посылать его через натянутый шнур (высота шнура - 20

см);

по цели, нарисованной на стене, после передачи мяча партнером (взрослым);

внешней стороной стопы (выполнить 6-8 ударов, имитируя удары по мячу с

разбега);

отметив мелом соответствующую часть подъема, выполнить 8-10 ударов по

мячу в стену (по предмету) с места (с разбега);

внутренней стороной стопы («щечкой»);

по мячу с места (с разбега) в стену (расстояние – 3-4 м);

ударив по мячу с места (с разбега), попасть через шнур (высотой 20 см) в

стену;

после передачи мяча партнером ударить по мячу и попасть в цель (или

предмет) с расстояния 2,5-3 м;

передача мяча от водящего игрокам, стоящим по кругу;

мячом по предмету, который размещен в центре круга (диаметр круга – 4-5

м), игроками, стоящими по периметру круга.

Остановка (прием) мяча ногой:

остановка катящегося мяча подошвой ноги: передача мяча в парах (тройках)

любым способом, и остановка подошвой ноги;

передача мяча от водящего, находящегося в центре круга, игрокам,

образующим этот круг.

Ведение мяча ногой:

по прямой (10 м) попеременно то правой, то левой ногой;

по начерченной прямой линии (Юм) попеременно то правой, то левой ногой;

по извилистой линии;

между предметами (медболы, кегли и т.п.), обводя их;

по коридору (шириной 2 м и длиной 10 м), постепенно уменьшая его

ширину;

произвольное ведение мяча любым способом.

Финты (уход с мячом в сторону от соперника):

в паре с тренером, а по мере усвоения техники - с другим игроком;

пронося ногу над мячом, другой ногой подтолкнуть его на ход.

Отбор мяча:

игровое упражнение «Ну-ка отними!» в паре с тренером;

игровое упражнение «Горячий мяч» (по принципу «Горячей картошки» -

только ногами).

Вратарская техника:

ловля высоколетящего мяча в прыжке (перебрасывание мяча руками друг

другу);

ловля мяча, стоя в паре (тройке) на расстоянии 2-3 м;

ловля мяча, брошенного через сетку, натянутую выше роста детей на 20 см;

ловля мяча во время бега попарно (расстояние в паре - 2,5-3 м);

подбрасывание и ловля мяча двумя руками, стоя на месте и с продвижением

вперед;

бег с прыжком в высоту (игровое упражнение «Дотронься до

колокольчика»);

ловля и отбивание высоколетящего мяча в стороне от ворот (игроки

поочередно бросают вратарю мяч руками из разных точек с от 2 до 4 м, затем

игроки выполняют подачу ногами любым известным им способом).

ловля мяча, летящего на уровне груди (игроки подают мяч вратарю сначала

руками - игровое упражнение «Горячая картошка»: вратарю во время ловли

мяча необходимо подпрыгнуть вверх так, чтобы мяч оказался на уровне

живота, - затем ногами);

ловля низколетящего мяча (перемещаясь боком с одной стороны

гимнастической скамейки к другой, отбивать ладонями брошенный тренером

мяч с расстояния 2,5-3 м);

из и. п. - полуприсед с сомкнутыми ногами, ладони обращены навстречу

мячу отбивать мяч, брошенный водящим;

прием катящегося мяча (перемещаться вдоль линии и отбивать ладонями, с

широко расставленными пальцами, катящиеся мячи, которые поочередно

посылают игроки ногами с расстояния 3-4 м);

бросок мяча двумя руками: из-за головы;