Автор: Антонова Юлия Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.Первомайск
Наименование материала: Занятие по окружающему миру
Тема: "Осень"
Конспект по окружающему миру
На тему: « Осень»
Разработала: Антонова Ю.В.
2023 год
Тема: «Осень».
Цель: Обобщать знания детей об осени.
Задачи:
- Закрепление представлений об изменениях в природе осенью, названий
овощей и фруктов.
- Развитие наблюдательности, сенсорного восприятия.
- Развитие мелкой моторики.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту осени, умения
работать сообща.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за листопадом.
Ход занятия:
(звучит музыка)
Воспитатель: Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно, осень.
Осень - красивое время года! Все деревья в саду, во дворе, в лесу стоят в
разноцветном наряде, как будто собрались на праздник. Давайте и мы с вами
пойдем по дорожкам, где шагали чьи - то ножки. Только будьте
внимательны: слушайте слова и музыку и думайте, какие шаги надо делать.
(Дети и воспитатель идут по дорожке).
Упражнение развивает чувство ритма, формирует основные двигательные
навыки - ходьбу и бег.
1. Большие ноги (дети шагают в соответствии
шли по дороге): с ритмом музыки
топ-топ-топ
топ-топ-топ.
2. Маленькие ножки (дети бегут в соответствии
бежали по дорожке) с ритмом музыки
топ-топ-топ-топ-топ,
топ-топ-топ-топ-топ.
Повторить 2 раза
Воспитатель: Какие послушные у нас ножки!
Давайте поиграем с вами в игру "Да или нет" Вы должны ответить на мои
вопросы об осени.
Воспитатель: Осенью цветут цветы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тучки солнце закрывают?
Дети: Да!
Воспитатель: Холодный ветер прилетает?
Дети: Да!
Воспитатель: И букашки прилетают?
Дети: Нет!
Воспитатель: Звери норки закрывают?
Дети: Да!
Воспитатель: Урожай все собирают?
Дети: Да!
Воспитатель: Часто - часто льют дожди?
Дети: Да!
Воспитатель: Солнце светит очень жарко?
Дети: Нет!
Воспитатель: Можно детям загорать?
Дети: Нет!
Воспитатель: Ну а что же надо делать,
Куртки, шапки надевать?
Дети: Да!
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями).
Ветер листики считал:
(Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Укладывают ладони на коленки).
Воспитатель: Ребята, как называемся явление, когда много – много листочков
падает на землю?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Правильно, листопад
Дыхательная гимнастика «Листопад».
Воспитатель: Осень – чудесное время года, и погода осенью бывает разная :
то солнышко выглянет, то дождик пойдет.
Ребята, а давайте поиграем в нашу любимую игру «Солнышко и дождик».
Звучит музыка. Дети свободно передвигаются.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
Дети поют вместе с воспитателем, затем под его слова совершают
следующие движения, подражая взрослому (попрыгаем, покружимся)
- Ой, дождик! (все бегут под зонтик)
Воспитатель: Молодцы, ребята, никто не промок, все успели спрятаться от
дождя. В сказках происходят разные чудеса и живут разные волшебники. А
вот и сама волшебница Осень. Появляется Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй.
Осень: Какие вы нарядные, красивые, умные! Щечки румяные, глазки
блестят, зубки белые!
Воспитатель: Это потому, что наши дети здоровые.
Осень: Что вы делаете, чтобы быть здоровыми?
Дети: Делаем зарядку, чистим зубы, гуляем на улице – дышим свежим
воздухом, едим полезные продукты, богатые витаминами.
Осень : Молодцы! Я принесла вам подарок, тоже для здоровья. Пусть дети
сами догадываются, что в корзине.
Дети садятся вокруг стола, на который Осень ставит корзину, накрытую
салфеткой.
Один ребёнок подходит к корзине и под салфеткой, на ощупь, определяет,
что у него в руках. Показывает всем (морковь).
Воспитатель: Какая она?
Дети: Оранжевая.
Воспитатель: Кто ещё догадается, что в корзине лежит?
Другой ребёнок подходит и так же на ощупь, определяет следующий
предмет. (Помидор)
Воспитатель: Какой он?
Дети: Красный.
Воспитатель: Как можно назвать одним словом морковь и помидор?
Дети: Овощи.
Воспитатель: конечно, овощи.
Воспитатель: А как вы узнали, что это за овощи?
Дети: растут на грядке.
Воспитатель накрывает корзину салфеткой. Дети узнают на ощупь яблоко,
грушу, сливу.
Воспитатель: Молодцы, и так узнали!
Осень : Молодцы, какие замечательные у вас ручки, всё узнают, а глазки у
вас такие же внимательные? Проверим?
Воспитатель несет поднос с подготовленными овощами и фруктами.
На стол выкладывается по 3 предмета, дети закрывают глаза и смотрят, что
изменилось.
Осень : Спасибо вам ребята. Мне у вас очень понравилось. Ухожу от вас
надолго, но я вернусь. По каким признакам вы узнаете о моём приходе?
(ответы детей) До свидания!
Рефлексия
Встали в круг, взялись за руки, улыбнулись друг другу и обнимите друг
друга. Вот какие мы все дружные, никогда не ссоримся и любим друг
Итог
Воспитатель: ребята, про какое время года мы с вами говорили сегодня?
Дети: про осень.
Воспитатель: Про какие признаки Осени мы сегодня говорили?
Дети: идут дожди, холодный ветер.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: а как различить овощи от фруктов?
Дети: овощи растут на грядках, а фрукты на деевьях.