Автор: Морозова Мария Александровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №21 структурное подразделение "Детский сад "Дружная семейка"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Необычное осеннее дерево"
Конспект НОД в рамках образовательной области
«Познавательное развитие» в средней группе
«Необычное осеннее дерево»
Цели: Обобщить знания детей об осени и ее дарах.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое
развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
1.Систематизировать накопленные представления детей об осени.
Закрепить знания о сезонных изменениях и явлениях осенью, о ее дарах
(«Познавательное развитие»).
2. Способствовать формированию мыслительных операций посредством
подбора предметов по форме и цвету («Познавательное развитие»).
3. Развивать коммуникативные способности: помогать друг другу,
выражать в речи свои действия («Социально-коммуникативное развитие»).
4. Уточнить знания детей о деревьях, их изменениях в осенний период
(«Познавательное развитие»).
5. Развитие двигательной активности и внимательности через подвижную
игру («Физическое развитие»).
6. Закрепить навык счета от 1 до 5, умение соотносить количество
предметов с цифрой, представления детей о геометрических фигурах
(«Познгавательное развитие»).
7.Воспитывать интерес к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость
на музыку («Художественно-эстетическое развитие»).
8. Активизировать детский словарь, развитие речи («Речевое развитие»).
9. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве,
развитие логического мышления («Познавательное развитие»).
10. Доставить детям радость и удовлетворение от игр («Социально-
коммуникативное развитие»).
11. Расширять знания детей о хлебе, его назначении в жизни человека.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому
(«познавательное развитие»).
12. Развитие творческих способностей каждого ребенка («Художественно-
эстетическое развитие»)
Логика непосредственно-образовательной деятельности:
Звучит музыка, дети с воспитателем входят в группу и встают в круг.
Воспитатель: Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте! (берутся за руки)
И ладошки наши крошки, здравствуйте! (хлопают)
Разбудите ножки, здравствуйте! (топают)
Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте! (улыбаются)
Поцелуй воздушный всем пошлите, здравствуйте!
А теперь, дети, внимательно посмотрите на мольберт. Как вы думаете, о
чем рассказывают рисунки? (об осени) Осень какая бывает, ребята?
(красивая, печальная, дождливая, холодная, золотая и т.д.)
Посмотрите, как красиво у нас в группе! И сундучок стоит один,
разукрашен листьями и рябины кистьями. (Обращает внимание детей на
сундук и пытается его открыть) Видно осень здесь гуляла, сундучок свой
потеряла (пытается открыть сундук) Крепко сундучок закрыт… Что ж в
нем лежит? Его мы может отопрем, если песенку споем. Пусть гости
услышат, что происходит осенью в природе.
Песня «Осенняя» сл.И.Лейме, муз. В.Алексеева.
Воспитатель: Сундучок, сундучок, разукрашенный бочок,
Свою крышку открывай, нас скорее удивляй!
Звучит волшебная музыка, воспитатель открывает сундучок и
заглядывает в него.
Посмотрите-ка, какие листья разные цветные! (Разбрасывает листья на
ковер)
Осень в гости к нам пришла,
Беспорядок навела,
Все листочки разбросала,
Соберем мы их сначала.
Место мы свое найдем,
Тихо сядем за столом.
Предлагаю, ребята, найти свое место за столом по цвету и форме осеннего
листочка, поднятого с ковра.
Дидактическая игра «Подбери по цвету и форме».
Дети садятся на свои места за столы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в этом году в нашем детском саду
выросло очень необычное дерево. Посмотрите внимательно, что же в нем
необычного? Ствол от березки, листочки от клена…да еще и яблоки с
грибочком выросли! Вот это да! Это вам подарок от осени – загадочное
дерево, то есть дерево загадок. Какое же яблоко нам сорвать?
(дети выбирают яблоко по цвету, воспитатель срывает яблоко).
В этом яблочке секрет, отгадаете или нет? (ответ детей)
1 яблоко (голос): Осень в гости к вам пришла
И подарки принесла.
Воспитатель: А что, дети, дарит нам это прекрасное время года?
(показывает на подносе овощи и фрукты) Что это одним словом?
(урожай) А теперь давайте разберемся, что где растет. Что осенью
созревает на огороде? (овощи) Что в саду? (фрукты, ягоды) Кто
выращивает фрукты? (садовод) Овощи? (овощеводы)
Есть у нас огород,
Где много овощей растет.
Сейчас мы дружно урожай наш соберем.
Дидактическая игра «Веселый фермер».
(мальчики собирают в машину, девочки собирают в тележку урожай
овощей)
За ботву, как за веревку можно вытащить…морковку.
Воспитатель предлагает положить 3 морковки. Сколько вы положили
морковки?
На грядке растут молодцы – зеленые …огурцы.
Воспитатель предлагает положить 2 огурца.
Сколько всего овощей собрали? (5) Чего больше и насколько? (Ответы
детей) Сколько у вас грибов? (нисколько)
Осенью погода меняется часто. Светит солнышко, а через час может
набежать сильный ветер и пойти холодный дождь и даже снег. Давайте
отдохнем и поиграем в игру.
Игра малой подвижности «Холодно-жарко».
Дети садятся в круг в свободных позах.
Ребята, подул холодный ветер (дети съежились в комочки).
Выглянуло яркое солнце, стало тепло (дети расслабляются, улыбаются,
поднимают лицо к солнцу).
Воспитатель: Пора, ребята, следующее яблоко снять с дерева. Какое
сорвем? (ответ детей) В этом яблоке секрет, отгадаем или нет? (ответы
детей)
2 яблоко (голос): Посмотрите, деточки, в оконце
Куда-то делось наше солнце.
Тучка в небе проплывает
Холодным дождиком нас пугает.
И зонтик нам всем предлагает.
А зонтик вовсе не простой,
Он капельки принес с собой.
И капельки тоже не простые (показывает капельки детям)
Спрячьте капельки под зонтики. Подумайте, какая капелька, какой зонтик
выберет.
Дидактическая игра «Капельки и зонтики».
(Дети подбирают капельки к зонтикам по форме, затем обозначают
количество словами «много» , «мало», «один»).
Дети, какой бывает дождик осенью? (тихий, сильный, мелкий, грибной,
холодный)
А еще дождик бывает озорной!
Подвижная игра «Дождик».
Дождик, дождик, дождик лей!
Наших деточек полей,
Поливай макушки,
Носики и ушки.
Чтоб росли ребята,
Как грибы опята!
(Дети выполняют движения по тексту, затем легко бегают по залу,
веселяться.На последний аккорд встают под зонт)
Воспитатель: Вот и закончился дождик, пора последнее яблоко с секретом
снять с дерева. Круглое, румяное. Весит оно на ветке. Любят его взрослые
и детки. Яблочко срываем, что здесь прочитаем…
3 яблоко (голос): Осень, осень, так прекрасен листьев золотой наряд.
Так давайте все увидим это чудо…листопад! (хором)
В осеннем лесу очень много разных деревьев. Надевайте сапожки и
отправимся гулять. Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались
в лесу.
Раз-два-три-повернись,
На лесной полянке окажись.
Какие деревья растут в лесу? (клен, береза, рябина, дуб)
Дети рассматривают деревья и называют их.
Чем похожи деревья между собой? (ствол, ветки, листья, корни) Чем
отличаются друг от друга? (ответы детей)
Осенью листья на деревьях меняют свой цвет и облетают. Хотите
превратиться в осенний листочек? (да)
Покружись, покружись
И в осенний листочек превратись!
Дети одевают шапочку осеннего листочка.
Ты листок, листок осенний,
Закружись и полети.
И свое дерево найди!
(Дети «летают», кружатся, потом делают круг вокруг своего дерева)
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Воспитатель: Ребята, на дереве вырос грибок. Может в нем тоже какой- то
секрет (срывает и читает) Где урожай грибов собирают? (в лесу) А какие
грибы вы знаете? (ответы детей) А это что за гриб? (мухомор) Можно его
кушать? Почему? (ответы детей)
Ребята, давайте превратимся в мухоморов и поиграем.
(Дети одевают шляпки гриба мухомора)
Дидактическая игра на ориентировку в пространстве
«Внимательный гриб мухомор».
(Голос грибочка дает задания детям. Мухомор вырос под деревом, на
пенечке, между елками, за деревом, перед березой, в траве. Дети-грибочки
выполняют команды)
Воспитатель: Пока небо чистое без туч осенью на поле собирают и
урожай пшеницы.
Предлагаю слепить хлебный колос, в котором много созревших зерен. Из
зерна что получают? (муку) Какие угощения из муки можно сделать?
(бублики, хлеб, ватрушка, батон, оладушки и т.д.)
Продуктивная деятельность «Хлебный колос».
Посмотрите – поле колосится.
Урожай наш, урожай,
Золото-пшеница.
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на нашу королеву Осень
(иллюстрация на мольберте)
Похожа она на ту осень, о которой мы сегодня говорили? (ответы детей)
Для вас, ребята, осенние дары, чтобы вы были веселыми и здоровыми.
Кушайте яблоко наливное, но и оно непростое.
Воспитатель показывает содержимое большого яблока – угощение.
Литература:
1.Журнал «Музыкальный руководитель» - сентябрь-октябрь 2007г.
2.Журнал «Музыкальный руководитель» май-июнь 2007г.
3.Сборник «Праздники в детском саду» С.Н. Захарова.
4.Журнал «Колокольчик» №23/ 2001г.
5.Журнал «Колокольчик» № 30/2003г.
6. Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных
математических представлений в средней группе детского сада», 2-е
изд.М.: Мозаика-Синтез, 2010