Автор: Наталья Борисовна Муравьёва
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 98"
Населённый пункт: Г Сыктывкар
Наименование материала: Рабочая учебная программа
Тема: Рабочая учебная программа кружка по экологии "Эколята"
УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №98 компенсирующего вида» г.Сыктывкара
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБДОУ № 98
Протокол № ____
От «___» ______ 20___г
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
__________ Тимкина Т.А.
Приказ № _____
От «___» _________ 20___г.
Рабочая учебная программа кружка по экологии
«Эколята»
составлена на основе АООП ДОУ для детей 5-6 лет с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
Срок реализации программы-1 учебный год
Составители:
воспитатель группы №3
Муравьева Н.Б.
Педагог-рецензент:
Большакова Светлана Евгеньевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по экологическому развитию детей старшей логопедической
группы разработана на основе АООП ДОУ для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
МБДОУ «Детский сад № 98 компенсирующего вида». Программа рассчитана на один год
Рабочая
программа
является
«открытой»
и
предусматривает
вариативность,
интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Рабочая программа по развитию детей старшей логопедической группы обеспечивает
разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Реализуемая
программа
строится
на
принципе
личностно–развивающего
и
гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых
существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо
осуществлять с дошкольного образования.
Экологическое
воспитание
–
это
процесс
образования
в
сознании
детей
реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и
воспитании правильного отношения к ней.
Данная
программа
определяет
содержание
и
организацию
воспитательно-
образовательного
процесса
для
старшей
логопедической
группы
и
направлена
на
формирование сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью
построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено
взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач
образовательной программы детского сада.
Настоящая
программа
носит
коррекционно-развивающий
характер.
Она
предназначена для обучения и воспитания детей, зачисленных в группу для детей с
нарушениями речи.
Программа кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических
знаний у детей 5-6 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о
взаимосвязи живой и неживой природы с помощью сказки, наблюдений, бесед, игр,
экспериментирования, практических занятий, рассматривания и сравнения. Занятия по
данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с
природой доставляет детям огромную радость.
Планирование работы кружка строилось по следующим основным направлениям:
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами
живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой
занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира.
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности,
экскурсий, наблюдений, опытов.
Цель:
формировать у детей элементы экологического сознания, способность
понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и
социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем
мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического
сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению
знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с
природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы
Словесные методы
Игровые методы
Практические
методы
- экскурсии, целевые
прогулки;
- наблюдения;
- показ
сказок
(педагогом, детьми);
- рассматривание
книжных
иллюстраций,
репродукций;
- проведение
дидактических игр
- чтение
литературных
произведений;
- беседы
с
элементами диалога,
обобщающие
рассказы воспитателя
- проведение
разнообразных
игр
(малоподвижных,
сюжетно – ролевых,
дидактических, игр -
драматизаций и др.);
- загадывание
загадок;
- проведение
викторин, конкурсов
- организация
продуктивной
деятельности детей;
- оформление
гербария
растений,
коллекции
семян,
плодов;
- изготовление
с
детьми
наглядных
пособий
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
ребенок знает и соблюдает правила поведения в природе (способ безопасного
взаимодействия с растениями и животными);
ребенок имеет конкретные представления о приспособляемости растений и животных к
условиям жизни;
ребенок проявляет интерес, доброту к природным явлениям и объектам;
ребенок умеет
устанавливать причинно-следственные связи между состоянием
окружающей среды и жизнью живых организмов;
дети помогают друг другу, бережно, доброжелательно относятся к природе, проявляют
творчество.
Расписание работы
Программа кружка рассчитана на объем 32 учебных часа занятие проводится один раз
в неделю, длительность 20 минут. План кружка рассчитан на 1 год. Количество детей
посещающих кружок «Эколята» - 13. Возраст детей: от 4 до 6 лет.
Перспективный план кружка
№ Название раздела, темы
Количество часов
всего
теория
Практика
1
Наш дом природа
8
6
2
2
Безопасность на природе
4
4
3
Экосистема «Водоем»
8
8
4
Экосистема «Лес»
5
5
5
Экосистема «Луг»
7
7
Всего
32
Тематическое планирование материала
№№
Дата
Тема
Цель
1
17.09
«Что
такое
природа?
Живая
и
неживая
Научить детей отличать объекты живой
природы - от объектов неживой природы.
природа».
2
24.09
«Наш дом – природа».
Дать детям понять, что природа – это наш
общий дом.
3
01.10
Безопасность
Закрепить правила безопасного поведения
в природе.
4
08.10
«Вода - это жизнь».
Расширять знания о свойствах воды, о
значении для всего живого.
5
15.10
«Ветер
–
движение
воздуха».
Закрепить знания детей о воздухе и ветре,
познакомить с возникновением ветра в
природе.
6
22.10
«Чистый и загрязнённый
воздух».
Дать детям элементарное представление о
воздухе,
об
источниках
загрязнения
воздуха, о значении чистого воздуха для
нашего здоровья.
7
29.10
«Почему земля кормит».
Познакомить
с
процессом
образования
почвы. Дать представление о почве и ее
составе.
8
05.11
«Песок и глина».
Уточнять представления: о свойствах песка
и глины.
9
12. 11
«Камни».
Дать представление о том, что камни
бывают разные: морские, речные, ценные
(мрамор, гранит, драгоценные. Развивать
интерес к камням, умение обследовать их и
называть свойства.
10
19.11
«Лес как экологическая
система».
Формировать у детей представления о том,
что
лес-это
сообщество
растений
и
животных, которые живут вместе и нужны
друг другу.
11
26.11
«Путешествие в лесную
школу».
Способствовать развитию общей культуры
поведения,
бережного
отношения
к
природе.
12
03.12
«Дары леса».
закреплять представления о лесе, грибах и
лесных ягодах.
13
10.12
«Царство грибов».
Познакомить детей с грибами, где они
растут.
Дать
понятие
съедобные
и
несъедобные грибы.
14
17.12
«Как деревья готовятся к
зиме».
Закрепить знания детей о приметах осени.
Формировать систему знаний о жизни
растений в осенний период.
15
24.12
«Жители леса».
Расширять
представления
детей
о
животных нашего края.
16
14.01
«Кто главный в лесу».
Дать детям представление о взаимосвязи и
взаимозависимости лесного сообщества.
17
21.01
«Правила безопасности в
лесу».
Освоение правил поведения в природе.
18
28.01
«Красная книга»
Дать детям представление о красной книге.
19
04.02
«Водоем как экосистема».
Познакомить
детей
с
обитателями
и
строением водоёмов.
20
11.02
«Кто
живет
в
реке
и
озере?».
Закрепить
знания
о
пресноводных
обитателях рек и озер.
21
18.02
«Путешествие капельки».
Познакомить
детей
с
некоторыми
свойствами воды.
22
25.02
«Водоемы в беде».
Дать детям представления об основных
источниках
загрязнения
воды,
его
последствиях,
мероприятиях
по
предотвращению загрязнения.
23
04.03
«Правила
безопасности
на
воде
и
вблизи
водоема».
Закрепить
знания
детей
о
правилах
поведения вблизи водоема.
24
11.03
«Красная книга»
Продолжать знакомить детей с Красной
книгой, как с государственным документом
по охране растений и животных.
25
18.03
«Луг как экосистема»
Формировать
у
детей
первые
представления об экосистеме луга.
26
25.03
«Насекомые».
Расширять знания и представления детей
об
особенностях
внешнего
вида
и
жизненных проявлениях насекомых.
27
01.04
«Как растут растения».
Уточнить и систематизировать знания о
растениях
(цветах)
обобщить
представления
о
росте
и
развитии
растений.
28
08.04
«Лекарственные
растения».
Познакомить
детей
с
лекарственными
растениями, дать знания о простейших
способах
использования
некоторых
лекарственных растений для лечения, о
правилах их сбора.
29
15.04
«Животные».
Знакомство с луговым сообществом.
30
22.04
Пищевые цепочки
Формировать
знания
детей
о
взаимодействии растений и животных.
31
29.04
«Правила
безопасного
поведения»
Формирование
правил
безопасного
поведения на природе.
32
06.05
«Красная книга»
Продолжать знакомить детей с Красной
книгой, как с государственным документом
по охране растений и животных.
Взаимодействие с родителями
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической
культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе,
окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию
окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных
ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное
сотрудничество
с
семьей.
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только
помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в
этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все
доступные формы взаимодействия.
Организация развивающей предметно-пространственной
среды
Развивающая предметно-пространственная среда – это рационально организованная
обстановка
в
пространстве,
насыщенная
разнообразными
предметами
и
игровыми
материалами; необходимых для осуществления педагогического процесса. По требованиям
ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной,
вариативной,
трансформируемой,
полифункциональной,
доступной
и
безопасной.
Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация
развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать не только
познавательному,
эстетическому
и
нравственному
развитию,
но
и
формированию
экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и
для
ребенка.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по
формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО
– ПРЕСС», 2010.
2. Горькова Л. Г. , Кочергина А.. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2005г.
3. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа /авт. – сост. Т. Г.
Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.
4. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки Земли. Экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания. / А. Лопатина, М. Скребцова. – 3-е изд. – М.: - 236с.
5. Мирошник М. И., Тарчукова М. Ю. В мире природы. Курс «Мир природы»: пособие для
педагогов и родителей / М. И. Мирошник, М. Ю. Тарчукова. – Ростов н / Д: Легион, 2013.
6. Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
7. Л.П. Молодова «Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001 .
8. Николаева С. Н. «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
9. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.
Н. Николаева – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
10. Рыжова Н.А. программа «Наш дом – природа» М.: «Карапуз-дидактика», 2005. – 192с.:
ил.
11. Шарыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М.:Прометей;
Книголюб, 2003. – 80с. (Развивающие сказки для детей)
Перспективный план работы кружка «Эколята»
Дата
проведе
ния
Тема
Задачи
Методические приемы,
средства, способы
Региональный
компонент
Коррекционная работа
17.09
«Что такое
природа?
Живая
и
неживая
природа».
-способствовать
формированию
у
детей
знаний
о
том,
что
такое
«природа»;
-формировать
умение
отличать
объекты
природы
от
предметов,
сделанных руками человека;
-дать
представление
о
том,
что
природа
бывает
«живая»
и
«неживая»,
познакомить
с
основными
признаками
живой
природы: растет, питается, двигается,
размножается (дает потомство);
-развивать
внимание,
познавательный
интерес,
умение
устанавливать
причинно-
следственные связи;
- способствовать появлению желания
ухаживать
за
объектами
живой
природы.
- демонстрационный плакат
«Живое или неживое»
-
Сказка
о
«Неживой
природе»;
-
магнитные
картинки
с
изображением природных и
неприродных объектов
-
игра
«Природа
–
не
природа»,
«Чудесный
мешочек»
-
игра
«Закончи
предложение»
(Неживая
природа - это... (звезды,
луна, ветер, вода, воздух и
др.)
Живая
природа
-
это...
(растения,
животные,
насекомые, рыбы)
Все живые организмы не
могут жить без... (неживой
природы).
Фотоальбом
«Природа
родного
края».
Лото «Ягоды - грибы»,
«Живое - неживое»
24.09
«Наш
дом
–
природа».
Дать детям понять, что природа – это
наш общий дом, расширять знания
детей
о
природе,
продолжать
формировать представление о роли
природы в жизни человека.
развивать
кругозор,
мышление,
связанную речь.
воспитывать заботливое отношение к
природе.
- игра «Живая и неживая
природа» (с мячом);
- «Морские волны. Сказки о
живой и неживой природе»
А. Янч;
-
создание
макета
«Наш дом-природа»
- речевая игра «Чей
домик?»
01.10
«Правила
поведения
на
природе».
- закреплять правила безопасного
поведения на льду;
- воспитывать бережное отношение к
природе.
-
сказка
«Волшебные
вороны»;
- создание коллажа;
- игра «Да - нет».
- ледостав, ледоход;
- «Весенний лед толст,
да прост; осенний —
тонок, да цепок».
08.10
«Вода - это
жизнь».
- продолжать знакомить детей с
самым
важным
компонентом
природы
-
водой,
без
которой
невозможна жизнь на планете Земля
- систематизировать и расширить
представления
детей
о
свойствах
воды.
- формировать осознанное, бережное
отношение
к
воде
как
важному
природному ресурсу
-
беседа
«Вода
–
это
жизнь»;
- опыт с семенами;
-
сказка
о
дождинке,
которая
хотела
напоить
дерево.
Природные
источники РК
- речевая игра «Вода –
это… »;
15.10
«Ветер
–
движение
воздуха».
-познакомить
детей
с
причиной
возникновения ветра;
-расширить
представления
о
свойствах
воздуха;
горячий
поднимается
вверх
(легкий),
холодный
опускается
вниз
(тяжелый);
-расширить
представление
о
явлениях неживой природы-ветер;
-закрепить
правила
безопасного
поведения с огнем.
- загадки;
-
стихотворение
М.
Исаковского.
«Осторожно ветер»;
- опыт со свечкой;
- опыт с вертушками.
Приметы
коми
народа
«ветер
с
востока
–
жди
дождя»
«Если
на
Покров
ветер с востока – к
холодной зиме»
- речевая игра «Каким
бывает ветер»;
-
дыхательное
упражнение
«Задуй
свечку»
22.10
«Чистый и
загрязнённ
ый
воздух».
Дать
детям
элементарное
представление
о
воздухе,
об
источниках загрязнения воздуха, о
значении чистого воздуха для нашего
здоровья.
- игра «Кому нужен чистый
воздух»
- беседа «Польза и вред
транспорта»;
Предприятия нашего
города.
Предложения с союзом
потому что.
29.10
«Земля
-
кормилица
».
Познакомить
с
процессом
образования
почвы.
Дать
представление о почве и ее составе.
- Экологическая сказка
«Жила была Земля!»
Образцы почв
Без хозяина земля –
круглая сирота.
05.11
«Песок
и
глина».
-
познакомить
детей
с
такими
компонентами неживой природы, как
песок и глина, их свойствами;
- показать чем они похожи и чем
отличаются;
- познакомить детей с некоторыми
живыми организмами, живущими в
песчаных
местообитаниях,
и
их
приспособленностью
к
таким
условиям.
- опыты с песком и глиной;
- стихотворения Л.Квитко
«На
песке»,
С,Маршака
«Желтая
страница»
(фрагмент), Г,Ладонщикова
«Золотистая гора»;
- лепка из глины.
Глиняная посуда
Крынка для молока –
йов доз, горшки для
хранения
сметаны,
творога
–
кашник,
плошки
(широкие
сосуды)
–тасьтi,
сковородки – латка
Речевая игра «Какой?
Какая?»
12. 11
«Камни».
-дать представление о том, что камни
бывают разные: морские, речные,
ценные
(мрамор,
гранит,
драгоценные);
-
познакомить детей с некоторыми
живыми организмами, живущими в
каменистых
местах,
и
их
приспособленностью
к
таким
условиям.
-
стихотворение
В.Кудрявцевой
«Алмазная
гора», сказка Н.А.Рыжовой
«О
чем
шептались
камешки»;
- коллекция камней;
- презентация «Кто здесь
живет»
Агат,
аметист,
лазурит.
Плато Маньпупунер.
Образование
относительных
прилагательных
19.11
«Лес
как
экологичес
кая
система».
- дать детям представления о лесе,
как
многоярусном
многоэтажном
доме, где все растения и животные
занимают
определенную
экологическую нишу и находятся в
тесных взаимоотношениях.
- игра «Этажи леса»;
Печоро – Илычский
заповедник.
Образование
уменьшительно-
ласкательных
прилагательных.
26.11
«Путешест
вие
в
лесную
школу».
- способствовать развитию общей
культуры
поведения,
бережного
отношения к природе.
- игра «Этажи леса»;
- оригами «лиса, волк»;
- С.Воронина «Полосатая
спинка»
Лес - вор
- игра «Чей детеныш?»
- бор, ельник, березняк
03.12
«Дары
леса».
-
дать
детям
представление
о
разнообразии грибов и ягод;
- рассказать о правилах сбора грибов
и ягод;
- обратить внимание на то, что и
ядовитые
грибы
нужны
лесу
и
животным.
-
стихотворение
П.Синявского
«Грибная
электричка»;
-
экологическая
сказка
«
Война грибов»
-
игра
«Сьедобные
-
несъедобные»;
-
игра
«Четвертый
лишний»;
- оригами «земляничка»;
- игра «У медведя во бору».
Альбом
«Ягоды
наших лесов»
Словесная игра «Куст
какой…»
10.12
«Царство
грибов».
- познакомить детей с грибами, где
они растут;
-
дать
понятие
съедобные
и
несъедобные грибы.
-
экологическая
сказка
«Благородный гриб»;
- оригами «грибок»;
-
создание
коллажа «На
лесной полянке».
Презентация «Грибы
наших лесов»
Попевка
«Беленький
груздочек»
17.12
«Как
деревья
готовятся к
зиме».
-
познакомить
с
разнообразием
деревьев;
- объяснить, что в природе ничего не
происходит случайно;
- опавшие листья нужны растениям
зимой и осенью на земле.
-
сказка
про
дерево
А.В.Староверова из книги
«Приключение
бельчонка
Кисточки»;
-
создание
макета
«Что
нужно дереву для жизни»;
- журнал «Свирель» №6
1996 г. стр.26 «История
елки».
Презентация
«Деревья
наших
лесов»
- игра «Я знаю пять
названий деревьев…»;
- игра «Один - много».
24.12
«Жители
леса».
-
формировать
представление
о
растениях и животных леса;
-
расширять
представления
о
взаимосвязи
растительного
и
животного мира.
- презентация загадки;
- игра «Этажи леса»
Волк – кöин
Лиса – руч
Заяц – кöч
Медведь - ош
-
дыхательные
упражнения
«Согреем
лапки»;
-
игра
«Назови
детеныша».
14.01
«Кто
главный
в
лесу».
- формировать у детей представление
о взаимосвязи обитателей леса, их
пищевой зависимости друг от друга;
- учить составлять пищевые цепочки.
- игра «Кто чем питается?»;
-
игра
«Хищные
или
травоядные»;
-
составление
простых
пищевых цепочек
Составление
пищевых
цепочек
животных
наших
лесов.
Игра «1 – 3 - 5»
21.01
«Правила
безопаснос
ти в лесу».
- изучить с детьми нормы и правила
поведения в лесу;
- побуждать детей к фантазии и
творчеству;
- вызывать у них желание вносить
посильный
вклад
в
природоохранительное
воспитание
населения.
- закрепить правила поведения в лесу
во время пожара;
- игра «Можно - нельзя»;
- игра «Вместе по лесу
идем»
-
игра
«Съедобное
-
несъедобное».
Пальчиковая
гимнастика
«Лесные
цветы»
28.01
«Красная
книга»
- рассказать детям о том, какой
ущерб нанес природе человек своим
неразумным поведением;
- познакомить с понятием «Красная
книга».
-
презентация
Красная
книга РФ;
-
видеофильм
«по
страницам Красной книги»;
- рассматривание Красной
книги.
-
создание
книжки
–
малышки «Красная книга
РК»
Красная
книга
Республики Коми
Исчезающий,
природоохранный
04.02
«Водоем
как
экосистема
».
- познакомить детей с многообразием
растений и животных водоема;
-
дать представление о том, как
особенности
строения
и
образа
жизни
связаны
с
условиями
проживания в водной среде;
-
дать
представление
о
природоохранной
деятельности
человека по сохранению водоемов.
-
аудиозаписи
«Дождь»,
«Море», «Ручеек»;
- презентация «Водоем»;
- рассматривание картины
«Кому нужна вода»;
- словесные игры: «Какой
бывает вода?», «Четыре
стихии»;
- игра «Ручеек».
Водоемы РК
Реки
Сысола
и
Вычегда.
Игра «Один - много»
11.02
«Кто живет
в
реке
и
озере?».
-
познакомить
детей
с
представителями водных животных;
-
показать
из
особенности,
приспособленность к жизни именно в
водной среде;
- разъяснить необходимость охраны
этих животных и среды их обитания.
- беседа «У воды, на воде, в
воде (река – среда обитания
животных и растений);
-
моделирование
«Как
рождается река»;
-
-
экологическая
сказка
«Как люди речку
обидели».
-альбом с игровыми
заданиями «Что ты
знаешь
о
рыбах
Коми края»
Рыба
–
чери
Подлещик - ляпа
Речевая игра «Большой
- маленький»
18.02
«Путешест
вие
капельки».
Познакомить детей с некоторыми
свойствами воды.
-
чтение
«Сказки
о
круговороте
воды»
Н.Болтачева
- сочинение экологической
сказки
«Приключения
Ручейка»
Пальчиковая
гимнастика «Капли»
25.02
«Водоемы
в беде».
-
привить
навыки
экологически
грамотного
поведения
во
время
пребывания на водоемах;
-
научить
любоваться
реками,
озерами,
понимать
необходимость
бережного
к
ним
отношения
и
последствий
экологически
неграмотного поведения.
- уроки Тетушки Совы;
Национальный парк
«Югыд ва»
Составление короткого
рассказа
04.03
«Правила
безопаснос
ти на воде
и
вблизи
водоема».
- изучить с детьми нормы и правила
поведения на воде и вблизи водоема;
- побуждать детей к фантазии и
творчеству;
- вызывать у них желание вносить
посильный
вклад
в
природоохранительное
воспитание
населения.
- проблемные ситуации;
- уроки Тетушки Совы;
- Волшебная книга МЧС;
-
рисование
«Экологические
знаки,
охраняющие
и
сберегающие воду».
11.03
«Красная
книга»
- познакомить с некоторыми видами
растений,
животных
и
рыб,
занесенных в Красную книгу;
- формировать понятия о том, как
нужно беречь окружающую среду.
-
презентация
«Какие
растения
и
животные
водоемов
занесены
в
Красную книгу»;
-
создание
книжки
–
малышки «Красная книга
РК»
Животные
и
растения,
занесенные
в
красную книгу РК
Пальчиковая
гимнастика
«Полевые
цветы»
18.03
«Луг
как
экосистема
»
-
формировать
представления
о
взаимосвязи всех компонентов живой
и неживой природы;
- познакомить детей с полевыми
цветами и травами;
- научить любоваться травянистыми
растениями, видеть и воспринимать
их красоту.
- загадки;
-
презентация
«Что
мы
знаем о насекомых?»;
- дидактическая игра «Кто,
где живет?»;
- музыкальная игра «Узнай,
чей голос»;
- составление схем питания
животных луга.
Презентация
«Животные
и
насекомые, которые
живут на лугу».
Дыхательное
упражнение «подуй на
одуванчик»
25.03
«Насекомы
е».
-
дать
детям
элементарные
представления о классе Насекомых;
- рассказать о полезной деятельности
муравьев и пчел и о том.
- В. Бианки «Счастливый
жучок»;
-
дидактическая
игра
«Четвертый лишний»;
- дидактическая игра «Что
сначала, что потом».
Бабочка – бобув
Насекомое – гаг
Муравей -кодзувкот
Гимнастика
для
глаз
«Про жука»
01.04
«Как
растут
растения».
-
уточнить
и
систематизировать
знания о растениях (цветах);
- обобщить представления о росте и
развитии растений.
-
изображение
схем-
моделей:
«Признаки
живого»,
«Строение
растения»,
«Функции
корня»;
- игра «Чей листок?»
-
М.Пришвин
«Золотой
луг».
Презентация
«растения
города
Сыктывкара»
Игра «Назови ласково»
08.04
«Лекарстве
нные
растения».
-
познакомить
детей
с
лекарственными растениями;
- дать знания о простейших способах
использования
некоторых
лекарственных растений для лечения,
о правилах их сбора.
-
презентация
«Лекарственные растения»;
-
правила
сбора
лекарственных растений
Создание книжки –
малышки
«Лекарственные
растения Коми края»
Дыхательное
упражнение
«Сдуй
листок»
15.04
«Животные
».
- познакомить детей с разнообразием
животного мира луга;
- воспитывать бережное отношение к
природе.
- презентация «Кто живет
на лугу»;
-
создание
макета
«Муравейник».
Птица - кай
д/игра «Что за зверь?»
22.04
Пищевые
цепочки
- расширять представления детей о
пищевой зависимости животных;
-
развивать
умение
выстраивать
«пищевые цепочки»;
- воспитывать бережное отношение к
природе.
- д/игра «Кто что ест?»;
-
составление
простых
пищевых цепочек
Мышь – шыр
Комар – ном
Журавль – тури
Игра «Какой? Какая?
Какое?»
29.04
«Правила
безопасног
о
поведения»
- закрепить у детей знания о
культуре поведения на природе;
- учить их верно оценивать свои
поступки и поступки окружающих;
- побуждать детей к фантазии и
творчеству;
- вызывать у них желание вносить
посильный
вклад
в
природоохранительное
воспитание
населения.
-
презентация
«Опасные
ситуации»;
- рисование напоминающих
знако;
-
экологическая
сказка
«Маша и медведь».
-
Пальчиковая
гимнастика
«Солнышко»
06.05
«Красная
книга»
-ознакомить с некоторыми видами
обитателей
луга,
занесенных
в
красную книгу;
- учить анализировать, устанавливать
причинно - следственные связи.
-
презентация
«Какие
растения,
насекомые
и
животные луга занесены в
Красную книгу»;
- чтение рассакза «Морские
коровы»;
-
видеофильм
«Красная
книга России».
создание книжки –
малышки
«Красная
книга РК»
Игра «Один - много»