"Декоративно-прикладное творчество"

Автор: Дьяченко Наталия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮЦ "Развитие"
Населённый пункт: город Шебекино Белгородской области
Наименование материала: дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Декоративно-прикладное творчество"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

3
Пояснительная записка
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство проникает в душу, благотворно влияет на формирование современного человека. Произведения декоративно – прикладного искусства наполняют и украшают быт. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Дополнительная общеразвивающая программа «Сувенир»

художественной направленности
создана на основе педагогического опыта, учитывает интересы учащихся. Программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает творческую ценность бытового предмета, декоративного стиля, художественного изображения, связывает народную культуру с общечеловеческими ценностями. Также осуществляется формирование творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой деятельности. Программа вводит учащихся в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы
– формирование художественной культуры учащихся, как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Задачи программы

Образовательные:
- расширять знания и умения в области декоративно-прикладного творчества;
4 - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения; - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, формы, применения различных материалов; - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики; - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; - развивать творческие способности учащихся;
Воспитательные:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание; - воспитывать любовь к своей родине, к традиционному народному искусству; - добиться самостоятельности детского творчества. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания по сложности соответствуют возрастным возможностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия. Программа предполагает организацию деятельности учащихся в форме занятий, совместной работы учащихся и педагога, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Условия реализации программы.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, участвующих в ее реализации. Младший школьный возраст

характеризуется возросшей физической выносливостью, повышенной работоспособностью, большими познавательными способностями, что позволяет детям овладеть новым видом ведущей деятельности - учебой. Однако в целом учащимся данного возраста присущи непоседливость, повышенная эмоциональность, высокая утомляемость, что требует чередования видов деятельности в процессе проведения занятия, включения игровых моментов, проведения физкультминуток, позволяющих исключить всякого рода перегрузки, утомляемость ребенка. Программа в полной мере учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, отличающиеся резкой дифференциацией по интересам, способствует саморазвитию, самопознанию, самореализации подростков. Программа творческой мастерской «Сувенир» реализуется 2 учебных года (по 156 часов). Данная программа п редназначена для учащихся 9-13 лет. Набор в группы проводится на общих основаниях, без специального отбора. Количество учащихся в группах 10-12 человек. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий – 2 учебных часа. Обучение проводятся в кабинете, оснащённом учебной мебелью (учебные столы и стулья, стеллажи или шкафы для хранения методических и расходных материалов), наглядным, раздаточным, расходным материалом, литературой по темам программы,
5 имеются материалы на цифровых носителях. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся в рамках объединения. Имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы. В программу включены следующие разделы: 1. Поделки из бисера. 2. Лепка. 3. Бумажные фантазии. 4. Поделки из лент. 5. Шерстяные фантазии. 6. Практическая деятельность. Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: 1. Исторический аспект. 2. Связь с современностью. 3. Освоение основных технологических приемов, выполнение обучающих заданий. 4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных). Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас учащихся. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий учащиеся приучаются работать по плану: 1. Эскиз. Технологическая карта. 2. Воплощение в материале. 3. Выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует учащихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно- прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и выставках районного, областного, всероссийского и международного уровня. Для занятий учащимся необходимо иметь:  Бисер  Проволоку для бисера  Салфетку тканевую для работы с бисером  Нитки для вышивки бисером  Бисерные иглы  Шерсть для валяния  Иглы для валяния  Ленты для вышивания  Канву  Иглы с широким ушком  Пластика для лепки  Солёное тесто для лепки
6  Пластилин  Бумагу для квиллинга  Клей  Картон  Ножницы  Простой карандаш  Альбом для эскизов  Заготовки для скрапбукинга
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания: -Практическим (упражнения, практические задания, практикумы, творческий проект); -Наглядным (использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов); -Традиционным (, конкурс, выставка-презентация, викторина, ярмарка, мастер- класс, праздник);
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения учащиеся получают
знания
: - о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; - о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; - о видах декоративно - прикладного искусства; - о исконно русских народных промыслах; - о различных видах работы с бисером, пластилином, шерстью, бумагой. - о сочетании различных материалов при изготовлении поделок; - о проектной деятельности.
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями; - последовательно выполнять работу (замысел, эскиз, выбор материала, поэтапное изготовление поделки). Форма подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Сувенир» - проведение текущего контроля в форме тестирования, выполнения практических и прикладных заданий, а также участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах декоративно-прикладного творчества
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
№ Наименование разделов и тем Всего часов Практические занятия Теоретически е занятия
1.

Вводное занятие

2

1.1.
Введение в программу. 1 1
1.2.
Игры-коммуникации. 1 1
2.

Правила безопасного поведения

4
4
2.1
Техника безопасности при работе с различными инструментами. 1 1
2.2
Техника безопасности во время занятий. 1 1
7
2.3
Техника безопасности во время ЧС. 1 1
2.4
Противопожарная техника безопасности. 1 1
3.

Поделки из бисера.

34

3.1
Знакомство с искусством бисероплетения. 4 4
3.2
Цветы, плетенные из бисера. 10 10
3.3
Животные, плетённые из бисера. 10 10
3.4
Творческий проект «Сувенир другу». 10 10
4.

Лепка.

36

4.1.
Исторический аспект ремесла. Виды. Приёмы. Современные тенденции. 4 4
4.2.
Пластилинография. Картины из пластилина. 14 14
4.3
Лепка по мотивам народных игрушек. 6 6
4.4.
Лепка из солёного теста, холодного фарфора. 10 10
4.5.
Выставка – презентация поделок. 2 1 1
5.

Бумажные фантазии.

28

5.1
Скрапбукинг. История и основы скрапбукинга. 2 2
5.2.
Открытки в технике скрапбукинг. 10 10
5.3.
Декупаж. История и основы техники декупажа. 2 2
5.4.
Поделки в технике декупаж. 10 10
5.5.
Творческий проект «Декупаж ». 4 4
6.

Поделки из лент.

20

6.1.
Плетение из лент. 10 8 2
6.2.
Вышивка лентами. 10 8 2
7.

Шерстяные фантазии.

24

7.1.
История фильцевания. Приёмы и виды работы с шерстью. 2 2
7.2.
Шерстяная «акварель». Картины из шерсти. 6 6
7.3.
Коллаж в смешанной технике. 6 6
7.4.
Сухое мокрое валяние из шерсти. Игрушки, сувениры. 8 8
7.5.
Выставка – презентация поделок из шерсти. 2 2
8.

Практическая деятельность.

6

8.1.
Выполнение индивидуальных творческих проектов по разделам программы. 4 4
8.2.
Организация и проведение выставки- презентации. 2 2
9.
Итоговое занятие.
2
2
Всего:

156 ч.
135ч. 21ч.
8
Содержание программы 1-го года обучения.

1.Вводное занятие. 2ч.
1.1. Введение в программу. Теория: Ознакомительная беседа. 1.2. Игры – коммуникации. Практика: Игры, направленные на сплочение детского коллектива: «Пантомима», «Эхо», «Почта».
2. Правила безопасного поведения. 4ч.
2.1. Техника безопасности при работе с различными инструментами. 2.2. Техника безопасности во время занятий. Изготовление памяток «Безопасность во время занятий». 2.3. Техника безопасности во время ЧС. 2.4. Противопожарная техника безопасности. Оформление тематической выставки рисунков.
3. Поделки из бисера. 34ч.
3.1. Знакомство с искусством бисероплетения. 4ч. Теория: История бисероплетения. Материалы и инструменты для бисероплетения. Знакомство с подборкой материалов о видах бисера, техниках бисероплетения, практическом применении изделий из бисера. Практика: Упражнения по изготовлению сувенира из бисера. Освоение техник плетения бисером (параллельное, французское, объёмное) 3.2. Цветы, плетенные из бисера. 10 ч. Практика: Техника параллельного плетения. Плетение дугами на проволоке. Изготовление поделок «Фиалки», «Лилии», «Пёстрый букет». 3.3. Животные, плетённые из бисера. 10 ч. Практика: Объёмное плетение. Изготовление поделок «Домашние животные», «Морские жители», «Дикие животные», «Бабочки». 3.4. Творческий проект «Сувенир другу». 10 ч. Практика: Выбор тематики поделки. Эскиз, технологическая карта, подбор материала. Изготовление изделия. Презентация проектов.
4. Лепка. 36 ч.
4.1. Теория: Исторический аспект ремесла. Виды лепки. Приёмы лепки. 4 ч. 4.2. Пластилинография. Панно из пластилина. 14 ч. Практика: Приёмы пластилинографии: примазывание, скатывание и раскатывание, Материалы и инструменты. Изготовление панно «Сказочная страна», «Народные мотивы», «Детские фантазии». 4.3. Лепка по мотивам народных игрушек. 6 ч. Практика: Изготовление игрушек по мотивам народных промыслов (дымковская игрушка, каргопольская игрушка, белгородская игрушка) 4.4. Лепка из солёного теста, холодного фарфора. 14 ч. Практика: Изготовление холодного фарфора, солёного теста. Приспособления и инструменты для работы с холодным фарфором и солёным тестом. Приёмы лепки из холодного фарфора и солёного теста. Изготовление поделки «Цветочная фантазия». Изготовление сувенира «Кукольный мир», панно «Луговые цветы», «Земляничные фантазии», «Корзина с цветами».
9 Изготовление декоративных элементов из солёного теста: «шиповник», «розочки», «шишка», «ракушка», «яблочки». 4.5. Выставка – презентация поделок из солёного теста, холодного фарфора и глины. 2 ч. Теория: подготовка сопроводительного материала к выставке – презентации по разделам программы «Лепка». Практика: оформление выставки.
5. Бумажные фантазии. 28 ч.
5.1. Скрапбукинг. История и основы скрапбукинга. 2 ч. Теория: исторический аспект возникновения и видов скрапбукинга. 5.2. Открытки в технике скрапбукинг. 10ч. Практика: Составление технологической карты изготовления открыток в технике скрапбукинг. Разработка эскизов, подбор материалов. Изготовление открыток с тематикой «Новый год», «День Защитника Отечества», «8 марта», «День Защитника Отечества», «Пасха», «День победы», «С днём рождения». 5.3. Декупаж. История и основы техники декупажа. 2 ч. Теория: История возникновения и виды декупажа. Ознакомление с материалами об искусстве декупажа (литература, презентация). Освоение техники декупаж. 5.4. Поделки в технике декупаж. 10 ч. Практика: Изготовление поделок в технике декупаж: «Шкатулочка», «Подарок кулинару», «Ключница». 5.5. Творческий проект «Декупаж ». 4ч. Практика: Подбор материала к проекту. Практическая часть проекта. Презентация проектов.
6. Поделки из лент. 20ч.
6.1. Плетение из лент. 10 ч. Теория: Исторический аспект. Приёмы плетения. Практическое применение плетения из лент в дизайне одежды, в интерьере. Практика: изготовление из лент декоративных элементов: «розочка», «лист», «корзинка». Браслет из лент и бусин. Шкатулка «Шёлковые розы». Игольница «Цветочное настроение». Топиарий «Дерево счастья». 6.2. Вышивка лентами. 10 ч. Теория: Исторический аспект. Приёмы вышивания отдельных элементов. Просмотр тематических материалов. Практическое применение изделий, выполненных в технике вышивка лентами. Практика: вышивка панно «Букет», «Народный хор», «Палисадник». Вышивка футляра для телефона, очков «Фантазия». Шкатулка «Сувенир рукодельнице».
7. Шерстяные фантазии. 24 ч.
7.1. История фильцевания. Приёмы и виды работы с шерстью. 2 ч. Теория: Исторический аспект. Приспособления и инструменты для фильцевания. Сухое и мокрое валяние. Практическое применение изделий из валяной шерсти. 7.2. Шерстяная «акварель». Картины из шерсти. 6 ч.
10 Практика: Изготовление панно в технике «шерстяная акварель»: «Дружная семейка», «Морской пейзаж», «Снегири», «Осенний парк». 7.3. Коллаж в смешанной технике. 6 ч. Практика: Изготовление коллажей: «Там, где детство», «Символ года», «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». 7.4. Сухое и мокрое валяние из шерсти. Игрушки, сувениры. 8 ч. Практика: изготовления сувенира – брелока «Яблочко», «Котёнок», «Футбольный мяч». Мокрое валяние. Изготовление декоративных элементов «Цветок», «Ёлочные украшения», брошь «Весенний букет». 7.5. Выставка – презентация поделок из шерсти. 2 ч.
8. Практическая деятельность. 6ч.
8.1. Выполнение индивидуальных творческих проектов по разделам программы «бумажные фантазии», «Лепка», «Бисероплетение», «Поделки из лент», «Шерстяные фантазии» 4 ч. 8.2. Организация и проведение выставки-презентации 2 ч.
9.Итоговое занятие. 2ч.

К концу 1-го года обучения дети должны

знать:
 правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;  Историю и роль декоративно - прикладного искусства в жизни человека;  виды декоративно - прикладного искусства;  исконно русские народные промыслы;  различные виды работы с бисером, пластилином, шерстью, бумагой, ленами;
Уметь:
 изготавливать сувениры из различных материалов;  разрабатывать технологическую карту изготовления поделки;  на практике применять элементы декораторского искусства.
Учебно-тематический план 2-го года обучения.
№ Наименование разделов и тем Всего часов Практические занятия Теоретические занятия
1.

Вводное занятие

2
1.1. Мастер-класс. 1 1 1.2. Кроссворд, викторина. 1 1
2.

Правила безопасного поведения

4
2.1 Техника безопасности при работе с различными инструментами. 1 1 2.2 Техника безопасности во время занятий. 1 1 2.3 Техника безопасности во время ЧС. 1 1 2.4 Противопожарная техника безопасности. 1 1
3.

Поделки из бисера.

34

3.1
Современный дизайн и применение изделий из бисера. 4 4
11
3.2
Бижутерия, плетенная из бисера. 10 10
3.3
Сувениры из бисера. 10 10
3.4
Творческий проект «Сувенир другу». 10 10
4.

Лепка.

34

4.1.
Виды современной керамики. 4 4
4.2.
Пластилинография. Сувениры, выполненные в технике пластилинография. 14 14
4.3
Холодный фарфор. Дизайнерские куклы. 6 6
4.4.
Лепка из солёного теста. Панно и сувениры из солёного теста. 8 8
4.5.
Выставка – презентация поделок. 2 2
5.

Бумажные фантазии.

28

5.1
Скрапбукинг в современном дизайне. 2 2
5.2.
Альбом в технике скрапбукинг. 10 10
5.3.
Декупаж. Применение техники декупаж в интерьере. 2 2
5.4.
Сувениры в технике декупаж. 10 10
5.5.
Творческий проект «Декупаж ». 4 4
6.

Поделки из лент.

18

6.1.
Применение искусства вышивки лентами в оформлении предметов быта и дизайне интерьера. 4 2 2
6.2.
Вышивка лентами. 14 12 2
7.

Шерстяные фантазии.

28

7.1.
Современный дизайн фильцевания. 2 2
7.2.
Шерстяная «акварель». Дизайнерские панно из шерсти. 8 6 2
7.3.
Бижутерия из шерсти. 8 6 2
7.4.
Сухое мокрое валяние из шерсти. Сувениры. 8 8
7.5.
Выставка – презентация поделок из шерсти. 2 2
8.

Практическая деятельность.

6

8.1.
Выполнение индивидуальных творческих проектов по разделам программы 4 4
8.2.
Организация и проведение выставки-презентации. 2 2
9.
Итоговое занятие.
2
2
Всего:

156 ч.
132ч. 24ч.
Содержание программы 2 -го года обучения.

12
1.Вводное занятие. 2ч.
1.1. Мастер-класс. Практика: Демонстрация приёмов изготовления поделок из шерсти, лент, холодного фарфора. 1.2. Кроссворд, викторина. Практика: разгадывание тематического кроссворда, викторина на тему «Декоративно-прикладное творчество».
2. Правила безопасного поведения. 4ч.
Теория: 2.1. Техника безопасности при работе с различными инструментами. Теория: 2.2. Техника безопасности во время занятий. Теория: 2.3. Техника безопасности во время каникул. Теория: 2.4. Противопожарная техника безопасности.
3. Поделки из бисера. 34ч.
3.1.. Современный дизайн и применение изделий из бисера. 4ч. Теория: Презентация «Современный бисер». Мастер-класс от педагога по изготовлению сувенира из бисера. 3.2.Бижутерия, плетенная из бисера. 10 ч. Практика: Техника плетения классического жгута. Французское плетение. Вышивка бисером. Изготовление поделок «Брошь», «Браслет», «Подвеска». 3.2. Сувениры из бисера. 10 ч. Практика: Объёмное плетение, вышивка. Изготовление композиций «Африка», «Тайны океана», «Летняя». 3.4. Творческий проект «Сувенир другу». 10 ч. Практика: Выбор тематики поделки. Эскиз, подбор материала. Плетение изделия. Презентации проектов.
4. Лепка. 34 ч.
4.1. Виды современной керамики. 4 ч. Теория: Обзор современных керамических изделий различных стран. Подготовка сообщений учащихся по теме. 4.2. Пластилинография. Сувениры, выполненные в технике пластилинография. 14 ч. Практика: Изготовление панно «Старые сказки», «Детский хор», «Сон-слон», «Юность». 4.3. Холодный фарфор. Дизайнерские куклы.6 ч. Практика: Изготовление элементов дизайнерских кукол из холодного фарфора. Оформление изделий. 4.4. Лепка из солёного теста. Панно и сувениры из солёного теста. 8 ч. Практика: Изготовление панно из холодного фарфора «Театр масок». 4.5. Выставка – презентация поделок из солёного теста и глины.. 2 ч. Теория: подготовка сопроводительного материала к выставке-презентации.
5. Бумажные фантазии. 28 ч.

13 5.1. Скрапбукинг в современном дизайне. 2 ч. Теория: Сообщения детей по теме. Обзор материала по теме «Скрапбукинг». 5.2. Альбом в технике скрапбукинг. 10ч. Практика: Составление технологической карты изготовления альбома в технике скрапбукинг. Разработка эскизов, подбор материалов. Изготовление альбомов с тематикой «Мой дневник», «Ежедневник», «Альбом для друзей», «Мои увлечения», «Кулинарная книга». 5.3. Декупаж. Применение техники декупаж в интерьере.2 ч. Теория: Сообщения детей о различных стилях в дизайне интерьеров. Ознакомление с материалами о применении декупажа в различных по стилю интерьерах. 5.4. Поделки в технике декупаж. 10 ч. Практика: Изготовление поделок в технике декупаж: «Шкатулочка», «подарок кулинару», «Ключница». 5.5. Творческий проект «Декупаж ». 4ч. Практика: Подбор материала к проекту. Практическая часть проекта. Презентация проектов.
6. Поделки из лент. 18 ч.
Теория: 6.1. Применение искусства вышивки лентами в оформлении предметов быта и дизайне интерьера. 4 ч. Теория: просмотр тематического материала. Разработка дизайн – проекта с применением изделий, вышитых лентами. Практика: Разработка дизайн – проекта с применением изделий, вышитых лентами. 6.2. Вышивка лентами. 14 ч. Теория: Просмотр тематических материалов. Разработка технологической кары по теме «Вышивка лентами». Практика: Изучение приёмов вышивки лентами. Вышивка декоративного панно «Времена года». Изготовление шкатулки «Цветочные мотивы».
7. Шерстяные фантазии. 28 ч.
7.1. Современный дизайн фильцевания. 2 ч. Теория: просмотр тематического материала. Разработка технологической карты по изготовлению элементов поделок в технике фильцевания. 7.2. Шерстяная «акварель». Дизайнерские панно из шерсти. 8 ч. Теория: просмотр альбомов художников - дизайнеров, работающих с шерстью: Ирины Андреевой, Джо Вуда. Изготовление эскизов по темам дизайн - проектов: панно «Бисер на войлоке», «Брошь», «Игрушка». Практика: Изготовление панно «Бисер на войлоке», «Брошь», «Игрушка». «Осенний пейзаж», «Берёзовая роща», «Ветка рябины». Изготовление игрушек в технике сухого валяния «Котик», «Смешарик». 7.3. Бижутерия из шерсти. 8 ч. Теория: просмотр тематического материала. Разработка технологической карты этапов изготовления поделок. Практика: изготовление дизайнерской броши «Листочек», «Кабошон». 7.4. Сухое и мокрое валяние из шерсти. Сувениры. 8 ч.
14 Практика: изготовление сувенира – брелка «Футбольный мяч», «Символ года». Мокрое валяние. Изготовление декоративных элементов «Осенний лист», «Рождественский венок», композиции «Букет». 7.5. Выставка – презентация поделок из шерсти. 2 ч.
8. Практическая деятельность. 6 ч.
8.1.Выполнение индивидуальных творческих проектов по разделам программы «Вышивка лентами», «Шерстяные фантазии», «Бисероплетение», «Лепка».4ч 8.2. Организация и проведение выставки-презентации 2 ч.
9.Итоговое занятие.
2ч.
К концу 2-го года обучения дети должны
иметь
знания
: -о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; -видах декоративно - прикладного искусства; -исконно русских народных промыслах; - материалах и сочетании различных материалов при изготовлении поделок, -технологии ручной обработки материалов; - о правилах создания предметов рукотворного мира; -о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
умения
: -применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами и приспособлениями; -осуществлять элементарную проектную деятельность индивидуально, и в малых группах; -выполнять оптимальные и доступные технологические приёмы обработки материалов; -выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла.
Методическое обеспечение
Методика работы с учащимися строится на основе личностно- ориентированного взаимодействия, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность учащихся, побуждая их к творческому выполнению заданий. Занятия содержат познавательный теоретический материал, соответствующий возрастным особенностям учащихся в сочетании с практическими заданиями, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки. Для успешного освоения дополнительной общеразвивающей модифицированной программы «Сувенир» применяются следующие формы проведения занятий:  практическое занятие;  упражнение;  творческий проект;  конкурс;  выставка-презентация;  мастер-класс;  праздник.
15 Программа обеспечена дидактическим, наглядным материалом по всем разделам программы. 1.Подборка кроссвордов, викторин, занимательных фактов по правилам безопасного поведения и декоративно – прикладному творчеству:  Кроссворд «Безопасная дорога»  Викторина «Пожарная безопасность»  Кроссворд «Мир творчества»  Ребусы: «Правила пешехода», «Безопасная улица», «Шкатулка мастера». 2.
Раздел программы «Бисероплетение»:
 подборка мастер-классов на электронных носителях;  книги по бисероплетению (см. Литература, пункты № 11, 12, 23);  папка с материалами по бисеропетению: схемы, фотографии, технологичекие карты;  образцы изделий из бисера. 3.
Раздел программы «Лепка»:
 подборка мастер-классов на электронных носителях;  книги по лепке (см. Литература, пункты № 13, 15, 16);  папка с материалами по лепке: эскизы, фотографии, технологичекие карты;  образцы лепных изделий. 4.
Раздел программы «Бумажные фантазии»:
 подборка мастер-классов на электронных носителях;  книги по работе с бумагой (см. Литература, пункты № 5, 14,17, 20, 21);  папка с материалами по скрапбукингу и декупажу: фотографии, технологичекие карты;  образцы изделий, оформленные в технике «Декупаж» и «Скрапбукинг». 5.
Раздел программы «Поделки из лент»:
 подборка мастер-классов на электронных носителях;  книги по теме «Поделки из лент» (см. Литература, пункты № 9, 22);  папка с материалами по вышивке лентами и поделкам из лент: фотографии, технологичекие карты, эскизы, папка «Идеи для вышивки лентами »;  образцы изделий, выполненные в технике вышивка лентами. 6.
Раздел программы «Шерстяные фантазии»:
 подборка мастер-классов на электронных носителях;  книги по теме «Фильцевание и валяние из шерсти» (см. Литература, пункты № 4, 7);  папка с материалами по фильцеванию и валянию из шерсти: фотографии, технологичекие карты, эскизы;  образцы изделий из шерсти, выполненные в технике фильцевание, шерстяная акварель, сухое и мокрое валяние. В кабинете детского объединения оформлена постоянно действующая выставка литературы по разделам программы и образцов готовых изделий, выполненных в различных техниках. Обеспечивается «успех первого занятия». Учащимся задаются несколько вопросов, ответы на которые выявляют их желания заниматься различными видами декоративно-прикладного искусства. Вызывается интерес к дальнейшим занятиям. Отмечаются искренность, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру. Выслушиваются ответы, не показываются своё
16 отрицание даже мимикой, взглядом. Учащийся вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, видит и чувствует. В конечном итоге занятия приносят учащимся чувство удовлетворения, легкости, радости и желание прийти на занятие снова.
Литература

1.
«Всеобщая Декларация Прав Человека».
2.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». От 29.12.12. N 273 – ФЗ.
3.
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
4.
А. Синекова. Всё о войлоке и фильцевании. «Агентство Дистрибьютор Пресс». 2007.
5.
Анна Зайцева. Модный декупаж. АСТ – Пресс,2013.
6.
В.Ю. Тютиков Основы педагогической технологии. � М.:2000.
7.
Е. Смирнова. Оригинальный войлок. «Питер». 2008
8.
З.А. Каргина. Практическое пособие для педагога дополнительного образования /  М.: Школьная Пресса, 2008.
9.
М. Керик. Вышивка лентами от А, до Я. Ниола 21-й век, 2006.
10.
М. Маникова. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад. развития», Ярославль, 2001.
11.
Морас Ингрид. Животные из бисера. Арт-Родник. 2011.
12.
Н. Белов. Фигурки из бисера. Харвест. 2007.
13.
Н. Ронинц. Пластилиновые картины. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2006.
14.
О. Латышева. Открытки и арт - буки своими руками. Пошаговый мастер-класс. Питер, 2013.
15.
О.Евдокимова. Холодный фарфор. Цветочные фантазии своими руками. Г.Писаренко. Феникс, 2013.
16.
Орен Рони Секреты пластилина. Махаон, 2012.
17.
П. Ждановский. Скрапбукинг. АСТ – Пресс,2013.
18.
Подборка мастер – классов по разделам программы на электронных носителях.
19.
С.Ю. Крикунова. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 2005.
20.
Светлана Юсель. Декупаж. Самая полная энциклопедия. АСТ – Пресс,2014.
21.
Т. Лаптева. Скрапбукинг. Основы искусства оформления фотографий. Эксмо, 2011.
22.
Э. Эрикссон. Шелковые фантазии. Искусство вышивки ленточками. Альбом, 2008.
23.
Энн Бенсон. Вышивка бисером. Мотивы и идеи. Ниола 21 век. 2005.