Напоминание

"Электронные образовательные ресурсы как средство развития цифровой грамотности младших школьников на уроках русского языка"

Авторы: Винникова Валентина Николаевна, Сухарева Евгения Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов мбоу сош 14, старший преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: Город Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Электронные образовательные ресурсы как средство развития цифровой грамотности младших школьников на уроках русского языка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК

СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Винникова В.Н.,

Научный руководитель: Сухарева Е.Е.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A MEANS OF

DEVELOPING DIGITAL LITERACY OF YOUNGER

SCHOOLCHILDREN IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Vinnikova V.N.,

Scientific supervisor: Sukhareva E.E

Аннотация:

в данной статье представлены основные электронные

образовательные ресурсы, применяемые в общеобразовательной школе на

уроках русского языка, которые не только облегчаю доступ к информации,

но

и

позволяют

по-новому

построить

образовательную

систему

и

способствуют развитию цифровой грамотности младших школьников на

уроках русского языка.

Annotation: this article presents the main electronic educational resources

used in secondary schools in Russian language lessons, which not only facilitate

access to information, but also allow you to build an educational system in a new

way and contribute to the development of digital literacy of younger

schoolchildren in Russian language lessons.

Ключевые слова:

электронные образовательные ресурсы, цифровая

грамотность, младшие школьники, УМК, русский язык.

Key words: electronic educational resources, digital literacy, primary school

students, UMK, Russian language.

Требования

к

содержанию

учебного

процесса

изменяются

в

соответствии с развитием технологий, которые с каждым годом переходят на

новый уровень. В 2023 году остро стоит потребность в обучении на основе

современных электронных образовательных ресурсов в соответствии с ФГОС

НОО.

Современные

информационные технологии,

обязывают учителя

применять новые модели обучения, которые не только облегчаю доступ к

информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему

и способствуют развитию цифровой грамотности младших школьников на

уроках русского языка.

Электронные образовательные ресурсы регулируются «Нормативно-

правовыми основаниями реализации электронного обучения и обучения с

использованием

дистанционных

образовательных

технологий

в

общеобразовательных организациях» приняты в 2017 году. Использование

ЭОР способствует учителю экономить время на уроке, глубже погружаться в

материал,

повышать

мотивацию

обучающихся,

даёт

возможность

одновременно использовать на ряду с классическими средствами обучения

аудио-, видео-, мультимедиа материалов, позволяет привлечение разных

видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать [5].

Использование обучающимися электронных образовательных ресурсов

содействует росту успеваемости по русскому языку, позволяет проявить себя

в

новой

роли,

формируют

навыки

самостоятельной

продуктивной

деятельности, способствуют созданию ситуации успеха для каждого ученика,

развитию мотивацию, творческую уверенность.

Для обучающихся ЭОР нового поколения – это существенное

расширение возможностей самостоятельной работы, которая способствует

развитию цифровой грамотности младшего школьника, где можно онлайн

пройти квесты, игры по русскому языку и не только изучить новый материал,

закрепить и повторить старый. Электронные образовательные ресурсы для

начальной школы при грамотном использовании могут стать мощным

инструментом в изучении не только русского языка, но и большинства

других дисциплин [5].

Использование качественных электронных образовательных ресурсов

делает реальным получение адекватного современным запросам школьного

образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов помогает

учителю разнообразить и вывести урок на новый уровень благодаря

электронным образовательным ресурсам, которые созданы для конкретных

систем учебников. Для использования этих ресурсов необходимо в каталоге

выбрать предмет и класс, так, например, в коллекции представлены наборы

электронных образовательных ресурсов и методические материалы к

учебникам Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, к учебникам В.В.

Репкина, Е.В. Восторговой. Все они делятся на следующие разделы: ЭОР для

1-4 классов (рубрика Наборы цифровых ресурсов к учебникам); поурочное

планирование (рубрика Поурочные планирования); методические материалы

(рубрика Методические рекомендации) [2].

Представленные ресурсы используются также на уроках по УМК

«Перспектива», но отбор информации будет осложнён тем, что они

привязаны к планированию уроков по указанным учебникам [1].

Одним из распространённых электронных образовательных ресурсов

для различных систем учебников так же является «Компьютерный практикум

для начальной школы». Он содержит в себе комплекс заданий и игр и

конструкторы уроков по русскому языку для 2-4 классов. Данный ресурс

имеет

методические

рекомендации

и

тематическое

(некалендарное)

планирование. Тематическое планирование ориентировано на комплект

учебников «Школа России» [4].

В группу интерактивных игр включают следующие ресурсы, которые

способствуют поднятия мотивации и интереса на уроках русского языка:

«Прятки», «Тайны слова», «Путешествие во времени», «Изменение глаголов

по временам», «Как включить капель», «Классификатор», «Предложение.

Словосочетание», «Секреты знаков препинания», «Учимся определять

границы предложений в тексте» [4].

Электронной

образовательные

ресурсы,

которые

размещены

в

Медиатеке инструментальной компьютерной среды, как и остальные

систематизированы и объединены в тематические папки, помогающие не

только учителю, но и родителям использовать материалы для подготовки

домашних заданий и повторения пройденного материала. Ресурсы ИУМК

можно использовать при изучении всех разделов курса русского языка

младших школьников

(«Обучение грамоте», «Звуки и буквы», «Состав

слова», «Части речи», «Словосочетание. Предложение. Знаки препинания»,

«Орфография», «Речь. Текст») [4].

Одним из наиболее распространённых электронных образовательных

ресурсов является инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК)

по русскому языку в него входят следующие виды ресурсов: конструкторы

таблицы; анимации; интерактивные игры и задания; тестовые задания;

иллюстративные материалы (предметные картинки для уроков обучения

грамоте, фотоальбом, виртуальная картинная галерея для уроков развития

речи);

ЭОР

смешанного

характера,

совмещающие

функциональные

особенности

конструкторов

таблиц

и

объектов

интерактивного

взаимодействия [3].

К приёмам ресурсов ЭОР различных типов из каталога ИУМК

«Открываю законы родного языка 1-4 классы» относят конструкторы таблиц:

«Касса букв», «Гласные звуки и буквы», «Согласные звуки и буквы», «Части

речи», «Склонение имен существительных», «Три склонения частей речи»,

«Спряжение глаголов» и «Виды текстов» [3].

Для систематизирования и обобщения наблюдений обучающихся при

изучении

разделов

графики,

грамматики,

фонетики

используют

конструкторы таблиц, которые предназначены для обобщения наблюдений

над признаками грамматических категорий, способствует формированию

умения связывать название таблицы с названиями граф, названия граф с их

содержанием.

На

основе

выполняемых

действий

школьники

учатся

переводить информацию из словесного кода в графический и наоборот.

На уроках с использованием ЭОР надо учитывать, то что большой

интерес у младших школьников так же вызывает анимация заданий. В

каталоге ИУМК представлены данные задания по различным темам

(«Каллиграфия», «Безударные гласные в корне слова (учимся пользоваться

правилом)», «Безударные личные окончания глагола (учимся пользоваться

правилом)» и др.) это способствует развитию у детей нестандартного

креативного мышления, что может пригодиться и в будущей профессии.

Родители отмечают большую заинтересованность детей в таких занятиях [4].

Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов

на уроках русского языка предоставляет возможность разнообразить не

только формы работы, но и сам урок. Данные методы позволяют

активизировать внимание младших школьников, повысить их творческий

потенциал

и

способствуют

формированию

цифровой

грамотности.

Использование презентации, таблиц, составление кластеров позволяют

сэкономить время и более эстетично подойти к оформлению материала.

Занимательные задания, кроссворды, иллюстрации, рисунки, тесты помогают

воспитать интерес к уроку делая его интереснее.

Электронные

образовательные

ресурсы

способствуют

развитию

у

младших

школьников

самостоятельной

образовательной

деятельности.

Современные ресурсы позволяют обучающимся более плавно и основательно

перейти к абстрактному мышлению так как ЭОР содержат в себе объекты для

размышления

различных

видов.

Данная

форма

работы

помогает

в

дальнейшем школьнику внедрить цифровые технологии в разные сферы

жизни, что в будущем способствует выбору профессии.

Как говорит

пословица: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты

сделаешь – ты поймешь» [3].

Внедрение электронных образовательных ресурсов в образовательную

деятельность позволяет качественно изменить технологии преподавания:

учебный материал в доступной, интересной, яркой и образной форме

способствует лучшему усвоению знаний и формирует навыки цифровой

грамотности у обучающихся. Повысилось качество знаний, обучающихся по

русскому

языку.

Организация

совместной

деятельности

по

поиску

информации и отбору материалов по заданной теме позволяет формировать

коммуникативные навыки у учащихся.

В современном обществе невозможно иметь широкий кругозор,

соответствующий требованиям образовательного стандарта, объем знаний и

умений без использования электронных средств обучения.

Список литературы:

1.

Гащенко

Н.

П.,

Волошенюк

Д.

И.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЭЛЕКТРОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ

НА

УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ //Интернаука. – 2020. – Т. 6. –

№. 135 часть 1. – С. 30.

2.

Давлетшина

Л.

Х.

Возможности

онлайн-сервисов

при

формировании цифровых навыков младших школьников //Развитие и

распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в

образовательной организации. – 2019. – С. 217-220.

3.

Ельцова О. В. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПЛАТФОРМ

В

ФОРМИРОВАНИИ

ЦИФРОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ //ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В

СОВРЕМЕННОМ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ.

2021. – С. 100-105.

4.

Чучакова С. Д. Электронные интерактивные образовательные

ресурсы как средство развития цифровой грамотности школьников //Опыт

образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков. –

2019. – С. 319-321.

5.

Штыкина О. Н. Цифровые образовательные ресурсы как средство

повышения

качества

образования

младших

школьников

//Актуальные

проблемы начального общего образования: теория и практика. – 2021. – С.

133-137.

References:

1. Gashchenko N. P., Voloshenyuk D. I. THE USE OF ELECTRONIC

EDUCATIONAL RESOURCES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN

PRIMARY SCHOOL //Internauka. – 2020. – Vol. 6. – No. 135 part 1. – p. 30.

2. Davletshina L. H. The possibilities of online services in the formation of

digital skills of younger schoolchildren //Development and dissemination of the

best experience in the field of digital skills formation in an educational

organization. – 2019. – PP. 217-220.

3.

Yeltsova

O.

V.

THE

ROLE

OF

MODERN

EDUCATIONAL

PLATFORMS IN THE FORMATION OF DIGITAL LITERACY OF YOUNGER

SCHOOLCHILDREN //EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE MODERN

EDUCATIONAL SPACE. - 2021. – pp. 100-105.

4. Chuchakova S. D. Electronic interactive educational resources as a means

of developing digital literacy of schoolchildren //The experience of an educational

organization in the field of digital skills formation. – 2019. – pp. 319-321.

5. Shtykina O. N. Digital educational resources as a means of improving the

quality of primary school education //Actual problems of primary general

education: theory and practice. – 2021. – pp. 133-137.