Напоминание

"Использование творческих заданий для формирования креативного мышления на уроках русского языка"

Авторы: Саид Симона Тимур Шаховна, Разумова Ирина Викторовна
Должность: студентки гуманитарного факультета
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование творческих заданий для формирования креативного мышления на уроках русского языка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

С.Т.Ш. Саид, И.В. Разумова

Филиал СГПИ в г. Железноводске

Научный руководитель: Е.Е. Сухарева,

старший преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин

Филиал СГПИ в г. Железноводске

USING CREATIVE TASKS FOR THE FORMATION

OF CREATIVE THINKING IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

S.T.Sh. Said, I.V. Razymova

Branch of SSPI in Zheleznovodsk

Supervisor: E.E. Sykhareva,

senior lecturer of the Department of Historical and Philological Disciplines

Branch of SSPI in Zheleznovodsk

Аннотация: в данной статье представлена информация о творческих

заданиях, их использовании на уроках русского языка в начальной школе как

средства формирования креативного мышления.

Abstract: this article provides information about creative tasks, their use in

Russian language lessons in elementary school as a means of forming creative

thinking.

Ключевые слова:

творческие задания, младший школьник, урок

русского языка, креативное мышление, учитель начальных классов.

Keywords: creative tasks, junior school student, Russian language lesson,

creative thinking, primary school teacher.

Проблема развития креативного мышления младших школьников

является достаточно сложной для исследования, но рассмотрение всех

возможных подходов к ее изучению чрезвычайно актуально в настоящее

время. Происходящие в обществе перемены обусловили необходимость

обновления

системы

образования.

В

соответствии

с

изменившимся

социальным заказом общества изменились и ориентиры в самой этой

системе.

Естественным

образом

повысился

интерес

к

образованию,

центральным

звеном

которого

являются

личностно-ориентированное

обучение и развитие самостоятельной творческой личности [1, с. 35].

Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и

психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным

обществом потребностью в воспитании и развитии творческой личности и

недостаточной

разработанностью

условий

и

средств

реального

и

целенаправленного достижения этой цели на всех этапах обучения. Не

случайно в педагогике и психологии сейчас ведется интенсивный поиск

рациональной организации учебного процесса, стимулирующей развитие

креативного мышления младших школьников [2, с. 64].

Проблема развития креативного мышления младших школьников пока

остается и теоретически, и практически недостаточно разрешенной задачей.

Сложность

этой

проблемы

обусловлена

наличием

большого

числа

разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление

качеств креативного мышления. Именно изучение и анализ этих факторов в

их

взаимосвязи

открывает

возможность

определить

методы

целенаправленного развития основных качеств креативного мышления

младших

школьников.

Значительные

возможности

в

плане

развития

креативного мышления младших школьников на уроках русского языка

открывают, на наш взгляд, творческие задания. Творческие задания - это

учебные условия, побуждающие обучающегося к поиску новой информации

и

новым,

ранее

неизвестным

способам

деятельности,

а

также

предполагающие

получение

нового

продукта

как

результата

этой

деятельности.

Креативное мышление - это мышление, связанное с преобразованием

знаний. Признаками креативного мышления являются бессознательность,

неконтролируемость

волей

и

разумом,

спонтанность,

внезапность

творческого

акта

от

внешних

ситуативных

причин.

С

креативным

мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой

мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают

при мыслительном процессе.

Отличительный

признак

творческой

деятельности

младших

школьников - субъективная новизна продукта деятельности. Отличительные

черты детского творчества таковы: творческая деятельность воображения

находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого

опыта человека; ребенок некритически относится к своему продукту

творчества. Успешное формирование креативного мышления младших

школьников

возможно

лишь

на

основе

учета

учителем

основных

особенностей

детского

творчества

и

решения

центральных

задач

в

формировании креативного мышления.

В качестве средства формирования креативного мышления младших

школьников на уроках русского языка может выступить использование

творческих заданий. Творческое задание – это организация деятельности

школьников, направленная на развитие их творческих способностей и

реализацию

интеллектуальных

инициатив.

Творческие

задания

подразделяются на творческие задания репродуктивного уровня (кроссворды,

ребусы,

синквейны),

творческие

задания

частично-поискового

уровня

(рассказ с ошибками, составление логических цепочек), задания творческого

уровня (свое задание, сочинение стихотворений). К основным видам

творческих заданий на уроках русского языка в начальной школе относятся

сочинения

различных

жанров,

изложения

с

элементами

сочинения,

творческие диктанты, дидактические игры, синквейны, кроссворды [3, с. 55].

В ходе написания курсовой работы проведена диагностика уровня

сформированности

креативного

мышления

младших

школьников

при

помощи сокращенного варианта изобразительной (фигурной) батареи теста

креативности П. Торренса (задание «Закончи рисунок»). В качестве

респондентов

выступили

обучающиеся

3

класса

Базовой

общеобразовательной школы в г. Железноводске.

Результаты диагностики показали, что в 3 классе всего 1 младший

школьник

(7%)

с

высоким

уровнем

сформированности

креативного

мышления. Большинство младших школьников (9 младших школьников -

60%) обладает средним уровнем сформированности креативного мышления;

дети обладают недостаточным уровнем беглости, продуктивности, гибкости

(недостаточное

разнообразие

идей

и

стратегий),

оригинальности

(недостаточно развитая способность выдвигать идеи, отличающиеся от

очевидных,

общеизвестных,

общепринятых,

банальных

или

твердо

установленных), разработанности (недостаточно развитая способность к

изобретательской и конструктивной деятельности) мышления. В 3 классе 5

младших

школьников

(33%)

с

низким

уровнем

сформированности

креативного мышления.

Уровень

сформированности

креативного

мышления

младших

школьников преимущественно средний, и, как следствие, нуждается в

повышении.

В

связи

с

этим

нами

разработаны

рекомендации

по

использованию

творческих

заданий

для

формирования

креативного

мышления младших школьников на уроках русского языка. Для того, чтобы

использование

творческих

заданий

способствовало

формированию

креативного мышления младших школьников на уроках русского языка,

важно учитывать соответствующие принципы, условия, требования к

использованию творческих заданий и их оцениванию. В работе представлены

творческие задания, которые могут быть использованы учителем на уроках

русского языка с целью формирования творческого мышления младших

школьников [4, с. 25].

Таким образом, использование творческих задания способствует более

успешному формированию креативного мышления младших школьников на

уроках русского языка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Архипова Е.В.

Теория и практика обучения русскому языку: Учеб.

пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Вастелева,

А.Д. Дейкина; под ред. Р.Б. Сабаткоева. - М.: Издательский центр

«Академия», 2005. – 320 с.

2.

Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к

самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2005. - 108 с.

3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /

Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2010. - 326 с.

4.

Гальперин П.Я., Данилова B.Л. Формирование творческого мышления

П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова // Школьный психолог. - 2017. - №8. -

С.22-26.