"Комплексная помощь детям с трудностями обучения в школе"

Автор: Брувер Валерия Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №978
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: "Комплексная помощь детям с трудностями обучения в школе"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Комплексная помощь детям с трудностями обучения в школе.
ГБОУ СОШ №978 (2)

Педагог-психолог: Брувер В.С.

г. Москва


Жалобы:
- Дети крайне ленивы; - Не хотят ничего делать; - Если захотят, то могут сделать хорошо.
Причина:
Низкий уровень мозговой активности или нейродинамический показатель (т.е. сила нервной системы, ее подвижность и уравновешенноть)психической деятельности, обуславливающий низкий уровень умственной работоспособности.
Состояние активного бодрствования.
Несформированность первого блока мозга приводит к нарушениям нейродинамики протекания нервно- психических процессов ребенка.
Нейродинамичекие трудности могут проявляться в следующем:
-
Ребенок забывает дома тетрадку, учебник, дневник чаще, чем это происходит в

среднем со всеми детьми. Забывает (не успевает) записать д.з.
-
Почерк укрупняется или, наоборот, становится мелким, особенно к концу строки.

Могут чередоваться очень большие и очень маленькие буквы. Если ребенок пишет

на нелинованной бумаге, строчка может резко сползать вниз.
-
Увеличивается число «глупых», нелогичных ошибок, описок. Ребенок часто

пропускает буквы, не дописывает слова.
-
Если на уроке дается задание для самостоятельной работы, ребенок приступает к

нему не сразу, иногда – только к концу урока, и поэтому не успевает его

выполнить.
-
Ребенок то и дело роняет ручку, пенал, тетрадь (таким образом он бессознательно

меняет позу, чтобы «подпитать» мозг энергией).
-
Ребенок начинает чаще болеть респираторными и другими соматическими

заболеваниями.
-
Ребенок становится более капризным, возникают сложности с засыпанием,

истерические реакции на любую мелочь.

Для повышения уровня нейродинамики, кроме специальных коррекционных мероприятий, рекомендуются (после консультации с невропатологом и педиатром) ежедневные
общеукрепляющие

процедуры
, направленные на усиление кровообращения головного мозга и обогащение его кислородом: •
Контрастный душ, зарядка (по утрам).

Самомассаж воротниковой зоны (чередовать: самомассаж сильной струей

душа, растирание массажной руковичкой, растирание махровым

полотенцем после принятия контрастного душа и обливания)

Массаж и самомассаж ступней и ладошек.

Использование массажных стелек, тапочек (начинать носить по 20 мин. в

день, постепенно увеличивая время до 2 часов в день).

«50 шагов по холодной воде» (на дно ванны следует положить

«колючий» коврик и налить воду комнатной температуры. Ребенок встает

на коврик и топает по воде. Можно считать шаги или петь ритмичную

песенку).

Массаж шейно-воротниковой зоны (два курса в год – весной и осенью;

курс – по 10-15 сеансов). Рекомендуется при отсутствии

противопоказаний со стороны невропатолога.


Рекомендуется:
1. Здоровая пища, содержащая необходимое количество витаминов и минералов. 2. Щадящий режим: смена труда и отдыха. 3. Физическая активность: посещение ребенком какой-либо физкультурной секции (плавания, детской йоги и т.д.) 4. Снижение учебных нагрузок.
Дыхательные упражнения позволяют: - Повысить работоспособность ребенка, оптимизировать уровень нейродинамических показателей за счет обильного насыщения мозга ребенка кислородом; - Научить ребенка контролировать свое поведение. У ребенка, который учится контролировать собственное дыхание, развивается самоконтроль; это особенно важно для детей с синдромом дефицита внимания гиперактивностью (СДВГ); - Помочь ребенку снять психоэмоциональное напряжение, освободиться от негативных эмоций и добиться «функциональной разрядки», а также научиться следить за своими эмоциями и управлять ими; правильное дыхание несет также релаксирующую функцию, позволяя гармонично работать всему организму.
Общие рекомендации:
1.

Организация пространства.
Рабочее место ребенка, помимо соответствия общим гигиеническим требованиям, должно быть структурировано. На столе, под столом, на полке, в шкафу нужно разместить маркированные коробочки и ящички, а также всевозможные разделители и т.п., что поможет ребенку раскладывать вещи по местам и пространственно организовывать свою деятельность.
2.

Контроль за временем.
На выполнение отдельного задания нужно выделить короткие промежутки времени (10,15 мин.). Предложите ребенку самому определить время, необходимое на выполнение конкретного задания, и контролировать себя по часам.
3.

Выдерживание ритма.
При проблемах с работоспособностью у младших школьников ритм выполнения домашнего задания должен составлять: 20 мин. активности, 10мин. перерыва.
4.
Положительное эмоциональное подкрепление.
Следует отмечать даже самые маленькие успехи. В перерыве ребенка должно ждать что-то приятное (он может не знать, что именно): - Перекус (чай с лимоном, мед, банан, цитрусовые, орехи, цукаты). Не годятся выпечка, сдоба, бутерброды; - Гимнастика (например, одно или несколько упр. из практической части), просто физическая активность; - Дыхательная гимнастика (можно использовать игровые упр. из практической части); - Участие в домашней деятельности (небольшая помощь по хозяйству), которое обязательно сопровождается похвалой; - Игра, поскольку это основа для формирования психических функций ребенка. Если ребенок любого возраста тянется играть, значит ему это необходимо для развития.

Для перерыва в занятиях не подходят:
1. Сидение за компьютером. Чередование приготовления уроков с занятиями за компьютером не дает мозгу восстановиться. Норма работы за компьютером для младшего школьника с нейродинамическими проблемами – до 20 мин. в день; 2. Просмотр телепередач.
Что такое правильное дыхание?
Правильное дыхание
– это глубокое, медленное, диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Такое дыхание состоит из следующих основных этапов: • Вдох: - мышцы живота расслабляются и при втягивании воздуха выдвигаются вперед, - воздухом наполняется средняя часть легких, - воздухом наполняется верхушка легких; • Пауза; • Выдох, также начиная с диафрагмы; • Пауза.

«Характер ребенка – это слепок

с характера родителей,

он развивается в ответ на их

характер».

Эрих Фромм


«Великий секрет воспитания – в

умении добиться того, чтобы

телесные и умственные упражнения

всегда служили отдыхом – одни от

других».

Жан-Жак Руссо