"Комплексная помощь детям с трудностями обучения в школе"
Автор: Брувер Валерия Сергеевна Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №978
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: "Комплексная помощь детям с трудностями обучения в школе"
Комплексная помощь детям с
трудностями обучения в
школе.
ГБОУ СОШ №978 (2)
Педагог-психолог: Брувер В.С.
г. Москва
Жалобы:
-
Дети крайне ленивы;
-
Не хотят ничего делать;
-
Если захотят, то могут сделать хорошо.
Причина:
Низкий уровень мозговой активности или
нейродинамический показатель (т.е. сила
нервной системы, ее подвижность и
уравновешенноть)психической
деятельности, обуславливающий низкий
уровень умственной работоспособности.
Состояние активного бодрствования.
Несформированность первого блока мозга приводит к
нарушениям нейродинамики протекания нервно-
психических процессов ребенка.
Нейродинамичекие трудности могут проявляться в следующем:
-
Ребенок забывает дома тетрадку, учебник, дневник чаще, чем это происходит в
среднем со всеми детьми. Забывает (не успевает) записать д.з.
-
Почерк укрупняется или, наоборот, становится мелким, особенно к концу строки.
Могут чередоваться очень большие и очень маленькие буквы. Если ребенок пишет
на нелинованной бумаге, строчка может резко сползать вниз.
-
Увеличивается число «глупых», нелогичных ошибок, описок. Ребенок часто
пропускает буквы, не дописывает слова.
-
Если на уроке дается задание для самостоятельной работы, ребенок приступает к
нему не сразу, иногда – только к концу урока, и поэтому не успевает его
выполнить.
-
Ребенок то и дело роняет ручку, пенал, тетрадь (таким образом он бессознательно
меняет позу, чтобы «подпитать» мозг энергией).
-
Ребенок начинает чаще болеть респираторными и другими соматическими
заболеваниями.
-
Ребенок становится более капризным, возникают сложности с засыпанием,
истерические реакции на любую мелочь.
Для повышения уровня нейродинамики, кроме специальных
коррекционных мероприятий, рекомендуются (после консультации с
невропатологом и педиатром) ежедневные общеукрепляющие
процедуры , направленные на усиление кровообращения головного
мозга и обогащение его кислородом:
•
Контрастный душ, зарядка (по утрам).
•
Самомассаж воротниковой зоны (чередовать: самомассаж сильной струей
полотенцем после принятия контрастного душа и обливания)
•
Массаж и самомассаж ступней и ладошек.
•
Использование массажных стелек, тапочек (начинать носить по 20 мин. в
день, постепенно увеличивая время до 2 часов в день).
•
«50 шагов по холодной воде» (на дно ванны следует положить
«колючий» коврик и налить воду комнатной температуры. Ребенок встает
на коврик и топает по воде. Можно считать шаги или петь ритмичную
песенку).
•
Массаж шейно-воротниковой зоны (два курса в год – весной и осенью;
курс – по 10-15 сеансов). Рекомендуется при отсутствии
противопоказаний со стороны невропатолога.
Рекомендуется:
1. Здоровая пища, содержащая необходимое
количество витаминов и минералов.
2. Щадящий режим: смена труда и отдыха.
3. Физическая активность: посещение ребенком
какой-либо физкультурной секции (плавания,
детской йоги и т.д.)
4. Снижение учебных нагрузок.
Дыхательные упражнения
позволяют:
-
Повысить работоспособность ребенка, оптимизировать
уровень нейродинамических показателей за счет обильного
насыщения мозга ребенка кислородом;
-
Научить ребенка контролировать свое поведение. У ребенка,
который учится контролировать собственное дыхание,
развивается самоконтроль; это особенно важно для детей с
синдромом дефицита внимания гиперактивностью (СДВГ);
-
Помочь ребенку снять психоэмоциональное напряжение,
освободиться от негативных эмоций и добиться
«функциональной разрядки», а также научиться следить за
своими эмоциями и управлять ими; правильное дыхание
несет также релаксирующую функцию, позволяя
гармонично работать всему организму.
Общие рекомендации:
1.
Организация пространства.
Рабочее место ребенка, помимо
соответствия общим гигиеническим требованиям, должно быть
структурировано. На столе, под столом, на полке, в шкафу нужно разместить
маркированные коробочки и ящички, а также всевозможные разделители и
т.п., что поможет ребенку раскладывать вещи по местам и пространственно
организовывать свою деятельность.
2.
Контроль за временем.
На выполнение отдельного задания
нужно выделить короткие промежутки времени (10,15 мин.). Предложите
ребенку самому определить время, необходимое на выполнение
конкретного задания, и контролировать себя по часам.
3.
Выдерживание ритма.
При проблемах с работоспособностью у
младших школьников ритм выполнения домашнего задания должен
составлять: 20 мин. активности, 10мин. перерыва.
4. Положительное эмоциональное подкрепление.
Следует отмечать даже самые маленькие успехи. В перерыве ребенка должно
ждать что-то приятное (он может не знать, что именно):
-
Перекус (чай с лимоном, мед, банан, цитрусовые, орехи, цукаты). Не годятся
выпечка, сдоба, бутерброды;
-
Гимнастика (например, одно или несколько упр. из практической части),
просто физическая активность;
-
Дыхательная гимнастика (можно использовать игровые упр. из практической
части);
-
Участие в домашней деятельности (небольшая помощь по хозяйству),
которое обязательно сопровождается похвалой;
-
Игра, поскольку это основа для формирования психических функций
ребенка. Если ребенок любого возраста тянется играть, значит ему это
необходимо для развития.
Для перерыва в занятиях не подходят:
1.
Сидение за компьютером. Чередование
приготовления уроков с занятиями за компьютером
не дает мозгу восстановиться. Норма работы за
компьютером для младшего школьника с
нейродинамическими проблемами – до 20 мин. в
день;
2.
Просмотр телепередач.
Что такое правильное дыхание?
Правильное дыхание –
это глубокое, медленное,
диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от
самых нижних отделов до верхних. Оно успокаивает и способствует
концентрации внимания. Такое дыхание состоит из следующих
основных этапов:
•
Вдох:
- мышцы живота расслабляются и при втягивании воздуха
выдвигаются вперед,
- воздухом наполняется средняя часть легких,
- воздухом наполняется верхушка легких;
•
Пауза;
•
Выдох, также начиная с диафрагмы;
•
Пауза.