Напоминание

"Развитие способностей младших школьников при изучении иностранного языка"

Автор: Серова Светлана Викторовна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Таллинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Таллы, Грачевский район, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие способностей младших школьников при изучении иностранного языка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие способностей младших школьников при изучении

иностранного языка
Серова Светлана Викторовна, Московский Городской Педагогический Университет Изменения в общественной, политической, экономической жизни, которые произошли за последнее время в нашей стране, повлекли за собой коренные преобразования в различных сферах, в том числе в системе школьного образования и, в частности, в области преподавания и изучения иностранных языков. Расширение международных контактов и сотрудничество на всех уровнях, политика интеграции России в мировое сообщество, вхождение в общеевропейское образовательное пространство ставят перед школой задачу организации школьного образования такого уровня, при котором учащиеся будут способны участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычно- речевой деятельности. Поэтому поиски путей повышения эффективности обучения иностранным языкам в последнее десятилетие стали более активными. Это и сдвиг начала обучения на школьное детство (начальные классы), и использование ряда интенсивных методик, и привнесение нового в традиционную, а также признание необходимости учета индивидуально- психологических особенностей школьников, индивидуализация и дифференциация обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения должен соответствовать требованиям ФГОС. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого является формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, что и обеспечивает развитие личности в системе образования. Поэтому, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения рассуждать, анализировать, планировать, создавать новое, обобщать, применять полученные знания и умения. Особую значимость в процессе обучения иностранным языкам приобретает работа с младшими школьниками, так как дети начинают изучать иностранный язык уже во втором классе. Основной задачей для педагога является создание условий, направленных на развитие способностей школьников к иностранным языкам на начальном этапе обучения.
Проблема способностей всегда занимала одно из главных мест в психологии и педагогике. Вопросы способностей нашли свое отражение в трудах выдающихся ученых и практиков (C.J1. Рубинштейна, Б.М. Теплова, A.B. Брушлинского, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, Ю.А. Самарина, A.A. Бодале-ва, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, B.C. Мерлина, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и многих других). В отечественной психологической науке огромный вклад в исследование способностей, в разработку конкретных программ обучения и проектов их реализации в учебном процессе внесли представители дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, E.H. Соколов, Н.С. Лейтес, Е.И. Бойко, В.Д. Небылицин, М.Г. Ярошевский, K.M. Гуревич, Л.М. Веккер, A.A. Смирнов и другие). Уникальные методы для аналитического изучения способностей и их задатков были созданы школой Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина. В работах этих выдающихся ученых изучается биологическая и социальная природа индивидуальных различий вообще, а способностей в частности. Несмотря на то, что теоретический анализ исследований в области способностей показывает глубокую разработку этой проблемы, категория "способностей" остается до настоящего времени недостаточно изученной в современной психологической и педагогической науке. Качества, которые облетают усвоение иностранного языка и тем самым способствуют скорейшему и наиболее успешному овладению знаниями, умениями и навыками, являются иноязычные способности, понимаемые как способности к использованию различных систем символических форм, осуществляющих функцию общения. Проблема способностей к иностранным языкам является одной из сложных, все еще недостаточно изученной, хотя и всесторонне исследуемой в психологической науке (Б.В. Беляев, П. Пимслер, Дж. Кэррол, Ю.А. Веденяпин, Г.Г. Сабурова, А.И. Яцикевичус, М.Т. Каспарова, М.К. Кабардов, А.Ф. Ярмоленко, Е. Ревеш, К. Фолль и другие). Любые способности человека подразделяются на общие и специальные. К специальным относятся, например, способности к музыке или к танцу. А к общим способностям относится подавляющее большинство всех остальных потенциальных возможностей человека: и способности к языкам, и способности к математике, и прочее, и прочее. Соответственно, определить наличие специальных способностей гораздо легче, чем способностей общих, и человечество давно выработало комплекс такого рода «тестов» и для будущих художников, и для музыкантов, и для спортсменов! С общими способностями всё непросто. Они базируются на таком сложном свойстве личности, как интеллект. Сам по себе интеллект по- разному определяется в различных психологических школах и направлениях, поэтому и оттолкнуться от него непросто, чтобы определить то, что на нём основано… Знаете, это как вопрос психической нормы – самый сложный
вопрос психологии: отсутствие нормы, то есть патология, болезнь, определяется достаточно точно и без особенных разночтений, а вот норму попробуйте определить? Не так-то легко, если не сводить всё к среднестатистическим показателям… Безусловно, есть давний и высоковалидный тест, а точнее - различные тестовые методики для определения IQ - коэффициента интеллекта. Но и к данному показателю существует немало претензий со стороны психологической науки: весьма сложно в рамках данных тестов отделить собственно способности от уровня подготовленности человека. Язык – есть система знаков и знаний о них, речь – способ общения. Речью и речевым интеллектом обладает только человек, в то время как наличие «языка» как общей знаковой системы передачи информации отмечается у любого социального животного, начиная пчёлами и оканчивая слонами. Поэтому является очевидным тот факт, что освоить любую речь – русскую, английскую, китайскую – способен любой человек. А вот язык, даже родной, под силу не каждому. (Кто сомневается, возьмите и просто почитайте учебник по русскому языку для 11 класса, или попытайтесь ответить на вопросы ЕГЭ: вы сами убедитесь в наличии огромных пробелов в знаниях родного русского языка).
Список использованной литературы:
1.Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранному языку / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. - Начальная школа: Методич.пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004 – 240 с. 2.Зарипова Т.А. Картинки, игры, сказки… Особенности преподавания в начальной школе // Английский язык. – 2013, № 5. – с. 8. 3. Китайгородская Г.А. «Методика интенсивного обучения иностранным языкам». – М., 1982.-стр.39-41. 4.Комаров А. С. Игры и пьесы в обучении английскому языку / А. С. Комаров. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 220, [2] c. – (Школьное развитие). 5.Латышева И.Р. Учись, играя. Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе // Английский язык. – 2012, № 8. - с. 5. 6.Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М., 1999. – 127 с. 7. Рябищенкова А.П., Сороковых Г.В. Об интеграции различных видов деятельности на уроках иностранного языка в младших классах // ИЯШ-2004 №5. 8. Тарасова Н.А. Игра как способ освоения иностранного языка дошкольниками //ИЯШ-2007 №6. 9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).