"Развитие способностей младших школьников при изучении иностранного языка"
Автор: Серова Светлана Викторовна Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Таллинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Таллы, Грачевский район, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие способностей младших школьников при изучении иностранного языка"
Развитие способностей младших школьников при изучении
иностранного языка
Серова Светлана Викторовна, Московский Городской Педагогический
Университет
Изменения в общественной, политической, экономической жизни,
которые произошли за последнее время в нашей стране, повлекли за собой
коренные преобразования в различных сферах, в том числе в системе
школьного образования и, в частности, в области преподавания и изучения
иностранных языков.
Расширение международных контактов и сотрудничество на всех
уровнях, политика интеграции России в мировое сообщество, вхождение в
общеевропейское образовательное пространство ставят перед школой задачу
организации школьного образования такого уровня, при котором учащиеся
будут способны участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом
языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычно-
речевой деятельности.
Поэтому поиски путей повышения эффективности обучения
иностранным языкам в последнее десятилетие стали более активными. Это и
сдвиг начала обучения на школьное детство (начальные классы), и
использование ряда интенсивных методик, и привнесение нового в
традиционную, а также признание необходимости учета индивидуально-
психологических особенностей школьников, индивидуализация и
дифференциация обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт является
одним из ключевых элементов модернизации современного образования.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы,
привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным
языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения должен
соответствовать требованиям ФГОС.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым
положением которого является формированием универсальных учебных
действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и
воспитательного процесса, что и обеспечивает развитие личности в системе
образования. Поэтому, приоритетным становится использование активных
методов обучения, которые способствуют развитию умения рассуждать,
анализировать, планировать, создавать новое, обобщать, применять
полученные знания и умения.
Особую значимость в процессе обучения иностранным языкам
приобретает работа с младшими
школьниками, так как дети начинают
изучать иностранный язык уже во втором классе.
Основной задачей для педагога является создание условий,
направленных на развитие способностей школьников к иностранным языкам
на начальном этапе обучения.
Проблема способностей всегда занимала одно из главных мест в
психологии и педагогике. Вопросы способностей нашли свое отражение в
трудах выдающихся ученых и практиков (C.J1. Рубинштейна, Б.М. Теплова,
A.B. Брушлинского, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, Ю.А. Самарина, A.A.
Бодале-ва, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, К.К. Платонова,
В.Д. Шадрикова, B.C. Мерлина, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, В.В.
Давыдова, Л.В. Занкова и многих других).
В отечественной психологической науке огромный вклад в
исследование способностей, в разработку конкретных программ обучения и
проектов их реализации в учебном процессе внесли представители
дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии (Б.М.
Теплов, С.Л. Рубинштейн, E.H. Соколов, Н.С. Лейтес, Е.И. Бойко, В.Д.
Небылицин, М.Г. Ярошевский, K.M. Гуревич, Л.М. Веккер, A.A. Смирнов и
другие). Уникальные методы для аналитического изучения способностей и их
задатков были созданы школой Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина. В
работах этих выдающихся ученых изучается биологическая и социальная
природа индивидуальных различий вообще, а способностей в частности.
Несмотря на то, что теоретический анализ исследований в области
способностей показывает глубокую разработку этой проблемы, категория
"способностей" остается до настоящего времени недостаточно изученной в
современной психологической и педагогической науке.
Качества, которые облетают усвоение иностранного языка и тем самым
способствуют скорейшему и наиболее успешному овладению знаниями,
умениями и навыками, являются иноязычные способности, понимаемые как
способности к использованию различных систем символических форм,
осуществляющих функцию общения.
Проблема способностей к иностранным языкам является одной из
сложных, все еще недостаточно изученной, хотя и всесторонне исследуемой в
психологической науке (Б.В. Беляев, П. Пимслер, Дж. Кэррол, Ю.А.
Веденяпин, Г.Г. Сабурова, А.И. Яцикевичус, М.Т. Каспарова, М.К. Кабардов,
А.Ф. Ярмоленко, Е. Ревеш, К. Фолль и другие).
Любые способности человека подразделяются на общие и
специальные. К специальным относятся, например, способности к музыке
или к танцу. А к общим способностям относится подавляющее большинство
всех остальных потенциальных возможностей человека: и способности к
языкам, и способности к математике, и прочее, и прочее.
Соответственно, определить наличие специальных способностей
гораздо легче, чем способностей общих, и человечество давно выработало
комплекс такого рода «тестов» и для будущих художников, и для музыкантов,
и для спортсменов!
С общими способностями всё непросто. Они базируются на таком
сложном свойстве личности, как интеллект. Сам по себе интеллект по-
разному определяется в различных психологических школах и направлениях,
поэтому и оттолкнуться от него непросто, чтобы определить то, что на нём
основано… Знаете, это как вопрос психической нормы – самый сложный
вопрос психологии: отсутствие нормы, то есть патология, болезнь,
определяется достаточно точно и без особенных разночтений, а вот норму
попробуйте определить? Не так-то легко, если не сводить всё к
среднестатистическим показателям… Безусловно, есть давний и
высоковалидный тест, а точнее - различные тестовые методики для
определения IQ - коэффициента интеллекта. Но и к данному показателю
существует немало претензий со стороны психологической науки: весьма
сложно в рамках данных тестов отделить собственно способности от уровня
подготовленности человека.
Язык – есть система знаков и знаний о них, речь – способ общения.
Речью и речевым интеллектом обладает только человек, в то время как
наличие «языка» как общей знаковой системы передачи информации
отмечается у любого социального животного, начиная пчёлами и оканчивая
слонами.
Поэтому является очевидным тот факт, что освоить любую речь –
русскую, английскую, китайскую – способен любой человек. А вот язык,
даже родной, под силу не каждому. (Кто сомневается, возьмите и просто
почитайте учебник по русскому языку для 11 класса, или попытайтесь
ответить на вопросы ЕГЭ: вы сами убедитесь в наличии огромных пробелов в
знаниях родного русского языка).
Список использованной литературы:
1.Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранному языку / Н. Д.
Гальскова, З. Н. Никитенко. - Начальная школа: Методич.пособие. – М.:
Айрис-пресс, 2004 – 240 с.
2.Зарипова Т.А. Картинки, игры, сказки… Особенности преподавания в
начальной школе // Английский язык. – 2013, № 5. – с. 8.
3. Китайгородская Г.А. «Методика интенсивного обучения иностранным
языкам». – М., 1982.-стр.39-41.
4.Комаров А. С. Игры и пьесы в обучении английскому языку / А. С. Комаров.
– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 220, [2] c. – (Школьное развитие).
5.Латышева И.Р. Учись, играя. Использование игровых технологий на уроках
английского языка в начальной школе // Английский язык. – 2012, № 8. - с. 5.
6.Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.
– М., 1999. – 127 с.
7. Рябищенкова А.П., Сороковых Г.В. Об интеграции различных видов
деятельности на уроках иностранного языка в младших классах // ИЯШ-2004
№5.
8. Тарасова Н.А. Игра как способ освоения иностранного языка
дошкольниками //ИЯШ-2007 №6.
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад.
наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е
изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго
поколения).