Автор: Болдырева Людмила Львовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ ДС №31 "Медвежонок"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Ханты-Манскийский автономный округ - Югра
Наименование материала: " статья "
Тема: " ЭТНОПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
ЭТНОПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ
ХАНТЫ И МАНСИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Процессы,
происходящие
в
современном
обществе,
способствуют «открытию» многих считающихся утраченными ранее
народных истоков духовности многонациональной России. Народные
традиции, составляющие основной пласт народной культуры, имеют
исторические корни и в физическом воспитании подрастающего
поколения. Потребность же в их возрождении и развитии для
малочисленных
народов
Севера
огромна,
так
как
в
этом
сконцентрирован опыт прошлых поколений в области воспитания,
образования, оздоровления.
Народы ханты и манси в процессе своего исторического
развития, промыслово-хозяйственной деятельности (оленеводство,
рыболовство,
охота,
собирательство
дикоросов),
проживания
в
сложных, экстремальных природно-климатических условиях, создали
самобытную систему физического воспитания. Многовековой опыт
самобытного физического воспитания, его богатейшие формы и
содержание, методы и принципы, приемы передавались из поколения
в поколение для воспитания физически крепкого, психологически и
нравственно устойчивого молодого поколения.
Важную роль в изучении культуры народов ханты и манси в
дореволюционный период сыграли русские исследователи С.К.
Патканов, A.A. Дунин-Горкавич, С.Д. Носилов, финские и венгерские
исследователи A.M. Кафстрен, К.Ф. Карьялайнен, А. Каннисто.
Наиболее активное изучение культуры малочисленных народов
Севера ханты и манси в XX в. приходится на его вторую половину. Об
этом свидетельствуют материалы этнографической литературы по
различным аспектам: хозяйственным занятиям [В.М. Кулемзин, Н.В.
Лукина, A.B. Головнев и др.], материальной культуре [Н.В. Лукина,
З.П. Соколова, В.Н. Чернецов и др.], религиозным представлениям и
обрядам [З.П. Соколова, В.М. Кулемзин, И.Н. Гемуев, A.M. Сагалаев,
Е.И. Ромбандеева, Н.И. Новикова, Т.А. Молданов, и др.], социальной
организации [З.П. Соколова, Е.П. Мартынова и др.], этикету [М.А.
Лапина],
этнодемографии
[З.П.
Соколова,
А.И.
Пика,
и
др.],
орнаменту и декоративно-прикладному искусству [О. М. Рындина,
Т.А. Молданова и др.].
На
сегодняшний
день
существует
небольшое
количество
научно-методической литературы по развитию теории и методики
физического воспитания
малочисленных народов
Севера [Г.Ш.
Абсалямов, Н.И. Пономарев, В.Г. Богораз-тан, В.П. Кочнев, В.И.
Прокопенко, В.Ч. Бельды, А.Г. Базанов, Л.В. Певгова и др.], а также
проведен ряд исследований в области физического воспитания
народов ханты [В.И. Прокопенко, В.П. Красильникова].
Анализ передового теоретического и практического опыта в
области
физического
воспитания
дошкольников
показал,
что
определились следующие подходы к построению образовательного
процесса:
базово-вариативный,
образовательный,
спортивный,
оздоровительный, региональный и др.
Одной из отличительных особенностей базововариативного
подхода является разделение программного материала на базовую и
вариативную части. Базовый компонент обеспечивает формирование
основ физической культуры личности, а вариативный опирается на
базовый и предлагает включать материал, который достаточно полно
отражает национальную культуру (игры, состязания и самобытные
физические упражнения, танцы, национальные виды спорта и др.) с
учетом климатических и природных условий проживания детей
данного региона [В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейсксон, А.П.
Матвеев, Т.В. Петрова и др.].
Подвижные игры народов ханты и манси рассматриваются в
органическом единстве со всей духовной культурой общества и как
одно из важнейших средств испытаний подрастающего поколения
нашей республики. Влияние этих игр на процесс становления и
развития человека с ранних лет его жизни многообразно и имеет
большое значение для всего последующего личного и общественного
его бытия. Игры северных народов имеют давнее историческое
происхождение. Соединяя в себе народный театр и народную
гимнастику, они обнаруживают народные мечты и стремления. В
играх отражена их борьба за существование, действия пернатых и
зверей. Недаром народная мудрость гласит: "Если вы хотите узнать
людей, приглядитесь, как и чем играют их дети". Применение
северного многоборья, дает обогатить содержание физического
воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Северное многоборье – очень экзотический вид состязаний, в
котором спортсмены, соревнуются в пяти традиционных для малых
народов Севера дисциплинах.
Каждый из видов программы северного многоборья связан с
традиционными промыслами коренного населения Севера и имеет
собственную красивую легенду. Например, тройной прыжок однажды
спас жизнь охотника. Его догоняла волчья стая, и тундровик прыгал
через реку с камня на камень, уходя от погони. Сами соревнования
менее занимательны, чем северный эпос. Они представляют интерес
исключительно для национальных меньшинств и приурочиваются к
народным праздникам. Многоборья по аналогичным дисциплинам
проходят еще в скандинавских государствах.
Северное многоборье состоит из пяти дисциплин: тройной прыжок,
метание топора на дальность, метание тынзея на хорей, прыжки через
нарты и бег с палкой.
Название тройной прыжок полностью объясняет суть соревнования:
кто продвинется дальше, тот и чемпион. Единственный нюанс –
отталкиваться нужно двумя ногами.
Метание топора на дальность тоже не таит в себе никаких
подтекстов – кто метнет дальше, тот и выиграл. По легенде одному
охотнику так нравились полеты лебедей, что он стал искать предметы,
способные летать также. Ручку топора он выточил в форме птичьего
крыла, бросил свое творение высоко в небо, и оно упорхнуло, словно
птица. Признанные чемпионы метают топор аж на 200 метров
(минимальный вес снаряда – 350 гр.).
Самое загадочное название – метание тынзея на хорей. При
ближайшем рассмотрении – ничего особенного. Тынзеем в тундре
называют аркан, а хорей – палка, которой погоняют оленей. Метание
тызея на хорей – тест на профпригодность для тамошних оленеводов
и абсолютно практическая дисциплина.
Нарты – сани. Их в условиях соревнований имитируют деревянные
барьеры высотой 50 см. Они ставятся по 10 вряд. Побеждает тот, кто
перепрыгивает
быстрее.
В
Книге
рекордов
Гинесса
значится
достижение некоего Александра Тасьманова, который перепрыгнул
через нарты 820 раз.
Дисциплина «бег с палкой» – это, как ни странно, обычный бег с
палкой, но уже не с хореем. Соревнования проходят в пересеченной
местности и «инвентарь» используется для преодоления естественных
препятствии, как делали из поколения в поколения ямальские
охотники.
Северным
многоборьем
в
дошкольном
образовательном
учреждении, в основном, занимаются мальчики. Они тренируются по
следующим видам:
1.
Метание аркана. Для этого нужен аркан дл. 1 метр и стойка
(хорей) высотой 1.5 м.
2.
Метание топора. Вместо топора используются набивные мячи
весом 200г., мешочки с песком.
3.
Бег с палкой. Дети учатся бегать с разными атрибутами по
пересеченной местности.
4.
Тройной прыжок. Мальчики тренируются прыгать на 2-х ногах с
места, количество прыжков увеличивается постепенно.
5.
Прыжки через нарты. Сначала упражняются на прыжках через
скакалку. Затем переходят на прыжки через три-четыре нарты
Таким
образом,
северное
многоборье
способствует
формированию не только здорового, всесторонне развитого человека,
но и сохранению обычаев, традиций и культуры народов Севера.