Напоминание

" ЭТНОПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "

Автор: Болдырева Людмила Львовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ ДС №31 "Медвежонок"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Ханты-Манскийский автономный округ - Югра
Наименование материала: " статья "
Тема: " ЭТНОПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЭТНОПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ

ХАНТЫ И МАНСИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Процессы,

происходящие

в

современном

обществе,

способствуют «открытию» многих считающихся утраченными ранее

народных истоков духовности многонациональной России. Народные

традиции, составляющие основной пласт народной культуры, имеют

исторические корни и в физическом воспитании подрастающего

поколения. Потребность же в их возрождении и развитии для

малочисленных

народов

Севера

огромна,

так

как

в

этом

сконцентрирован опыт прошлых поколений в области воспитания,

образования, оздоровления.

Народы ханты и манси в процессе своего исторического

развития, промыслово-хозяйственной деятельности (оленеводство,

рыболовство,

охота,

собирательство

дикоросов),

проживания

в

сложных, экстремальных природно-климатических условиях, создали

самобытную систему физического воспитания. Многовековой опыт

самобытного физического воспитания, его богатейшие формы и

содержание, методы и принципы, приемы передавались из поколения

в поколение для воспитания физически крепкого, психологически и

нравственно устойчивого молодого поколения.

Важную роль в изучении культуры народов ханты и манси в

дореволюционный период сыграли русские исследователи С.К.

Патканов, A.A. Дунин-Горкавич, С.Д. Носилов, финские и венгерские

исследователи A.M. Кафстрен, К.Ф. Карьялайнен, А. Каннисто.

Наиболее активное изучение культуры малочисленных народов

Севера ханты и манси в XX в. приходится на его вторую половину. Об

этом свидетельствуют материалы этнографической литературы по

различным аспектам: хозяйственным занятиям [В.М. Кулемзин, Н.В.

Лукина, A.B. Головнев и др.], материальной культуре [Н.В. Лукина,

З.П. Соколова, В.Н. Чернецов и др.], религиозным представлениям и

обрядам [З.П. Соколова, В.М. Кулемзин, И.Н. Гемуев, A.M. Сагалаев,

Е.И. Ромбандеева, Н.И. Новикова, Т.А. Молданов, и др.], социальной

организации [З.П. Соколова, Е.П. Мартынова и др.], этикету [М.А.

Лапина],

этнодемографии

[З.П.

Соколова,

А.И.

Пика,

и

др.],

орнаменту и декоративно-прикладному искусству [О. М. Рындина,

Т.А. Молданова и др.].

На

сегодняшний

день

существует

небольшое

количество

научно-методической литературы по развитию теории и методики

физического воспитания

малочисленных народов

Севера [Г.Ш.

Абсалямов, Н.И. Пономарев, В.Г. Богораз-тан, В.П. Кочнев, В.И.

Прокопенко, В.Ч. Бельды, А.Г. Базанов, Л.В. Певгова и др.], а также

проведен ряд исследований в области физического воспитания

народов ханты [В.И. Прокопенко, В.П. Красильникова].

Анализ передового теоретического и практического опыта в

области

физического

воспитания

дошкольников

показал,

что

определились следующие подходы к построению образовательного

процесса:

базово-вариативный,

образовательный,

спортивный,

оздоровительный, региональный и др.

Одной из отличительных особенностей базововариативного

подхода является разделение программного материала на базовую и

вариативную части. Базовый компонент обеспечивает формирование

основ физической культуры личности, а вариативный опирается на

базовый и предлагает включать материал, который достаточно полно

отражает национальную культуру (игры, состязания и самобытные

физические упражнения, танцы, национальные виды спорта и др.) с

учетом климатических и природных условий проживания детей

данного региона [В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейсксон, А.П.

Матвеев, Т.В. Петрова и др.].

Подвижные игры народов ханты и манси рассматриваются в

органическом единстве со всей духовной культурой общества и как

одно из важнейших средств испытаний подрастающего поколения

нашей республики. Влияние этих игр на процесс становления и

развития человека с ранних лет его жизни многообразно и имеет

большое значение для всего последующего личного и общественного

его бытия. Игры северных народов имеют давнее историческое

происхождение. Соединяя в себе народный театр и народную

гимнастику, они обнаруживают народные мечты и стремления. В

играх отражена их борьба за существование, действия пернатых и

зверей. Недаром народная мудрость гласит: "Если вы хотите узнать

людей, приглядитесь, как и чем играют их дети". Применение

северного многоборья, дает обогатить содержание физического

воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Северное многоборье – очень экзотический вид состязаний, в

котором спортсмены, соревнуются в пяти традиционных для малых

народов Севера дисциплинах.

Каждый из видов программы северного многоборья связан с

традиционными промыслами коренного населения Севера и имеет

собственную красивую легенду. Например, тройной прыжок однажды

спас жизнь охотника. Его догоняла волчья стая, и тундровик прыгал

через реку с камня на камень, уходя от погони. Сами соревнования

менее занимательны, чем северный эпос. Они представляют интерес

исключительно для национальных меньшинств и приурочиваются к

народным праздникам. Многоборья по аналогичным дисциплинам

проходят еще в скандинавских государствах.

Северное многоборье состоит из пяти дисциплин: тройной прыжок,

метание топора на дальность, метание тынзея на хорей, прыжки через

нарты и бег с палкой.

Название тройной прыжок полностью объясняет суть соревнования:

кто продвинется дальше, тот и чемпион. Единственный нюанс –

отталкиваться нужно двумя ногами.

Метание топора на дальность тоже не таит в себе никаких

подтекстов – кто метнет дальше, тот и выиграл. По легенде одному

охотнику так нравились полеты лебедей, что он стал искать предметы,

способные летать также. Ручку топора он выточил в форме птичьего

крыла, бросил свое творение высоко в небо, и оно упорхнуло, словно

птица. Признанные чемпионы метают топор аж на 200 метров

(минимальный вес снаряда – 350 гр.).

Самое загадочное название – метание тынзея на хорей. При

ближайшем рассмотрении – ничего особенного. Тынзеем в тундре

называют аркан, а хорей – палка, которой погоняют оленей. Метание

тызея на хорей – тест на профпригодность для тамошних оленеводов

и абсолютно практическая дисциплина.

Нарты – сани. Их в условиях соревнований имитируют деревянные

барьеры высотой 50 см. Они ставятся по 10 вряд. Побеждает тот, кто

перепрыгивает

быстрее.

В

Книге

рекордов

Гинесса

значится

достижение некоего Александра Тасьманова, который перепрыгнул

через нарты 820 раз.

Дисциплина «бег с палкой» – это, как ни странно, обычный бег с

палкой, но уже не с хореем. Соревнования проходят в пересеченной

местности и «инвентарь» используется для преодоления естественных

препятствии, как делали из поколения в поколения ямальские

охотники.

Северным

многоборьем

в

дошкольном

образовательном

учреждении, в основном, занимаются мальчики. Они тренируются по

следующим видам:

1.

Метание аркана. Для этого нужен аркан дл. 1 метр и стойка

(хорей) высотой 1.5 м.

2.

Метание топора. Вместо топора используются набивные мячи

весом 200г., мешочки с песком.

3.

Бег с палкой. Дети учатся бегать с разными атрибутами по

пересеченной местности.

4.

Тройной прыжок. Мальчики тренируются прыгать на 2-х ногах с

места, количество прыжков увеличивается постепенно.

5.

Прыжки через нарты. Сначала упражняются на прыжках через

скакалку. Затем переходят на прыжки через три-четыре нарты

Таким

образом,

северное

многоборье

способствует

формированию не только здорового, всесторонне развитого человека,

но и сохранению обычаев, традиций и культуры народов Севера.