Напоминание

"Мотивация обучения студента СПО"

Автор: Меняшина Ирина Аркадьевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ Колледж предпринимательства № 11
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивация обучения студента СПО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мотивация обучения студента СПО
Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная сущность, характеризующаяся наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Учебное взаимодействие преподавателя и студента, общающихся между собой, имеет более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, которая реализуется внутри образовательной системы. Учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общения. Ранее оно описывалось схемой S → О, где S – активный субъект, инициирующий обучение, передающий знания, формирующий, контролирующий и оценивающий умения. Учащийся рассматривается как объект обучения и воспитания. Основываясь на такой характеристике взаимодействия, как активность всех его участников, схему учебного взаимодействия в последние годы трактуют как двухсторонне взаимодействие: S 1 ↔ S 2 , где S 1 – преподаватель и S 2 – студент образуют общий совокупный субъект S Σ , характеризуются общностью цели этого взаимодействия. Складывающаяся схема участников взаимодействия, таким образом, представляет собой многоярусное образование, прочность которого основывается, в частности, на установлении психологического контакта между всеми участниками взаимодействия. Психологический контакт возникает в результате общности психологического состояния, вызванной их взаимопониманием и связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу взаимодействующих сторон. Внутренними механизмами контакта является эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие. Эмоциональное сопереживание вызывается, в первую очередь, личностными особенностями взаимодействующих сторон к этому процессу. Это обеспечивает взаимопонимание и общность, согласованность интеллектуального содействия обуславливается совместностью интеллектуальной деятельности субъектов взаимодействия (преподавателя и студента). Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является 1
проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов. В учебном взаимодействии психологический контакт определяет возможность естественного, незатрудненного общения, наличие которого важно для продуктивного сотрудничества, его субъектов. «Построение учебного сотрудничества со взрослыми требует создания таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия» (Цукерман Г.А.). Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативные, перцептивные и интерактивные функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символичных и кинетических средств. «… такое общение в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащегося и творческого характера учебной деятельности, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения» (А.Н.Леонтьев). Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на учащихся, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие. Важной характеристикой педагогической деятельности выступает позиция учителя в процессе взаимодействия с учеником. Среди позиций выделяют: - «закрытую позицию» педагога, для которой характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений, утрата эмоционально- ценностного подтекста обучения, что не вызывает ответного желания открыться; - «открытую позицию», занимая которую, педагог отказывается от собственно непогрешимости, открывает свой личностный опыт ученикам и сопоставляет свои и их переживания, излагает материал через призму своего восприятия; - «встречное движение», допускающее право ученика на ошибку, а критика используется в качестве самокритики: учитель приписывает себе ошибочное суждение, типичное для ученика, подвергает его критике, показывая, в чем заключается ошибка и как он ее изживет. Наиболее распространенной типологией стилей деятельности является их деление на авторитарный, демократический и либеральный.  Для педагога, работающего в авторитарном стиле, присущи: вынужденная мотивация, направленность деятельности на процесс, средний уровень притязаний при низкой самооценке, средний уровень рефлексии, наличие эмпатии, низкая 2
креативность, средний показатель педагогической идентичности;  Для педагога, реализующего либеральный стиль, присущи: вынужденная мотивация, направленность деятельности на себя, низкий уровень притязаний, средняя самооценка, низкий уровень рефлексии, отсутствие эмпатии, средняя креативность;  Для педагога, работающего в демократическом стиле, присущи: позитивная мотивация, направленность деятельности на других, высокий уровень педагогической идентичности, средний уровень притязаний и самооценки, высокий уровень рефлексии и наличие эмпатии, средняя креативность. «Профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, организацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива» (А.Леонтьев). Н.В. Басова выделяет следующие признаки педагогического общения в профессиональном учебном заведении: - Профессиональное общение преподавателя со студентами на занятиях и вне их; - Общение направлено на создание благоприятного климата; - Общение направлено на психологическую оптимизацию учебной деятельности; - Общение направлено на психологическую оптимизацию отношений между педагогами и студентами и внутри студенческих групп. Те из ребят, которые идут в средние специальные учебные заведения после 9 класса, часто испытывают своеобразный «комплекс неполноценности» по сравнению с другими школьниками. Тем самым они переходят на более низкую ступень жизненного старта, чем их сверстники. Довольно часто молодой человек намерен идти в 10 класс, но получает отказ по причине низкой успеваемости. Наибольшее сожаление вызывают случаи, когда способный учащийся вынужден идти в среднее специальное учебное заведение по причине материального характера: чтобы помочь семье, ему необходимо как можно раньше начать работать. К сожалению, обеспечивая базовое среднее образование, школа не готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли студента. Этот период зачастую бывает остроконфликтным: первые неудачи, срывы, проблемы. Педагогическое общение – система, приемы и навыки взаимодействия преподавателя и студента, содержанием которого является обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания. 3
Оно создает эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса и является его непосредственной содержательной характеристикой. Участники взаимодействия имеют разный социальный статус, чем и определяется их поведение. Разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки. Учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику – справиться с эмоциями, подчинить их разуму. Учитель обязан на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Мотивационные конфликты возникают между учителями и учащимися по причине слабой мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что учащиеся либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние и даже борьба. Психолог Н.Н.Верцинская проводила беседы со многими учащимися о том, что у них вызывает отрицательные переживания в учебном процессе. Оказывается, ожидания многих не совпадают с реальным отношением к ним педагогов. В своих исследованиях А.Д.Столяренко выделил следующие причины, препятствующие установлению оптимального взаимодействия между преподавателем и студентом: 1. Преподаватель не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому; 2. Студент не понимает своего преподавателя и не принимает его; 3. Действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента; 4. Преподаватель, задевает самолюбие студента, унижает его; 5. Студент сознательно не принимает требований преподавателя. Результаты исследований Н.В.Кузьминой приводят автора к выводу о том, что существует прямо пропорциональная зависимость между уровнем мастерства учителя и его взаимоотношений с учащимися, его отношением к работе, требовательностью к себе и ученикам. На эффективность педагогического взаимодействия влияют и установки преподавателя. Под установкой понимается готовность реагировать определенным образом в схожих ситуациях. Два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам – негативная и позитивная.
НЕГАТИВНАЯ

ПОЗИТИВНАЯ
«плохому» студенту дают меньше времени на ответ «хорошему» студенту дают больше времени на ответ Не используют наводящие вопросы Задают наводящие вопросы При неверном ответе вопрос переадресовывается другому При неверном ответе ему оказывают помощь 4
студенту Действия «плохого» студента меньше поощряются Вербальное и невербальное поощрение инициативности и познавательной активности «хорошего» студента Игнорирование «плохого» студента Для изучения влияния взаимоотношений преподавателя и студента на учебную мотивацию студентов было проведено исследование, которое проводилось на базе Московского технологического колледжа питания среди студентов 3-го и 4-го курсов технологического факультета дневного отделения. Была поставлена цель провести исследование, в результате которого можно будет узнать, какова учебная мотивация студентов колледжа и насколько на нее оказывает влияние взаимоотношения между преподавателями и студентами. Исследование проводилось методом письменного анкетирования, так как этот метод позволяет охватить большое количество студентов одновременно. Были составлены две анкеты. В первой анкете представлены вопросы на выявление учебной мотивации студентов. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить уровень мотивации студентов, какая из разновидностей мотивации является доминирующей, что является источником активности мотивации учения. Во второй анкете составлены вопросы о взаимодействии преподавателей и студентов, о возможных причинах нарушения этого взаимодействия В исследовании по выявлению учебной мотивации, взаимодействию с преподавателем и степенью влияния этого взаимодействия на мотивацию учения студентов колледжа приняли участие 32 человека. При ответе на вопрос «Для чего человек учится?» опрошенными была выявлена следующая иерархия мотивов: - Для получения знаний – 67,2%; - Для того чтобы работать - 38,4%; - Для того чтобы жить – 32%; - Для того чтобы общаться – 16%. Этот вопрос отражает важность обучения некоего абстрактного человека вообще, поэтому следующий вопрос был более конкретизирован: «Что Вас заставляет учиться?»: - Желание получить престижную работу – 35,2%; - Родители – 22,4%; - Мысли о будущем – 19,2%. 5
На следующий вопрос анкеты: «Какую пользу приносит Вам посещение колледжа?» были получены следующие ответы: - Получение знаний – 54,4% - Общение с друзьями – 32% - Изучение новых предметов – 22,4% - Никакую – 12,8% У 73,6% студентов отношение к учебе резко изменилось после поступления в колледж (приложение 4). При чем, сравнивая уровень своего обучения в колледже и в школе, 44,8% студентов сказали, что они стали учиться хуже, 41,6% - учиться стали лучше, а 16 % - учатся так же как и в школе. Пытаясь установить причины подобных изменений, студенты указывают на следующее: - Другое отношение преподавателей – 28,8% - Никто не контролирует – 16% - Появились новые предметы – 16% - Появилась ответственность – 12,8% При ответе на вопрос: «Соответствует ли Ваша будущая профессия Вашим склонностям?» 44,8% опрошенных ответили отрицательно. Это может означать, что почти половина будущих выпускников колледжа уйдет в другую профессию. И этот факт не может не вызывать тревоги. Говоря о своих удачах в учебе, студенты указали следующие причины: - Трудолюбие - Интерес к предмету - Хорошее отношение преподавателей - Желание много знаний - Школьные знания - Усидчивость - Интерес к будущей профессии Отношения между преподавателем и студентом могут и должны строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу, иначе может возникнуть отчуждение и негативизм. Крайне важна заинтересованность преподавателя и студента друг в друге, так как они являются звеньями одной цепи. Вопросы второй анкеты были посвящены взаимоотношениям преподавателей и студентов. На вопрос: «Заинтересованы преподаватели в успехах студентов?» были получены следующие ответы: - Не все – 57,6% - Нет – 25,6% 6
- Да – 12,8% При составлении образа нелюбимого преподавателя студенты были более эмоциональны, ссылались на конкретные примеры. По мнению студентов нелюбимый преподаватель: - Оскорбляет студентов – 57,6% - Не знает свой предмет – 41,6% - Берет взятки со студентов – 32% - Плохо относится к студентам – 16% В результате опроса было выявлено, что 57,7% студентов считают, что преподаватели чаще несправедливы к ним. При этом 67,2% опрошенных очень важным и 35,2% важным считают понимание со стороны преподавателя. Естественно, что в сложившейся обстановке 51,2% студентов доверяют не многим из своих преподавателей; 28,8% вообще им не доверяют. И только 16% студентов испытывают доверие к своим преподавателям. Как следствие этого только 41,6% студентов могут обратиться за советом к некоторым преподавателям, 32% не хотят обращаться к ним ни за советами ни с просьбами. Только 28,8% опрошенных студентов все-таки отважились бы сделать это. Из результатов проведенного анкетирования видно (приложение 9), что 64% студентов считают, что преподаватели не выслушивают их мнение, а 36% опрошенных студентов уверены, что преподаватели делают это очень редко. При этом 48% студентов не при каких обстоятельствах не будут даже пытаться выказывать свое мнение по любому вопросу, особенно если их взгляды не совпадают со взглядами преподавателей. 35,2% студентов согласны высказать свое мнение преподавателю, но при этом не видят в этом никакого смысла. 19,2% студентов иногда выказывают свое мнение, но не всем преподавателям, а только тем, которым доверяют; тем, кому важно их мнение. Заканчивая свое анкетирование, я задала вопрос: «В чем главное препятствие во взаимопонимании между преподавателем и студентом?» На этот вопрос были получены следующие ответы: - Непонимание проблем студента – 25,6% - Возраст – 22,4% - Нежелание преподавателя общаться – 12,8% - Взяточничество преподавателей – 9,6% - Злоупотребление властью – 9,6% - Статусные различия (вы – преподаватели, мы – студенты) – 9,6% В проведенном исследовании были достигнуты следующие результаты: 1. Негативное взаимодействие преподавателя и студента является причиной снижения учебной мотивации студентов. 2. Хорошие взаимоотношения преподавателя со студентами взывают не только интерес к предмету у студентов, но и желание получить 7
дополнительную информацию по изучаемым предметам, что во многом является залогом их успешной учебной деятельности. 3. При поступлении в колледж познавательные мотивы занимают ведущее место у студентов, и поддержка со стороны преподавателя не только повышает их, но и позволяет студентам максимально проявить свои способности. 4. Отношение к учебе у студентов изменилось под влиянием формального отношения преподавателей как к преподаваемому предмету, так и к самим студентам. 5. Преподаватель по-прежнему остается значимым человеком в жизни студента, мнением которого они дорожат, поэтому оценка преподавателя важна для студента. Негативная оценка, тем более ее необъективность, не только снижает мотивацию учения, но и является одним из факторов снижения посещаемости колледжа. 6. Теоретические знания и практический опыт, которые студент получает от преподавателя, влияют на интерес, проявляемый студентами к результатам их работы. 7. Способность к пониманию является одним из основных качеств идеального преподавателя, вызывает доверие у студентов, а ее отсутствие является одним из серьезных препятствий во взаимоотношениях между преподавателями и студентами. 8. Для студентов важны понимание и заинтересованность к ним со стороны преподавателей, так как в первую очередь это вызывает доверие и желание обращаться за помощью в случае необходимости, что способствует налаживанию взаимоотношений с преподавателями и создает благоприятную психологическую атмосферу в учебном коллективе. 9. По мнению студентов идеальный преподаватель должен прежде всего знать свой предмет, быть профессионалом, уметь легко и доступно излагать материал. 10. Нелюбимые преподаватели не умеют налаживать контакт со студентами, неуважительно относятся к ним, вызывая тем самым агрессию со стороны студентов, разрушают процесс взаимодействия со студентами, снижая мотивацию учения последних. 11.Умение преподавателя признавать собственные ошибки является для студентов не только показателем уважительного отношения к ним, но и служит доказательством того, что преподаватель не считает возможным для себя быть высокомерным по отношению к студентам, не обращать внимания на эмоциональную сторону общения с ними. 12.Поскольку студенты считают, что главным препятствием во взаимопонимании между ними и преподавателями является нежелание последних понять их проблемы это является 8
доказательством того, что преподаватели воздвигли между собой и студентами «глухой забор», разделившись на два лагеря. Соответственно, это не может помочь объединению студентов и преподавателей и установлению между ними взаимопонимания. 13.От сложившихся взаимоотношений с преподавателями зависит не только интерес к предмету, уровень получаемых знаний, посещаемость занятий, но и то, каким в конечном итоге специалистом выйдет студент из стен колледжа, останется ли он в профессии вообще, будет ли продолжать свое образование или нет. 14.Часть преподавателей колледжа не могут и не хотят заинтересовывать студентов, поэтому у студентов сохраняется в целом положительное отношение к колледжу, но он их привлекает своей внеучебной деятельностью, для них учебный процесс отходит на второй план, оставляя на первом месте общение с друзьями. 15.На фоне плохих взаимоотношений с преподавателями у студентов возникает негативное отношение не только к колледжу, но и к процессу обучения вообще. Такие студенты испытывают трудности с учебной деятельностью, предпочитая пропускать занятия. В конечном итоге многие из них и вовсе покидают колледж.
Список литературы
1. Божович Л.И.«Проблема развития мотивационной сферы ребенка», М.: МОДЭК, 2009 2. Дубровина И.В. «Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет», М.: Просвещение, 2008 9
3. Кон И.С. «Психология ранней юности: книга для учителей», М. Просвещение, 1988г. 4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Просвещение 2013. 5. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2012 6. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовательном учреждении», М.: ВЛАДОС, 2005 7. Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология», М.: «Академия», 2014 10