Автор: Романова Елена Вениаминовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8
Населённый пункт: г. Белебей Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конкурс веселых мастеров"
Конкурс Весёлых Мастеров
Цели и задачи:
• обобщить и закрепить знания, полученные на уроках технологии;
• развивать у учащихся сообразительность, логическое мышление, память, внимание,
наблюдательность; расширить кругозор;
• содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятного психологического
микроклимата;
• воспитывать эстетический вкус, ответственность перед коллективом, критическое отношение к
достигнутому результату.
Оборудование: карточки с заданиями, анаграммы, листы белой бумаги, столярные и
разметочные инструменты, деревянные заготовки, верстак, гвозди, саморезы.
Форма проведения: игра-конкурс.
Место проведения: столярная мастерская..
Методы: практический, объяснительно - репродуктивный, импровизационный.
План проведения:
* Вступление.
*Конкурс №1 «Приветствие»
*Конкурс №2 «Всезнайка» - конкурс капитанов
* Конкурс №3 «Самый точный»
* Конкурс №4 «Прочитайте анаграммы»
* Конкурс №5 «Шуруповерты»
* Конкурс №6 «Закончи пословицу»
* Конкурс №7 «Сколоти ящик для мелких заготовок»
* Конкурс №8 «Начинай на букву «П»
* Конкурс №8 «Конкурс ситуативных кроссвордов»
* Подведение итогов конкурса, вручение наград.
Ход мероприятия
1.
Вступление
1 чтец. Это здорово уметь! –
Сеять хлеб и песню петь.
Стог метать, дрова колоть,
Грядку чисто прополоть.
Это здорово строгать! –
Делать стол или кровать.
Бак лудить, трамвай водить,
Дом на зорьке возводить,
2 чтец. Сталь ковать, деталь точить,
Мастерству других учить.
Сад лелеять, хлебы печь,
Матерей от бед беречь.
Добрым быть, друзей иметь.
Это здорово уметь!
Ведущий
Мир стареет в былых надеждах,
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат,
И несут на себе мастера.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас на КВМ - « Конкурсе веселых мастеров»!
Говорят, что у каждого человека есть свой «звездный час». Самый великолепный момент в
жизни, когда судьба говорит ему: «Покажи, на что ты способен!».
Людей по-настоящему счастливых насчитывалось бы гораздо больше, если бы, во-первых, все
мы верили, что «звездный час» действительно существует, а во-вторых, были бы готовы
использовать этот шанс! И вот таким «звездным часом» для наших участников станет участие в
нашем конкурсе, на котором они покажут свои знания и умения, смекалку и мастерство, дружбу
и взаимовыручку.
Мы проведем конкурсную программу для 2-х команд.
А жюри определит лучших мастеров и знатоков технологии, оценивая не только их сноровку, но
и аккуратность, не только знания, но и смекалку.
Учитель: В состав нашего жюри входят... (
представление членов жюри)
«Приветствие» - I этап конкурса
Ведущий.
Позвольте представить команды:
Команда 7а класса
«Дровосеки»
Наш девиз: Топорная работа обычно не для нас,
Избушку вмиг мы срубим,
Покажем высший класс.
1
Федотов Тимофей Название, девиз, форма.
2
Абузаров Арсен / 3 очка /
3
Галунин Святослав
4
Наседкин Олег
Команда 7б класса
«Строгие пильщики»
Наш девиз: Мы не маленькие детки,
Пилим строго по разметке.
1
Абалымов Рома
2
Беридзе Данил
3
Илюхин Антон
4
Лысенков Олег
Учитель:
Правила и условия конкурса:
Жюри оценивает каждый конкурс отдельно, затем выводит общий итог.
Победителем считается команда, набравшая максимальное количество очков за игру.
* На обдумывание ответа командам отводится 1 минута. Если команда готова, капитан
поднимает руку.
* При неправильном ответе одной команды отвечает другая.
Ведущий:
Команды, вы выбрали своих капитанов? Представьте их!
- Капитаны! Вы умные, смелые и сильные люди. Вы должны быть примером и гордостью своей
команды.
Разминка - «
Пять Е” (одинаковое задание для обеих команд)
На обдумывание ответа командам отводится 1 минута. Если команда готова, капитан
поднимает руку.
Во всех пяти предложенных словах присутствует буква “Е”. Пользуясь определениями,
отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки:
Первая “Е” заключена в коре (бревно)
Е
Этот “Е” у столяра в столе (инструмент)
Е
Это «Е» имеет каждая деталь (размер)
Е
Эта “Е” нужна везде: и на уроке, и на стройке (линейка)
Е
Эта “Е” стоит в цехе (оборудование)
Е
2 этап конкурса
-
конкурс капитанов - «Всезнайка»
Команды отвечают на 6 вопросов. За каждый правильный ответ 1 очко.
/ После конкурса жюри подводит первые итоги./
Вопросы для команды 7а класса
Назови пять разметочных инструментов? (линейка, карандаш, циркуль, угольник, рейсмус)
Перечисли физические свойства древесины? (цвет, запах, плотность, влажность)
Что нужно сделать, прежде чем приступить к работе молотком? (проверить исправность).
От чего зависит сила удара молотком? (от длины ручки и размаха руки).
Назови элементы доски? (пласть, торец, кромка, ребро).
Масштаб 1:4 указывает, что чертеж выполнен с уменьшением или увеличением?
(с уменьшением в 4 раза.)
Какие виды отверстий ты знаешь? (сквозные и глухие)
Вопросы для команды 7б класса
Назови основные части рубанка? (колодка, нож, клин, ручка).
Перечисли механические свойства древесины? (прочность, твердость, упругость)
Что позволяет пиле легко продвигаться в распиле? (развод зубьев)
Какие виды пиломатериалов ты знаешь?
(доски, брус, брусок, горбыль, пластина, четвертина, шпалы).
Чем отличается шерхебель от фуганка?
(шерхебелем выполняют первичное, грубое строгание, а фуганок для получения ровных,
плоских поверхностей)
Трещины, косослой, смоляные кармашки, грибные поражения и т.д. все это - …
(пороки древесины)
Как наклонены зубья пилки в ручном лобзике? (в сторону ручки)
3 этап конкурса - «Самый точный».
( высшая оценка 5 баллов)
Ловкость рук и меткость глаз
Нужны каждому из вас.
Докажите, что у вас самый точный глаз!
Участвуют по одному представителю от команды. Участники должны распилить
брусок на 2 равные части. Разметку делаем измерительными инструментами. Оценивается
быстрота и точность разметки, соблюдение техники безопасности, ровность отпиленных
торцов. Итоговая оценка за конкурс выводится из суммы всех баллов. 1+1+1=3 балла
(Повторяем правила безопасности при пилении ножовкой)
1.
Надежно закреплять заготовку на верстаке.
2.
Пилить только хорошо наточенной и налаженной пилой.
3.
Обязательно использовать направляющий брусок.
4.
Не допускать перекоса пилы при пилении. Не делать резких
движений пилой.
5.
Не держать левую руку близко к полотну пилы.
6.
Не проверять на ощупь качество пиления.
7.
Класть пилу на верстак зубьями от себя.
8.
Не сдувать опилки и не сметать их рукой. Пользоваться щеткой.
4 этап конкурса - «Прочитайте анаграммы»
Составьте слова, путем перестановки по определенному признаку входящих в них букв.
«Дровосеки» «Строгие пильщики»
1) АЗОГОТКВА (заготовка) 1) НИЛКЕАЙ (линейка)
2) ИЕЕЛДЗИ (изделие)
2) КОНБАУР
(рубанок)
3)ПАНИКИНЛЬ (напильник) 3) ОНБЛША (шаблон)
4) ИПЛА (пила) 4) ТАСКРЕВ (верстак)
5) УРАБОНК (рубанок) 5) ОМОЛОТК (молоток)
За каждое угаданное слово – 1 балл
5 этап конкурса -
«Шуруповерты»
Каждый из членов команды должен отверткой закрутить по одному шурупу-саморезу. Шурупы
должны быть закручены полностью в одну линию, примерно на одинаковом расстоянии друг от
друга. Команда первая закрутившая шурупы набирает 3 балла за скорость, каждый
правильно закрученный шуруп – 1 балл
(Повторяем правила безопасности при соединении деталей шурупами)
1.
Не пользоваться шурупами со сбитыми шлицами.
2.
Пользоваться исправной отверткой, которая соответствует прорези шурупа.
3.
Шуруп ввинчивать под прямым углом к поверхности древесины.
4.
При ввинчивании не трогать шуруп рукой.
5.
После ввинчивания заусенцы зачистить шкуркой или напильником.
Места установки тонких шурупов проколоть шилом!!!!!!!
6 этап конкурса - «Закончи пословицу»
Каждой команде зачитывается начало пословицы – нужно закончить пословицу. Если у команды
нет ответа, слово передается сопернику.
1.
Делу время - ………………потехе час.
2.
Без труда - ……………не вынешь и рыбку из пруда.
1.
Где терпенье - ……….там и уменье.
2.
Кто мало говорит - ……….тот много делает.
1.
Труд кормит - …………а лень портит.
2.
Любишь кататься - ……..люби и саночки возить.
1.
Терпенье и труд - ………все перетрут.
2.
Семь раз отмерь - ……….один раз отрежь.
1.
Землю красит солнце - ……..а человека труд.
2.
Сделал дело – гуляй смело.
1.
Дерево сильно корнями, а человек делами.
2.
Упустишь минуту – потеряешь час.
1.
Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
2.
Деревья смотри в плодах, а человека в делах.
На команду 7 пословиц. Каждый правильный ответ – 1 балл.
7 этап конкурса -
«Сколоти ящик для мелких заготовок»
Сборка ящика из готовых деталей ---5 баллов.
В данном конкурсе особое условие: капитан должен распределить всех членов команды по
этапам выполнения изделия; учитывается правильность и аккуратность выполнения, командный
подход, товарищеская поддержка.
Максимальная оценка: 5 баллов.
Повторяем правила безопасности при соединении деталей гвоздями.
1.
Работать только с исправным молотком с хорошо насаженной и расклиненной ручкой.
2.
Не стоять за спиной товарища, работающего молотком.
3.
Ударять по головке гвоздя так, чтобы направление удара совпадало с осью гвоздя, чтобы
он не вылетел и не согнулся.
4.
Не оставлять молоток на краю верстака.
8 этап конкурса - «
«Начинай на букву «П»».
Вы должны называть по очереди профессии, которые начинаются на букву «П».
Выигрывает и приносит очко своей команде тот, кто назовёт профессию последним.
(Плотник, печник, пекарь, почтальон, певец, парикмахер, продавец, портной, поэт, певец,
программист, портье, пилот, повар и т. д.)
9 этап конкурса
- «Конкурс ситуативных кроссвордов»
(
1 балл за отгаданное слово).
а) В саду сломалась скамейка, Дима решил её починить, взял молоток и отправился на
работу. Какие инструменты и материалы понадобятся Диме в работе?
1.гвозди 2.пила 3.топор 4. долото 5. Лом 6.рулетка.
б) Миша решил сделать кормушку для птиц. Доски у него есть. А что ещё Мише
понадобится в работе?
1.карандаш 2.гвозди 3.молоток 4.линейка 5.рейка 6. пила.
Учитель: Вот и завершен наш последний конкурс. Пока жюри подводит итоги, я хочу
проверить, знаете ли вы, рабочие профессии. Давайте закончим предложения в стихотворении.
Трактор водит …….(тракторист),
Электричку ……….(машинист),
Стены выкрасил …..(маляр),
Доску выстругал …….(столяр),
В доме свет провел……(электрик),
В шахте трудится ………(шахтер),
В жаркой кузнице ………(кузнец),
Кто все знает ………(молодец)!
Подведение итогов конкурса, вручение наград.
Жюри подводит итоги конкурса. Выступают члены жюри. Объявляется команда-победитель.
Вручаются грамоты.
Заключительное слово ведущего.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Труду следует учиться всю жизнь. Я
думаю, вы хорошо понимаете, как важно любить труд, который созидает все
лучшее на свете.
И закончим наш праздник словами Р. Рождественского:
Пока в пространстве кружится планета,
На ней пропахшей солнцем, никогда, не будет дня,
Чтоб не было рассвета,
Не будет дня, чтоб не было труда.
Конкурс «Конкурс веселых мастеров»
(лист оценки)
Название этапа
Кол-во
баллов
Распределение
баллов
Штрафны
е баллы
6 «а»
класс
6 «б»
класс
1. Приветствие
(название, эмблема,
приветствие)
первое место 4
балла,
второе место 2
балла
2. «Всезнайка» - конкурс
капитанов
первое место 4
балла,
второе место 2
балла
3. «Самый точный»
первое место 4
балла,
второе место 2
балла
4. «Прочитайте
анаграммы»
первое место 4
балла,
второе место 2
балла
5. «Шуруповерты»
Один балл за
каждый забитый
гвоздь
6. «Закончи пословицу»
первое место 4
балла,
второе место 2
балла
7. « Что нам стоит дом
построить»
Один балл за
каждый
комплимент
8. «Пантомима»
Два балл а за
номер команде
Итого баллов
Задание
1
2
Высшая оценка
Конкурс 1. капитанов «Начинай на букву
«П»».
До 3 баллов
Конкурс 2. «Знаете ли вы овощи?»
До 5 баллов
Конкурс болельщиков
(продолжи пословицу)
По 1 баллу за правильный ответ
Конкурс 3.
«Шустрый
портняжка»
До 5 баллов
Конкурс 4.
«Собери
инструмент
и
назови»
До 3 баллов
Конкурс «Закончи предложение»
(для болельщиков)
По 1 баллу за правильный ответ
Конкурс 5. «Уборка»
До 3 баллов
Конкурс 6. «Кто быстрее»
По 1 баллу за правильный ответ
Конкурс болельщиков «Поможем
Золушке перебрать крупу»
По 1 баллу за правильный ответ
Конкурс 7.
«
Загадки»
До 3 баллов
Конкурс 9 «
Лучший орнамент»
До 5 баллов
Конкурс 10 «Угадай профессию».
До 5 баллов
Итоги: