Автор: Москалюк Евгения Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".
Консультация для родителей.
«Нравственно-патриотическое воспитание детей
младшего дошкольного возраста».
Патриотические чувства надо прививать детям с младшего дошкольного
возраста.
Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты, и
события. С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери,
сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки
волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что
трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки,
пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости,
они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и
глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки
формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир
ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают
для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога,
знакомящего ребёнка с Родиной. Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно
выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между
ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им
окружающего мира.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников происходит в
следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к
родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям
начальные знания о Родине, представления о нашей стране, родной семье,
родном городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре.
Родная семья.
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком-
членом семейного сообщества. У них воспитываются гуманные отношения к
своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах
близких людей, о семейных историях, традициях. (Чаще проводить беседы к
пониманию того, что семья-это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье
все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются
помогать старшим. Обратить внимание на то, что у каждого члена семьи есть
свои обязанности: мама готовит, гладит, папа ремонтирует бытовую технику
и. т. д. Без помощи родителей решить эту задачу невозможно.
Родной город.
В младшей группе детям ещё трудно представить себе город, потому что их
жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут.
Поэтому, прежде всего знакомить детей с близлежащими улицами (обратить
внимание на то, что улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома
есть номер, что подводит к необходимости знать свой домашний адрес.
(Рекомендуем обращать внимание детей на всё положительное, что
происходит вокруг — построили новый магазин, посадили деревья и. т. д.
Особое внимание необходимо обратить на труд людей по благоустройству
города- это работа дворников, мусороуборочных машин, посадка зелёных
насаждений и. т. д. Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители
города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и
чистым.
Также рекомендуем знакомить детей с достопримечательностями родного
города. Это может быть центр города, откуда начинается история, площадь,
собор и. т. д. Основная задача-показать красоту родного города и вызвать
восхищение детей. Необходимо дать детям понятие город и село (деревня).
Рассматривание герба города, иллюстраций, фотографий, чтение стихов о
городе, экскурсии по городу. Так воспитывается гордость за свою
малую родину, желание сделать её лучше.
Родная природа.
Любовь к родной природе-одно из проявлений патриотизма. При
ознакомлении с родной природой дети младшей группы получают сначала
элементарные сведения о природе участка детского сада, затем
краеведческие сведения о природе.
Родная страна.
Основная задача в работе по знакомству детей с родной страной – вызвать у
них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.
Детей знакомим с государственными символами гербом, флагом, гимном.
Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор,
подчёркивая этим, что наша страна красивая и большая.
Родная культура.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным
ценностям и традициям своего народа, также важно знакомить детей с
устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками,
праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
Формировать у детей общие представления о народной культуре, её
богатстве и красоте. (Рекомендуем приобщать детей к культуре, рассказывать
им народные сказки (привлекать их к тому, как одеты герои сказок,
послушать народные песни, заучивание народных потешек, знакомить с
предметами народно-прикладного искусства. Тогда дети получат
представления о Родине, как о стране большой и красивой. Это вызывает
чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения
любви к своей Родине, гордости за неё необходима всегда!
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста -
процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю.
Результата можно достичь только систематической работой.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение
которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,
схематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова
и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
У дошкольников нужно воспитывать чувства гордости за нашу Родину,
прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать
нашу Родину, а также гордость за историческое прошлое своей страны.
Уважаемые родители, помните, для ребенка, именно вы – пример для
подражания. Как вы относитесь, друг к другу, к своим родителям, к
окружающим людям, к Родине, так и ваши дети будут воспринимать
окружающий мир.
Наша с вами задача — воспитать настоящего патриота своей Родины,
который будет ценить, хранить и уважать переданный ему опыт!