П.И.Чайковский «Детский альбом»
Те, кто слышал произведения П.И.Чайковского не забудут радость и
волнение, вызванные искренней и необыкновенно красивой музыкой. Она
звучит во всем мире, и везде находит горячих поклонников. Музыкальный
язык великого лирика настолько ярок, что узнаваем в любом его
произведении, будь то сложная симфония или нетрудная детская пьеса. По-
настоящему понять и оценить творчество композитора вы вероятнее сможете,
когда станете взрослыми. Сегодня же мы обратимся к «Детскому альбому».
Сборник был написан Чайковским летом 1878 года. В этом сборнике,
состоящим из 24 небольших пьес- миниатюр вся жизнь ребенка: его мысли,
чувства, настроения, игровые сценки , страшные сказки и мечты. А так же
картинные природы, русской жизни, «песенки-путешествия». Особое место в
«Альбоме» занимают лирические пьесы. Многие пьесы сборника можно
условно объединить в маленькие сюиты. Так, например, ряд пьес «Утренняя
молитва», «В церкви».
«Утренняя молитва». Молитвой всегда начинался день ребенка. Молясь, он
настраивался на добрые дела и поступки.
«В церкви». Этой пьесой заканчивается «Детский альбом». Её звучание
напоминает пение церковного хора. Молитвой ребенок не только встречал но
и провожал каждый день, вспоминая о, какие добрые дела ему удалось
сделать. Звучат фрагменты двух пьес.
Пьесы «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Вальс» образуют маленькую
сюиту. Конечно же, это пьесы, не только о куклах, но и о девочке, которая
переживает болезнь куклы, ее похороны. А затем спустя некоторое время
радуется новой кукле Это короткие музыкальные рассказы о сложной и
серьезной душевной жизни ребенка, который чувствует все так же сильно и
остро, как взрослый человек. «Болезнь куклы». У девочки заболела кукла. И
вы услышите, что в пьесе нет сплошной мелодической линии. Она как бы
«разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох…Ах..».
Звучит пьеса «Болезнь куклы».
«Похороны куклы». Настроение печали в этой пьесе создается при помощи
жанра похоронного марша. Здесь отчетливо проявились его черты:
медленный шаг, пунктирный ритм, минорный лад, речитативный (близкий к
разговорной речи) склад мелодии. Звучит фрагмент пьесы «Похороны
куклы».
Пьесу «Похороны куклы» сменяет …вальс. Почему? Потому что нужно
время, чтобы забылось горе. Но почему звучит именно вальс? А потому, что
он был самым любимым танцем 19 века, звучал ин на скромных домашних
праздниках и в роскошных бальных залах. Д а и умение танцевать, красиво
двигаться считалось обязательным для любого воспитанного человека. Это
произведение воссоздает атмосферу домашнего праздника. Петр Ильич
любил участвовать в домашних вечерах своих друзей. Сам играл на рояле и
всегда веселился неутомимо, плясал страстно, узнаем мы из писем
композитора. Легким ветерком радости предстает эта пьеса. Она звучит
меньше минуты. В ней слиты воедино разные оттенки чувства: изумление,
восторг, охватывающее ребенка при виде красивой игрушки, о которой давно
мечтал. Словно девочка с куклой кружится по комнате, залитой солнечным
светом… Звучит пьеса «Новая кукла».
В « русской сюите» из «Детского альбома» (№ 11,12,13) обращает на себя
внимание яркий национальный колорит. В пьесах использован тот же прием
развития – вариационность, свойственная народному исполнительству.
Прием этот, однако, по – разному проявляется во всех трех пьесах. «Русская
песня» мастерская обработка русской народной песни «Голова ль, ты, моя
головушка». Она воссоздает мощное звучание мужского хора, исполненная
молодецкой силы и удали.
« Мужик на гармонике играет» - веселая зарисовка, своего рода «маленькая
сценка. Звучание фортепиано напоминает игру на гармонике: в пьесе
обыгрывается доминант септаккорд и повторяется он 30 раз.
«Камаринская». Этот знаменитый наигрыш русской пляски еще в 1848 году
использовал М. Глинка в своей оркестровой фантазии. У Чайковского
плясовая – фортепианная миниатюра. Принцип развития мелодии
варьирование: узорчатое расцвечивание темы. Звучат фрагменты этих пьес.
Следующую сюиту, которую мы назвали бы «О дальних странах и образуют
пьесы (№15-18,23). В них мы ощущаем и ритмическую живость итальянских
мелодий, и светлую грусть французского напева, и степенную размеренность
немецкого танца. И все же предпочтение автор отдает итальянским пьесам.
Их в детском альбоме – три. Это не случайно. Пьесы отразили музыкальные
впечатления композитора, полученные в Италии. В 1877-78 годах
Чайковский провел за границей. Он побывал в Италии, Франции,
Швейцарии. «Неаполитанская песенка» - одна из самых ярких пьес. В ней
соединились песня и танец. В воображении встает картина веселого
итальянского карнавала. Звучит фрагмент «Неаполитанской песенки».
«Старинная французская песенка». Композитор использовал подлинный
напев 16 века – «Куда вы ушли, увлечения моей молодости…». Простой и
неторопливый напев напоминает старинную балладу. Сдержанная и
благородная простота, напевы старины сделали эту пьесу шедевром
«Детского альбома». Звучит пьеса «Старинная французская песенка».
А любите ли вы слушать сказки? Обычно перед сном няня или мама
рассказывала детям много разных сказок, но сказки были не только о добрых
волшебниках и добрых феях, но и страшные сказки. Здесь их две: «Нянина
сказка» и «Баба –Яга».
«Баба – Яга» - сказочная картинка полета. Стремительный темп, резкие
аккорды, как будто «выкрики» Бабы- Яги, когда она быстро пролетает над
землей и внезапно удаляется. Звучит фрагмент пьесы.
Засыпая, ребенок мечтает. Его мечты воплощает прекрасная мелодия пьесы
«Сладкая грёза». Звучит пьеса. Так и заканчивается еще один, прожитый
ребенком. Только в детстве можно прожить один день весело и беззаботно.
«Иоганн Штраус (сын) – « король вальсов»
Звучит музыка И.Штрауса. Полька-галоп «Трик-трак».
Имя замечательного композитора, скрипача и дирижера Иоганна Штрауса –
сына неотделимо от его родного города Вены. Иоганн Штраус как бы
объеденил в своих произведениях понятия «серьезной» и легкой музыки. Он
был «сочинителем танцев», но сколько души, поэтичности, благородства,
тонкости и вкуса вложил он в музыку этих танцев. Не случайно Штрауса
называли «королем вальса».
Будущий композитор родился в 1825 году. Он рос среди музыки. Все
репетиции оркестра Штрауса- отца происходили дома. Отец разрешил трем
своим сыновьям брать уроки игры на рояле, но помня свою тяжелую
юность, ни за что не соглашался на то, чтобы Иоганн посвятил себя музыке.
Он заставил сына окончить курс гимназии и политехническое училище, а
потом поступить на службу в банк. Но мама. Видя влечение сына к музыке
и чувствуя его талантливость, тайно от отца делала все, чтобы он имел
возможность изучать теорию музыки и брать уроки игре на скрипке.
В 1844 году композитор Дресхлер, учитель младшего Штрауса, вручил ему
превосходный аттестат, давший молодому музыканту возможность
организовать собственный оркестр из 15 человек. И вот через некоторое
время в «Венской газете» появилось объявление о том, что в казино
Доммайера состоится танцевальный вечер, на котором в первый раз
дирижирует собственным оркестром Иоганн Штраус(сын) – будут
исполнены различные увертюры, оперные отрывки и, кроме того, много
собственных сочинений. Это была настоящая сенсация, - Штраус против
Штрауса! Как вспоминает современник, получить место за столом было
труднее, чем депутатское место в английском парламенте.
Звучит вальс «Жизнь артиста»
Произведения Штрауса – сына имели колоссальный успех. Чуть ли не все
номера повторялись по несколько раз. На другой день «Венская газета»
писала : «Добрый ночи, Ланнер! Добрый вечер Штраус-отец! Доброе утро,
Штраус-сын!». Иоганн Штраус- сын уверенно шел к мировой славе. Со своим
оркестром, увеличенным почти вчетверо, он совершает поездки по Европе,
а , а потом и по Америке. Гастролировал композитор и по России. Его музыка
облетает все страны, а вальс «Голубой Дунай» через некоторое время
становится австрийской народной мелодией.
Звучит вальс «На прекрасном голубом Дунае»
Непрерывные гастроли не мешали Штраусу постоянно сочинять. Он
сочинял всегда и везде с поразительной легкостью. Посетил композитор в
1854 году Петербург, где дирижировал летним симфоническими концертами.
Начиная с этого года он выступал здесь ежедневно с мая по сентябрь в
течении 11-ти лет.
Звучит вальс «Прощание с Петербургом»
К созданию оперетт И.Штраус приступил когда ему было 46 лет. В
1871 году в театре «Ан дер Вин» состоялся его дебют в качестве композитора
оперетт. Его первая оперетта – «Индиго» прошла с большим успехом. Иоганн
Штраус автор 16 оперетт и почти 500 концертных пьес. Вершиной его
творчества в жанре оперетты – «Цыганский барон», «Летучая мышь».
Штраус оказал сильное влияние на творчество И.Кальмана, Ф.Легара.
Музыку композитора ценили Н.Римский–Корсаков, П.И. Чайковский.