Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ - ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ".

Автор: Щеникова Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЗАТО г.Североморск д/с №51
Населённый пункт: г.Североморск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ - ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

ЗАТО г. Североморск «Детский сад №51»

Статья

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ - ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Щеникова Е.В.,

Старший воспитатель

МБДОУ ЗАТО г. Североморск

д/с № 51

2023 год

1

Заберите всё, чем я обладаю,

но оставьте мне мою речь,

и скоро я обрету всё что имел.

(Дэниэл Уэбстэр)

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ

грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного

воспитания ребенка. На сегодняшний день образная, богатая синонимами,

дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень

редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложность , речь состоящая лишь из простых предложений .

Бедность речи, недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная

диалогическая

речь,

неспособность

грамотно

и

доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ

Неспособность

построить

монолог:

например,

сюжетный

или

описательный рассказ на предложенною тему. Пересказ текста своими

словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации ,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически

правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из

окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены

информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным,

занимательным,

развивающим.

Чтобы речевое взаимодействие детей было

эффективным, педагог должен создать условия для речевого творчества и развития

коммуникативных навыков воспитанников. Одним из таких условий является

интерактивное

обучение

дошкольников

активное

использование

в

образовательном процессе инновационных методов обучения.

Инновационные методы – это способы целенаправленного взаимодействия,

обеспечивающие оптимальные условия развития детей.

Характерными особенностями этих методов являются:

-

оптимальная активизация связной речи детей;

-

совместная деятельность воспитателя и детей в режиме равноправного

общения; создание условий для переживания успеха каждым участником

педагогического взаимодействия;

2

-

обязательная рефлексия процесса обучения и воспитания – осмысление

целесообразности выбранных задач, форм работы, способов деятельности,

причин неудач или достижения целей и тому подобное.

Сегодня

на

семинаре

мы

познакомимся

с

некоторыми

инновационными

технологиями, приемами развития связной речи.

Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Язык мозга —

это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его

языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного

и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью

приёмов мнемотехники), связать его с конкретными яркими зрительными,

звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мыслительные задачи у дошкольников решаются с преобладающей ролью

внешних

средств,

наглядный

материал

усваивается

лучше

вербального.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют

детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию,

перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными

учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает

рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

В дошкольном

возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном

непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство –

исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось

надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней.

Зрительный

образ,

сохранившейся

у

ребенка

после

прослушивания,

сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и

непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить

стихотворение.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме

мнемотаблиц, мнемодорожек, мнемокубов что заметно облегчает детям овладение

связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы

(сказки) четкими, связными и последовательными.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:

Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);

Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое,

умение систематизировать;

Развитие логики;

Развитие образного мышления;

Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;

Развитие смекалки, тренировка внимания;

Навык правильного графического изображения;

3

Виды мнемотаблиц:

развивающие (тренинг основных психических процессов);

обучающие

Что можно изобразить в мнемотаблице?

В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится

графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений

природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным.

Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для

обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения

диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к

сложному.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над

словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение.

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей

быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец –

зелёный.

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам.

Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и

воспроизведению

предложений

по

условным

символам.

И

позже

к

мнемотаблицам.

Количество ячеек в мнемотаблице зависит от сложности и размера текста, а также

от возраста ребёнка. Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости

от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие

размеры таблиц:

Для младших дошкольников – таблицы на 4 клетки(2 *2), на 9 клеток (3*3)

Для дошкольников среднего возраста – таблицы на 9 клеток, на 16

клеток(4*4);

Для дошкольников старшего возраста – таблицы на 16 клеток, на 25

клеток(5*5)

Наглядно-игровое пособие «Мнемокубы: дикие животные наших лесов»

ориентировано на дошкольников 3-6 лет, имеющих разный уровень речевой

подготовки. Может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях

по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях учителей-

логопедов и дефектологов, в играх и упражнениях с элементами драматизации.

Пособие представляет собой меховые кубы, передающие основную окраску

шерсти диких животных (медведь - коричневый, заяц - белый, волк – серый, лиса –

рыжая) и их отличительные особенности (у зайца длинные уши короткий хвост, у

лисы - пушистый хвост с белым кончиком, у медведя – круглые, маленькие ушки и

т.

д.).

На

передней стороне куба

располагается

мнемотаблица,

закрытая

4

прозрачным пластиком. К кубам прилагается комплект, состоящий из трех

мнемотаблиц

и

цветных

изображений

диких

животных.

В

мнемотаблице

схематически отображен план описательного рассказа. Схемы усложняются в

зависимости от возраста и речевого развития. Схемы легко заменить, благодаря

съемной передней панели.

Пособие многофункционально:

- знакомство с особенностями жизни диких животных нашей местности;

- составление описательного рассказа по образцу, аналогии, самостоятельно по

схеме;

- обучение составлению и отгадыванию описательных загадок о диких животных

нашей местности.

Данное пособие способствует:

- тесной связи речи и мыслительной деятельности;

- слиянию мнемотехнических приемов и тактильных ощущений;

- коррекционно – развивающему характеру речевого материала;

- игровой атмосфере деятельности.

Предлагаю следующие варианты игр с использованием наглядно-игрового

пособия «Мнемокубы: дикие животные наших лесов».

«Составление описательного рассказа о диком животном»

(младший дошкольный возраст)

Цель: Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные», обучение

повторению

описательного

рассказа

вслед

за

логопедом

с

опорой

на

мнемотаблицу. Развивать психические процессы: внимание. Память, наглядно-

действенное мышление, умение соотносить знаковые символы с образами.

Воспитатель демонстрирует детям мнемокуб «Лиса» и предлагает детям

догадаться, какой зверь прибежал к ним в гости. Дети рассматривают куб.

обследуют его руками. Далее педагог предлагает прослушать, что лиса расскажет о

себе. Беседа по содержанию. Дети отвечают с опорой на мнемокуб. Педагог

побуждает детей к самостоятельному рассказу с опорой на пособие.

«Путешествие в лес»

(средний дошкольный возраст)

Цель: Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (называть

отличительные признаки дикого животного, учить детей составлять рассказ-

описание по аналогии связно, последовательно, развивать способность к эмпатии.

Совершенствование

грамматического

строя

речи

(употребление

имен

существительных

в

косвенных

падежах).

Воспитывать

эмоциональную

отзывчивость.

Мнемокубы расставлены в разных частях группы. Раздается стук в дверь. Входит

почтальон Печкин и просит детей помочь ему разнести корреспонденцию для

животных. На конвертах написаны загадки о зверях. Дети отгадывают их. Далее

Печкин ходит по лесу и знакомится с дикими животными. Задача ребенка: выбрать

себе мнемокуб и от имени дикого животного рассказать о нем.

«Отгадай загадку – найди отгадку»

5

Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные»,

совершенствовать умение составлять описательные загадки о диких животных.

Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление

существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами). Развивать

связную речь, тактильные ощущения. Воспитывать навыки сотрудничества на

занятии, волевые качества личности (дослушать рассказ сверстника до конца).

На мольберте выставлены картинки с изображением диких животных. За ширмой

расположены все мнемокубы данного пособия. Ребенок заходит за ширму и

составляет описательную загадку, ориентируясь на мнемотаблицу. Задача детей:

отгадать загадку и ласково назвать животное. Это рыженькая лисичка; серенький

волчок и т. д.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь

следующих результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

Использование наглядно-игрового мнемотехнического пособия

«ВОЛШЕБНЫЕ КУБЫ»

/

«Круглый год»

на занятиях по речевому развитию

«Составление описательного рассказа по опорным картинкам».

Цель: дать детям представления об особенностях климатической зоны проживания,

упражнять в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных

пособий связно, в логической последовательности, формировать представления о

причинно-следственных связях и закономерностях в явлениях природы.

Педагог предлагает детям прослушать рассказ о сезоне, по ходу рассказа обращая

их внимание на картинки-схемы. После прослушивания предлагает детям

объяснить, что обозначает каждая картинка. После декодирования дети составляют

рассказ по цепочке, самостоятельно.

«Что изменилось? »

проводится после беседы об особенностях какого-либо времени года.

Цель: активизация памяти и речи ребенка, обогащение словарного запаса.

В. переворачивает один или несколько кубиков. Задача детей, угадать, что

изменилось и доказать, почему эта картинка не подходит к заданному времени

года.

«Когда это бывает? »

В группе расставлены сюжетные картины, отражающие времена года.

6

С пособием действует педагог. В первом варианте педагог закрывает смайликом

первую картинку с названием сезона. Глядя на оставшиеся пять кубиков, дети

должны догадаться, какое время года загадано и подойти к сюжетной картине,

изображающей данный сезон. Рассказать, по каким признакам они выбрали эту

картину.

Во втором варианте ведущим является ребенок. Сидя за ширмой, он описывает

признаки сезона, опираясь на мнемотехническое пособие. Задача игроков – найти

сюжетную картину с изображением загаданного времени года, ориентируясь на

услышанное описание.

«Составление описательно-повествовательных (творческих) рассказов по

заданной теме». Самый сложный тип связных высказываний, требующий синтеза

всех ранее усвоенных знаний. Рассказ составляется по узкой теме.

Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Времена года». Развитие связной

речи, обучение составлению описательно-повествовательных рассказов о временах

года (о сезонных изменениях в животном и растительном мире) .

Педагог предлагает детям начало истории: Однажды холодной, вьюжной зимой в

берлоге родился маленький медвежонок. Всю зиму он грелся около своей мамы, а с

первыми лучами солнца… Задача детей, составить рассказ о приключения

маленького медвежонка по плану: Летом в лесу. Подготовка к зиме. Опять в

берлогу.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по

развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая»,

наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц

позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию,

сохранять и воспроизводить её.

Использование метода мнемотехники в работе с детьми является важным

способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего

мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность речи

дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и

оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются

средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной

коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном

обществе.

7