Напоминание

"Триединая цель образования: перезагрузка"

Автор: Кожевникова Галина Сергеевна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Сырское
Населённый пункт: Липецкая область, Липецкий район
Наименование материала: статья
Тема: "Триединая цель образования: перезагрузка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Триединая цель образования: перезагрузка.

(из опыта работы)

Всем педагогам отлично известно содержание классической

триединой цели образования: обучение, воспитание, развитие. И

сам собой напрашивается вопрос, почему ей нужна перезагрузка?

Что не так? С самой целью и с её формулировкой всё в порядке,

вряд ли они нуждаются в качественном изменении. Но вот пути,

способы достижения этой цели испытывают острую потребность в

обновлении и модернизации. И связано это в первую очередь с

изменением условий, в которых каждодневно осуществляется

образовательный процесс. О чём речь?

Изменились дети. В наше время стало модным давать

каждому поколению определенные названия. Я отношусь к

поколению миллениалов, людей, чье детство прошло в так

называемые нулевые. Поколению тех, кто не имел осознанного

опыта жизни в советский период и, соответственно, не пережил в

сознательном возрасте перехода от советского к постсоветскому

строю. Поколение в большинстве своем довольно инфантильное, но

при этом зацикленное на легком успехе и быстро выгорающее, если

вдруг «не срослось». А вот дети, которые сегодня посещают

детские сады и школы – это поколение зуммеров и альфа-

поколение. Это люди, которые не представляют себя без интернета,

смартфона и социальных сетей. Они домоседы, проводят много

времени под присмотром родителей и не торопятся от них

съезжать, меньше встречаются с друзьями и реже ходят на

свидания.

«Зумеры» больше обращают внимание на здоровье, меньше

склонны к курению и употреблению алкоголя. По исследованию

ряда некоммерческих организаций Hope Lab и фонда Well Being

Trust, почти две трети подростков и молодых людей используют

мобильные ЗОЖ-приложения.

И хотя считается, что современные подростки многозадачны и

могут, например, слушать музыку, просматривать Instagram и

делать домашнее задание одновременно, это не совсем так: в итоге

1

внимание

рассеивается,

а

информация

усваивается

гораздо

сложнее. Кроме того, заучивание и запоминание у них не в

приоритете, ведь вся информация есть в интернете. На первый план

выходят навыки ее поиска и верификации.

Подростки очень трепетно относятся к вопросу безопасности

и плохо приспособлены к неопределенности. Свою роль здесь

сыграло то, что они растут во времена финансовых кризисов,

терроризма,

стрельбы

в

школах

и

колоссального

развития

технологий.

Они чаще страдают от тревожности и депрессии, что в

немалой степени провоцируется большим количеством времени,

проведенным в Сети.

При этом многие социологи сходятся во мнении, что

подрастающее

поколение

проявляет

намного

большую

толерантность, чем предшественники, ведет себя осознаннее в

отношениях и осторожно подходит к институту брака. Кроме того,

они рациональны в финансовых вопросах, не стремятся садиться за

руль, отлично разбираются в тенденциях моды, а также являются

активными потребителями «умных» товаров, упрощающих жизнь.

Когда

родятся

последние

представители

поколения

(примерно в 2025-м), их будет почти 2 млрд. Что нам ждать от них?

Можно строить только общие предположения, однако уже сейчас

понятно, что влияние технологий на их жизнь будет колоссальным.

Дети

поколения

альфа

будут

расти,

взаимодействуя

с

искусственным интеллектом, роботами, «умными» игрушками.

Поколение

«альфа»

является

самым

материально

обеспеченным, технологически подкованным и образованным на

сегодняшний день.

Им

потребуются

интерактивные

персонализированные

программы

и

методы

обучения,

потому

что

изменятся

и

образование как таковое, и восприятие информации людьми. Судя

по мировым трендам, большой процент детей перейдет на онлайн-

обучение.

У

них

еще

раньше,

чем

у

«зумеров»,

будут

формироваться четкие посылы, к чему нужно стремиться: это

наука, технологии.

И сегодня образовательные организации взаимодействуют с

родителями поколения миллениалов и детьми поколения зумеров.

В чем особенность такого взаимодействия? Во-первых, уровень

2

требовательности и взыскательности, он очень высок. Родители

сегодняшних детей хотят только самого лучшего для своих детей и

часто ни на какие компромиссы не согласны. Если во времена

моего детства устроить ребенка в любой детский сад – было

великим счастьем, и не важно, что сад был за 4 остановки

общественного транспорта от дома. То сегодня родители не

соглашаются на детский сад, который расположен в нескольких

километрах в соседнем селе, а настойчиво требуют предоставления

места в своем населенном пункте или обеспечить организацию

подвоза. Это только один пример на уровне комитета образования.

На уровне образовательных учреждений таких примеров – масса.

Это с одной стороны, а с другой стороны, современные родители –

дети 90-х зачастую имеют травматичное и драматичное детство

ввиду того, что их родителям плохо удавалось справляться с

условиями жизни в лихие 90-е. И многие, казалось бы, банальные

педагогические истины им просто не известны.

Во-вторых, мотивация детей к обучению. Это огромное поле

для научных исследований. Новый мир интернета и цифровых

технологий разрушил в пух и прах былое представление об учителе

и книге как единственном источнике знаний и информации.

Сегодня каждый день даже маленький ребенок получает объем

информации из внешнего мира, несопоставимый с объемами,

которые

приходилось

переваривать

его

родителям:

вывески,

рекламные билборды, «бегущие строки», телевизоры (чаще всего в

каждой комнате), планшеты и смартфоны. Детская формирующаяся

психика и центральная нервная система испытывают колоссальные

нагрузки. А ведь помимо «переваривания» этого гигантского

потока информации из него еще нужно выбирать интересное,

главное, важное, отбрасывать информационный мусор. На это не

всякий взрослый способен, не то, что ребенок.

Также сказывается из-за значительной разницы в возрасте

ментальный разрыв между учителем и ребенком. Старые приемы

«отрицательной» мотивации: «Не будешь учиться – станешь

дворником», не работают с поколением зумеров, хотя и с любым

другим поколением отрицательная мотивация тоже не работает.

Ребенок природой устроен так, что в нем заложена тяга к

познанию, ее только нужно направлять и поддерживать.

И еще один немаловажный фактор – устаревание техники и

технологий.

С

современным

развитием

этой

сферы

3

образовательным учреждениям очень сложно быть в тренде. Это 15

лет назад только в школе в компьютерном классе ребенок видел

компьютер. А сегодня у него дома или у друзей и знакомых есть

техника, впечатляющая на столько, что ни одна Точка роста не

сравнится. И это тоже нужно учитывать. Развитие ТСО.

Это

был

краткий

обзор

тех

обстоятельств,

которые

необходимо учитывать при выстраивании работы и организации

успешного образовательного процесса, эти обстоятельства найдут

свое развитие и чуть позже при обсуждении целей и задач нашей

работы. Но прежде, чем к ним переходить, конечно, нужно

проанализировать год минувший: что удалось, а над чем предстоит

еще серьезно потрудиться.

Итак, итоги прошедшего учебного года.

Во-первых, хочу выразить искренние слова благодарности.

Это был по разным причинам не простой год, но мы достойно

справились, и в этом есть безусловно заслуга и вклад многих

членов нашего коллектива. Осенью мы испытывали дефицит

учителей и воспитателей в связи с массовой заболеваемостью пед.

Состава,

но

как

бы

трудно

не

было,

смогли

выстроить

образовательный процесс и при минимальных потерях в качестве

знаний.

К слову о качестве знаний. Несмотря на то, что окончание

прошлого учебного года проходило в режиме дистанционного

обучения,

как

показывает

статистика

серьезного

урона

образовательному процессу это обстоятельство не нанесло.

В 2021 году экзамены в 9 классе проходили практически в

таких

же

условиях,

что

и

в

11

(рассадка,

место

сдачи,

видеонаблюдение). Повышенные требования к объективности

проведения процедуры оценки выпускников не повлекли за собой

пониженный результат, что однозначно свидетельствует о качестве

подготовки школьников.

В 2021 году никто из учеников Сырской школы не получил

двоеки и занимает достойную позицию в общерайоном рейтинге

итогов ОГЭ и ЕГЭ.

Из 10 экзаменов по выбору, к сожалению, по 5 предметам

(обществознание, литература, химия, история, биология) есть

неудовлетворительные результаты. О чем это говорит? Причины у

этих двоек разные. Но задача каждой школы – внимательно

проанализировать эти причины, провести «работу над ошибками» и

4

По итогам прошедшего учебного года в Липецком районе 14

медалистов. Один из которых медалист Сырской школы Леонов

Максими .Особенно приятно отметить, что это не заслуга

репетитора, а результат, которого Максим добился в рамках

изучения школьной образовательной программы.

Одаренные дети – это будущий драйвер развития экономики

и страны в целом. Сегодня много внимания уделяется теме

поддержки и выявления одаренных детей. Самым глобальным

мероприятием в этой сфере является Всероссийская олимпиада

школьников.

Год от года количество участников, как школьного, так и

муниципального уровня растет. Это позитивная тенденция. Но вот

над объективностью результатов участия и над их качеством и

подготовкой детей нам нужно еще много работать.

В

этом

году

впервые

в

муниципалитет

состоялся

торжественный прием

одаренных выпускников.

Мероприятие

очень важное с точки зрения укрепления связи с молодежью, и

очень интересное, как оказалось. В неформальной обстановке 20

медалистов, победителей и призеров различных олимпиад и

соревнований встретились с руководством района и смогли

обсудить не только планы по построению своего будущего, но и

направления развития района. Нашу школу представляли 2

выпускника Леонов максим и Мещерякова Ирина. Все участники

получили благодарственные письма главы района и памятные

подарки (power banks).

На чем еще хотелось бы сделать акцент.

Создание новых объектов – одна из ключевых и глобальных

задач. Однако, не менее важно поддержать в нормативном

состоянии здание нашей школы. Оно имеет богатую историю и

значительный возраст, поэтому забота о ней – не просто

необходимость, а гарантия дальнейшего функционирования.

В 2020-2021 учебном году проводилась замена оконных

блоков на 1 миллион рублей , ремонт крыш детского на 205 , так же

в

ракмках

нац

проекта

ОБРАЗОВАНИЯ

состоялся

ремонт

спортивного зала на 3 миллиона рублей и ремонт двух кабинетов с

оснащением под точки роста цифрового и гумвнитарного циклов.

На чем хочется заострить внимание в этой связи.

5

Что, не во всех случаях нам попадались добросовестные

застройщики

подрядчики

:грубое

нарушение

сроков,

некачественное выполнение работ и прочие проблемы. Коллеги, мы

живем

в

правовом

государстве,

где

отношения

между

юридическими

лицами

оформляются

соответствующими

документами, в которых прописаны действия и ответственность

сторон в случае нарушения одной из них условий договора. Мы же

почему-то

по

старинке

предпочитаем

вести

бесконечные

переговоры сами, потом с участием руководство комитета, потом с

участием руководства района и в итоге всё равно не получаем

нужного результата. А должны были заваливать подрядчика

претензиями

угрозами

подать

в

реестр

недобросовестных

поставщиков и в критических случаях оперативно подключить

силовые структуры.

Второе. Хозяйский подход. Мало установить новые двери и

покрасить стены. Нужно еще, чтобы они сочетались с уже

имеющимся

интерьером,

чтобы

выстраивалось

гармоничное

мотивирующее предметно-развивающее пространство. Вряд ли кто-

то из вас дома продолжает красить пол в рыжий цвет, потому что

так он был покрашен при сдаче квартиры.

То же самое и с нашим учреждением – в них нужно менять

интерьер и организацию пространства. Тем более, что технологии в

этом направлении также, как и цифровые развиваются бурными

темпами. И даже при скромном бюджете можно найти очень

оригинальные и стильные решения при оформлении того или иного

образовательного пространства.

В этом году несмотря на эпидемиологические ограничения

состоялась оздоровительная кампания.

Была организована работа пришкольных лагерей с дневным

пребыванием и лагерь труда и отдыха.

В

текущем

году

у

нас

состоялся

переход

всех

образовательных

организаций

на

обслуживание

в

новое

учреждение – Центр компетенций. Переход состоялся без сбоев,

организационно у нас всё выверено, хотя еще большую работу

предстоит выполнить по отладке взаимодействия школ, где раньше

были собственные бухгалтерии.

Чем еще запомнился этот год? Реализацией президентских

инициатив:

бесплатное

1-разовое

горячее

питание

младших

6

школьников и доплата за классное руководство. Федеральная

доплата за классное руководство не повлекла за собой отмену

областной,

поэтому

сегодня

мотивацию

стать

классным

руководителем поддерживает не только моральный, но и серьезный

материальный аспект.

В продолжение и развитие темы финансов. В Липецком

районе финансированию деятельности учреждений образования,

укреплению

материально-технической

базы,

улучшению

положения

детей

и

молодежи

уделяется

особое

внимание.

Удельный вес расходов на образование в 2020 году составил более

половины бюджета Липецкого муниципального района.

По уровню заработной платы педагогических работников

Липецкий район по итогам 2020 года занял 1 место среди всех

муниципалитетов региона:

-

по

педагогическим

работникам

дошкольных

образовательных учреждений 33 501 руб. (рост 8,9 % к 2019 году);

-

по

педагогическим

работникам

общеобразовательных

учреждений 37134 руб. (рост 6 % к 2019 году);

-

по

педагогическим

работникам

дополнительного

образования 37064 руб. (рост 2 % к 2019 году).

В текущем году также отмечается тенденция к росту

зарплаты педработников.

Резюмируя

итоги

работы,

необходимо

отметить,

что

минувший год характеризуют и победы, и достижения, мы видим

наши сильные стороны и понимаем, над чем предстоит еще

потрудиться.

Можно переходить и к задачам на будущее.

И первая глобальная задача – это приложить максимум

усилий для обеспечения безопасности наших детей, особенно

информационной. Минувший учебный год запомнился не только

радостными событиями, но и ужасной чередой подростковых

суицидов, произошедших в нашем регионе. После было много

шумихи, много проверок, много обсуждений. Но главное – не это,

главное – это то, что мы будем предпринять для противостояния

нарастающим инфоугрозам.

Профилактировать.

Причем

в

профилактике

целевая

аудитория – дети младшего возраста. В подростковом возрасте,

7

данная информация уже не актуальна. Но не в формате скучных

бесед, лекций и классных часов. А формате интерактивов и

деловых игр. Предоставив детям определенную свободу в этом

вопросе, учителя сами узнают много нового. Кроме того, как и на

любой войне, нам нужны союзники. И они у нас есть – это

родители. Да не все открыты к сотрудничеству, но с большинством

можно работать. Здесь нужно ни монотонное родительское

собрание, на котором классный руководитель раздает черно-белые

маловразумительные памятки и читает нотации родителям в виде

прописных

истин,

а

сильная

мотивация,

нужно

мощное

привлечение внимания, своего рода «шок-контент» и практическая

помощь. Гаджеты делают детей для родителей «удобными»:

ребенок увлечен смартфоном и не мешает маме готовить ужин, а

папе смотреть футбол. Но какие сайты, какие ролики в этот момент

смотрит ребенок?

Поэтому и от школы, и от детского сада требуется

проактивность в данном вопросе. Нужно организовать занятия и с

детьми, и с родителями. Благо сегодня есть материалы и пособия

для проведения таких занятий.

Взаимодействие, сотрудничество с родителями, оказание им

помощи – это вообще тема, требующая отдельного развития. Мы

помним, что современное поколение родителей – это миллениалы.

И как родителей их характеризует то, что как было по-старому они

либо не знают, либо их не устраивает, а как по-новому воспитывать

детей они тоже не знают. Плюс ситуацию нахождения ребенка в

образовательном учреждении обостряют возрастные кризисы,

причем и детские, и родительские. Пара простых примеров. Кризис

3 лет. У кого-то он длится пару месяцев, у кого-то целый год. Это

безусловно стресс для ребенка, ему трудно справляться с резко

увеличившимся объемом собственных умений и переживаний. И

что в этот непростой момент происходит? Правильно, ребенка

отдают в детский сад. Стресс усиливается в разы: незнакомая

обстановка, незнакомые люди, отсутствие близких рядом. С точки

зрения психологии ребенка лучше отдавать в детский сад ил до 2,5

лет или после 3,5.

Или 1 класс. Здесь то же самое. У ребенка кризис 7 лет, у

родителей

кризис

среднего

возраста.

Вместо

помощи

и

поддержки своему ребенку в условиях адаптации к новой жизни,

родитель на фоне собственных переживаний вспыхивает, потому

8

что ко всем прочим его проблемам добавляется, что оказывается

его Маша или Саша не быстрее всех читает, с пробуксовкой

считает и вообще далеко не самый лучший ученик в классе.

В настоящее время школа или детский сад – как будто в

стороне от всех этих событий и предъявляют собственные

требования к детям

и родителям. Но ведь на самом деле,

образовательное учреждение находится ц эпицентре этих событий.

Поэтому

учебному

заведению

просто

необходимо

начинать

примерять

помогающую

роль

в

вопросах

взаимодействия

родителей

и

детей.

Гармония

и

благополучие

этих

взаимоотношений

являются

твердой

базой

и

необходимым

условием для успешного обучения ребенка.

До начала нового учебного года остаются считанные дни.

Это значит, что совсем скоро школьные рекреации наполнятся

криками,

гамом,

детским

смехом,

а

в

классах

закипит

образовательный процесс. Лето прошло и вместе с ним в памяти

школьников подзабылись знания правил безопасности дорожного

движения. И безусловно, это первое, с чего нужно начинать

внеклассные занятия в новом учебном году. Статистика по ДТП с

участием

детей

совершенно

ужасная.

Количество

машин

и

водителей неуклонно растет, а значит и риск травмирования детей в

качестве любого участника дорожного движения увеличивается.

Работу в данном направлении прямо с необходимо активизировать

прямо с 1 сентября.

С 1 сентября 2021 года все школы Липецкой области должны

включиться в проект по оценке школьного питания детьми и

родителями посредством использования QR-кодов.

Следующий важный аспект – охват детей дополнительным

образованием. Закреплю только еще раз в вашей памяти, что

целевой ориентир этого года – 76% и мерилом его является система

ПФДО. Учитывая, что это KPI руководства и района, и области,

отнестись

прохладно

к

этой

теме

значит

саботировать

федеральное поручение.

Только у нового есть будущее. И очень хочется, чтобы у того

нового, что начнет функционировать с 1 сентября этого года, было

прекрасное большое будущее. Я говорю о муниципальном центре

профориентации

школьников

«Маршрут

успеха»,

который

развернулся на базе школы с. Сырское. Тема профориентации

9

важная, нужная, очень интересная, но не имеющая четкой

структуры и порядка.

Миссия

центра

дать

полную

информацию

о

предрасположенности к той или иной профессии каждому ребенку

муниципалитета.

Познакомить

с

многообразием

современных

профессий и образовательными учреждениями, где их можно

получить, построить свое гармоничное профессиональное будущее.

Ну что ж, на этой позитивной ноте я завершаю свой доклад.

Благодарю за внимание и хочу поздравить всех с наступлением

нового учебного года!!!

10