Автор: Маллаева Гури Керимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Машенька"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Физическое воспитание как основа крепкого здоровья и гармоничного развития ребенка.
Родительский лекторий
«Физическое воспитание – как основа крепкого здоровья и
гармоничного развития ребенка»
Постоянная забота о здоровье детей, их физическом и духовном
развитии – одна из важнейших задач нашего общества. Мы хотим видеть
наших детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Важным
фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского
организма, является физическая культура.
Актуальными задачами являются привитие детям стойкого интереса к
занятиям
физическими
упражнениями,
обучение
их
доступным
двигательным умениям.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении
движений предъявляют высокие требования к основным физкультурным
системам организма. Под воздействием движений улучшается функция
сердечно-сосудистой
и
дыхательной
систем,
укрепляется
опорно-
двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям,
вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность
лейкоцитов. И напротив, недостаток движений вызывает изменения в
различных системах организма, к нарушению обмена веществ, к снижению
работоспособности.
Физическое
воспитание
оказывает
на
человека
многостороннее
воздействие.
Физические
упражнения
содействуют
осуществлению
умственного, эстетического, трудового воспитания, а также являются
средством лечения при многих заболеваниях.
Физические упражнения отличаются друг от друга. Выполнение их
связано
с
двигательными
представлениями,
вниманием,
мышлением,
волевыми усилиями, эмоциями.
Во
время
выполнения
движений
детьми
воспитатель
активно
формирует у них нравственно-волевые качества, настойчивость, выдержку,
смелость. Особенно важно поддерживать в детях желание и умения
преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в
зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный
момент.
В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика
роль
постоянного
примера
окружающих
его
взрослых
–
родителей,
воспитателей,
для
поддержания
стремления
заниматься
ежедневно
физическими упражнениями.
Младших детей интересует сам процесс движения, действия в игре,
поэтому они, например, и не убегают от ловишки, а бегут ему навстречу.
Пример взрослого лучше всего воспринимается ими в совместной с
взрослыми деятельности.
А старшие дошкольники интересуются результатами своих действий:
научился долго отбивать мяч, прыгать через скакалку. Здесь важен и
наглядный результат – влез до верха лестницы, попал в корзину. Опираясь на
такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны
стремиться их закрепить своим положительным отношением, справедливой
оценкой возбудить у ребенка желание физического совершенствования.
Внимание взрослого к достижениям детей стимулировать дальнейшее
стремление их к активной деятельности, к возможности попробовать свои
силы в новых движениях.
Расширяющийся
двигательный
опыт,
неоднократное
повторение
упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности.
Имеет значение и отношение родителей к физическим упражнениям.
Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят
стремление заниматься физической культурой в свободное время всей
семьей. Воспитатель может предложить родителям различные формы
занятий – походы с детьми пешком и на лыжах, игры, участие в
коллективных соревнованиях всей семьей. Роль взрослого – не дать ребенку
ограничиться каким-то одним движением, например, ездой на велосипеде,
прыжкам со скакалкой, а стремиться разнообразить двигательную активность
детей.
Особо внимание следует уделять малоактивным детям, стимулировать
их двигательную активность, предлагать им интересные упражнения, чаще
включать в веселые игры сверстников, помочь каждому ребенку проявить
имеющиеся у него способности.
Другого подхода требуют дети, двигательная активность которых
ограничивается после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из
веселых упражнений и игр, сажать на скамейку, запрещать всякие движения,
что может привести к снижению у них потребности в движениях.
Необходимо найти доступную форму участия, например, раздать и собрать
мелкие физкультурные пособия (флажки, платочки), выполнять упражнения
в невысоком темпе, выбрать считалкой водящего в игре. Постоянно их
включать те движения, которые не вызывают большой нагрузки: ходьба,
перешагивание, метание, передача мяча и др.
Большое
разнообразие
движений
и
их
вариантов,
доступных
дошкольнику,
создает
условия
для
развития
и
совершенствования
двигательных качеств – быстроты, ловкости, силы, выносливости. Все это
необходимо детям в игровых и жизненных ситуациях, приносит успех в
спортивных достижениях, подвижных играх, позволяет ребенку полнее
проявлять свои двигательные способности.
В
физическом
воспитании
детей
важно
поддерживаться
последовательности
и
систематичности
обучения
в
соответствии
с
двигательными возможностями детей, уровнем их подготовки, не слишком
усложняя, но и не зажимая содержание упражнений и требований к качеству
их выполнения: учитывать не только достигнутый детьми уровень умений,
но
и
предусматривать
повышение
к
ним
требований.
Постепенное
повышение требований позволяет сохранять интерес детей к заданиям,
стремление улучшать свои показатели, не останавливаться на достигнутом.
Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного
усвоения сходного с ним движения, но более простого. Например, после
освоения подскоков на месте дети могут переходить к прыжкам с
продвижением вперед, овладев метанием в подвижную цель, учиться
попадать в движущуюся.
Начальное разучивание движений надо вести в несколько замедленном
темпе, чтобы проследить, какие ошибки допускают дети, и своевременно
попытаться их устранить.
Для прочного закрепления движений их необходимо наблюдать, но с
обязательным сохранением интереса детей к ним. Для этого следует
разнообразить задания, вводить усложнения при обучении одному и тому же
движению, например, ползание на полу, на доске, на скамейке. Малышей
чаще подбадривать, особенно если ребенок приложил усилие, проявил
упорство. При оценке действий старших дошкольников предъявлять выше
требования к качеству движений, проявлению активности, выдержки.
Недостаточно освоенные детьми движения не спешить включать в
подвижные игры, особенно соревновательного характера. Эмоциональное
напряжение в игре, стремление добиться успеха (поймать бегущего, попасть
в цель) вынуждают детей спешить и поэтому они нередко не выполняют
должных требований к движению.
При усвоении движений следует опираться на сознательность и
активность дошкольников. Воспитывать у них стремление действовать
самостоятельно, проявлять все большие физические усилия для достижения
поставленной цели.
Полезно объединять в играх и упражнениях активных и пассивных
детей. Делать это надо тактично. Сильному предложить научить слабого, а
ребенок сам может выбрать, с кем ему позаниматься. Объединять ребят
целесообразно как с одинаковым, так и с различным уровнем развития
движений. Робкие и нерешительные дети, среди таких же сверстников
осваиваются скорее, а с приобретением уверенности у них появляется и
желание научиться действовать активно быстро.
Физическим упражнениям и подвижным играм в детском саду
отводится достаточное время в режиме дня, но с некоторым преимуществом
в утренний отрезок времени, особенно в отношении организованных форм
занятий – утренней гимнастики, физкультурных занятий, физкультминуток.
Это
распределение
зависит
от
поставленных
воспитательных
задач,
характера деятельности детей, степени владения двигательными умениями,
сезона года. Поэтому важно, чтобы родители знали определенные требования
к развитию движений ребенка в домашних условиях:
- Изучение двигательных способностей ребенка;
- Его желания овладеть движением, стремление действовать активно,
самостоятельно;
- Подбор участников игр;
-Подбор
движений,
комплексов
с
учетом
индивидуальных
способностей ребенка, состояния его здоровья и, в особенности, уровня
развития движений (одним требуются упражнения, укрепляющие мышечную
систему,
другим
–
улучшающие
координацию,
пространственную
ориентировку и т. д.).
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять
физические упражнения с малых лет, можно заложить прочные основы
хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.