Напоминание

Картотека игр на речевое дыхание младшая группа

Автор: Мартынова Лариса Анатольевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок""
Населённый пункт: г. Болгар Спасского муниципального района Республики Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека игр на речевое дыхание младшая группа







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад « Теремок» г. Болгар

Спасского района Республики Татарстан

Л. А. Мартынова.

КАРТОТЕКА ИГР НА РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

(младшая группа)

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно

обеспечивает нормальное звукообразование, сохраняет плавность речи.

Формирование

речевого

дыхания

зависит

от

правильного

функционирования физиологического дыхания.

Дышать необходимо через нос. Носовое дыхание предохраняет горло и

легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие,

благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.

Правильное речевое дыхание позволяет человеку добиваться плавности и

правильного звучания.

При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить

звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать

необходимые паузы.

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого

дыхания. Решающее значение для правильной постановки речевого

дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача - это

формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Правильное развитие речевого дыхания у дошкольников и детей любого

другого возраста требует регулярных занятий.

Начинать

занятия

следует

с

развития

физиологического

дыхания.

Прекрасным

средством

для

того

являются

общеразвивающие

и

логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в

комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и

музыкальные занятия, а в теплое время года - в прогулки.

Самое первое, чему ребенку важно научиться - это делать сильный

плавный выдох ртом. Малышу надо научиться контролировать время

выдоха, расходовать воздух экономно.

Цель дыхательных упражнений - увеличить объём дыхания, нормализовать

его ритм, выработать плавный, экономный выдох.

Развитие речевого дыхания у детей требует регулярных тренировок.

Чтобы увеличить длительность выдоха и его силу можно

систематические игры-занятия использовать в обучающих целях.

«Самолётики»

(Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет»)

Цель: формирование правильного носового дыхания, плавного длительного выдоха.

Оборудование: игрушка (игровой персонаж) кусочки разноцветной бумаги на подносе.

Ход игры:

Игрушка: Я прилетел (ла) к вам ребята на самолёте.

Посмотрите, как много у меня тут самолётиков (показывает поднос).

Давайте подуем на самолётики, чтобы они улетели высоко-высоко в небо.

Варианты: «Самолёты выше облака», «Самолёты в шторм» (в бутылке)

2

«Сдуваем снежинки»

(Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет»)

Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.

Оборудование: бумажные снежинки или кусочки белой бумаги на подносе.

Ход игры:

Педагог держит перед детьми поднос и предлагает устроить в комнате

снегопад. Для этого нужно дружно подуть на снежинки. Взрослый

показывает, как сделать глубокий вдох через нос и плавный выдох через

рот, сложив губы трубочкой. Дети дуют на бумажки.

Варианты:

«Сдуй снежинку с ладони» «Снежинки на облачке», «Сдуй

снежинку с варежки», «Сдуй снежинки с ёлочки» «Снежная в стакане».

«Птичка, лети!»

(Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет»)

Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.

Оборудование: бумажные птички на ниточке.

Ход игры:

Педагог показывает детям птичку. Предлагает подуть на нее, чтобы

птичка могла полететь и показывает как сделать глубокий вдох через нос

и плавный выдох через рот, сложив

губы трубочкой. Дети дуют на

птичку, а она «парит» в воздухе.

Варианты: «Птички летают высоко в небе», «Птички вылетели из гнезда»

«Тёплое и холодное дыхание»

(

Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет»)

Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц.

Ход игры:

Педагог объясняет и показывает, как делать горячий и холодный воздух

при выдохе: «Надо набрать побольше воздуха через нос, сделать губы

трубочкой и выдуть воздух на ладошку – идёт холодный воздух. А если

набрать воздух и выдохнуть его с широко раскрытым ртом, то нашей

ладошке станет тепло». Несколько раз повторите упражнение с детьми.

«Мы подуем высоко…»

(Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» )

Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц.

Ход игры:

Дети выполняют игровые действия согласно словам стихотворения.

Мы подуем высоко

, (дети поднимаются на носочки, руки на поясе и дуют)

Мы подуем низко,

(приседают на корточки и дуют

)

Мы подуем далеко

, (встают, руки на пояс, дуют, сложив губы трубочкой

)

Мы подуем близко,

(подносят ладонь к лицу и дуют на ладонь)

«Чей одуванчик раньше улетит?»

(Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».)

Цель: Развитие умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот; активизация мышц губ.

Ход игры:

Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют, воспитатель предлагает

сорвать по одному отцветшему одуванчику . Показывает как подуть на

цветок, чтобы полетели парашютики. Дети дуют на одуванчики так,

чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки нужно за 3-4 раза.

Варианты: На цветном фоне на ниточке одуванчики.

«Пускание корабликов»

(

Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения)

Цель

:

формирование умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Оборудование: таз с водой, бумажный кораблик.

Ход игры:

Педагог предлагает детям покататься на кораблике. Чтобы кораблик

двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для

произнесения звука «ф» . Можно дуть вытягивая губы трубочкой, но не

надувая щек. Кораблик при этом плывет плавно. Воспитатель: «Но вот

налетел порывистый ветер» - дети произносят звук «п» 2-3 раза на одном

выдохе: п-п-п.

Варианты: Кораблик на пластиковой пробке от бутылки ( половинки грецкого

ореха,) «Кораблик по морю плывёт» (на цветном фоне моря на ниточке)

«Птицеферма»

(Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». )

Цель:

Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.

Оборудование: игрушки: курица, цыпленок, петух, утка, гусь.

Ход игры

:

Педагог показывает детям игрушки и воспроизводит звукоподражания 3-4

раза. Затем игрушки убирают. Воспитатель говорит детям: «вот мы

пришли на ферму, а навстречу нам …(показывает курицу) курица. Как она

поздоровается с нами?» Дети: «Ко-ко-ко». «Пошли мы дальше. Навстречу

нам…(показывается гусь). Как он поздоровается с нами?» Дети: «Га-га-

га». Далее последовательно остальные игрушки, а дети

все вместе

произносят на одном выдохе (2-3, 3-4 звукоподражания). Затем можно по

очереди.

5

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры:

Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев

(желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в

вазу. Предложите подуть на листья. Красивые листья мы с тобой собрали

в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья

шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с

ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание

на то, какое шуршание издают листья.

«Листопад»

Цель

:

обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные,

оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры:

Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья

падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте

сделаем ветер - подуем на листья! Взрослый вместе с детьми дует на

листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо

следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за

тем, чтобы дети не переутомлялись. Все листики на земле... Давайте

соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем

игра повторяется снова.

«Снег идёт!»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудовани

е

: кусочки ваты.

Ход игры:

Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про

зиму. Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте

подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети

повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

«Вертушка»

(Галанов А.С. «Игры, которые лечат» )

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры:

Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить

ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите

ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает

вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее

самостоятельно : Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как

завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее. Игра

может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

5

«Песня ветра»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

Ход игры:

Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне

лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите

внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите

подуть сильнее - звук стал громче. Игра может проводиться как

индивидуально, так и в группе детей.

«Катись, карандаш!»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры:

Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка

положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на

карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем

предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит

карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя

напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца

стола на другой. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование:

двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на

карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился

дальше.

«Чей шарик дальше?»

(Галанов А.С. «Игры, которые лечат»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: легкий пластмассовый шарик для пинг-понга.

Ход игры:

С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую

игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите

шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за

столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. Надо

дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола.

А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть

нужно сильнее. Начали! Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию,

на противоположную сторону стола.

«Уточки»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые

или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.

Ход игры:

На столе таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает

поиграть .Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как

плавает утка .Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем

игра усложняется. Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к

себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке.

«Воздушный шарик»

(Галанов А.С. «Игры, которые лечат» )

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар или вертушка.

Ход игры:

Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так,

чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик

вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он

подольше не опускался на пол. Давай дуть на шарик, чтобы он не упал

вниз. Вот так! Сильнее! Можно поиграть с воздушным шаром,

наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или

чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной).

На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед. Если

игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей

(или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к

шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть.

Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную

территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или

веревки).

«Кто самый громкий?»

(Галанов А.С. «Игры, которые лечат» )

Цель: тренировка носового дыхания, смыкания губ.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы

сомкнуть, указательный палец леой руки положить на боковую сторону

носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей

(рот

закрыт)

и

провизносить

(выдыхать)

«м-м-м»,

одновременно

похлопывая пальцем правой руки по правой ноздре. В результате этого

получается длинный скандированный звук выдох. Звук «ммм» надо

направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая

ноздря , а на выдохе похлопывается левая ноздря. Игра повторяется

несколько раз. Каждый раз объявляется победитель – тот, кто произнес

звук «ммм» правильно и громче всех.

«Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Упражнение выполняется лёжа или сидя, одна рука лежит на животе,

другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие - вдох,

опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. При

выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Булькание»

(Галанов А.С. «Игры, которые лечат»)

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку;

активизация губных мышц.

Оборудование: стакан или бутылочка с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры:

В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и

подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на

поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. Давай

сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть

слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается

целая буря! Давай устроим бурю! По "буре" в воде можно легко оценить силу

выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-

6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Многие дети,

которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают,

что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше

использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите

подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы

почувствовать выходящий из трубочки воздух. Другая из возможных проблем -

ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом

случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из

твердой пластмассы. Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах,

выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос

малыша пальцами и предложить подуть снова.

«Перышко, лети!»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры:

Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем

предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть

нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

«

Расти, пена!»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья

посуды.

Ход игры:

Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть

через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку).

Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку

и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако

переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены

станет много, можно подуть на нее .Сейчас я устрою фокус-покус! Беру

жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-

топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и

больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

«День

рождения»

Цель:

развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных

мышц.

Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный

мишка.

Ход игры:

Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько

праздничных свечек - сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком

накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей -

зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите

"праздничный торт" с зажженной свечой .У мишки сегодня день рождения.

Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот

праздничный торт - помоги мишке задуть свечи. Когда ребенок задувает

свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным.

Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из

которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла - снова

набираем в грудь воздух и пробуем еще раз. Многие дети, делая правильный

выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит

мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить

дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с

помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.

Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно

расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните

ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует. Для

последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым

основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать

другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях

безопасности

такая

игра

проводится

индивидуально.

Необходимо

предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде

различных птиц и животных.

Ход игры:

Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям

свистульки и предложите подуть в них. Посмотрите, какие красивые у

вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте

устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не

напрягаясь,

не

переутомлялись.

Игра

может

проводиться

как

индивидуально, так и в группе детей.

«

Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки

различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным

дном.

Ход игры:

Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а

ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри

самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто

оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь

ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и

выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно

изготовить жидкость

для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и

сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте

пробовать и пить жидкость.

«Милиционер»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: свистки.

Ход игры:

Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в

которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в

милиционеров. Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет,

дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем в

милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя - свистим в свисток! Игру

можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не

переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе

детей.

«Подуй в дудочку!»

(Галанов А.С. «Игры, которые лечат» )

Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;

активизация губных мышц.

Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки,

губные гармошки.

Ход игры:

Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что

игра на духовых инструментах - одно из наиболее сложных упражнений для

развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из

них, на которых легче играть. Раздайте детям дудочки и предложите поиграть

на них сначала по очереди, затем всем вместе. Давайте устроим музыкальный

парад! Берите дудочки - начинаем играть!

Если у кого-то из детей не

получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох

через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его

необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра

может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Музыкальный

пузырёк»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр

горлышка 1-1,5 см).

Ход игры:

Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру. Как выдумаете, что это

такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него

воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу

фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба. Педагог подносит

пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает

одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек

загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха

должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в

игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности

игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки

по очереди. Если у кого-то из детей не получается это задание, не настаивайте.

Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.

«Надуй игрушку!»

(Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». )

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Учить детей делать

вдох носом, а выдох ртом.

Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

Ход игры:

Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и

предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно

выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Посмотрите, наши игрушки совсем

больные - худенькие, без животиков... Как же с ними играть? Давайте надуем

игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые! Тот, кто

надует игрушку, может поиграть с ней. Это задание требует сформированного

сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно

держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру

только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован. На

последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще

сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.

«

Бумажный флажок»

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см).

Ход игры:

Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как

можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать

большим и указательным пальцами). Давайте превратим бумажные полоски в

настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки

полощутся на ветру! Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко

не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного

подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с

нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.:

Книголюб, 2004. - 132 с.

2. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в

онтогенезе / В.И. Бельтюков // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 141-

145.

3.Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до З лет). — М.:

«ТЦ Сфера», 2006. — 96 с.

4. Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет»/ «ТЦ Сфера», 2011. —

144 с.

5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

Практикум по логопедии Учебное пособие для учащихся педагогических

училищ. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с