Авторы: Сайманова Людмила Анатольевна, Саймановой Людмиле Анатольевне
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №57"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Увеличение на.... Уменьшение на...
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема урока: «Увеличить на. Уменьшить на.»
Автор: Сайманова Л.А. учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Цель
:
Познакомить детей с терминами «увеличить на», «уменьшить на».
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
-Научить правильно, соотносить полученные цифры с числом предметов.
-Формировать умение образования чисел,
-Научить применять термины «увеличить на», «уменьшить на» в решении задач и примеров,
-Продолжить работу по формированию пространственных представлений.
Личностные:
-Принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
-Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-Осознавать личностный смысл учения.
Тип урока
: постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения:
объяснительно-иллюстративный
индивидуальная, фронтальная
Оборудование
:
раздаточный материал (карточки), учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, наглядный материал (геометрические фигуры)
№
Этап
урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1
Организа
ционный
момент
Организационны
й настрой на
урок
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём
Переключают
внимание на
учителя.
Настраиваются на
работу.
Осознавать необходимость
рабочего настроя на уроке.
2
Актуализ
ация
знаний
Устный счет
(фронтальная
работа,
индивидуальная
работа)
Устный счет
Прямой счет
(на партах у учащихся карточки с числами. Учащиеся
считают от 1 до 10 и выстраивают ряд чисел.
- А что мы знаем про эти числа? (уч-ся читают стихи
про числа)
- В каком порядке построен ряд чисел? ( в порядке
возрастания)
Обратный счет
- Усложним задание. Посчитаем в обратном порядке и
построим ряд чисел.
- В каком порядке построен ряд чисел? (в порядке
убывания)
- Назову я вам число, всем известное оно.
Попрошу вас не зевать, а соседей у числа назвать.
- У 4, 8, 2?
- Назовите предыдущее число?
- Назовите число, которое следует за числом ?
Работа с листочками.
-Какое число стоит между числами 6 и 8.
-Назови соседей числа 8
-7- это 2 и
-Какое число меньше 9 на 2
Какое число больше 6 на 1.
Выполняют
задания устного
счета.
Осознавать свои возможности в
учении; судить осознано о
причинах своего успеха или
неуспеха в учении, связывая
успехи с усилиями, трудолюбием.
Извлекать необходимую
информацию из рассказа учителя;
дополнять и расширять имеющиеся
знания и представления о новом
изучаемом предмете; сравнивать и
группировать предметы, объекты
по нескольким основаниям,
находить закономерности,
самостоятельно продолжать их по
установленному правилу.
3
Мотивац
ионный
Сообщение темы
урока.
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает
сформулировать цель урока.
Обсуждают тему
урока.
Устанавливать связи между целью
учебной деятельности и ее
(сообщен
ие темы
урока)
Определение
цели урока.
(фронтальная
работа)
Ребята, обратите внимание на экран, что вы видите? Положите на
стол столько же кружочков. Сколько положили (5). Увеличьте
пожалуйста данное количество кружочков на 1. Что у вас
получилось? Что значит увеличить на 1? (к 5 прибавить 1)
Давайте посмотрим на следующую строчку.
Положите треугольников столько же сколько листочков на экране.
Уменьшите пожалуйста данное количество треугольников на 1.
Что у вас получилось? Что значит уменьшить на 1? (из 5 вычесть
1).
Ребята, у меня есть 2 карточки, со словами «увеличить» и
«уменьшить», и знаки действий (+ и -). Помогите мне соотнести
знаки со словами.
Кто догадался, какая тема урока? Какие цели поставим?
Работа в парах. Заполняем таблицу.
Отвечают на
вопросы учителя.
Формулируют
цель урока.
мотивом.
Составлять план и
последовательность действий.
Владеть монологичной и
диалогичной речью
4
Постанов
ка
учебной
задачи и
ее
решение
(изучени
е нового
материал
а)
Индивидуальная
, фронтальная и
самостоятельная
работа
Работа по
учебнику (стр.68
№1)
Работа по
учебнику (стр.
68 №2)
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал,
отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания.
Отройте учебник на странице 68. Посмотрите на
картинку. Какие птицы изображены на ней? (ласточки).
Составьте пожалуйста задачу к этой картинке со
словом увеличить. (На проводе сидело 8 ласточек.
Прилетели еще 2 ласточки. Сколько ласточек стало?)
Как мы запишем решение данной задачи? (8+2=10)
А теперь давайте составим задачу со словом
уменьшить. (На проводе сидело 8 ласточек. Одна
ласточка улетела. Сколько осталось ласточек? На
сколько
уменьшилось количество ) Как запишем решение? (8-
1=7)
Посмотрите на следующий номер. Найдите примеры,
где есть слово увеличить. (7+1=8, 8+1=9, 9+1=10).
Почему 8>7, 9>8,10>9
Найдите примеры со словом уменьшить. (10-1=9, 9-
1=8, 8-1=7). Почему 9<10, 8<9, 7<8
Выполняют
дидактические
упражнения.
Отвечают на
вопросы.
Высказывают
свое мнение.
Осознавать свои возможности в
учении; судить осознано о
причинах своего успеха или
неуспеха в учении, связывая
успехи с усилиями, трудолюбием;
оценивать выполнение своего
задания.
Уметь ориентироваться в
учебнике;
Определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения
данного раздела, определять круг
своего незнания;
Отвечать на простые и сложные
вопросы учителя, самим задавать
вопросы, находить нужную
информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать
предметы, объекты по нескольким
основаниям, находить
закономерности, самостоятельно
продолжать их по установленному
правилу;
Наблюдать и делать
самостоятельные простые выводы;
Осуществлять выбор оснований и
критериев для сравнения,
классификации объектов;
проводить подведение под
понятие, выведение следствий;
устанавливать причинно-
следственные связи; строить
логические цепочки рассуждений.
Самостоятельно организовать свое
рабочее место;
Уметь следовать режиму
организации учебной
деятельности; определять цель
учебной деятельности с помощью
учителя и самостоятельно, план
выполнения заданий на уроке под
руководством учителя; соотносить
выполненное задание с образцом,
предложенным учителем.
Участвовать в диалоге;
Слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения;
оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учетом учебных
ситуаций.
5
Физмину
тка
Физминутка в
стихотворной
форме
Выполняют
движения,
повторяя их
за учителем.
Контролировать свои действия,
соотнося их с действиями учителя
и одноклассников.
6
Решение
частных
задач
(первичн
ое
осмыслен
ие и
закрепле
ние)
Работа в рабочей
тетради (стр. 25
№ 1)
Откройте рабочие тетради прочитайте задание.
(Было 8 синих кружков. К ним прибавили 1 красный.
Получилось 9 кружков). Все согласны?
Следующий пример разберите самостоятельно. Что у
вас получилось? (Было 9 зеленых квадратов. К ним
прибавили 1 желтый квадрат. Получилось 10
квадратов)
Сейчас внимательно посмотрите на страничку и
оцените свою работу. Нарисуйте в уголке зеленый
Выполняют
дидактические
упражнения.
Отвечают на
вопросы.
Высказывают
свое мнение.
Осознавать свои возможности в
учении; судить осознано о
причинах своего успеха или
неуспеха в учении, связывая
успехи с усилиями, трудолюбием;
Отвечать на простые и сложные
вопросы учителя, самим задавать
вопросы, находить нужную
информацию в учебнике.
Работа по
учебнику (стр.
68 №5)
Работа по
учебнику (стр.
68 №4 работа в
парах)
кружочек если у вас все получилось, желтый – были
затруднения, красный- было очень трудно.
Измерьте длину отрезков, и тихонечко, едва заметной
линией подпишите каждый из них. Какой отрезок,
самый длинный, какой самый короткий?
Посоветуйтесь в парах и составьте как можно больше
равенств и неравенств в пределах 10. Готовая пара
поднимает ручку. Задание выполняем устно.
Решают задачи.
Определять в каких источниках
можно найти необходимую
информацию для выполнения
задания;
Сравнивать и группировать
предметы, объекты по нескольким
основаниям, находить
закономерности, самостоятельно
продолжать их по установленному
правилу;
Осуществлять выбор оснований и
критериев для сравнения,
классификации объектов;
Прогнозировать результаты уровня
усвоения изучаемого материла;
Определять план выполнения
задний на уроке под руководством
учителя.
Участвовать в диалоге.
7
Итог
урока
(рефлекс
ия)
Обобщение
полученных
знаний
(фронтальная
работа)
О чем мы говорили сегодня на уроке? Какие цели
ставили? Достигли мы их? Какая работа показалась
вам самой интересной? Какая трудной?
Сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке.
Перед вами лежит лесенка. Она называется «Лесенка
успеха» Кто считает, что он сегодня замечательно
работал на уроке и ему все понравилось, приклеивает
смайлик на 3 самой высокой ступеньке. Кому урок
понравился, но были затруднения, тот на 2 ступени. А
кому совсем не понравился урок и было трудно, тот на
1 ступени
Отвечают на
вопросы.
Определяют свое
эмоциональное
состояние на
уроке.
Проводят
самооценку,
рефлексию.
Оценивают свою
работу.
Понимать значение знаний для
человека и принимать его;
Структурировать знания;
Выполнять осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания в устной и
письменной
форме.Прогнозировать результаты
уровня усвоения изучаемого
материла;
Осознавать качество и уровень
усвоения; Оценивать результаты
работы.