Авторы: Маринина Елена Анатольевна, Шигапова Рушания Харисламовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "Детский сад №1 "Росинка"
Населённый пункт: ХАНТЫ -МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ- ЮГРА, г. ЛАНГЕПАС
Наименование материала: Проект
Тема: "Я, ты, он, она – вместе дружная семья"
Проект
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Актуальность:
Сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в
работе по развитию и воспитанию дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, во
взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Семья и дошкольное учреждение — два самых важных института социализации
дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи, у ребенка формируется
отношение к себе, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном
учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и
взрослыми, проявляет собственную активность, получает всестороннее образование.
Несмотря на различные воспитательные функции ДОУ, для развития ребенка необходимо
тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится
между
этими
двумя
важнейшими
институтами
воспитания,
попадая
в
мир
противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое
развитие. Для устранения такого дискомфорта необходимо создать среду, в которой
ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий
потенциал, всесторонне развиться.
Единая
воспитательная
среда
подразумевает
активное
участие
семьи
в
жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации ребенка, его
наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации.
Кроме этого, тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться
в пространство родной семьи, почувствовать, что он нужен своей семье, что немаловажно
для духовно-нравственного развития дошкольника.
Наблюдения из опыта работы показывают, что современные родители, воспитывая детей,
все больше нуждаются в помощи специалистов в области воспитания и развития детей
дошкольного возраста, для них становятся актуальными многие проблемы: «Чему нужно
научить ребенка?», «Как с ним играть?», «Как справиться с его капризами и
непослушанием?». Детско-родительские отношения уходят на второй план. Наблюдается
возложение ответственности за воспитание и развитие ребѐнка на третьи лица.
Происходит упрощение организации совместных семейных
досугов,
утрачивание
семейных традиций.
Можно сделать вывод, что проблема по взаимодействию детского сада и семьи ак-
туальна и трудна. Актуальна потому, что участие родителей в жизни своих детей помогает
им увидеть многое, а трудна потому, что все родители разные, к ним, как и к детям, необ-
ходим особый, индивидуальный подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть
разницу между взрослым и детским миром, преодолеть авторитарное отношение к своему
ребенку, относиться к нему как к партнеру, другу, как равному к себе и понимать, что не-
льзя сравнивать своего ребенка с другими детьми.
Проблема:
Неучастие родителей в жизни детского сада, в жизни своего ребенка, отсутствие какого-
либо представления о том, каким же должен быть «успешный» родитель.
В ходе работы над проектом мы планируем использовать следующие принципы
взаимодействия с родителями:
доброжелательность;
индивидуальный подход;
сотрудничество.
Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка
призван творческий проект «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».
Цель: оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и
ребенком в семье и детском саду.
Задачи:
создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами
группы;
установить отношения сотрудничества между участниками образовательного процесса:
детьми, родителями, педагогами ДОУ;
приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее
эффективных форм взаимодействия;
пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций,
здоровый образ жизни;
организовать
мероприятия
по
вовлечению
родителей
в
деятельность
ДОУ,
как
полноправных участников образовательного процесса.
воспитывать желание заботиться о близких;
o
Сроки реализации проекта: октябрь-февраль.
Условия реализации проекта:
1. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
2. Накопление, систематизация материалов по взаимодействию ДОУ и семьи.
3. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
4. Заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Ожидаемые результаты:
Воспитатели группы:
Приближение семьи, родителей к детскому саду.
Помощь в определении оптимальных путей взаимодействия в воспитательном влиянии на
ребенка.
Знакомство с традициями семей воспитанников.
Дети:
Формирование
положительных
взаимоотношений
между
детьми
и
родителями,
улучшение семейного микроклимата.
Родители:
Знакомство с традициями группы и ДОУ.
Активное участие в утренниках, праздниках, играх…
Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.
Обобщение опыта семейного воспитания.
Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с
семьями воспитанников.
Планируются традиционные и нетрадиционные формы
общения педагога с родителями.
Традиционные:
1) коллективные: родительские собрания, консультации, беседы за круглым столом и др.
2) индивидуальные: педагогические беседы с родителями, посещение семьи;
3) наглядно-информационные: оформление родительских уголков, папок-передвижек,
семейных и групповых альбомов, выставок совместных работ.
Нетрадиционные:
1) информационно-аналитические: направлены на выявление интересов, потребностей,
запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционально-
го контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и
т.д.);
2) досуговые: направлены на теплые, доверительные отношения, позволяют родителям
увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные
подходы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими
родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков, оформление группы);
3)
познавательные:
направлены
на
ознакомление
родителей
с
возрастными
и
психологическими особенностями детей, формирование у родителей практических
навыков воспитания детей;
4) информационно-ознакомительные: направлены на ознакомление родителей с ДОУ,
особенностями его работы;
5) информационно-просветительские: направлены на обогащение знаний родителей об
особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта и содержание деятельности:
1. Подготовительный (аналитический).
2. Основной (реализация намеченных планов).
3. Заключительный (подведение итогов).
Подготовительный этап включает в себя:
создание условий для реализации проекта;
подбор методической литературы;
составления плана;
мотивация родителей на сотрудничество в проекте: беседа с целью знакомства с темой и
задачами проекта, содержанием работы.
Подготовительный этап включает в себя:
повышение личностно – профессионального уровня по работе с родителями в
нетрадиционной форме;
создание в группе развивающей среды и методического обеспечения;
построение материала в соответствии с возрастными возможностями детей;
определение формы работы с детьми, родителями воспитанников;
мотивация родителей на сотрудничество в проекте: консультация для родителей с целью
знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы;
подготовка материалов для работы с детьми и их родителями:
1.
Оформление в группе уголка для родителей.
2.
Составление анкет для родителей: «Давайте познакомимся», «Удовлетворенность
реализацией проекта».
3.
Составление
памяток:
«Возрастные
особенности
детей»
(средний,
старший
и
подготовительный к школе возраст), «Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования».
4.
Подготовка материалов для консультаций с родителями:
«Соблюдай дорожное
движение», «Основы нравственных отношений в семье», «Верный способ показать свою
любовь», «25 способов похвалить ребенка», «Ознакомление с сайтом ДОУ», «Все о
детском питании», «Ребенок у экрана», «Бережем глаза ребенка», «Ребенок и дорога».
5.
Подготовка материалов для бесед с родителями: «Соблюдение режима дня в Детском
саду и дома», «Если ребенку рекомендовали окклюдор», «Возможные формы совместного
отдыха родителей и детей», «Что подарит Дед Мороз?» (как дарить новогодние подарки),
«Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?», беседа о
профилактике респираторных заболеваний.
6.
Подготовка материалов к родительским собраниям.
7.
Оформление папок-передвижек:
«Права ребенка», «Прогулки с детьми», «Времена
года», «Здоровый образ жизни».
8.
Организация участия детей и их родителей в конкурсах и выставках творческих
работ.
9.
Разработка мероприятий: Развлечение «Осенняя сказка», праздник ко Дню матери «Я
дарю тебе сердечко», новогодняя сказка «Морозко», праздник ко Дню 8 марта «У
самовара», праздник, посвященный ко Дню защитников Отечества «Папы 2017 года»,
вечер «В кругу семьи» и др.
Второй
этап
предполагает
проведение
всех
мероприятий,
направленных
на
сотрудничество между родителями и ребенком в семье и детским садом. Каждый
отдельный пункт будет рассматриваться в цикле мероприятий, одно их которых
реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями.
На заключительном этапе:
1.
Итоговое мероприятие: вечер «В кругу семьи» предполагает совместное активное участие
детей, педагогов и родителей.
2.
Анкета для родителей по удовлетворенности реализации проекта «Я, ты, он, она – вместе
дружная семья».
3.
Благоустройство предметно-развивающей среды группы.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ,
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий;
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- заинтересованность родителей;
- положительное общественное мнение родителей о работе педагогов (воспитателей).