Напоминание

"Я, ты, он, она – вместе дружная семья"

Авторы: Маринина Елена Анатольевна, Шигапова Рушания Харисламовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "Детский сад №1 "Росинка"
Населённый пункт: ХАНТЫ -МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ- ЮГРА, г. ЛАНГЕПАС
Наименование материала: Проект
Тема: "Я, ты, он, она – вместе дружная семья"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проект

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Актуальность:

Сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в

работе по развитию и воспитанию дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, во

взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Семья и дошкольное учреждение — два самых важных института социализации

дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи, у ребенка формируется

отношение к себе, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном

учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и

взрослыми, проявляет собственную активность, получает всестороннее образование.

Несмотря на различные воспитательные функции ДОУ, для развития ребенка необходимо

тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится

между

этими

двумя

важнейшими

институтами

воспитания,

попадая

в

мир

противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое

развитие. Для устранения такого дискомфорта необходимо создать среду, в которой

ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий

потенциал, всесторонне развиться.

Единая

воспитательная

среда

подразумевает

активное

участие

семьи

в

жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации ребенка, его

наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации.

Кроме этого, тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться

в пространство родной семьи, почувствовать, что он нужен своей семье, что немаловажно

для духовно-нравственного развития дошкольника.

Наблюдения из опыта работы показывают, что современные родители, воспитывая детей,

все больше нуждаются в помощи специалистов в области воспитания и развития детей

дошкольного возраста, для них становятся актуальными многие проблемы: «Чему нужно

научить ребенка?», «Как с ним играть?», «Как справиться с его капризами и

непослушанием?». Детско-родительские отношения уходят на второй план. Наблюдается

возложение ответственности за воспитание и развитие ребѐнка на третьи лица.

Происходит упрощение организации совместных семейных

досугов,

утрачивание

семейных традиций.

Можно сделать вывод, что проблема по взаимодействию детского сада и семьи ак-

туальна и трудна. Актуальна потому, что участие родителей в жизни своих детей помогает

им увидеть многое, а трудна потому, что все родители разные, к ним, как и к детям, необ-

ходим особый, индивидуальный подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть

разницу между взрослым и детским миром, преодолеть авторитарное отношение к своему

ребенку, относиться к нему как к партнеру, другу, как равному к себе и понимать, что не-

льзя сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Проблема:

Неучастие родителей в жизни детского сада, в жизни своего ребенка, отсутствие какого-

либо представления о том, каким же должен быть «успешный» родитель.

В ходе работы над проектом мы планируем использовать следующие принципы

взаимодействия с родителями:

доброжелательность;

индивидуальный подход;

сотрудничество.

Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка

призван творческий проект «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».

Цель: оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и

ребенком в семье и детском саду.

Задачи:

создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами

группы;

установить отношения сотрудничества между участниками образовательного процесса:

детьми, родителями, педагогами ДОУ;

приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее

эффективных форм взаимодействия;

пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций,

здоровый образ жизни;

организовать

мероприятия

по

вовлечению

родителей

в

деятельность

ДОУ,

как

полноправных участников образовательного процесса.

воспитывать желание заботиться о близких;

o

Сроки реализации проекта: октябрь-февраль.

Условия реализации проекта:

1. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

2. Накопление, систематизация материалов по взаимодействию ДОУ и семьи.

3. Активное сотрудничество с семьей и социумом.

4. Заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Ожидаемые результаты:

Воспитатели группы:

Приближение семьи, родителей к детскому саду.

Помощь в определении оптимальных путей взаимодействия в воспитательном влиянии на

ребенка.

Знакомство с традициями семей воспитанников.

Дети:

Формирование

положительных

взаимоотношений

между

детьми

и

родителями,

улучшение семейного микроклимата.

Родители:

Знакомство с традициями группы и ДОУ.

Активное участие в утренниках, праздниках, играх…

Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.

Обобщение опыта семейного воспитания.

Повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с

семьями воспитанников.

Планируются традиционные и нетрадиционные формы

общения педагога с родителями.

Традиционные:

1) коллективные: родительские собрания, консультации, беседы за круглым столом и др.

2) индивидуальные: педагогические беседы с родителями, посещение семьи;

3) наглядно-информационные: оформление родительских уголков, папок-передвижек,

семейных и групповых альбомов, выставок совместных работ.

Нетрадиционные:

1) информационно-аналитические: направлены на выявление интересов, потребностей,

запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционально-

го контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и

т.д.);

2) досуговые: направлены на теплые, доверительные отношения, позволяют родителям

увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные

подходы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими

родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков, оформление группы);

3)

познавательные:

направлены

на

ознакомление

родителей

с

возрастными

и

психологическими особенностями детей, формирование у родителей практических

навыков воспитания детей;

4) информационно-ознакомительные: направлены на ознакомление родителей с ДОУ,

особенностями его работы;

5) информационно-просветительские: направлены на обогащение знаний родителей об

особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта и содержание деятельности:

1. Подготовительный (аналитический).

2. Основной (реализация намеченных планов).

3. Заключительный (подведение итогов).

Подготовительный этап включает в себя:

создание условий для реализации проекта;

подбор методической литературы;

составления плана;

мотивация родителей на сотрудничество в проекте: беседа с целью знакомства с темой и

задачами проекта, содержанием работы.

Подготовительный этап включает в себя:

повышение личностно – профессионального уровня по работе с родителями в

нетрадиционной форме;

создание в группе развивающей среды и методического обеспечения;

построение материала в соответствии с возрастными возможностями детей;

определение формы работы с детьми, родителями воспитанников;

мотивация родителей на сотрудничество в проекте: консультация для родителей с целью

знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы;

подготовка материалов для работы с детьми и их родителями:

1.

Оформление в группе уголка для родителей.

2.

Составление анкет для родителей: «Давайте познакомимся», «Удовлетворенность

реализацией проекта».

3.

Составление

памяток:

«Возрастные

особенности

детей»

(средний,

старший

и

подготовительный к школе возраст), «Целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования».

4.

Подготовка материалов для консультаций с родителями:

«Соблюдай дорожное

движение», «Основы нравственных отношений в семье», «Верный способ показать свою

любовь», «25 способов похвалить ребенка», «Ознакомление с сайтом ДОУ», «Все о

детском питании», «Ребенок у экрана», «Бережем глаза ребенка», «Ребенок и дорога».

5.

Подготовка материалов для бесед с родителями: «Соблюдение режима дня в Детском

саду и дома», «Если ребенку рекомендовали окклюдор», «Возможные формы совместного

отдыха родителей и детей», «Что подарит Дед Мороз?» (как дарить новогодние подарки),

«Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?», беседа о

профилактике респираторных заболеваний.

6.

Подготовка материалов к родительским собраниям.

7.

Оформление папок-передвижек:

«Права ребенка», «Прогулки с детьми», «Времена

года», «Здоровый образ жизни».

8.

Организация участия детей и их родителей в конкурсах и выставках творческих

работ.

9.

Разработка мероприятий: Развлечение «Осенняя сказка», праздник ко Дню матери «Я

дарю тебе сердечко», новогодняя сказка «Морозко», праздник ко Дню 8 марта «У

самовара», праздник, посвященный ко Дню защитников Отечества «Папы 2017 года»,

вечер «В кругу семьи» и др.

Второй

этап

предполагает

проведение

всех

мероприятий,

направленных

на

сотрудничество между родителями и ребенком в семье и детским садом. Каждый

отдельный пункт будет рассматриваться в цикле мероприятий, одно их которых

реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями.

На заключительном этапе:

1.

Итоговое мероприятие: вечер «В кругу семьи» предполагает совместное активное участие

детей, педагогов и родителей.

2.

Анкета для родителей по удовлетворенности реализации проекта «Я, ты, он, она – вместе

дружная семья».

3.

Благоустройство предметно-развивающей среды группы.

Риски:

- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ,

- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Критерии эффективности:

- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий;

- согласованность действий педагогов и родителей;

- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;

- заинтересованность родителей;

- положительное общественное мнение родителей о работе педагогов (воспитателей).