Напоминание

"Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения"

Автор: Калистратова Елена Александровна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МДОУ ДЕТСКИЙ САД 93
Населённый пункт: Г. УХТА
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

«Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения»

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в

школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет,

которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы

данного показателя, на которые должны ориентироваться родители.

Характерные особенности

в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого

развития детей 3 лет — 1 500 слов;

попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым,

но получается чаще всего коряво и смешно;

речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при

этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;

внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым

для него словам, пытаясь их воспроизводить;

создание собственных словоформ;

попытки сочинять стихи и рифмовать слова;

с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;

и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не

могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных

предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно

употребляют падежные окончания и предлоги;

нередки

проблемы

с

произношением

и

фонетикой,

так

как

физиологически

речевой

аппарат

в

этом

возрасте

развит

ещё

недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как

сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);

путают звуки;

переставляют слоги в словах.

Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4

лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для

данного показателя?

Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме ребенок этого

возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют

нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться

родители, заинтересованные в успешности своего ребенка в будущем. Вот

что должен уметь ребенок в данном возрасте:

проговаривать собственные имя и желательно фамилию;

называть имена близких родственников и друзей;

воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;

говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более

сложные;

распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода,

стакан, тарелка, чашка),

одежда (платье, куртка, юбка, штаны,

футболка);

находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный,

яблоко вкусное;

называть действия: дядя ест, девочка спит, мальчик кричит…..;

точно повторять услышанное;

пересказывать мультфильм, сказку;

в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет,

по которым очень просто проверить навыки и умения своего ребенка. Нет

ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или

неправильно

назовёт

признак

и

действие

предмета.

Это

очень

несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством

регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в

речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Имейте в виду! Мальчики по своему развитию речи в большинстве

случаев отстают от противоположного пола, согласно статистике,

примерно на четыре месяца.

Отклонения

Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните

результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит

задуматься, нет ли у вашего ребенка задержки речевого развития (ЗРР) в

этом плане. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более что перед

вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет, типичные

особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша.

Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:

ребёнок постоянно тарахтит;

его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно

нарочно растягивают слова;

его сложно понять;

в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми,

дополнениями;

ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;

глотает окончания слов;

произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;

не строит собственные предложения, только повторяя фразы за

взрослыми;

приоткрытый рот;

частое, повышенное слюноотделение.

Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от нормы,

потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года,

которой уже давно пользуются специалисты.

Диагностика

Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития

речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка.

Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием и со слухом и с

социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с

подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист

лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть

следующие специалисты:

педиатр;

невролог;

психиатр;

отоларинголог;

логопед;

психолог;

сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже

влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.

Неврологические диагностические методы направлены на выявление

нарушений в работе детского головного мозга. Поэтому могут быть

назначены такие обследования, как:

МРТ;

ЭЭГ;

ЭхоЭГ.

Диагностика также включает в себя:

возрастное тестирование для определения уровня психомоторного

развития;

беседу с родителями для выявления способов общения малыша со

взрослыми;

изучение моторики мышц лица;

сравнение понимания и воспроизведения речи;

анализ сведений о домашнем воспитании, окружении ребенка.

Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы

догнать сверстников усиленными занятиями. В 4 года это тоже можно будет

сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют

различные методики.

Методики развития

Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые

родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут

результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к

специалистам.

1.

Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с

новыми людьми самых разных возрастных групп.

2.

Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое

слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.

3.

Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и

свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он

произносит их неправильно.

4.

Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.

5.

Читая

сказку,

уделяйте

внимание

голосу,

интонации,

тембру,

выразительности.

6.

При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять

малыша.

7.

Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.

8.

Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории,

просмотренном мультике.

9.

Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.

10.

Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой

моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему

работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина,

пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики).

Научите его завязывать шнурки.

11.

Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?»,

«Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши

предмет» и т. д.

О способностях и социализации маленькой личности может многое

рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать

определённым

нормам.

При

наличии

отклонений

родители

должны

предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как

самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны.

Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на

результат, обязательно достигнут его.