Автор: Калистратова Елена Александровна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МДОУ ДЕТСКИЙ САД 93
Населённый пункт: Г. УХТА
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА
«Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения»
Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в
школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет,
которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы
данного показателя, на которые должны ориентироваться родители.
Характерные особенности
в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого
развития детей 3 лет — 1 500 слов;
попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым,
но получается чаще всего коряво и смешно;
речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при
этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;
внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым
для него словам, пытаясь их воспроизводить;
создание собственных словоформ;
попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не
могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных
предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно
употребляют падежные окончания и предлоги;
нередки
проблемы
с
произношением
и
фонетикой,
так
как
физиологически
речевой
аппарат
в
этом
возрасте
развит
ещё
недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как
сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);
путают звуки;
переставляют слоги в словах.
Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4
лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для
данного показателя?
Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме ребенок этого
возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.
Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют
нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться
родители, заинтересованные в успешности своего ребенка в будущем. Вот
что должен уметь ребенок в данном возрасте:
проговаривать собственные имя и желательно фамилию;
называть имена близких родственников и друзей;
воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более
сложные;
распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода,
стакан, тарелка, чашка),
одежда (платье, куртка, юбка, штаны,
футболка);
находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный,
яблоко вкусное;
называть действия: дядя ест, девочка спит, мальчик кричит…..;
точно повторять услышанное;
пересказывать мультфильм, сказку;
в процессе речи разговаривать громко и тихо.
Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет,
по которым очень просто проверить навыки и умения своего ребенка. Нет
ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или
неправильно
назовёт
признак
и
действие
предмета.
Это
очень
несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством
регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в
речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Имейте в виду! Мальчики по своему развитию речи в большинстве
случаев отстают от противоположного пола, согласно статистике,
примерно на четыре месяца.
Отклонения
Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните
результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит
задуматься, нет ли у вашего ребенка задержки речевого развития (ЗРР) в
этом плане. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более что перед
вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет, типичные
особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша.
Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:
ребёнок постоянно тарахтит;
его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно
нарочно растягивают слова;
его сложно понять;
в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми,
дополнениями;
ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
глотает окончания слов;
произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
не строит собственные предложения, только повторяя фразы за
взрослыми;
приоткрытый рот;
частое, повышенное слюноотделение.
Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от нормы,
потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года,
которой уже давно пользуются специалисты.
Диагностика
Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития
речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка.
Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием и со слухом и с
социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с
подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист
лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть
следующие специалисты:
педиатр;
невролог;
психиатр;
отоларинголог;
логопед;
психолог;
сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже
влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.
Неврологические диагностические методы направлены на выявление
нарушений в работе детского головного мозга. Поэтому могут быть
назначены такие обследования, как:
МРТ;
ЭЭГ;
ЭхоЭГ.
Диагностика также включает в себя:
возрастное тестирование для определения уровня психомоторного
развития;
беседу с родителями для выявления способов общения малыша со
взрослыми;
изучение моторики мышц лица;
сравнение понимания и воспроизведения речи;
анализ сведений о домашнем воспитании, окружении ребенка.
Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы
догнать сверстников усиленными занятиями. В 4 года это тоже можно будет
сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют
различные методики.
Методики развития
Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые
родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут
результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к
специалистам.
1.
Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с
новыми людьми самых разных возрастных групп.
2.
Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое
слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
3.
Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и
свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он
произносит их неправильно.
4.
Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
5.
Читая
сказку,
уделяйте
внимание
голосу,
интонации,
тембру,
выразительности.
6.
При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять
малыша.
7.
Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
8.
Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории,
просмотренном мультике.
9.
Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
10.
Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой
моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему
работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина,
пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики).
Научите его завязывать шнурки.
11.
Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?»,
«Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши
предмет» и т. д.
О способностях и социализации маленькой личности может многое
рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать
определённым
нормам.
При
наличии
отклонений
родители
должны
предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как
самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны.
Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на
результат, обязательно достигнут его.