"Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях"
Автор: Ударцева Ольга Юрьевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Тарасовский детский сад
Населённый пункт: с.Голубево, Кемеровская область
Наименование материала: групповая консультация
Тема: "Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях"
Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних
условиях
Групповая консультация
Речевое развитие ребенка зависит от окружающей развивающей
среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие. Как же создать
развивающую речевую среду в домашних условиях?
Одна из составляющих развивающей речевой среды – это книги,
игрушки, картинки, материалы, расположенные дома в определенном месте,
предлагаемые детям для самостоятельного занятия, игры. Все материалы
должны быть доступны ребенку в любое время. Среда периодически
обновляется, в соответствии с интересами, меняющимися возможностями
ребенка.
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра. Для ее
развертывания ребенку необходимо в комнате выделить игровой уголок –
свободное, не перегруженное предметами пространство.
Наибольшую ценность представляют реалистические игрушки, т. е.
копии реальных предметов (например, автомобильчики разных марок,
наборы солдатиков, рыцарей для мальчиков, куклы Барби с разнообразной
одеждой для девочек).
Ценными для ребят становятся и тематические наборы игрушек (набор
мелких животных, набор мелких кукол – семья, а также различные мелкие
макеты, (кукольный дом, крепость, фермы и др.) . Игровые макеты должны
быть переносными, чтобы играть в любом месте, а тематические наборы
фигурок удобно размещать в коробках, поблизости от макетов.
Детям необходим и материал, обслуживающий игру. Это различные
детали крупных или средних напольных строительных наборов,
всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, раз
услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал,
действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти,
подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.
Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.
Умывание
– Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в
другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки.
Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь
давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай
умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай
кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери
полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький
стал.
Сборы на прогулку
Все необходимые вещи разложены на стульчике.
– Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат
штанишки. Давай наденем штаны. Сначала на одну ногу, потом на другую
ногу. Теперь застегнем пуговицу. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая
кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался
мишка. Правильно, давай наденем кофточку.
На прогулке
– Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай
капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это
на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и
получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое
под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик
какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи, как много
листиков. И т. д.
Приготовление обеда
Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность,
страхуйте ребенка.
– Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в
кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А
это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я нарезала картошку, смотри,
получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюлю.
Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в
кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите
ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.)
А теперь
посоли суп. Вот так.
Построим дом
Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.
– Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик.
Правильно, а где желтый? А где кубик синего цвета? Давай построим из
кубиков дом. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи.
Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот
сюда...
Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом
узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает
значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний
лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.
Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию,
необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла
стать эталоном. Известно, что не только дети, но и подростки, взрослые могут
по подражанию менять звуковой состав слов (полотенец вместо полотенце,
пинжак вместо пиджак, похудала вместо похудела и др.); неправильно
ставить ударения в словах (поняла вместо поняла, созвонимся вместо
созвонимся и др.); путать похожие по звучанию слова (например, генеалогия
и гинекология, аутизм и атеизм и пр.); употреблять неправильные формы
слова (ехай вместо поезжай, ложить вместо класть) и т. д.
Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и
исправлять ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов происходит
спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения
неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме
того, ребенок копирует другие стороны речи – силу голоса, темп и ритм речи,
интонационную насыщенность – в целом манеру говорить. Старайтесь
исключить сюсюканье с ребенком.
Учитывая все вышесказанное, необходимо постараться, чтобы речь
окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим
требованиям:
правильность – речь взрослого должна быть чистой, без речевых
нарушений;
четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной
артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с
выделением ударного слога;
простота – взрослый говорит простыми короткими фразами из 2–4
слов;
повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения
взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они
повторяются на последующих занятиях;
богатство – взрослый использует в речи различные интонации,
различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.