"Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО"
Автор: Шустикова Наталья Анатольевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Кунгур Пермского края
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО"
Шустикова Н.А.
МАОУ СОШ № 2 г. Кунгур
начальное общее образование
Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в
условиях внедрения ФГОС НОО
.
В Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования отмечено, что
метапредметные результаты должны отражать:
- активное использование средств информационных и
коммуникативных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска, сбора,
обработки информации, умение вводить текст с помощью
клавиатуры, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео-, и графическим сопровождением.
В связи с этим становится понятной актуальность
применения современных методик и
новых
образовательных технологий в практической деятельности
учителей.
В современных условиях главной задачей
образования является не только получение учениками
определенной суммы знаний, но и формирование у них
умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе —
сложный, но очень интересный и познавательный. Опыт
показывает, что усвоение информации именно на уроках
окружающего мира вызывает у детей наибольшие
затруднения. Причины могут быть следующие:
- большой объем информации;
- неумение работать с информацией;
- отсутствие наглядных пособий;
-отсутствие таблиц, схем в учебниках и др.
Здесь на помощь приходят информационно-
коммуникационные технологии. .
Использование ИКТ на уроках окружающего мира
позволяет формировать и развивать у учащихся такие
ключевые компетенции, как учебно-познавательные,
информационные, коммуникативные, общекультурные,
компетенции личного самосовершенствования,
социальные.
Компетентностный подход позволяет:
- согласовывать цели обучения, поставленные
педагогом, с собственными целями учащихся,
- облегчить труд учителя за счет постепенного
повышения самостоятельности и ответственности
учащихся в учении,
- разгрузить учащихся не за счет сокращения
содержания, а за счет повышения доли индивидуального
самообразования,
- обеспечить на практике единство учебного и
воспитательного процессов,
- подготовить учащихся к сознательному и
ответственному дальнейшему обучению.
В результате можно сделать вывод о возможности
применения ИКТ на уроках окружающего мира:
-Компьютер действительно обладает достаточно
широкими возможностями в создании благоприятных
условий для работы учителя и учащихся и выводит на
качественно новый уровень применения традиционных
методов обучения.
-Использование ИКТ позволяет сочетать новые и
традиционные технологии.
-Использование ИКТ на уроках дает возможность для
разнообразия форм работы и деятельности учащихся,
активизирует внимание, повышает творческий потенциал
личности.
- ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение
находить, отбирать и оформлять материал к уроку,
используя различные источники.
- Использование тестовых заданий не только экономит
время, расходные материалы, но и дает возможность детям
самим оценить свои знания.
-Применение ИКТ на уроках окружающего мира
позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать
понятия и определения, видеть различные объекты на
фотографиях и видеороликах, закреплять материал в
интересной форме.
-Систематическое и активное использование ИКТ на
уроках приводит к повышению интереса, а значит, и влияет
на качество обучения
С введением ФГОС изучение окружающего мира
предполагает не только изучение материалов учебника, но
и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых
измерительных приборов, цифрового микроскопа,
цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и
опыты фиксируются, их результаты обобщаются и
представляются в цифровом виде. Средства ИКТ являются
наиболее перспективным средством реализации проектной
методики обучения
Таким образом, внедрение новых информационных
технологий - это одно из средств реализации
компетентностного подхода в обучении. Информационные
технологии позволяют изменить организацию процесса
обучения учащихся, формируя у них ключевые
компетенции.