Напоминание

"Формирование звукопроизношения шипящих согласных у старших дошкольников со стертой дизартрией"

Автор: Кононова Анастасия Дмитриевна
Должность: студент специального дефектологического образования, профиль логопедия
Учебное заведение: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Населённый пункт: Г. Великий Новгород
Наименование материала: Конспект доклада по теме курсовой работы
Тема: "Формирование звукопроизношения шипящих согласных у старших дошкольников со стертой дизартрией"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект доклада на научно-практичческой конференции по теме

КР: «ФОРМИРОВАНИЕ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ

СОГЛАСНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ

ДИЗАРТРИЕЙ»

Одной из актуальных проблем в области коррекционной

педагогики является увеличение количества старших дошкольников

со стертой дизартрией. Дети с указанным речевым нарушением

характеризуются

плохой

дикцией,

их

речь

неразборчива

и

монотонна, они искажают и заменяют звуки в словах сложной

слоговой структуры.

Исследователи

указывают,

что

более

половины

детей

старшего дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в

речевом развитии, в том числе и стертую дизартрию, которая может

сочетаться с общим, фонетико-фонематическим недоразвитием и

заиканием.

Фонетические дефекты, нарушения речевого дыхания и

артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией являются

стойкими, отрицательно влияют на нервно-психическое развитие

дошкольников, затрудняют в дальнейшем процесс школьного

обучения детей. В связи с этим изучение особенностей и коррекция

звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой

дизартрии в настоящее время является актуальной проблемой в

логопедии.

Наиболее полно в специальной литературе исследованы

вопросы,

касающиеся

диагностики,

описания

симптоматики,

механизмов и структуры дефекта выраженных форм дизартрии, при

этом проблемы изучения и коррекции звукопроизношения при

стертой дизартрии разработаны недостаточно. Проблеме изучение

стертой

дизартрии

посвящены

работы Е.Ф. Соботович,

И.Б.

Карелиной,

Е.Н. Винарской,

Е.Ф. Архиповой,

Г.В. Чиркиной,

Л. В. Лопатиной и др. Авторы отмечают, что неразборчивая речь

при дизартрии обусловлена разными факторами: расстройством

артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования и

просодики.

В

рамках

курсовой

работы

рассматривается

проблема

особенностей

формирования

звукопроизношения

шипящих

согласных у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Объект

исследования

особенности

звукопроизношения

шипящих согласных у детей со стертой формой дизартрии.

Предмет

исследования

процесс

формирования

звукопроизношения шипящих согласных у старших дошкольников

со стертой дизартрией.

Цель

исследования:

создание

программы

коррекционной

работы по формированию звукопроизношения шипящих согласных

у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Для достижения цели исследования нами были поставлены

следующие задачи:

1) изучить теоретические подходы к вопросам изучения

стертой дизартрии у старших дошкольников;

2) подобрать диагностику обследования звукопроизношения

шипящих

согласных

у

старших

дошкольников

со

стертой

дизартрией;

3)

провести

диагностику

уровня

сформированности

звукопроизношения шипящих согласных у старших дошкольников

со стертой дизартрией;

4)

проанализировать

результаты

диагностического

обследования;

5)

разработать

программу

коррекционной

работы

по

формированию звукопроизношения шипящих согласных у старших

дошкольников со стертой дизартрией.

Гипотеза

исследования

заключается

в

том,

что

мы

предполагаем, что использование комплекса артикуляционных и

дыхательных

упражнений

способствует

формированию

звукопроизношения шипящих согласных у старших дошкольников

со стертой дизартрией.

Эмпирическая база исследования: В исследовании приняла участие

группа детей в количестве 6 испытуемых, в возрасте 6-7 лет,

воспитанники

подготовительной

группы

компенсирующей

направленности.

В качестве методов исследования нами были выбраны анализ,

синтез, обобщение, классификация и сравнение теоретических

источников психолого-педагогической и специальной литературы,

сбор данных, изучение речи детей − констатирующий эксперимент,

статистическая обработка данных.

Практическая

значимость

исследования

заключается

в

возможности

включения

предложенных

комплексов

артикуляционных и дыхательных упражнений в коррекционные

программы,

применяемые

логопедами

для

формирования

звукопроизношения шипящих согласных у старших дошкольников

со стертой дизартрией.

На комплекс симптомов при стертой дизартрии указывает и

Е.Ф. Архипова, которая отмечает наличие у старших дошкольников

со стертой дизартрией комплекса фонетических, фонематических

нарушений,

нарушения

просодики,

лексико-грамматического

компонента языка, расстройство общей, мелкой и артикуляционной

моторики. На то, что при стертой дизартрии страдают фонетический

и просодический компоненты речи, то есть звукопроизношение, тон,

тембр, интонация и выразительность, указывает и Л. В. Лопатина,

называя причиной данного расстройства речи негрубое нарушение

иннервации органов артикуляции.

В специальной литературе выделяются следующие проявления

стертой дизартрии у детей дошкольного возраста:

1) нарушение иннервации мышц губ, языка, мягкого неба, т.е

артикуляционного аппарата Замена, замещение, искажение звуков,

упрощение слов, опущение звуков в сочетании согласных;

2)

невыразительная,

неэмоциональная

речь,

тихий,

монотонный голос;

3)

двигательные

расстройства:

язык

малоактивен,

губы

расслаблены, ребенку трудно найти необходимые для произнесения

звуков положения губ и языка;

4) оральная апраксия

затруднение артикуляции, утрата

способности осуществлять простые артикуляционные позы или

действия, в которых участвует оральная мускулатура;

5) гиперкинезы – дрожание языка и голосовых связок при

речевых нагрузках;

6) плохо развитая мелкая моторика;

7) минимальная мозговая дисфункция.

Перечисленные

расстройства

вызываются

органическими

поражениями головного мозга в различных периодах развития

ребенка.

К

ним

относятся

инфекционные

болезни

матери,

иммунологическая несовместимость плода и матери, токсикоз во

внутриутробном периоде, травмы во время родов, заболевания в

первый

год

жизни.

Стертая

форма

дизартрии

чаще

всего

диагностируется в старшем дошкольном возрасте.

Проявления данной речевой патологии неоднородны. В одних

случаях ведущими могут быть фонетические дефекты, в других

преобладать просодические, также встречаются случаи, когда

фонетические и просодические дефекты проявляются одинаково.

Подробное

изучение

теоретических

аспектов

проблемы

формирования звукопроизношения шипящих согласных у старших

дошкольников

со

стертой

дизартрией

позволило

перейти

к

экспериментальной части исследования. Исследование проводилось

в форме констатирующего эксперимента. Цель констатирующего

эксперимента

выявление

особенностей

звукопроизношения

шипящих и оценка динамической координации артикуляционных

движений у детей старшего дошкольного возраста со стертой

дизартрией.

Для достижения цели исследования были сформулированы

задачи:

1) подобрать методику для проведения обследования;

2) сформировать для обследования группу детей старшего

дошкольного возраста со стертой дизартрией;

3) получить данные об основных показателях нарушений

звуковой стороны речи у старших дошкольников со стертой

дизартрией.

В

исследовании

приняли

участие

дети

6-7

лет

подготовительной

группы

с

диагностированным

речевым

нарушением стертая дизартрия. Количество обследуемых детей – 6

человек.

В констатирующем эксперименте была использована методика

обследования

звукопроизношения

М. Ф. Фомичевой,

Ф. Ф. Рау

«Обследование речи детей». Она позволяет выяснить правильность

произношения ребенком проверяемого звука изолированно, в словах

и предложениях. В ходе обследования можно определить количество

нарушенных шипящих звуков и характер нарушения (искажение,

отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях.

Для исследования подбирался разнообразный лексический

материал. Он быть насыщен шипящими согласными, включал слова

сложной

слоговой

структуры

и

звуконаполняемости.

Также

использовались яркие, привлекательные иллюстрации, помогающие

ребенку понять значения слов, заинтересовать и расположить к

взаимодействию с исследователем. При обследовании применялись

приемы

отраженного

и

самостоятельного

воспроизведения

лексического

материала.

При

интерпретации

результатов

подсчитывается количество баллов, которые ребенок может набрать.

Критерии оценки:

− 4 балла – правильно произносятся все обследуемые звуки;

− 3 балла – нарушается произношение одного звука;

− 2 балла – нарушается произношение 2 звука;

− 1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;

− 0 баллов – искажаются, заменяются все обследуемые звуки.

Также был подготовлен диагностический материал для оценки

динамической координации артикуляционных движений у старших

дошкольников со стертой дизартрией по методике обследования

состояния

артикуляционной

и

мимической

моторики

авторов

Л. В. Лопатиной, Г. В.

Дедюхиной,

представленной в пособии

Е.Ф. Архиповой. С этой целью детям было предложено выполнить

отраженно за логопедом некоторые артикуляционные упражнения.

При их выполнении оценивалось: последовательность выполнения

движений; возможность переключения с одного движения на другое;

инертность движения; темп движений; амплитуда движений (объем

движений

достаточный,

ограниченный);

точность

выполнения

движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции,

замена одного движения другим);

Критерии оценки:

− 4 балла – сравнительно точное выполнение движений, все

движения координированы;

3

балла

замедленное

и

напряженное

выполнение

переключений с одного движения на другое;

− 2 балла – 2-3 движения выполнены правильно;

− 1 балл – выполнение с ошибками, длительный поиск позы,

замена одного движения другим;

− 0 баллов – невыполнение движений.

Таким

образом,

проведение

диагностики

в

ходе

констатирующего эксперимента позволит нам выявить особенности

звукопроизношения

шипящих

согласных

у

детей

старшего

дошкольного возраста со стертой дизартрией и уточнить структуру

дефекта у обследуемых детей. Для обследования была подобрана

общепринятая в логопедии методика. При изучении состояния

звукопроизношения

будет

выявлено

количество

нарушенных

шипящих звуков и характер нарушения произношения (искажение,

отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях.

Таким образом, анализ результатов проведенной диагностики

позволил сделать вывод, что у всех обследуемых детей с диагнозом

стертая

дизартрия

выявлены

дефекты

в

звукопроизношении

шипящих согласных и недостатки в процессе артикуляции. Среди

дефектов в произношении шипящих звуков наблюдаются общие

недостатки: искажения, замены, смешения, отсутствие звуков. Среди

дефектов при выполнении артикуляционных движений общими

недостатками являются: неточности положения артикуляционных

органов и их движений, замедленный темп артикуляционных

движений, трудности в растягивании губ.

Нами была разработана коррекционная программа на основе

выделенных

специфических

особенностей

звукопроизношения

шипящих у детей старшего дошкольного возраста со стертой

дизартрией. Разрабатывая программу, мы опираемся на принцип

систематичности и последовательности, так как только регулярные

ежедневные занятия могут привести к планируемым результатам: у

детей

нормализуется

моторика

артикуляционного

аппарата,

улучшится способность к произвольному переключению органов

артикуляции с одного движения на другое и произойдет коррекции

звукопроизношения. Занятия проводились с детьми в первой и

второй половине дня ежедневно на групповых

логопедических

занятиях и воспитателем в группе. Так как ошибки у детей имеют

схожий характер, мы разработали для них одну программу

коррекционной работы.

Таким

образом,

программа

коррекционной

работы

по

формированию звукопроизношения шипящих согласных у старших

дошкольников со стертой дизартрией предполагает комплексную и

систематическую работу со старшими дошкольниками. Она должна

привести

к

положительной

динамике

в

формировании

звукопроизношения, артикуляционной моторики и правильного

дыхания

у

детей.

Реализация

программы

предусматривает

групповую форму работы с детьми.