Автор: Кононова Анастасия Дмитриевна
Должность: студент специального дефектологического образования, профиль логопедия
Учебное заведение: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Населённый пункт: Г. Великий Новгород
Наименование материала: Конспект доклада по теме курсовой работы
Тема: "Формирование звукопроизношения шипящих согласных у старших дошкольников со стертой дизартрией"
Конспект доклада на научно-практичческой конференции по теме
КР: «ФОРМИРОВАНИЕ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ
СОГЛАСНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ
ДИЗАРТРИЕЙ»
Одной из актуальных проблем в области коррекционной
педагогики является увеличение количества старших дошкольников
со стертой дизартрией. Дети с указанным речевым нарушением
характеризуются
плохой
дикцией,
их
речь
неразборчива
и
монотонна, они искажают и заменяют звуки в словах сложной
слоговой структуры.
Исследователи
указывают,
что
более
половины
детей
старшего дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в
речевом развитии, в том числе и стертую дизартрию, которая может
сочетаться с общим, фонетико-фонематическим недоразвитием и
заиканием.
Фонетические дефекты, нарушения речевого дыхания и
артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией являются
стойкими, отрицательно влияют на нервно-психическое развитие
дошкольников, затрудняют в дальнейшем процесс школьного
обучения детей. В связи с этим изучение особенностей и коррекция
звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой
дизартрии в настоящее время является актуальной проблемой в
логопедии.
Наиболее полно в специальной литературе исследованы
вопросы,
касающиеся
диагностики,
описания
симптоматики,
механизмов и структуры дефекта выраженных форм дизартрии, при
этом проблемы изучения и коррекции звукопроизношения при
стертой дизартрии разработаны недостаточно. Проблеме изучение
стертой
дизартрии
посвящены
работы Е.Ф. Соботович,
И.Б.
Карелиной,
Е.Н. Винарской,
Е.Ф. Архиповой,
Г.В. Чиркиной,
Л. В. Лопатиной и др. Авторы отмечают, что неразборчивая речь
при дизартрии обусловлена разными факторами: расстройством
артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования и
просодики.
В
рамках
курсовой
работы
рассматривается
проблема
особенностей
формирования
звукопроизношения
шипящих
согласных у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Объект
исследования
–
особенности
звукопроизношения
шипящих согласных у детей со стертой формой дизартрии.
Предмет
исследования
–
процесс
формирования
звукопроизношения шипящих согласных у старших дошкольников
со стертой дизартрией.
Цель
исследования:
создание
программы
коррекционной
работы по формированию звукопроизношения шипящих согласных
у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Для достижения цели исследования нами были поставлены
следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к вопросам изучения
стертой дизартрии у старших дошкольников;
2) подобрать диагностику обследования звукопроизношения
шипящих
согласных
у
старших
дошкольников
со
стертой
дизартрией;
3)
провести
диагностику
уровня
сформированности
звукопроизношения шипящих согласных у старших дошкольников
со стертой дизартрией;
4)
проанализировать
результаты
диагностического
обследования;
5)
разработать
программу
коррекционной
работы
по
формированию звукопроизношения шипящих согласных у старших
дошкольников со стертой дизартрией.
Гипотеза
исследования
заключается
в
том,
что
мы
предполагаем, что использование комплекса артикуляционных и
дыхательных
упражнений
способствует
формированию
звукопроизношения шипящих согласных у старших дошкольников
со стертой дизартрией.
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняла участие
группа детей в количестве 6 испытуемых, в возрасте 6-7 лет,
воспитанники
подготовительной
группы
компенсирующей
направленности.
В качестве методов исследования нами были выбраны анализ,
синтез, обобщение, классификация и сравнение теоретических
источников психолого-педагогической и специальной литературы,
сбор данных, изучение речи детей − констатирующий эксперимент,
статистическая обработка данных.
Практическая
значимость
исследования
заключается
в
возможности
включения
предложенных
комплексов
артикуляционных и дыхательных упражнений в коррекционные
программы,
применяемые
логопедами
для
формирования
звукопроизношения шипящих согласных у старших дошкольников
со стертой дизартрией.
На комплекс симптомов при стертой дизартрии указывает и
Е.Ф. Архипова, которая отмечает наличие у старших дошкольников
со стертой дизартрией комплекса фонетических, фонематических
нарушений,
нарушения
просодики,
лексико-грамматического
компонента языка, расстройство общей, мелкой и артикуляционной
моторики. На то, что при стертой дизартрии страдают фонетический
и просодический компоненты речи, то есть звукопроизношение, тон,
тембр, интонация и выразительность, указывает и Л. В. Лопатина,
называя причиной данного расстройства речи негрубое нарушение
иннервации органов артикуляции.
В специальной литературе выделяются следующие проявления
стертой дизартрии у детей дошкольного возраста:
1) нарушение иннервации мышц губ, языка, мягкого неба, т.е
артикуляционного аппарата Замена, замещение, искажение звуков,
упрощение слов, опущение звуков в сочетании согласных;
2)
невыразительная,
неэмоциональная
речь,
тихий,
монотонный голос;
3)
двигательные
расстройства:
язык
малоактивен,
губы
расслаблены, ребенку трудно найти необходимые для произнесения
звуков положения губ и языка;
4) оральная апраксия
затруднение артикуляции, утрата
способности осуществлять простые артикуляционные позы или
действия, в которых участвует оральная мускулатура;
5) гиперкинезы – дрожание языка и голосовых связок при
речевых нагрузках;
6) плохо развитая мелкая моторика;
7) минимальная мозговая дисфункция.
Перечисленные
расстройства
вызываются
органическими
поражениями головного мозга в различных периодах развития
ребенка.
К
ним
относятся
инфекционные
болезни
матери,
иммунологическая несовместимость плода и матери, токсикоз во
внутриутробном периоде, травмы во время родов, заболевания в
первый
год
жизни.
Стертая
форма
дизартрии
чаще
всего
диагностируется в старшем дошкольном возрасте.
Проявления данной речевой патологии неоднородны. В одних
случаях ведущими могут быть фонетические дефекты, в других
преобладать просодические, также встречаются случаи, когда
фонетические и просодические дефекты проявляются одинаково.
Подробное
изучение
теоретических
аспектов
проблемы
формирования звукопроизношения шипящих согласных у старших
дошкольников
со
стертой
дизартрией
позволило
перейти
к
экспериментальной части исследования. Исследование проводилось
в форме констатирующего эксперимента. Цель констатирующего
эксперимента
–
выявление
особенностей
звукопроизношения
шипящих и оценка динамической координации артикуляционных
движений у детей старшего дошкольного возраста со стертой
дизартрией.
Для достижения цели исследования были сформулированы
задачи:
1) подобрать методику для проведения обследования;
2) сформировать для обследования группу детей старшего
дошкольного возраста со стертой дизартрией;
3) получить данные об основных показателях нарушений
звуковой стороны речи у старших дошкольников со стертой
дизартрией.
В
исследовании
приняли
участие
дети
6-7
лет
подготовительной
группы
с
диагностированным
речевым
нарушением стертая дизартрия. Количество обследуемых детей – 6
человек.
В констатирующем эксперименте была использована методика
обследования
звукопроизношения
М. Ф. Фомичевой,
Ф. Ф. Рау
«Обследование речи детей». Она позволяет выяснить правильность
произношения ребенком проверяемого звука изолированно, в словах
и предложениях. В ходе обследования можно определить количество
нарушенных шипящих звуков и характер нарушения (искажение,
отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях.
Для исследования подбирался разнообразный лексический
материал. Он быть насыщен шипящими согласными, включал слова
сложной
слоговой
структуры
и
звуконаполняемости.
Также
использовались яркие, привлекательные иллюстрации, помогающие
ребенку понять значения слов, заинтересовать и расположить к
взаимодействию с исследователем. При обследовании применялись
приемы
отраженного
и
самостоятельного
воспроизведения
лексического
материала.
При
интерпретации
результатов
подсчитывается количество баллов, которые ребенок может набрать.
Критерии оценки:
− 4 балла – правильно произносятся все обследуемые звуки;
− 3 балла – нарушается произношение одного звука;
− 2 балла – нарушается произношение 2 звука;
− 1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
− 0 баллов – искажаются, заменяются все обследуемые звуки.
Также был подготовлен диагностический материал для оценки
динамической координации артикуляционных движений у старших
дошкольников со стертой дизартрией по методике обследования
состояния
артикуляционной
и
мимической
моторики
авторов
Л. В. Лопатиной, Г. В.
Дедюхиной,
представленной в пособии
Е.Ф. Архиповой. С этой целью детям было предложено выполнить
отраженно за логопедом некоторые артикуляционные упражнения.
При их выполнении оценивалось: последовательность выполнения
движений; возможность переключения с одного движения на другое;
инертность движения; темп движений; амплитуда движений (объем
движений
достаточный,
ограниченный);
точность
выполнения
движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции,
замена одного движения другим);
Критерии оценки:
− 4 балла – сравнительно точное выполнение движений, все
движения координированы;
−
3
балла
–
замедленное
и
напряженное
выполнение
переключений с одного движения на другое;
− 2 балла – 2-3 движения выполнены правильно;
− 1 балл – выполнение с ошибками, длительный поиск позы,
замена одного движения другим;
− 0 баллов – невыполнение движений.
Таким
образом,
проведение
диагностики
в
ходе
констатирующего эксперимента позволит нам выявить особенности
звукопроизношения
шипящих
согласных
у
детей
старшего
дошкольного возраста со стертой дизартрией и уточнить структуру
дефекта у обследуемых детей. Для обследования была подобрана
общепринятая в логопедии методика. При изучении состояния
звукопроизношения
будет
выявлено
количество
нарушенных
шипящих звуков и характер нарушения произношения (искажение,
отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях.
Таким образом, анализ результатов проведенной диагностики
позволил сделать вывод, что у всех обследуемых детей с диагнозом
стертая
дизартрия
выявлены
дефекты
в
звукопроизношении
шипящих согласных и недостатки в процессе артикуляции. Среди
дефектов в произношении шипящих звуков наблюдаются общие
недостатки: искажения, замены, смешения, отсутствие звуков. Среди
дефектов при выполнении артикуляционных движений общими
недостатками являются: неточности положения артикуляционных
органов и их движений, замедленный темп артикуляционных
движений, трудности в растягивании губ.
Нами была разработана коррекционная программа на основе
выделенных
специфических
особенностей
звукопроизношения
шипящих у детей старшего дошкольного возраста со стертой
дизартрией. Разрабатывая программу, мы опираемся на принцип
систематичности и последовательности, так как только регулярные
ежедневные занятия могут привести к планируемым результатам: у
детей
нормализуется
моторика
артикуляционного
аппарата,
улучшится способность к произвольному переключению органов
артикуляции с одного движения на другое и произойдет коррекции
звукопроизношения. Занятия проводились с детьми в первой и
второй половине дня ежедневно на групповых
логопедических
занятиях и воспитателем в группе. Так как ошибки у детей имеют
схожий характер, мы разработали для них одну программу
коррекционной работы.
Таким
образом,
программа
коррекционной
работы
по
формированию звукопроизношения шипящих согласных у старших
дошкольников со стертой дизартрией предполагает комплексную и
систематическую работу со старшими дошкольниками. Она должна
привести
к
положительной
динамике
в
формировании
звукопроизношения, артикуляционной моторики и правильного
дыхания
у
детей.
Реализация
программы
предусматривает
групповую форму работы с детьми.