Напоминание

Развитие графо – моторных навыков у дошкольников с дизартрией"

Автор: Якупова Анастасия Сергеевна
Должность: студент специального дефектологического образования профиль логопедия
Учебное заведение: НовГУ им. Ярослава Мудрого
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Доклад научно-практической конференции по теме КР
Тема: Развитие графо – моторных навыков у дошкольников с дизартрией"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

_____________________________________________________________

Кафедра психологии

Практика учебная:

Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков

научно-исследовательской работы)

отчёт

по направлению подготовки

44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование

профиль - Логопедия

Руководитель

__________/ Максяшина Ю.А.

(подпись) (Ф.И.О.)

«___» ________________2023 г.

студент гр. 9701зо

__________/ Якупова А.С.

(подпись) (Ф.И.О.)

«___» ________________2023 г.

Содержание

Анализ ключевых понятий по теме курсовой работы «Развитие графо –

моторных навыков у дошкольников с дизартрией»............................................3

Список литературы по проблеме научного исследования..................................5

Конспект доклада на научно-практической конференции по теме КР:

«Развитие графо – моторных навыков у дошкольников с дизартрией»............8

Приложения...........................................................................................................18

Анализ ключевых понятий по теме курсовой работы

«Развитие графо – моторных навыков у дошкольников с дизартрией»

1. Графический навык — это определенные привычные положения и

движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их

соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет

писать

буквы

четко,

красиво,

разборчиво,

быстро.

Неправильно

сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма:

небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время,

переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но

порой невозможна [9, с. 128];

2. Дизартрия — обобщенное название группы речевых расстройств,

имеет

несколько

форм,

каждая

из

которых

характеризуется

своей

неврологической и речевой симптоматикой. Дизартрия — наиболее часто

встречающиеся нарушения функционирования речеобразовательной системы

[2, c. 9];

3.

Речевосприятие

-

это

активный

динамический

процесс,

происходящий

при

обязательном

участии

моторного,

а

именно

речедвигательного звена [34, с. 15];

4. Лексический строй языка – это компонент языка, который включает

в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в

конкретной ситуации [20, с. 73];

5. Фонетическая сторона речи – это звуковое (звуки, слоги, звуковые

цепочки) и мелодико-интонационное (темп, ритм, тон, ударение) оформление

высказывания. Каждый звук обладает определенными артикуляционными и

акустическими характеристиками, которые в языке приняты за норму [27, с.

56];

6. Зрительно-моторная координация – это двигательная деятельность,

которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки

(пальцев, кисти) и глаза [21, с. 10];

7. Речевая кинестезия – восприятие движений органов речи как при

внешней речевой активности, так и при скрытом проговаривании слов.

Заключается в афферентных импульсах от периферических органов речи

(губ, языка и гортани) в кору головного мозга и в повышении тонуса речевой

мускулатуры [26, с. 9];

8.

Просодические

средства

языка

фонетические

элементы,

формирующие

в

языке

просодическую

организацию

речи.

Являются

дополнительными к основной артикуляции звука — с их помощью

изменяются

высота,

сила,

интенсивность,

длительность

и

другие

акустические характеристики [13, с. 383];

9. Семантика – раздел лингвистики, изучающий смысловое значение

единиц языка [37, с. 45];

10. Дидактическая игра – это средство обучения, активная и (или)

интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию

изучаемых систем, явлений, процессов [39, с. 20].

Список литературы по проблеме научного исследования

1 Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи

дошкольников: учеб.-метод. Пособие. М., 2002. – 112 с.

2 Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Б44 Логопедия. Дизартрия. — М. :

Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009 – 9 с.

3 Эльконин Д.Б. Развитие речи. // Психология детей дошкольного

возраста./ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964 – 182 с.

4 Арутюнова, Н. Д. О понятии системы словообразования / Н. Д.

Арутюнова // Филологические науки. - 1960. - №2. – 6-9 с.

5 Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. -

Москва: Мозаика-Синтез, 1999, - 272 с.

6 Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. выш.

учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 513-547 с.

7

Выготский

Л.С.

Избранные

психологические

исследования:

мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка – 519 с.

8 Денисова О.А., Захарова Т.В., Кобрина А.М. и др. Пособие для

самостоятельной работы студентов по логопедии: Учебное пособие. СПб.:

2005. – 226 с.

9 Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. –

Екатеринбург: Литур, 2008. – 128 с.

10 Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования

нарушений устной речи у детей. - М., 2004. – 40-47 с.

11 Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р.

Е. Левина // Специальная школа. 1967. - № 2. – 12 с.

12 Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. -

М.:Альянс, 2013. – 367 с.

13 Лопухина, И.

Логопедия: 550 занимательных упражнений по

развитию речи: пособие для педагогов и родителей / И. Лопухина. – Москва:

Аквариум, 1995. – 384 с.

14 Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-

методическое

пособие.

Екатеринбург:

Уральский

государственный

педагогический университет. 1998. – 51 с.

15 Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие для вузов / Л.И.

Белякова, Н.Н. Волоскова. М., 2009. – 228 с.

16 Волошина Л. Развитие тонкой моторики средствами физкультурных

упражнений и подвижных игр. М., 2007. – 33 с.

17 Гринёва Л. Готовим руку к письму. М., 2007. – 4 с.

18

Гурьянов Е.В.

Психология обучения

письму:

формирование

графических навыков письма: Акад. пед. наук РСФСР, 1960. –118 с.

19 Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. М.,2006.

–53 с.

20 Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Игры и

упражнения / Н.В. Заводнова. Ростов н/Д., 2006. – 79 с.

21 Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у

детей 5 -7 лет: пособие для логопеда: в 2 ч. М., 2005. – 11 с.

22 Киселева В. Ваш ребенок не говорит? Домашние занятия с детьми 6-

го года жизни. М.,2009. – 41 с.

23 Киселева В. Развитие тонкой моторики. М.,2006. – 16 с.

24 Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов / И.А. Зайцева,

В.С. Кукушин Г.Г. Ларин, и др.; под ред. В.С. Кукушина.М., 2004. – 273 с.

25 Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного

возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие /

Л. В. Лопатина. СПб., 2005. – 19 с.

26 Методы обследования нарушений речи у детей. М, 1995. – 9 с.

27 Моисеева Л.О подготовке руки к письму / Л. Моисеева, Е.

Рахманова, Н. Фунтикова, М., 2006. – 33-34 с.

28 Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.

СПб., 2001. – 74 с.

29 Психолого – медико – педагогическое обследование ребенка / М.М.

Семаго, Т.В. Ахутина, Н. Я. Семаго, и др.; Под общ. ред. М.М. Семаго. М.,

2001. – 37-38 с.

30 Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет [Текст] / Е.

Плутаева, П. Лосев. М., 2005. – 31-34 с.

31

ПрищепаС.

Мелкая

моторика

в

психофизическом

развитии

дошкольников. М., 2005. – 3 с.

32 Развиваем моторику / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова,

С.В. Щербинина. Ярославль, 2007. – 6-7 с.

33 Соколова Е.В. Тренируем пальчики / Е.В. Соколова, Н.Н.

Нянковская. Ярославль, 2008. – 47 с.

34 Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / Е.Р.

Баенская, Т.А. Басилова, А.Л. Венгер, и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. М.,

2001. – 15 с.

35 Удилова И.В. Развитие мелкой ручной моторики у леворуких

учащихся с ЗПР. М.,2005. – 88-89 с.

36 Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием

речи в условиях специального детского сада: пособие: в 2 ч. Т. Б. Филичева,

Г. В. Чиркина. – 2-е изд., испр. М., 1995. – 128 с.

37 Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб.

Пособие. М., 2003. – 30 с.

38 Шперлинг Е. Развитие мелкой моторики средствами декоративно-

прикладного искусства. М., 2011. – 45-48 с.

39 Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

– 26 с.

40 Филичева Т. Б. Основы логопедии: учеб.пособие для студентов пед.

вузов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина .—— М.: Просвещение,

1989.— 223 с.

Конспект доклада на научно-практической конференции по теме КР:

«Развитие графо – моторных навыков у дошкольников с дизартрией»

Графический навык — это определенные привычные положения и

движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их

соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет

писать

буквы

четко,

красиво,

разборчиво,

быстро.

Неправильно

сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма:

небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время,

переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но

порой невозможна.

Становление графо – моторных навыков зависит от таких компонентов,

как: хорошее развитие общей и мелкой моторики, организации движений,

зрительно – пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому

важной психолого-педагогической и коррекционно – развивающей задачей

является развитие мелкой моторики рук, развитие памяти и зрительных

представлений около трети всей площади двигательной проекции в коре

головного

мозга

занимает

проекция

кисти

руки,

расположенная

в

непосредственной близости от речевой моторной зоны, что объясняет,

почему тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое

влияние на развитие активной речи.

Неправильно сформированные графические навыки создают комплекс

трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный

темп. Дополнительные трудности формирования графических навыков

возникают по причине того, что у ребенка 6-ти летнего возраста окостенение

фаланг пясти и запястья рук еще не завершено, несовершенна нервная

регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам

(непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не

сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной

памяти, а также зрительно-моторной координации и звуко – буквенного

анализа.

Графо – моторные навыки являются конечным звеном в цепочке

операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние

не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например,

наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает

внимание ребёнка, что дезорганизует и все предшествующие операции.

Формирование графо – моторных навыков в онтогенезе претерпевает

значительную

эволюцию

одновременно

с

развитием

изобразительной

деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит,

является зрительно – моторная координация. На протяжении значительной

части

дошкольного

детства

регуляция

изобразительных

движений

осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора.

Период от 1 года до 4 – 5 лет уходит на овладение произвольной

регуляцией

движений

руки.

Контроль

выполнения,

обратная

связь

происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются

на «память руки». Зрительный контроль за движениями почти отсутствует.

Постепенно происходит сенсорная интеграция кинестетических ощущений

во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука

как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная интеграция

достигает в возрасте 6 – 8 лет. При этом «глаз», обогатившийся опытом

«руки», принимает участие в управлении движениями. С этого момента

зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в

регуляции графо – моторных движений и развитии соответствующих

навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним

из показателей так называемой «школьной зрелости».

Сенсомоторная база, или комплекс функциональных предпосылок

письма,

представляет

собой

многоуровневую

систему,

включающую

большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимально

необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для

осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического

моделирования звуковой структуры слов и реализации графо – моторной

программы.

Итак,

в

период

раннего

и

дошкольного

детства

ребёнок

при

благоприятных внешних условиях оказывается в состоянии овладеть целым

рядом умений, весьма важных для успешного усвоения навыков письма в

школе.

Он

овладевает

движениями,

необходимыми

для

лёгкого

прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, учится замечать различия

между графическими элементами по их форме, положению и соотношению

друг с другом. Также ребёнок учится ограничивать свои движения в

соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставит.

Позже ребёнок узнаёт смысл письма как средства общения между людьми и

как способа фиксации мыслей: знакомится с фонетическим принципом

письма, учится выделять звуки в словах и обозначать их печатными и

рукописными знаками на письме.

Физиологической

основой

этих

достижений

являются

дифференцирование

относящихся

к

письму

слуховых,

зрительных

и

кинестетических раздражителей: концентрация возбуждения и торможения в

соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание

возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм

и их соединений и образование большого числа временных связей.

Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно

сказать, что ребёнок овладевает в дошкольный период умением ставить

перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать

процесс их решения и. добиваясь успешного их выполнения, овладевает

умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием.

Иначе говоря, от рефлекторных движений на основе подражания ребёнок

переходит к сознательным целенаправленным действиям.

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике

представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи

между

тяжестью

дефекта

и

выраженностью

психопатологических

отклонений. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые ее формы, могут

наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые»

проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с

олигофренией.

Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках

формирования

двигательных функций,

особенно таких,

как

развитие

возможности

самостоятельно

садиться,

ползать

с

попеременным

одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким

поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить,

захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

Эмоционально – волевые нарушения проявляются в виде повышенной

эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом

году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе

постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита,

предрасположенность

к

срыгиванию

и

рвотам,

диатезу,

желудочно-

кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся

метеорологическим условиям.

В дошкольном и школьном возрасте они беспокойны, склонны к

раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют

грубость,

непослушание.

Двигательное

беспокойство

усиливается

при

утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на

пол и кричат, добиваясь желаемого.

Другие

пугливы,

заторможены

в

новой

обстановке,

избегают

трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.

Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и

парезы,

моторика

их

отличается

общей

неловкостью,

недостаточной

координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают

от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой

развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес

к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте

отмечается

плохой

почерк.

Выражены

нарушения

интеллектуальной

деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений

памяти, внимания.

Исследование графо – моторных навыков у детей с дизартрией

старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – изучение особенностей графо – моторных

навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Задачи исследования: разработать диагностический инструментарий

для изучения особенностей графо – моторных навыков у детей старшего

дошкольного возраста с дизартрией; провести диагностику особенностей

графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с

дизартрией; осуществить анализ и интерпретацию полученных данных.

В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного

возраста с дизартрией. Группа состояла из 8 мальчиков и 2 девочек в

возрасте 5 – 6 лет.

Исследование показало следующие результаты. Сводные показатели

старших дошкольников с дизартрией по методике выявления ведущей руки

М. Озьянс (таблица 1).

Таблица 1 – Сводные результаты исследования по методике выявления

ведущей руки М. Озьянс.

Методика

Правши (%)

Левши (%)

Переплетение пальцев

70

30

«Поза Наполеона»

70

20

Выполнение

вращательных

движений

70

30

Развязывание узелков

60

30

Из данной таблицы следует, что 70% детей с дизартрией – правши,

30%–левши, 10% – детей не справились с заданиями.

Результаты методики для определения уровня развития мелкой

моторики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич представлены в таблице (см.

таблицу 2).

Таблица 2 демонстрирует, что 50% детей с дизартрией не испытывают

трудностей при выполнении заданий, определяющих уровень мелкой

моторики. 30 % детей испытывают трудности при выполнении задания

«обведи кисть руки», как правило связанны эти трудности со второй частью

задания, где детей просят приподнять палец. 20% детей с дизартрией не

способны как обвести ладонь, так и поднять пальцы. В задании «ребро,

кулак, ладонь» 40% детей испытывают трудности в выполнении задания

двумя руками, как было замечено у них более активна ведущая рука. 10% –

попросту путают последовательность движений и в конечном итоге

сбиваются при выполнении задания.

Таблица 2 – Результаты исследования по методике определения уровня

развития мелкой моторики.

Вид задания

Высокий уровень

(%)

Средний уровень

(%)

Низкий уровень

(%)

«Обведи кисть

руки»

50

30

20

«Ребро, кулак,

ладонь»

50

40

10

Результаты

методики

Т.А.

Павловой

для

обследования

пространственных представлений представлены в таблице (см. таблицу 3).

Таблица 3 – Результаты исследования по методике Т.А. Павловой для

обследования пространственных представлений.

Обследуемый

процесс

Высокий

уровень

выполнения (%)

Средний уровень

выполнения (%)

Низкий уровень

выполнения (%)

Зрительно –

пространственны

40

30

20

й гнозис

Моторный

праксис

80

10

10

Слухо – моторная

координация

10

70

20

Зрительное

восприятие

50

20

30

Из данной таблицы следует, что 30% детей допускают ошибки при

выполнении заданий зрительно – пространственного гнозиса. Как правило,

эти дети допускают ошибки в задании на различение основных направлений

собственного тела. 20% детей с дизартрией путают основные направления

(вправо, влево).

Высокие результаты были продемонстрированы при выполнении

заданий на моторный праксис. Но трудности возникли с заданиями на слухо

– моторную координацию. Только 10% детей справились со всеми

заданиями, 70% допустили ошибки при выполнении, а 20% совсем не

справились. При обследовании зрительного восприятия 20% детей имели

трудности при выполнении заданий на узнавание знакомых фигур, а также

трудности при рисовании геометрических фигур.

Результаты

методики

обследования

графических

навыков

Н.В.

Нижегородцевой представлены ниже в виде таблицы (см. таблицу 4).

Таблица 4 – Результаты исследования графических навыков по

методике Н.В.Нижегородцевой.

Вид задания

Высокий уровень

выполнения (%)

Средний уровень

выполнения (%)

Низкий уровень

выполнения (%)

Графический

диктант

30

60

10

Рисование линий

30

40

30

Рисование по

точкам,

80

10

10

контурам,

клеточкам

Выполнение

штриховок

40

20

40

Приведенные выше данные, показывают, что дети с дизартрией

успешно выполняют задания требующие рисования по точкам, конурам и

клеточкам, лишь 10 % испытывают трудности при выполнении рисунков по

клеткам, еще 10% совсем не способны выполнить задания рисования по

клеткам. 60 % детей испытывают трудности при выполнении графических

диктантов,

это

возникает

из-за

нарушенного

пространственного

представления. 30% детей не способны к рисованию прямых линий.

Исходя из полученных результатов диагностического исследования,

мы можем сделать вывод, что дети с дизартрией старшего дошкольного

возраста имеют хорошо развитый моторный праксис, зрительное восприятие

и справляются с заданиями, требующих рисование по контурам. Кроме того,

половина обследуемых имеет хорошо развитую мелкую моторику. Что

касается остальных заданий, то здесь дети показали в основном средние

результаты.

В соответствии с задачами исследования, в работе был осуществлен

анализ литературы по проблеме формирования графо – моторных навыков у

детей дошкольного возраста с дизартрией.

Изучена

психолого

педагогическая

характеристика

детей

дошкольного возраста с дизартрией. Понятие описывается как нарушение

произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического

поражения центральной нервной системы.

Особенности графо – моторных навыков у детей с дизартрией

формируются

постепенно.

В

период

дошкольного

детства

при

благоприятных

внешних

условиях,

ребенок

оказывается

в

состоянии

овладеть целым рядом умений, весьма важных для успешного усвоения

навыков письма в школе. Он овладевает движениями, необходимыми для

лёгкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, учится замечать

различия между графическими элементами по их форме, положению и

соотношению друг с другом.

Физиологической

основой

этих

достижений

являются

дифференцирование

относящихся

к

письму

слуховых,

зрительных

и

кинестетических раздражителей; концентрация возбуждения и торможения в

соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание

возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм

и их соединений и образование большого числа временных связей.

Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно

сказать, что ребёнок овладевает в дошкольный период умением ставить

перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать

процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевает

умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием.

Иначе говоря, от рефлекторных движений на основе подражания ребёнок

переходит к сознательным целенаправленным действиям.

Приложения

Приложение (А)

(обязательное)

Свидетельство о публикации научной статьи