Автор: Якупова Анастасия Сергеевна
Должность: студент специального дефектологического образования профиль логопедия
Учебное заведение: НовГУ им. Ярослава Мудрого
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Доклад научно-практической конференции по теме КР
Тема: Развитие графо – моторных навыков у дошкольников с дизартрией"
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования
_____________________________________________________________
Кафедра психологии
Практика учебная:
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков
научно-исследовательской работы)
отчёт
по направлению подготовки
44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование
профиль - Логопедия
Руководитель
__________/ Максяшина Ю.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
«___» ________________2023 г.
студент гр. 9701зо
__________/ Якупова А.С.
(подпись) (Ф.И.О.)
«___» ________________2023 г.
Содержание
Анализ ключевых понятий по теме курсовой работы «Развитие графо –
моторных навыков у дошкольников с дизартрией»............................................3
Список литературы по проблеме научного исследования..................................5
Конспект доклада на научно-практической конференции по теме КР:
«Развитие графо – моторных навыков у дошкольников с дизартрией»............8
Приложения...........................................................................................................18
Анализ ключевых понятий по теме курсовой работы
«Развитие графо – моторных навыков у дошкольников с дизартрией»
1. Графический навык — это определенные привычные положения и
движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их
соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет
писать
буквы
четко,
красиво,
разборчиво,
быстро.
Неправильно
сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма:
небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время,
переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но
порой невозможна [9, с. 128];
2. Дизартрия — обобщенное название группы речевых расстройств,
имеет
несколько
форм,
каждая
из
которых
характеризуется
своей
неврологической и речевой симптоматикой. Дизартрия — наиболее часто
встречающиеся нарушения функционирования речеобразовательной системы
[2, c. 9];
3.
Речевосприятие
-
это
активный
динамический
процесс,
происходящий
при
обязательном
участии
моторного,
а
именно
речедвигательного звена [34, с. 15];
4. Лексический строй языка – это компонент языка, который включает
в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в
конкретной ситуации [20, с. 73];
5. Фонетическая сторона речи – это звуковое (звуки, слоги, звуковые
цепочки) и мелодико-интонационное (темп, ритм, тон, ударение) оформление
высказывания. Каждый звук обладает определенными артикуляционными и
акустическими характеристиками, которые в языке приняты за норму [27, с.
56];
6. Зрительно-моторная координация – это двигательная деятельность,
которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки
(пальцев, кисти) и глаза [21, с. 10];
7. Речевая кинестезия – восприятие движений органов речи как при
внешней речевой активности, так и при скрытом проговаривании слов.
Заключается в афферентных импульсах от периферических органов речи
(губ, языка и гортани) в кору головного мозга и в повышении тонуса речевой
мускулатуры [26, с. 9];
8.
Просодические
средства
языка
–
фонетические
элементы,
формирующие
в
языке
просодическую
организацию
речи.
Являются
дополнительными к основной артикуляции звука — с их помощью
изменяются
высота,
сила,
интенсивность,
длительность
и
другие
акустические характеристики [13, с. 383];
9. Семантика – раздел лингвистики, изучающий смысловое значение
единиц языка [37, с. 45];
10. Дидактическая игра – это средство обучения, активная и (или)
интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию
изучаемых систем, явлений, процессов [39, с. 20].
Список литературы по проблеме научного исследования
1 Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи
дошкольников: учеб.-метод. Пособие. М., 2002. – 112 с.
2 Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Б44 Логопедия. Дизартрия. — М. :
Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009 – 9 с.
3 Эльконин Д.Б. Развитие речи. // Психология детей дошкольного
возраста./ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964 – 182 с.
4 Арутюнова, Н. Д. О понятии системы словообразования / Н. Д.
Арутюнова // Филологические науки. - 1960. - №2. – 6-9 с.
5 Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. -
Москва: Мозаика-Синтез, 1999, - 272 с.
6 Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. выш.
учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 513-547 с.
7
Выготский
Л.С.
Избранные
психологические
исследования:
мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка – 519 с.
8 Денисова О.А., Захарова Т.В., Кобрина А.М. и др. Пособие для
самостоятельной работы студентов по логопедии: Учебное пособие. СПб.:
2005. – 226 с.
9 Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. –
Екатеринбург: Литур, 2008. – 128 с.
10 Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования
нарушений устной речи у детей. - М., 2004. – 40-47 с.
11 Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р.
Е. Левина // Специальная школа. 1967. - № 2. – 12 с.
12 Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. -
М.:Альянс, 2013. – 367 с.
13 Лопухина, И.
Логопедия: 550 занимательных упражнений по
развитию речи: пособие для педагогов и родителей / И. Лопухина. – Москва:
Аквариум, 1995. – 384 с.
14 Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-
методическое
пособие.
Екатеринбург:
Уральский
государственный
педагогический университет. 1998. – 51 с.
15 Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие для вузов / Л.И.
Белякова, Н.Н. Волоскова. М., 2009. – 228 с.
16 Волошина Л. Развитие тонкой моторики средствами физкультурных
упражнений и подвижных игр. М., 2007. – 33 с.
17 Гринёва Л. Готовим руку к письму. М., 2007. – 4 с.
18
Гурьянов Е.В.
Психология обучения
письму:
формирование
графических навыков письма: Акад. пед. наук РСФСР, 1960. –118 с.
19 Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. М.,2006.
–53 с.
20 Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Игры и
упражнения / Н.В. Заводнова. Ростов н/Д., 2006. – 79 с.
21 Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у
детей 5 -7 лет: пособие для логопеда: в 2 ч. М., 2005. – 11 с.
22 Киселева В. Ваш ребенок не говорит? Домашние занятия с детьми 6-
го года жизни. М.,2009. – 41 с.
23 Киселева В. Развитие тонкой моторики. М.,2006. – 16 с.
24 Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов / И.А. Зайцева,
В.С. Кукушин Г.Г. Ларин, и др.; под ред. В.С. Кукушина.М., 2004. – 273 с.
25 Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного
возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие /
Л. В. Лопатина. СПб., 2005. – 19 с.
26 Методы обследования нарушений речи у детей. М, 1995. – 9 с.
27 Моисеева Л.О подготовке руки к письму / Л. Моисеева, Е.
Рахманова, Н. Фунтикова, М., 2006. – 33-34 с.
28 Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.
СПб., 2001. – 74 с.
29 Психолого – медико – педагогическое обследование ребенка / М.М.
Семаго, Т.В. Ахутина, Н. Я. Семаго, и др.; Под общ. ред. М.М. Семаго. М.,
2001. – 37-38 с.
30 Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет [Текст] / Е.
Плутаева, П. Лосев. М., 2005. – 31-34 с.
31
ПрищепаС.
Мелкая
моторика
в
психофизическом
развитии
дошкольников. М., 2005. – 3 с.
32 Развиваем моторику / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова,
С.В. Щербинина. Ярославль, 2007. – 6-7 с.
33 Соколова Е.В. Тренируем пальчики / Е.В. Соколова, Н.Н.
Нянковская. Ярославль, 2008. – 47 с.
34 Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / Е.Р.
Баенская, Т.А. Басилова, А.Л. Венгер, и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. М.,
2001. – 15 с.
35 Удилова И.В. Развитие мелкой ручной моторики у леворуких
учащихся с ЗПР. М.,2005. – 88-89 с.
36 Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием
речи в условиях специального детского сада: пособие: в 2 ч. Т. Б. Филичева,
Г. В. Чиркина. – 2-е изд., испр. М., 1995. – 128 с.
37 Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб.
Пособие. М., 2003. – 30 с.
38 Шперлинг Е. Развитие мелкой моторики средствами декоративно-
прикладного искусства. М., 2011. – 45-48 с.
39 Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.
– 26 с.
40 Филичева Т. Б. Основы логопедии: учеб.пособие для студентов пед.
вузов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина .—— М.: Просвещение,
1989.— 223 с.
Конспект доклада на научно-практической конференции по теме КР:
«Развитие графо – моторных навыков у дошкольников с дизартрией»
Графический навык — это определенные привычные положения и
движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их
соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет
писать
буквы
четко,
красиво,
разборчиво,
быстро.
Неправильно
сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма:
небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время,
переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но
порой невозможна.
Становление графо – моторных навыков зависит от таких компонентов,
как: хорошее развитие общей и мелкой моторики, организации движений,
зрительно – пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому
важной психолого-педагогической и коррекционно – развивающей задачей
является развитие мелкой моторики рук, развитие памяти и зрительных
представлений около трети всей площади двигательной проекции в коре
головного
мозга
занимает
проекция
кисти
руки,
расположенная
в
непосредственной близости от речевой моторной зоны, что объясняет,
почему тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое
влияние на развитие активной речи.
Неправильно сформированные графические навыки создают комплекс
трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный
темп. Дополнительные трудности формирования графических навыков
возникают по причине того, что у ребенка 6-ти летнего возраста окостенение
фаланг пясти и запястья рук еще не завершено, несовершенна нервная
регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам
(непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не
сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной
памяти, а также зрительно-моторной координации и звуко – буквенного
анализа.
Графо – моторные навыки являются конечным звеном в цепочке
операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние
не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например,
наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает
внимание ребёнка, что дезорганизует и все предшествующие операции.
Формирование графо – моторных навыков в онтогенезе претерпевает
значительную
эволюцию
одновременно
с
развитием
изобразительной
деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит,
является зрительно – моторная координация. На протяжении значительной
части
дошкольного
детства
регуляция
изобразительных
движений
осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора.
Период от 1 года до 4 – 5 лет уходит на овладение произвольной
регуляцией
движений
руки.
Контроль
выполнения,
обратная
связь
происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются
на «память руки». Зрительный контроль за движениями почти отсутствует.
Постепенно происходит сенсорная интеграция кинестетических ощущений
во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука
как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная интеграция
достигает в возрасте 6 – 8 лет. При этом «глаз», обогатившийся опытом
«руки», принимает участие в управлении движениями. С этого момента
зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в
регуляции графо – моторных движений и развитии соответствующих
навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним
из показателей так называемой «школьной зрелости».
Сенсомоторная база, или комплекс функциональных предпосылок
письма,
представляет
собой
многоуровневую
систему,
включающую
большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимально
необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для
осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического
моделирования звуковой структуры слов и реализации графо – моторной
программы.
Итак,
в
период
раннего
и
дошкольного
детства
ребёнок
при
благоприятных внешних условиях оказывается в состоянии овладеть целым
рядом умений, весьма важных для успешного усвоения навыков письма в
школе.
Он
овладевает
движениями,
необходимыми
для
лёгкого
прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, учится замечать различия
между графическими элементами по их форме, положению и соотношению
друг с другом. Также ребёнок учится ограничивать свои движения в
соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставит.
Позже ребёнок узнаёт смысл письма как средства общения между людьми и
как способа фиксации мыслей: знакомится с фонетическим принципом
письма, учится выделять звуки в словах и обозначать их печатными и
рукописными знаками на письме.
Физиологической
основой
этих
достижений
являются
дифференцирование
относящихся
к
письму
слуховых,
зрительных
и
кинестетических раздражителей: концентрация возбуждения и торможения в
соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание
возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм
и их соединений и образование большого числа временных связей.
Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно
сказать, что ребёнок овладевает в дошкольный период умением ставить
перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать
процесс их решения и. добиваясь успешного их выполнения, овладевает
умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием.
Иначе говоря, от рефлекторных движений на основе подражания ребёнок
переходит к сознательным целенаправленным действиям.
Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике
представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи
между
тяжестью
дефекта
и
выраженностью
психопатологических
отклонений. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые ее формы, могут
наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые»
проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с
олигофренией.
Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках
формирования
двигательных функций,
особенно таких,
как
развитие
возможности
самостоятельно
садиться,
ползать
с
попеременным
одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким
поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить,
захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.
Эмоционально – волевые нарушения проявляются в виде повышенной
эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом
году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе
постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита,
предрасположенность
к
срыгиванию
и
рвотам,
диатезу,
желудочно-
кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся
метеорологическим условиям.
В дошкольном и школьном возрасте они беспокойны, склонны к
раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют
грубость,
непослушание.
Двигательное
беспокойство
усиливается
при
утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на
пол и кричат, добиваясь желаемого.
Другие
пугливы,
заторможены
в
новой
обстановке,
избегают
трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.
Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и
парезы,
моторика
их
отличается
общей
неловкостью,
недостаточной
координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают
от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой
развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес
к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте
отмечается
плохой
почерк.
Выражены
нарушения
интеллектуальной
деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений
памяти, внимания.
Исследование графо – моторных навыков у детей с дизартрией
старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучение особенностей графо – моторных
навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования: разработать диагностический инструментарий
для изучения особенностей графо – моторных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией; провести диагностику особенностей
графо – моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией; осуществить анализ и интерпретацию полученных данных.
В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией. Группа состояла из 8 мальчиков и 2 девочек в
возрасте 5 – 6 лет.
Исследование показало следующие результаты. Сводные показатели
старших дошкольников с дизартрией по методике выявления ведущей руки
М. Озьянс (таблица 1).
Таблица 1 – Сводные результаты исследования по методике выявления
ведущей руки М. Озьянс.
Методика
Правши (%)
Левши (%)
Переплетение пальцев
70
30
«Поза Наполеона»
70
20
Выполнение
вращательных
движений
70
30
Развязывание узелков
60
30
Из данной таблицы следует, что 70% детей с дизартрией – правши,
30%–левши, 10% – детей не справились с заданиями.
Результаты методики для определения уровня развития мелкой
моторики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич представлены в таблице (см.
таблицу 2).
Таблица 2 демонстрирует, что 50% детей с дизартрией не испытывают
трудностей при выполнении заданий, определяющих уровень мелкой
моторики. 30 % детей испытывают трудности при выполнении задания
«обведи кисть руки», как правило связанны эти трудности со второй частью
задания, где детей просят приподнять палец. 20% детей с дизартрией не
способны как обвести ладонь, так и поднять пальцы. В задании «ребро,
кулак, ладонь» 40% детей испытывают трудности в выполнении задания
двумя руками, как было замечено у них более активна ведущая рука. 10% –
попросту путают последовательность движений и в конечном итоге
сбиваются при выполнении задания.
Таблица 2 – Результаты исследования по методике определения уровня
развития мелкой моторики.
Вид задания
Высокий уровень
(%)
Средний уровень
(%)
Низкий уровень
(%)
«Обведи кисть
руки»
50
30
20
«Ребро, кулак,
ладонь»
50
40
10
Результаты
методики
Т.А.
Павловой
для
обследования
пространственных представлений представлены в таблице (см. таблицу 3).
Таблица 3 – Результаты исследования по методике Т.А. Павловой для
обследования пространственных представлений.
Обследуемый
процесс
Высокий
уровень
выполнения (%)
Средний уровень
выполнения (%)
Низкий уровень
выполнения (%)
Зрительно –
пространственны
40
30
20
й гнозис
Моторный
праксис
80
10
10
Слухо – моторная
координация
10
70
20
Зрительное
восприятие
50
20
30
Из данной таблицы следует, что 30% детей допускают ошибки при
выполнении заданий зрительно – пространственного гнозиса. Как правило,
эти дети допускают ошибки в задании на различение основных направлений
собственного тела. 20% детей с дизартрией путают основные направления
(вправо, влево).
Высокие результаты были продемонстрированы при выполнении
заданий на моторный праксис. Но трудности возникли с заданиями на слухо
– моторную координацию. Только 10% детей справились со всеми
заданиями, 70% допустили ошибки при выполнении, а 20% совсем не
справились. При обследовании зрительного восприятия 20% детей имели
трудности при выполнении заданий на узнавание знакомых фигур, а также
трудности при рисовании геометрических фигур.
Результаты
методики
обследования
графических
навыков
Н.В.
Нижегородцевой представлены ниже в виде таблицы (см. таблицу 4).
Таблица 4 – Результаты исследования графических навыков по
методике Н.В.Нижегородцевой.
Вид задания
Высокий уровень
выполнения (%)
Средний уровень
выполнения (%)
Низкий уровень
выполнения (%)
Графический
диктант
30
60
10
Рисование линий
30
40
30
Рисование по
точкам,
80
10
10
контурам,
клеточкам
Выполнение
штриховок
40
20
40
Приведенные выше данные, показывают, что дети с дизартрией
успешно выполняют задания требующие рисования по точкам, конурам и
клеточкам, лишь 10 % испытывают трудности при выполнении рисунков по
клеткам, еще 10% совсем не способны выполнить задания рисования по
клеткам. 60 % детей испытывают трудности при выполнении графических
диктантов,
это
возникает
из-за
нарушенного
пространственного
представления. 30% детей не способны к рисованию прямых линий.
Исходя из полученных результатов диагностического исследования,
мы можем сделать вывод, что дети с дизартрией старшего дошкольного
возраста имеют хорошо развитый моторный праксис, зрительное восприятие
и справляются с заданиями, требующих рисование по контурам. Кроме того,
половина обследуемых имеет хорошо развитую мелкую моторику. Что
касается остальных заданий, то здесь дети показали в основном средние
результаты.
В соответствии с задачами исследования, в работе был осуществлен
анализ литературы по проблеме формирования графо – моторных навыков у
детей дошкольного возраста с дизартрией.
Изучена
психолого
–
педагогическая
характеристика
детей
дошкольного возраста с дизартрией. Понятие описывается как нарушение
произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического
поражения центральной нервной системы.
Особенности графо – моторных навыков у детей с дизартрией
формируются
постепенно.
В
период
дошкольного
детства
при
благоприятных
внешних
условиях,
ребенок
оказывается
в
состоянии
овладеть целым рядом умений, весьма важных для успешного усвоения
навыков письма в школе. Он овладевает движениями, необходимыми для
лёгкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, учится замечать
различия между графическими элементами по их форме, положению и
соотношению друг с другом.
Физиологической
основой
этих
достижений
являются
дифференцирование
относящихся
к
письму
слуховых,
зрительных
и
кинестетических раздражителей; концентрация возбуждения и торможения в
соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание
возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм
и их соединений и образование большого числа временных связей.
Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно
сказать, что ребёнок овладевает в дошкольный период умением ставить
перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать
процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевает
умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием.
Иначе говоря, от рефлекторных движений на основе подражания ребёнок
переходит к сознательным целенаправленным действиям.
Приложения
Приложение (А)
(обязательное)
Свидетельство о публикации научной статьи