"Организация среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО"
Автор: Батаева Светлана Александровна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №11
Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Организация среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО"
КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.
Логопедический кабинет предназначен для проведения
индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми от 3 до 7
лет. Коррекционно-развивающая среда кабинета решает основную задачу
коррекционной помощи и организацию условий для исправления и
преодоления нарушений звукопроизношения и адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья. Исходя из принципов
зональности и целесообразности, среду логопедического кабинета можно
разделить на несколько зон.
1-я зона – учебная зона для проведения фронтальных и подгрупповых
коррекционных занятий включает в себя рабочие места детей,
монофункциональную магнитно-маркерную доску и интерактивный
комплекс «Смарт». В старшей группе на этой неделе дети знакомятся с
лексической темой «Насекомые». На магнитно-маркерной доске дети
помогут Пчелке пригласить друзей-насекомых на день рождения. При
помощи маркеров можно провести линии, соединяющие Пчелку с друзьями
или просто прикрепить насекомых рядом с Пчелкой. Продолжить занятие
нам поможет комплекс «Смарт» – чем же Пчелка будет угощать своих
друзей? Поднялся сильный ветер, вспомним песню ветра – сссссссс, слабый
ветер сьсьсьсьсь. Проведя фонопедическое упражнение мы определили
задание: выберем для угощения только то, в названии чего слышим звуки
(С) и (Сь). (слива, роса, лист, пастила, варенье из смородины). Работая с
ИКТ-комплексом не забываем о проведении гимнастики для глаз («Как у
наших у ворот»)
Следующая зона – звукокоррекционная или зона индивидуальной работы
представлена наличием настенного зеркала и чудо-дерева на ветвях которого
расположены игры и пособия для дыхательной и артикуляционной
гимнастики, самомассажа и развития мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. В процессе игры у ребенка
формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи.
Для этого используем марблс – мелкие стеклянные шарики. Так как они
изготавливаются из силикатного песка с добавлением золы и соды, т.е.
натуральных материалов, дети с удовольствием с ними играют, выполняя
различные упражнения. Дети младшего возраста по схемам, а старшего
самостоятельно украшают бабочек, составляют гусениц из шариков. Гладкая
поверхность марблс способствует снятию общего тонуса и тонуса пальцев
рук ребенка. Игры с марблс кроме развития мелкой моторики пальцев рук,
направлены на развитие пространственной ориентировки, зрительно-
двигательной координации у детей, фонематического восприятия и
оказывают помощь в овладении навыками звукового анализа, навыками
самоконтроля и самооценки.
В паре с марблс используем в своей практике игры с прищепками.
Самостоятельное механическое надавливание и сдавливание кончиков
пальцев позволяют нервным импульсам активизировать незрелых клеток
коры головного мозга. А если к движению добавляем речевое
сопровождение, то это уже многоступенчатая операция, активизирующая
межполушарное взаимодействие. С удовольствием дети играют с
массажными мячиками и су-джоками. Самомассаж грецкими орехами и
каштанами поможет укрепить суставы, развить ловкость рук, а благодаря
рефлекторным зонам, расположенным на лицевой и тыльной сторонах кисти
рук, будет положительное влияние на все системы и органы ребенка.
Здесь же расположена
зона технических средств обучения
. Для
индивидуальной коррекционной работы используем ноутбук с микрофоном.
В ноутбуке установлена авторская логопедическая программа
Л. Р.
Лизуновой «Игры для Тигры». Она представляет собой уникальную
компьютерную технологию, способствующую исправлению общего
недоразвития речи. В структуру программы «Игры для Тигры» входит
четыре обширных блока: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и
«Звукопроизношение». Данный курс имеет последовательную систему и
позволяет эффективно работать над преодолением патологий речи при
алалии, дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при
всевозможных вторичных речевых нарушениях.
Для преодоления общего недоразвития речи используем электронные
викторины «Родная речь», «Скоро в школу», «Малышам» со свето-звуковым
контролем. Ребенок с помощью проводящих ток проводков ищет
правильный ответ на вопрос. Элементом самопроверки служат световой и
музыкальный сигналы. Благодаря световой сигнализации в подобные игры
могут играть дети с нарушениями слуха.
Следующая зона
– познавательно-игровая расположилась на корабле,
плывущем в страну знаний и красивой речи. Здесь дети на коврографе
самостоятельно и при помощи опорных схем могут выполнить задания
Паука – Грамотея, направленные на формирование слоговой структуры слов,
формирование навыков звукового анализа и синтез.
На «Палубе смекалки» расположились игры на развитие
психологической базы речи, учебно – наглядные пособия для развития
познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических
категорий и связной речи.
Капитан Гусь подготовил игры, направленные на автоматизацию и
дифференциацию поставленных звуков, пополнение активного и пассивного
словаря.
В зоне хранения
наглядно-дидактических пособий и документации
учителя – логопеда
имеются необходимые наглядные и методические
пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и
дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными
укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный
материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.
Консультативная зона
включает в себя различные стенды с
материалами для родителей воспитанников и располагается в раздевалках.