"Организация среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО"

Автор: Батаева Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №11
Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Организация среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА. Логопедический кабинет предназначен для проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми от 3 до 7 лет. Коррекционно-развивающая среда кабинета решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления нарушений звукопроизношения и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из принципов зональности и целесообразности, среду логопедического кабинета можно разделить на несколько зон. 1-я зона – учебная зона для проведения фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий включает в себя рабочие места детей, монофункциональную магнитно-маркерную доску и интерактивный комплекс «Смарт». В старшей группе на этой неделе дети знакомятся с лексической темой «Насекомые». На магнитно-маркерной доске дети помогут Пчелке пригласить друзей-насекомых на день рождения. При помощи маркеров можно провести линии, соединяющие Пчелку с друзьями или просто прикрепить насекомых рядом с Пчелкой. Продолжить занятие нам поможет комплекс «Смарт» – чем же Пчелка будет угощать своих друзей? Поднялся сильный ветер, вспомним песню ветра – сссссссс, слабый ветер сьсьсьсьсь. Проведя фонопедическое упражнение мы определили задание: выберем для угощения только то, в названии чего слышим звуки (С) и (Сь). (слива, роса, лист, пастила, варенье из смородины). Работая с ИКТ-комплексом не забываем о проведении гимнастики для глаз («Как у наших у ворот») Следующая зона – звукокоррекционная или зона индивидуальной работы представлена наличием настенного зеркала и чудо-дерева на ветвях которого расположены игры и пособия для дыхательной и артикуляционной гимнастики, самомассажа и развития мелкой моторики пальцев и кистей рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В процессе игры у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи. Для этого используем марблс – мелкие стеклянные шарики. Так как они изготавливаются из силикатного песка с добавлением золы и соды, т.е. натуральных материалов, дети с удовольствием с ними играют, выполняя различные упражнения. Дети младшего возраста по схемам, а старшего самостоятельно украшают бабочек, составляют гусениц из шариков. Гладкая поверхность марблс способствует снятию общего тонуса и тонуса пальцев рук ребенка. Игры с марблс кроме развития мелкой моторики пальцев рук, направлены на развитие пространственной ориентировки, зрительно-
двигательной координации у детей, фонематического восприятия и оказывают помощь в овладении навыками звукового анализа, навыками самоконтроля и самооценки. В паре с марблс используем в своей практике игры с прищепками. Самостоятельное механическое надавливание и сдавливание кончиков пальцев позволяют нервным импульсам активизировать незрелых клеток коры головного мозга. А если к движению добавляем речевое сопровождение, то это уже многоступенчатая операция, активизирующая межполушарное взаимодействие. С удовольствием дети играют с массажными мячиками и су-джоками. Самомассаж грецкими орехами и каштанами поможет укрепить суставы, развить ловкость рук, а благодаря рефлекторным зонам, расположенным на лицевой и тыльной сторонах кисти рук, будет положительное влияние на все системы и органы ребенка. Здесь же расположена зона технических средств обучения . Для индивидуальной коррекционной работы используем ноутбук с микрофоном. В ноутбуке установлена авторская логопедическая программа Л. Р. Лизуновой «Игры для Тигры». Она представляет собой уникальную компьютерную технологию, способствующую исправлению общего недоразвития речи. В структуру программы «Игры для Тигры» входит четыре обширных блока: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Данный курс имеет последовательную систему и позволяет эффективно работать над преодолением патологий речи при алалии, дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при всевозможных вторичных речевых нарушениях. Для преодоления общего недоразвития речи используем электронные викторины «Родная речь», «Скоро в школу», «Малышам» со свето-звуковым контролем. Ребенок с помощью проводящих ток проводков ищет правильный ответ на вопрос. Элементом самопроверки служат световой и музыкальный сигналы. Благодаря световой сигнализации в подобные игры могут играть дети с нарушениями слуха. Следующая зона – познавательно-игровая расположилась на корабле, плывущем в страну знаний и красивой речи. Здесь дети на коврографе самостоятельно и при помощи опорных схем могут выполнить задания Паука – Грамотея, направленные на формирование слоговой структуры слов, формирование навыков звукового анализа и синтез. На «Палубе смекалки» расположились игры на развитие психологической базы речи, учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи.
Капитан Гусь подготовил игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, пополнение активного и пассивного словаря. В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д. Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей воспитанников и располагается в раздевалках.