Напоминание

"Говорливые человечки"

Автор: Снегирёва Оксана Федоровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: пгт. Белый Яр
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Говорливые человечки"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование графического моделирования в формировании

лексико – грамматических категорий у детей

с общим недоразвитием речи

«Говорливые человечки»

Задача учителя – логопеда – сделать занятия интересной игрой, а не

скучной деятельностью. В логопедии от повторений никуда не деться,

особенно при автоматизации звуков, поэтому совместная деятельность

учителя – логопеда с дошкольниками должна превращаться в игровое

путешествие. Ведь только положительная мотивация будет способствовать

эффективной работе, что впоследствии приведёт к желаемому результату.

В последнее время всё больше увеличивается число детей с ОНР.

Работа по развитию лексико – грамматической стороны речи является

важнейшим составляющим звеном в логопедической коррекции.

В какой же форме можно преподнести ребёнку речевой материал,

заинтересовать его, вызвать интерес снова и снова повторять уже знакомые,

но такие сложные и не всегда доступные правильному произношению звуки,

слоги, слова, предложения?

Вашему вниманию предлагается авторская методическая разработка

«Говорливые

человечки»

-

графическое

моделирование

для

закрепления звукопроизношения, формирования лексико – грамматических

категорий у детей с ОНР.

Новизна представленной методики. Разработка создаёт потенциальную

возможность формировать у детей с ОНР те новообразования, которые

обеспечат

достаточно

оптимальное

развитие

звукопроизносительной

стороны речи, словарно – грамматических категорий речевого развития

детей.

Цель методики

– развитие звуковой культуры речи, словаря,

грамматического строя речи в логопедической деятельности детей с общим

недоразвитием речи с помощью графического моделирования.

Задачи методики:

Коррекционно – образовательные:

- учить работать с моделями;

- формировать предметный словарь, словарь действий, словарь

признаков предмета, учить образовывать ассоциативные связи между

словом и графическим изображением;

- формировать обобщающую функцию слова по лексическим темам;

-

формировать

понятия

«одушевлённый»,

«неодушевлённый»

и

правильно ставить соответствующий вопрос: «кто это?», «что это?»;

- совершенствовать грамматический строй речи путём составления

предложения

с

помощью

графических

моделей

и

правильно

согласовывать слова в синтаксических конструкциях;

- учить правильно, употреблять в предложениях предлоги и соотносить

со схематическим изображением;

- формировать навыки экспериментальной деятельности.

Коррекционно – развивающие:

- развивать память, внимание, воображение, связную речь;

- развивать интонационную выразительность.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать желание правильно и красиво говорить;

- воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Основной

подход

в

работе

с

детьми

личностно – ориентированный.

Ведущими методическими принципами при этом становятся:

принцип деятельности – позволяет активно включать в коррекционно

образовательный процесс новые знания;

принцип развития – состоит в анализе объективных и субъективных

условий формирования речевой функции ребёнка:

принцип системного подхода – предполагает анализ взаимодействия

различных компонентов речи.

Данная методика включает следующие направления:

I.

Усвоение детьми понятия «слово»:

1.

Систематизация слов:

- имена существительные (предметный словарь), обозначающие предметы

и явления. На данном этапе даётся детям понятие «одушевлённый»,

«неодушевлённый» предмет и соотносится с графическими моделями

(зелёный квадрат с изображением человечка – одушевлённый предмет: синий

квадрат с изображением перечёркнутого человечка – неодушевлённый

предмет);

- глаголы (словарь действий), слова, обозначающие действия и состояния

предметов

и

умение

соотносить

с

графической

моделью

(жёлтый

прямоугольник с идущим человечком);

-

имена

прилагательные

(словарь

признаков),

слова

обозначающие

признаки предметов, явлений и умение соотносить с графической моделью

(красный треугольник с пёстрым человечком).

II.

Обобщение, развитие и систематизация словаря неразрывно

связано с ознакомлением детей с окружающим миром:

2.

имена существительные, обозначающие названия предметов, явлений

объединяются в тематические группы:

человек;

времена года;

овощи;

фрукты;

грибы;

деревья;

животные (дикие и домашние и их детёныши);

птицы (зимующие и перелётные и их детёныши);

одежда;

транспорт;

инструменты;

профессии;

игрушки;

цветы;

насекомые;

посуда;

продукты питания.

3.

имена

прилагательные

(признаки

предметов

и

явлений)

группируются:

по цвету;

по вкусовым ощущениям;

по форме;

по величине;

по температуре;

по материалу;

по фактуре.

4.

глаголы (действия) объединяются в группы:

действия людей;

способы передвижения животных и насекомых и некоторые их

действия;

звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми;

явления природы.

III.

Использование графического моделирования предложений для

того, чтобы сформировать у детей абстрактное представление о

слове как единице предложения:

формирование

двусоставного

простого

предложения:

«Девочка

рисует»;

формирование предложений из нескольких слов: сущ. в И.п. + глагол +

прямое дополнение: «Мама пьёт чай»;

1.

формирование структуры предложения с однородными членами:

подлежащими: «Оля надела шарф, шапку, пальто»;

определениями: «Мяч большой, круглый, резиновый»;

дополнениями: «Дети рисуют огурец, морковь, помидор».

2.

введение в предложения предлогов: «на», «под», «в», «за», «к»,

«от», «из», «с/со», «из-под», «из-за», «над», «между», «через».

Схема моделей предлогов задействована у Т.А. Ткаченко.

Условия, необходимые для реализации методики. Учитель – логопед

должен иметь наглядные пособия, раздаточный материал для детей: набор

графических моделей: зелёный квадрат с человечком, синий квадрат с

перечёркнутым человечком, жёлтый квадрат с идущим человечком,

красный треугольник с пёстрым человечком; набор из 13 схем предлогов

по Ткаченко.

Первый этап обучения

Знакомство детей с графическими моделями и их назначением:

- зелёный квадрат с изображением человечка обозначает одушевлённый

предмет и отвечает на вопрос: «кто это?». Привести примеры.

- синий квадрат с изображением перечёркнутого человечка обозначает

неодушевлённый предмет и отвечает на вопрос: «что это?». Привести

примеры.

- жёлтый прямоугольник с изображением идущего человечка обозначает

слово – действие и отвечает на вопросы: «что делают?», «что делает?2 т

т.д. Привести примеры.

- красный треугольник с изображением пёстрого человечка обозначает

слово – признак и отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?»,

«какие?». Привести примеры.

Второй этап обучения

Учить обозначать графическими моделями названные педагогом слова,

а затем и представленные предметные картинки с изображением действия

предмета и его признаков. Например:

Педагог: «Дети». Какой моделью мы обозначим слово «дети»? Какой

это предмет – одушевлённый или неодушевлённый? На какой вопрос этот

предмет отвечает? – «Что это?» или «Кто это?».

Дети: зелёным квадратиком с человечком. Потому что это предмет

одушевлённый и отвечает на вопрос: «Кто это?».

Аналогично ведётся работа с другими графическими моделями: синим

квадратом, жёлтым прямоугольником, красным треугольником.

Третий этап обучения

Дать понятие детям о том, что графическими моделями можно

обозначать не только отдельные слова, но и «записывать» фразы,

предложения.

Педагог называет предложение: «Девочка читает». Какое первое

слово

в

этом

предложении?

«Девочка».

Какой

предмет:

одушевлённый или неодушевлённый? – «Одушевлённый». Какой

моделью обозначим? – «Зелёным квадратом с человечком». Кладите

зелёный квадрат. Мы «записали» слово «девочка». Что делает девочка?

– «Читает». Какой моделью мы обозначим слово «читает». «Жёлтым

прямоугольником с идущим человечком». Почему? – «Потому, что

это слово - действие». Кладите жёлтый квадрат справа от зелёного.

Давайте прочитаем, что мы «записали». – «Девочка читает». Какой

моделью мы обозначили слово «девочка»? – «Зелёным квадратом с

человечком».

Какой моделью мы обозначили слово «читает»? –

«Жёлтым прямоугольником с идущим человечком».

Аналогичным образом можно продолжить предложение: Что

читает девочка? – «Книгу»

- синий квадрат с перечёркнутым

человечком. Какую книгу? – «Интересную» - красный треугольник с

пёстрым

человечком.

«Девочка

читает

интересную

книгу».

Последовательность

моделей

данного

предложения:

зелёный

квадрат – жёлтый прямоугольник – красный треугольник – синий

квадрат.

Учить умению анализировать предложение.

Учить детей понимать интонацию, улавливая её оттенки. С этой

целью выполнять задания типа: «Хлопните в ладоши, когда услышите,

что предложение закончено» - чувствовать конец предложения

(небольшая пауза, понижение голоса). Учить делать ударение на

главном слове в предложении.

Четвёртый этап обучения

Введение в предложения моделей, обозначающие предлоги

(по Т.А. Ткаченко).

Уточнять

пространственные

отношения,

выраженные

предлогами;

учить

выделять

эти

предлоги

в

предложениях

и

обозначать соответствующей моделью.

Методика графического моделирования

в формировании

звукопроизносительной стороны речи,

лексико – грамматических категорий у детей

с общим недоразвитием речи

«Говорливые человечки»

Автор:

учитель – логопед О.Ф. Снегирёва

МБДОУ детский сад «Теремок»

г.п. Белый Яр

2017 год