Автор: Снегирёва Оксана Федоровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: пгт. Белый Яр
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Говорливые человечки"
Использование графического моделирования в формировании
лексико – грамматических категорий у детей
с общим недоразвитием речи
«Говорливые человечки»
Задача учителя – логопеда – сделать занятия интересной игрой, а не
скучной деятельностью. В логопедии от повторений никуда не деться,
особенно при автоматизации звуков, поэтому совместная деятельность
учителя – логопеда с дошкольниками должна превращаться в игровое
путешествие. Ведь только положительная мотивация будет способствовать
эффективной работе, что впоследствии приведёт к желаемому результату.
В последнее время всё больше увеличивается число детей с ОНР.
Работа по развитию лексико – грамматической стороны речи является
важнейшим составляющим звеном в логопедической коррекции.
В какой же форме можно преподнести ребёнку речевой материал,
заинтересовать его, вызвать интерес снова и снова повторять уже знакомые,
но такие сложные и не всегда доступные правильному произношению звуки,
слоги, слова, предложения?
Вашему вниманию предлагается авторская методическая разработка
«Говорливые
человечки»
-
графическое
моделирование
для
закрепления звукопроизношения, формирования лексико – грамматических
категорий у детей с ОНР.
Новизна представленной методики. Разработка создаёт потенциальную
возможность формировать у детей с ОНР те новообразования, которые
обеспечат
достаточно
оптимальное
развитие
звукопроизносительной
стороны речи, словарно – грамматических категорий речевого развития
детей.
Цель методики
– развитие звуковой культуры речи, словаря,
грамматического строя речи в логопедической деятельности детей с общим
недоразвитием речи с помощью графического моделирования.
Задачи методики:
Коррекционно – образовательные:
- учить работать с моделями;
- формировать предметный словарь, словарь действий, словарь
признаков предмета, учить образовывать ассоциативные связи между
словом и графическим изображением;
- формировать обобщающую функцию слова по лексическим темам;
-
формировать
понятия
«одушевлённый»,
«неодушевлённый»
и
правильно ставить соответствующий вопрос: «кто это?», «что это?»;
- совершенствовать грамматический строй речи путём составления
предложения
с
помощью
графических
моделей
и
правильно
согласовывать слова в синтаксических конструкциях;
- учить правильно, употреблять в предложениях предлоги и соотносить
со схематическим изображением;
- формировать навыки экспериментальной деятельности.
Коррекционно – развивающие:
- развивать память, внимание, воображение, связную речь;
- развивать интонационную выразительность.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать желание правильно и красиво говорить;
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
Основной
подход
в
работе
с
детьми
–
личностно – ориентированный.
Ведущими методическими принципами при этом становятся:
принцип деятельности – позволяет активно включать в коррекционно
образовательный процесс новые знания;
принцип развития – состоит в анализе объективных и субъективных
условий формирования речевой функции ребёнка:
принцип системного подхода – предполагает анализ взаимодействия
различных компонентов речи.
Данная методика включает следующие направления:
I.
Усвоение детьми понятия «слово»:
1.
Систематизация слов:
- имена существительные (предметный словарь), обозначающие предметы
и явления. На данном этапе даётся детям понятие «одушевлённый»,
«неодушевлённый» предмет и соотносится с графическими моделями
(зелёный квадрат с изображением человечка – одушевлённый предмет: синий
квадрат с изображением перечёркнутого человечка – неодушевлённый
предмет);
- глаголы (словарь действий), слова, обозначающие действия и состояния
предметов
и
умение
соотносить
с
графической
моделью
(жёлтый
прямоугольник с идущим человечком);
-
имена
прилагательные
(словарь
признаков),
слова
обозначающие
признаки предметов, явлений и умение соотносить с графической моделью
(красный треугольник с пёстрым человечком).
II.
Обобщение, развитие и систематизация словаря неразрывно
связано с ознакомлением детей с окружающим миром:
2.
имена существительные, обозначающие названия предметов, явлений
объединяются в тематические группы:
человек;
времена года;
овощи;
фрукты;
грибы;
деревья;
животные (дикие и домашние и их детёныши);
птицы (зимующие и перелётные и их детёныши);
одежда;
транспорт;
инструменты;
профессии;
игрушки;
цветы;
насекомые;
посуда;
продукты питания.
3.
имена
прилагательные
(признаки
предметов
и
явлений)
группируются:
по цвету;
по вкусовым ощущениям;
по форме;
по величине;
по температуре;
по материалу;
по фактуре.
4.
глаголы (действия) объединяются в группы:
действия людей;
способы передвижения животных и насекомых и некоторые их
действия;
звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми;
явления природы.
III.
Использование графического моделирования предложений для
того, чтобы сформировать у детей абстрактное представление о
слове как единице предложения:
формирование
двусоставного
простого
предложения:
«Девочка
рисует»;
формирование предложений из нескольких слов: сущ. в И.п. + глагол +
прямое дополнение: «Мама пьёт чай»;
1.
формирование структуры предложения с однородными членами:
подлежащими: «Оля надела шарф, шапку, пальто»;
определениями: «Мяч большой, круглый, резиновый»;
дополнениями: «Дети рисуют огурец, морковь, помидор».
2.
введение в предложения предлогов: «на», «под», «в», «за», «к»,
«от», «из», «с/со», «из-под», «из-за», «над», «между», «через».
Схема моделей предлогов задействована у Т.А. Ткаченко.
Условия, необходимые для реализации методики. Учитель – логопед
должен иметь наглядные пособия, раздаточный материал для детей: набор
графических моделей: зелёный квадрат с человечком, синий квадрат с
перечёркнутым человечком, жёлтый квадрат с идущим человечком,
красный треугольник с пёстрым человечком; набор из 13 схем предлогов
по Ткаченко.
Первый этап обучения
Знакомство детей с графическими моделями и их назначением:
- зелёный квадрат с изображением человечка обозначает одушевлённый
предмет и отвечает на вопрос: «кто это?». Привести примеры.
- синий квадрат с изображением перечёркнутого человечка обозначает
неодушевлённый предмет и отвечает на вопрос: «что это?». Привести
примеры.
- жёлтый прямоугольник с изображением идущего человечка обозначает
слово – действие и отвечает на вопросы: «что делают?», «что делает?2 т
т.д. Привести примеры.
- красный треугольник с изображением пёстрого человечка обозначает
слово – признак и отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?». Привести примеры.
Второй этап обучения
Учить обозначать графическими моделями названные педагогом слова,
а затем и представленные предметные картинки с изображением действия
предмета и его признаков. Например:
Педагог: «Дети». Какой моделью мы обозначим слово «дети»? Какой
это предмет – одушевлённый или неодушевлённый? На какой вопрос этот
предмет отвечает? – «Что это?» или «Кто это?».
Дети: зелёным квадратиком с человечком. Потому что это предмет
одушевлённый и отвечает на вопрос: «Кто это?».
Аналогично ведётся работа с другими графическими моделями: синим
квадратом, жёлтым прямоугольником, красным треугольником.
Третий этап обучения
Дать понятие детям о том, что графическими моделями можно
обозначать не только отдельные слова, но и «записывать» фразы,
предложения.
Педагог называет предложение: «Девочка читает». Какое первое
слово
в
этом
предложении?
–
«Девочка».
Какой
предмет:
одушевлённый или неодушевлённый? – «Одушевлённый». Какой
моделью обозначим? – «Зелёным квадратом с человечком». Кладите
зелёный квадрат. Мы «записали» слово «девочка». Что делает девочка?
– «Читает». Какой моделью мы обозначим слово «читает». «Жёлтым
прямоугольником с идущим человечком». Почему? – «Потому, что
это слово - действие». Кладите жёлтый квадрат справа от зелёного.
Давайте прочитаем, что мы «записали». – «Девочка читает». Какой
моделью мы обозначили слово «девочка»? – «Зелёным квадратом с
человечком».
Какой моделью мы обозначили слово «читает»? –
«Жёлтым прямоугольником с идущим человечком».
Аналогичным образом можно продолжить предложение: Что
читает девочка? – «Книгу»
- синий квадрат с перечёркнутым
человечком. Какую книгу? – «Интересную» - красный треугольник с
пёстрым
человечком.
–
«Девочка
читает
интересную
книгу».
Последовательность
моделей
данного
предложения:
зелёный
квадрат – жёлтый прямоугольник – красный треугольник – синий
квадрат.
Учить умению анализировать предложение.
Учить детей понимать интонацию, улавливая её оттенки. С этой
целью выполнять задания типа: «Хлопните в ладоши, когда услышите,
что предложение закончено» - чувствовать конец предложения
(небольшая пауза, понижение голоса). Учить делать ударение на
главном слове в предложении.
Четвёртый этап обучения
Введение в предложения моделей, обозначающие предлоги
(по Т.А. Ткаченко).
Уточнять
пространственные
отношения,
выраженные
предлогами;
учить
выделять
эти
предлоги
в
предложениях
и
обозначать соответствующей моделью.
Методика графического моделирования
в формировании
звукопроизносительной стороны речи,
лексико – грамматических категорий у детей
с общим недоразвитием речи
«Говорливые человечки»
Автор:
учитель – логопед О.Ф. Снегирёва
МБДОУ детский сад «Теремок»
г.п. Белый Яр
2017 год